Перейти на главную страницу
Дано: Р = 3 кВ, = 90 с-1,
= 30 с-1.
Выбираем материалы катков: ведущий каток – текстолит ПТК, ведомого (большего) катка – чугун С4 – 18.
Передаточное число фрикционной передачи
Вращающий момент на ведущем валу
Задаемся коэффициент ширины катка = 0,3, коэффициент запаса сцепления k = 1,3.
Допускаемое контактное напряжение для текстолитовых катков = 100 МПа, коэффициент трения текстолита по чугуну ¦ = 0,3. Модули упругости текстолита
МПа, чугуна
МПа.
Приведенный модуль упругости:
Находим межосевое расстояние
мм
Определяем основные размеры катков:
диаметр ведущего катка мм
ширина катков мм
мм.
2. Расчет на прочность валов и осей
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания расположенных на них деталей (рис. 2.1, а); оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают.
Рис. 2.1. Валы и оси: а — вал; б — вращающаяся ось; в — неподвижная ось; 1 — цапфа; 2 — шейка
Исходя из расчета на прочность и для удобства установки деталей валы выполняют ступенчатыми. Переходные участки вала выполняют цилиндрическими или коническими с галтелями разной формы и фасками (рис. 2.2).
Для валов и осей применяют качественные углеродистые и легированные стали. Для валов и осей неответственных передач применяют стали обыкновенного качества (без термообработки).
Валы и оси обрабатывают на токарных станках, посадочные поверхности могут шлифоваться.
Критерии работоспособности и виды разрушений валов и осей
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения (рис. 2.3) и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.
Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент.
Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.
Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.
Рис. 2.2. Переходные участки вала: 1 – фаска; 2 – галтель; r – радиус галтели
Рис. 2.3. Циклы напряжений в сечении валов: а — симметричный; б — отнулевой; Т — продолжительность одного цикла (период)
Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.
Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.
2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.
Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.3, а), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.3, б).
Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
,
где МИ — изгибающий момент;
амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
,
где Woc, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.
Запас прочности вала:
по нормальным напряжениям
;
по касательным напряжениям
Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений
где — эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [σ–1и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.
В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.
В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.
Вычислить силу торможения, принимая коэффициент трения между тормозной колодкой и маховиком f = 0,25.
Потерями на трение в подшипниках вала пренебречь.
Вычислить контактное напряжение между колодкой тормоза и маховиком, принимая размер b=100 мм и высоту тормозной колодки 200 мм. Диаметр маховика D= 300 мм.
По условиям задачи вращение вала в процессе остановки является равнозамедленным. Начальная угловая скорость вала . Конечная угловая скорость вала
.
Угловое ускорение вала ,
где – угол поворота вала по заданию.
Крутящий момент, приложенный к валу силами инерции .
Напряжение кручения в сечениях вала, нагруженных данным моментом
Отсюда искомый диаметр вала
где – полярный момент сопротивления сечения вала.
Уравнение движения вала в период торможения запишется в виде
, т.е. кинетическая энергия вращения вала будет затрачена на работу сил трения.
Момент сил трения .
Из совместного решения уравнений
Контактное напряжение на поверхности колодки
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Таблица 1. Исходные данные для расчета
Наименование |
ед. изм. |
Значение |
Номер задания |
1 |
|
Мощность на выходе |
кВт |
4 |
Частота вращения 1 |
об/мин |
|
Частота вращения 2 |
об/мин |
|
Окружная скорость барабана (цепи) |
м/с |
0,3 |
Диаметр барабана |
мм |
|
Шаг тяговой цепи |
мм |
80 |
Число зубьев тяговой звездочки |
|
7 |
Расчетный срок службы |
лет |
4 |
Для определения мощности электродвигателя (т.е. мощности на входе механической передачи), необходимо определить общий КПД, который зависит от компоновки и количества промежуточных передач. КПД частных передач приводится в справочном пособии в виде таблицы.
Общий КПД определяется из выражения
= 0,8,
где, ηмуфт - КПД соединительной муфты; ηбыс.п - КПД быстроходной передачи; ηтих.п - КПД тихоходной передачи; ηрем - КПД ременной или цепной передачи; ηn п - потери на трение в опорах каждого вала, n - количество валов.
По требуемой мощности NA выбираем электродвигатель 3-х фазный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый с параметрами
Принимаем NA = Nдв = 4 кВт.
Частоты вращения приводного вала (об/мин):
1) в случае использования барабана
;
2) в случае использования цепи
где D3B -диаметр тяговых звездочек
Итого частота вращения вала nвых = 31 об/мин
3) без использования ременной или цепной передачи
nвых 1 и nвых 2 принимается из условия задания на контрольную работу.
Определяем общее передаточное число
= 46,1
и далее разбиваем его между частными передачами согласно стандартным значениям передаточных чисел:
1) быстроходная передача редуктора (u1) = 5;
2) тихоходная передача редуктора (u2) =6,3;
3) передача между редуктором и потребителем (u3) = 1,46.
= 46,1.
Далее находим отклонение при стандартных значениях передаточных чисел от заданных параметров. Отклонение от нормативного значения не должны превышать 4%.
Определяем мощность вала на входе в редуктор (вал Б)
Частота вращения
Угловая скорость вала
Мощность вала на промежуточном валу редуктора
Частота вращения вала
Угловая скорость вала
Вращающий момент на валу
Частота вращения вала
Угловая скорость вала
Вращающий момент на валу
Частота вращения вала
Угловая скорость
Вращающий момент тихоходной передачи
Таблица 2. Результаты расчета
Наименование |
Условное обозна- чение
|
Ед. Изм.
|
Вал электро двига-теля |
На входе в редуктор |
Вал промежуточный |
На выходе из редуктора |
Вал потребителя |
А |
Б |
В |
Г |
Д | |||
Передаточное число |
u |
|
|
|
5,0 |
6,3 |
1,46 |
Мощность |
N |
кВт |
4,0 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
3,2 |
Частота вращения |
n |
об/мин |
1430 |
1430 |
286 |
45 |
31 |
Угловая скорость |
ω |
рад/с |
149,7 |
149,7 |
29,9 |
4,7 |
3,2 |
Вращающий момент |
М |
Нм |
26,7 |
26,1 |
123,7 |
723,4 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора
Наименование |
Ед.изм. |
Значение |
Срок службы |
лет |
4 |
Угловая скорость вращения шестерни |
рад/с |
149,7 |
Вращающий момент на валу зубчатой шестерни |
Нм |
26,1 |
Вращающий момент на валу зубчатого колеса |
Нм |
123,7 |
Передаточное число |
|
7 |
В задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними характеристиками: для шестерни – Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения
,
где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
Для колес из нормализованной или улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [SH] = 1,1...1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [SH] = 1.2...1.3.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле
для шестерни [σН1] = 482 МПа;
для колеса [σН2] = 428 МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
[σН] = 410 МПа.
Требуемое условие [σН] = < 1,23[σН2] выполнено.
Коэффициент KHβ;S принимаем предварительно = 1,1.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца относительно межосевого расстояния
= 0,45.
Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25.
Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать ; для косозубых предпочтительно принимать
, проверяя (при
) выполнения условия:
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
где Кα = 43; (для прямозубых передач Кα = 49,5; для косозубых и шевронных передач Кα = 43,0), М2 - вращающий момент на валу зубчатого колеса
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ .
Стандартные значения межосевых расстояний надлежит выбирать из следующих величин:
Стандартные значения модуля mn надлежит выбирать из следующих величин:
Принимаем значение нормального модуля по ГОСТ из первого ряда
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 12°.
Основные размеры шестерни и колеса.
диаметры делительные:
= 37,33 мм.
= 186,67
Делаем проверку правильности выбора модуля и количества зубьев шестерни и колеса:
= 112 мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:
ширина колеса = 50 мм.
ширина шестерни мм = 55 мм.
Определим коэффициент ширины шестерни относительно диаметра делительной окружности
= 1,473,
где ω1 – угловая скорость вращения шестерни.
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю.
Коэффициент нагрузки
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с.
Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.
Проверка контактных напряжений по формуле:
Окружная сила = 1398 Н,
где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни.
Радиальная сила = 524 Н.
Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о.
Осевая сила = 344 Н.
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFV
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с.
KFβ =1,25; KFV = 1,1;
Таким образом, коэффициент KF = 1,2.
У шестерни = 32 мм. => YF = 3,73.
У колеса = 152 мм. => YF = 3,60.
Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:
коэффициент KFα принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:
где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес.
Допускаемое напряжение находится по формуле:
для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:
для колеса = 360 МПа.
Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:
.
Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3.
Допускаемые напряжения:
для шестерни [σF1]= 237 МПа,
для колеса [σF2]= 206 МПа.
Находим отношение , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса
Условие прочности выполнено.
Таблица 4. Результаты расчета
Наименование |
Условное обозна- чение |
Ед. изм.
|
Шестер-ня |
Зубчатое колесо |
Число зубьев |
z |
|
29 |
145 |
Коэффициент ширины венца |
Ψba |
|
|
0,45 |
Коэффициент ширины шестерни |
Ψbd |
|
1,473 |
|
Нормальный модуль зацепления |
mn |
|
1,25 | |
Межосевое расстояние |
aw |
мм |
112 | |
Делительный диаметр |
d |
мм |
37,33 |
186,66 |
Диаметр вершин зубьев |
da |
мм |
39,83 |
189,16 |
Диаметр впадин зубьев |
df |
мм |
34,21 |
183,54 |
Ширина колеса (шестерни) |
b |
мм |
55 |
50 |
Силы действующие в зацеплении: |
| |||
- окружная |
Ft |
H |
1 398 | |
- радиальная |
Fr |
H |
524 | |
- осевая |
Fa |
H |
344 |
Задача Определить основные размеры цилиндрической фрикционной передачи привода транспортера. Передаваемая мощность, и угловые скорости ведущего и ведомого катков
16 12 2014
1 стр.
Новикова и зубчатым муфтам, работающим при перекосах осей соединяемых валов машин и механизмов
07 10 2014
1 стр.
Подшипники служат опорой для валов и вращающихся осей. Во избежание снижения К. П. Д. механизма потери в подшипниках должны быть минимальными. От качества подшипников в значительно
16 12 2014
1 стр.
Цели урока: познакомиться с типовыми технологическими процессами изготовления валов
16 12 2014
1 стр.
С развитием луговых сообществ происходит образование дернины, идёт почвообразование, закрепление песчаных валов. В зависимости от типов местообитаний формируются психрофильные, мез
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова Министерства образования и науки Республики Казахстан
13 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.