Перейти на главную страницу
Дано: Р = 3 кВ,
= 90 с-1,
= 30 с-1.
Выбираем материалы катков: ведущий каток – текстолит ПТК, ведомого (большего) катка – чугун С4 – 18.
Передаточное число фрикционной передачи
Вращающий момент на ведущем валу
Задаемся коэффициент ширины катка
= 0,3, коэффициент запаса сцепления k = 1,3.
Допускаемое контактное напряжение для текстолитовых катков
= 100 МПа, коэффициент трения текстолита по чугуну ¦ = 0,3. Модули упругости текстолита
МПа, чугуна
МПа.
Приведенный модуль упругости:
Находим межосевое расстояние
мм
Определяем основные размеры катков:
диаметр ведущего катка
мм
ширина катков
мм
мм.
2. Расчет на прочность валов и осей
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания расположенных на них деталей (рис. 2.1, а); оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают.
Рис. 2.1. Валы и оси: а — вал; б — вращающаяся ось; в — неподвижная ось; 1 — цапфа; 2 — шейка
Исходя из расчета на прочность и для удобства установки деталей валы выполняют ступенчатыми. Переходные участки вала выполняют цилиндрическими или коническими с галтелями разной формы и фасками (рис. 2.2).
Для валов и осей применяют качественные углеродистые и легированные стали. Для валов и осей неответственных передач применяют стали обыкновенного качества (без термообработки).
Валы и оси обрабатывают на токарных станках, посадочные поверхности могут шлифоваться.
Критерии работоспособности и виды разрушений валов и осей
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения (рис. 2.3) и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.
Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент.
Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.
Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.
Рис. 2.2. Переходные участки вала: 1 – фаска; 2 – галтель; r – радиус галтели
Рис. 2.3. Циклы напряжений в сечении валов: а — симметричный; б — отнулевой; Т — продолжительность одного цикла (период)
,
Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.
Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.
2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.
Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.3, а), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.3, б).
Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
,
где МИ — изгибающий момент;
амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
,
где Woc, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.
Запас прочности вала:
по нормальным напряжениям
;
по касательным напряжениям
,
— предел выносливости при расчете на изгиб;
— предел выносливости при расчете на кручение; KσD, КτD — общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно:
;
,
Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
.
3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений
,
.
,
где
— эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [σ–1и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.
В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.
В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.
Вычислить силу торможения, принимая коэффициент трения между тормозной колодкой и маховиком f = 0,25.
Потерями на трение в подшипниках вала пренебречь.
Вычислить контактное напряжение между колодкой тормоза и маховиком, принимая размер b=100 мм и высоту тормозной колодки 200 мм. Диаметр маховика D= 300 мм.
По условиям задачи вращение вала в процессе остановки является равнозамедленным. Начальная угловая скорость вала
. Конечная угловая скорость вала
.
Угловое ускорение вала
,
где
– угол поворота вала по заданию.
Крутящий момент, приложенный к валу силами инерции
.
Напряжение кручения в сечениях вала, нагруженных данным моментом
Отсюда искомый диаметр вала
где
– полярный момент сопротивления сечения вала.
Уравнение движения вала в период торможения запишется в виде
, т.е. кинетическая энергия вращения вала будет затрачена на работу сил трения.
Момент сил трения
.
Из совместного решения уравнений
Контактное напряжение на поверхности колодки
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Таблица 1. Исходные данные для расчета
|
Наименование |
ед. изм. |
Значение |
|
Номер задания |
1 |
|
|
Мощность на выходе |
кВт |
4 |
|
Частота вращения 1 |
об/мин |
|
|
Частота вращения 2 |
об/мин |
|
|
Окружная скорость барабана (цепи) |
м/с |
0,3 |
|
Диаметр барабана |
мм |
|
|
Шаг тяговой цепи |
мм |
80 |
|
Число зубьев тяговой звездочки |
|
7 |
|
Расчетный срок службы |
лет |
4 |
Для определения мощности электродвигателя (т.е. мощности на входе механической передачи), необходимо определить общий КПД, который зависит от компоновки и количества промежуточных передач. КПД частных передач приводится в справочном пособии в виде таблицы.
Общий КПД определяется из выражения
= 0,8,
где, ηмуфт - КПД соединительной муфты; ηбыс.п - КПД быстроходной передачи; ηтих.п - КПД тихоходной передачи; ηрем - КПД ременной или цепной передачи; ηn п - потери
на трение в опорах каждого вала, n - количество валов.
= 3,3 кВт.
По требуемой мощности NA выбираем электродвигатель 3-х фазный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый с параметрами
Принимаем NA = Nдв = 4 кВт.
= 1430 об/мин.;
= 149,7 рад/с;
Частоты вращения приводного вала (об/мин):
1) в случае использования барабана
;
2) в случае использования цепи
где D3B -диаметр тяговых звездочек
= 184.
Итого частота вращения вала nвых = 31 об/мин
3) без использования ременной или цепной передачи
nвых 1 и nвых 2 принимается из условия задания на контрольную работу.
Определяем общее передаточное число
= 46,1
и далее разбиваем его между частными передачами согласно стандартным значениям передаточных чисел:
1) быстроходная передача редуктора (u1) = 5;
2) тихоходная передача редуктора (u2) =6,3;
3) передача между редуктором и потребителем (u3) = 1,46.
= 46,1.
Далее находим отклонение при стандартных значениях передаточных чисел от заданных параметров. Отклонение от нормативного значения не должны превышать 4%.
Определяем мощность вала на входе в редуктор (вал Б)
= 3,8 кВт.
Частота вращения
= 1430 об/мин.
Угловая скорость вала
= 149,7 рад/с.
= 26,1 Нм.
Мощность вала на промежуточном валу редуктора
= 3,7 кВт.
Частота вращения вала
= 286 об/мин.
Угловая скорость вала
= 29,9 рад/с.
Вращающий момент на валу
= 123,7 Нм.
= 3,4 кВт
Частота вращения вала
= 45 об/мин.
Угловая скорость вала
= 4,7 рад/с
Вращающий момент на валу
= 723,4 Нм.
= 3,2 кВт.
Частота вращения вала
= 31 об/мин.
Угловая скорость
= 3,2 рад/с.
Вращающий момент тихоходной передачи
= 1000 0 Нм
Таблица 2. Результаты расчета
|
Наименование |
Условное обозна- чение
|
Ед. Изм.
|
Вал электро двига-теля |
На входе в редуктор |
Вал промежуточный |
На выходе из редуктора |
Вал потребителя |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д | |||
|
Передаточное число |
u |
|
|
|
5,0 |
6,3 |
1,46 |
|
Мощность |
N |
кВт |
4,0 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
3,2 |
|
Частота вращения |
n |
об/мин |
1430 |
1430 |
286 |
45 |
31 |
|
Угловая скорость |
ω |
рад/с |
149,7 |
149,7 |
29,9 |
4,7 |
3,2 |
|
Вращающий момент |
М |
Нм |
26,7 |
26,1 |
123,7 |
723,4 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора
|
Наименование |
Ед.изм. |
Значение |
|
Срок службы |
лет |
4 |
|
Угловая скорость вращения шестерни |
рад/с |
149,7 |
|
Вращающий момент на валу зубчатой шестерни |
Нм |
26,1 |
|
Вращающий момент на валу зубчатого колеса |
Нм |
123,7 |
|
Передаточное число |
|
7 |
В задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними характеристиками: для шестерни – Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения
,
где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
;
Для колес из нормализованной или улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [SH] = 1,1...1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [SH] = 1.2...1.3.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле
для шестерни [σН1] = 482 МПа;
для колеса [σН2] = 428 МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
[σН] = 410 МПа.
Требуемое условие [σН] = < 1,23[σН2] выполнено.
Коэффициент KHβ;S принимаем предварительно = 1,1.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца относительно межосевого расстояния
= 0,45.
Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25.
Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать
; для косозубых предпочтительно принимать
, проверяя (при
) выполнения условия:
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
=107 мм.
где Кα = 43; (для прямозубых передач Кα = 49,5; для косозубых и шевронных передач Кα = 43,0), М2 - вращающий момент на валу зубчатого колеса
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ
.
Стандартные значения межосевых расстояний надлежит выбирать из следующих величин:
= 1
2.
Стандартные значения модуля mn надлежит выбирать из следующих величин:
Принимаем значение нормального модуля по ГОСТ из первого ряда
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 12°.
= 29,2 примем Z1 = 29, тогда Z2 = 145.

= 0,971, отсюда получаем β = 14°.
Основные размеры шестерни и колеса.
диаметры делительные:
= 37,33 мм.
= 186,67
Делаем проверку правильности выбора модуля и количества зубьев шестерни и колеса:
= 112 мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
= 39,83 мм.
= 189,16 мм.
Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:
= 34,21 мм.
= 183,54 мм.
ширина колеса
= 50 мм.
ширина шестерни
мм = 55 мм.
Определим коэффициент ширины шестерни относительно диаметра делительной окружности
= 1,473,
где ω1 – угловая скорость вращения шестерни.
= 2,8 м/с.
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю.
Коэффициент нагрузки
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с.
Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.
Проверка контактных напряжений по формуле:
= 372 МПа < [σН].
Окружная сила
= 1398 Н,
где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни.
Радиальная сила
= 524 Н.
Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о.
Осевая сила
= 344 Н.
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFV
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с.
KFβ =1,25; KFV = 1,1;
Таким образом, коэффициент KF = 1,2.
У шестерни
= 32 мм. => YF = 3,73.
У колеса
= 152 мм. => YF = 3,60.
Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:
= 0,9.
;
коэффициент KFα принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:
= 092, и так, коэффициент KFα = 0,92,
где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес.
Допускаемое напряжение находится по формуле:
для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба
и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:
= 414 МПа;
для колеса
= 360 МПа.
Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:
.
Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3.
Допускаемые напряжения:
для шестерни [σF1]= 237 МПа,
для колеса [σF2]= 206 МПа.
Находим отношение
, для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса
= 92 МПа < [σF2] = 206.
Условие прочности выполнено.
Таблица 4. Результаты расчета
|
Наименование |
Условное обозна- чение |
Ед. изм.
|
Шестер-ня |
Зубчатое колесо |
|
Число зубьев |
z |
|
29 |
145 |
|
Коэффициент ширины венца |
Ψba |
|
|
0,45 |
|
Коэффициент ширины шестерни |
Ψbd |
|
1,473 |
|
|
Нормальный модуль зацепления |
mn |
|
1,25 | |
|
Межосевое расстояние |
aw |
мм |
112 | |
|
Делительный диаметр |
d |
мм |
37,33 |
186,66 |
|
Диаметр вершин зубьев |
da |
мм |
39,83 |
189,16 |
|
Диаметр впадин зубьев |
df |
мм |
34,21 |
183,54 |
|
Ширина колеса (шестерни) |
b |
мм |
55 |
50 |
|
Силы действующие в зацеплении: |
| |||
|
- окружная |
Ft |
H |
1 398 | |
|
- радиальная |
Fr |
H |
524 | |
|
- осевая |
Fa |
H |
344 | |
Задача Определить основные размеры цилиндрической фрикционной передачи привода транспортера. Передаваемая мощность, и угловые скорости ведущего и ведомого катков
16 12 2014
1 стр.
Новикова и зубчатым муфтам, работающим при перекосах осей соединяемых валов машин и механизмов
07 10 2014
1 стр.
Подшипники служат опорой для валов и вращающихся осей. Во избежание снижения К. П. Д. механизма потери в подшипниках должны быть минимальными. От качества подшипников в значительно
16 12 2014
1 стр.
Цели урока: познакомиться с типовыми технологическими процессами изготовления валов
16 12 2014
1 стр.
С развитием луговых сообществ происходит образование дернины, идёт почвообразование, закрепление песчаных валов. В зависимости от типов местообитаний формируются психрофильные, мез
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова Министерства образования и науки Республики Казахстан
13 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.