Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Задача 1. Определить основные размеры цилиндрической фрикционной передачи привода транспортера. Передаваемая мощность , и угловые скорости ведущего и ведомого катков.

Дано: Р = 3 кВ, = 90 с-1, = 30 с-1.



Порядок решения:

Выбираем материалы катков: ведущий каток – текстолит ПТК, ведомого (большего) катка – чугун С4 – 18.

Передаточное число фрикционной передачи

Вращающий момент на ведущем валу



Н/м

Задаемся коэффициент ширины катка = 0,3, коэффициент запаса сцепления k = 1,3.

Допускаемое контактное напряжение для текстолитовых катков = 100 МПа, коэффициент трения текстолита по чугуну ¦ = 0,3. Модули упругости текстолита МПа, чугуна МПа.

Приведенный модуль упругости:



МПа

Находим межосевое расстояние

мм

Определяем основные размеры катков:



диаметр ведущего катка мм

диаметр ведущего катка мм

ширина катков мм

мм.

2. Расчет на прочность валов и осей
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания расположенных на них деталей (рис. 2.1, а); оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают.

Рис. 2.1. Валы и оси: а — вал; б — вращающаяся ось; в — неподвижная ось; 1 — цапфа; 2 — шейка


Оси бывают вращающимися (рис. 2.1, б) и неподвижными (рис. 2.1, в).

Исходя из расчета на прочность и для удобства установки деталей валы выполняют ступенчатыми. Переходные участки вала выполняют цилиндрическими или коническими с галтелями разной формы и фасками (рис. 2.2).



Материалы

Для валов и осей применяют качественные углеродистые и легированные стали. Для валов и осей неответственных передач применяют стали обыкновенного качества (без термообработки).

Валы и оси обрабатывают на токарных станках, посадочные поверхности могут шлифоваться.

Критерии работоспособности и виды разрушений валов и осей

Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения (рис. 2.3) и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.

Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент.

Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.



Расчет валов

Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.



Рис. 2.2. Переходные участки вала: 1 – фаска; 2 – галтель; rрадиус галтели



Рис. 2.3. Циклы напряжений в сечении валов: а — симметричный; б — отнулевой; Т — продолжительность одного цикла (период)


1. Проектировочный (предварительный) расчет вала проводят по формуле

,
где Мк — крутящий момент, Мк= Т; Т — вращающий момент на валу; d — диаметр вала; [τк] — допускаемое напряжение при кручении, [τк] = 20...30 МПа.

Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.



Проверочный расчет спроектированного вала проводят по сопротивлению усталости и на жесткость.

Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.

2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.

Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.3, а), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.3, б).

Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
,

где МИ — изгибающий момент;

амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
,
где Woc, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.

Запас прочности вала:

по нормальным напряжениям
;

по касательным напряжениям


,
где — предел выносливости при расчете на изгиб; — предел выносливости при расчете на кручение; KσD, КτD — общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно:
;

,
где Кσ, Кτ — коэффициенты снижения предела выносливости за счет местных концентраторов — галтелей, выточек, поперечных отверстий, шпоночных пазов (эффективный коэффициент концентрации напряжений); Kd — коэффициент влияния абсолютных размеров; KF — коэффициент влияния обработки поверхности; Кv — коэффициент упрочнения поверхности; значения перечисленных коэффициентов приведены в специальной литературе.

Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения


.
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности 1,6...2,5.

Расчет осей ведут только на изгиб: при расчете неподвижных осей принимают изменения напряжений по отнулевому циклу, при расчете подвижных — по симметричному.

3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений



,
где МИ — суммарный изгибающий момент, геометрическая сумма изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
.
Условие сопротивления усталости
,

где — эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [σ–1и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.

В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.

В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.



Задача 2. Вал с маховиком, вращающийся со скоростью n=1000 об/мин, после включения тормоза останавливается, сделав n1=5 оборотов. Вычислить диаметр вала, принимая максимальное касательное напряжение, возникающее в вале при торможении, = 80 МПа. Момент инерции маховика J = 50 кГм2. Силу торможения принять постоянной и движение вала равнозамедленным. Момент инерции вала не учитывать.

Вычислить силу торможения, принимая коэффициент трения между тормозной колодкой и маховиком f = 0,25.

Потерями на трение в подшипниках вала пренебречь.

Вычислить контактное напряжение между колодкой тормоза и маховиком, принимая размер b=100 мм и высоту тормозной колодки 200 мм. Диаметр маховика D= 300 мм.



image440

Порядок решения:

По условиям задачи вращение вала в процессе остановки является равнозамедленным. Начальная угловая скорость вала . Конечная угловая скорость вала .

Угловое ускорение вала ,

где – угол поворота вала по заданию.

Крутящий момент, приложенный к валу силами инерции .

Напряжение кручения в сечениях вала, нагруженных данным моментом



Отсюда искомый диаметр вала



где – полярный момент сопротивления сечения вала.

Уравнение движения вала в период торможения запишется в виде

, т.е. кинетическая энергия вращения вала будет затрачена на работу сил трения.

Момент сил трения .

Из совместного решения уравнений

Контактное напряжение на поверхности колодки



1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет






Таблица 1. Исходные данные для расчета



Наименование

ед. изм.

Значение

Номер задания

1




Мощность на выходе

кВт

4

Частота вращения 1

об/мин




Частота вращения 2

об/мин




Окружная скорость барабана (цепи)

м/с

0,3

Диаметр барабана

мм




Шаг тяговой цепи

мм

80

Число зубьев тяговой звездочки




7

Расчетный срок службы

лет

4

Для определения мощности электродвигателя (т.е. мощности на входе механической передачи), необходимо определить общий КПД, который зависит от компоновки и количества промежуточных передач. КПД частных передач приводится в справочном пособии в виде таблицы.

Общий КПД определяется из выражения

= 0,8,

где, ηмуфт - КПД соединительной муфты; ηбыс.п - КПД быстроходной передачи; ηтих.п - КПД тихоходной передачи; ηрем - КПД ременной или цепной передачи; ηn п - потери на трение в опорах каждого вала, n - количество валов.



Мощность быстроходного вала (требуемая мощность на валу электродвигателя) находится из выражения:

= 3,3 кВт.

По требуемой мощности NA выбираем электродвигатель 3-х фазный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый с параметрами



Nдв = 4 кВт, скольжение - 4,7%, частота вращения - 1500 об/мин.

Принимаем NA = Nдв = 4 кВт.



Номинальная частота вращения находится из выражения

= 1430 об/мин.;

Угловая скорость быстроходного вала

= 149,7 рад/с;

Частоты вращения приводного вала (об/мин):

1) в случае использования барабана

;

2) в случае использования цепи



где D3B -диаметр тяговых звездочек



= 184.

Итого частота вращения вала nвых = 31 об/мин

3) без использования ременной или цепной передачи

nвых 1 и nвых 2 принимается из условия задания на контрольную работу.

Определяем общее передаточное число

= 46,1

и далее разбиваем его между частными передачами согласно стандартным значениям передаточных чисел:

1) быстроходная передача редуктора (u1) = 5;

2) тихоходная передача редуктора (u2) =6,3;

3) передача между редуктором и потребителем (u3) = 1,46.

= 46,1.

Далее находим отклонение при стандартных значениях передаточных чисел от заданных параметров. Отклонение от нормативного значения не должны превышать 4%.



Рассмотрим вход в редуктор.

Определяем мощность вала на входе в редуктор (вал Б)



= 3,8 кВт.

Частота вращения



= 1430 об/мин.

Угловая скорость вала



= 149,7 рад/с.
Вращающий момент на валу

= 26,1 Нм.

Промежуточный вал редуктора.

Мощность вала на промежуточном валу редуктора



= 3,7 кВт.

Частота вращения вала



= 286 об/мин.

Угловая скорость вала



= 29,9 рад/с.

Вращающий момент на валу



= 123,7 Нм.

Мощность вала на выходе из редуктора

= 3,4 кВт

Частота вращения вала



= 45 об/мин.

Угловая скорость вала



= 4,7 рад/с

Вращающий момент на валу



= 723,4 Нм.

Мощность у потребителя

= 3,2 кВт.

Частота вращения вала



= 31 об/мин.

Угловая скорость



= 3,2 рад/с.

Вращающий момент тихоходной передачи



= 1000 0 Нм

Таблица 2. Результаты расчета



Наименование

Условное обозна-

чение


Ед.

Изм.


Вал электро двига-теля

На входе в редуктор

Вал промежуточный

На выходе из редуктора

Вал потребителя

А

Б

В

Г

Д

Передаточное число

u










5,0

6,3

1,46

Мощность

N

кВт

4,0

3,9

3,7

3,4

3,2

Частота вращения

n

об/мин

1430

1430

286

45

31

Угловая скорость

ω

рад/с

149,7

149,7

29,9

4,7

3,2

Вращающий момент

М

Нм

26,7

26,1

123,7

723,4

1000

























2. Расчет зубчатых цилиндрических колес редуктора


Таблица 3. Исходные данные для расчета

Наименование

Ед.изм.

Значение

Срок службы

лет

4

Угловая скорость вращения шестерни

рад/с

149,7

Вращающий момент на валу зубчатой шестерни

Нм

26,1

Вращающий момент на валу зубчатого колеса

Нм

123,7

Передаточное число




7

В задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними характеристиками: для шестерни – Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.

Допускаемые контактные напряжения

,

где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)



;

НВ1 = 230; НВ2 = 200.

KHL - коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1. Коэффициент безопасности [SH] = 1,1.

Для колес из нормализованной или улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [SH] = 1,1...1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [SH] = 1.2...1.3.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле


для шестерни [σН1] = 482 МПа;

для колеса [σН2] = 428 МПа.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение

Н] = 410 МПа.

Требуемое условие [σН] = < 1,23[σН2] выполнено.

Коэффициент K;S принимаем предварительно = 1,1.

Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца относительно межосевого расстояния

= 0,45.

Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25.

Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать ; для косозубых предпочтительно принимать , проверяя (при ) выполнения условия:

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:



=107 мм.

где Кα = 43; (для прямозубых передач Кα = 49,5; для косозубых и шевронных передач Кα = 43,0), М2 - вращающий момент на валу зубчатого колеса

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ .

Стандартные значения межосевых расстояний надлежит выбирать из следующих величин:



  • 1-ый ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800,1000, 1250, 1600, 2000, 2500;

  • 2-ой ряд – 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

= 12.

Стандартные значения модуля mn надлежит выбирать из следующих величин:



  • 1-ый ряд – 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20.

  • 2-ой ряд – 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22.

Первый ряд следует предпочитать второму.

Принимаем значение нормального модуля по ГОСТ из первого ряда



mn = 1,25 мм.

Примем предварительно угол наклона зубьев β = 12°.



Определим число зубьев шестерни и колеса:

= 29,2 примем Z1 = 29, тогда Z2 = 145.

Уточненное значение угла наклона зубьев

= 0,971, отсюда получаем β = 14°.

Основные размеры шестерни и колеса.

диаметры делительные:

= 37,33 мм. = 186,67
Делаем проверку правильности выбора модуля и количества зубьев шестерни и колеса:

= 112 мм.

Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:



= 39,83 мм.

= 189,16 мм.

Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:



= 34,21 мм.

= 183,54 мм.

ширина колеса = 50 мм.

ширина шестерни мм = 55 мм.

Определим коэффициент ширины шестерни относительно диаметра делительной окружности

= 1,473,

где ω1 – угловая скорость вращения шестерни.



Окружная скорость колес и степень точности передачи

= 2,8 м/с.

При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю.

Коэффициент нагрузки

При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с.



КНα = 1,06; КНβ = 1,05; КНV = 1,0

Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.


Проверка контактных напряжений по формуле:



= 372 МПа < [σН].

Силы действующие в зацеплении:

Окружная сила = 1398 Н,

где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни.

Радиальная сила = 524 Н.

Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о.

Осевая сила = 344 Н.

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:

Здесь коэффициент нагрузки KF = KKFV

При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с.

K =1,25; KFV = 1,1;

Таким образом, коэффициент KF = 1,2.



YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV

У шестерни = 32 мм. => YF = 3,73.

У колеса = 152 мм. => YF = 3,60.

Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:



= 0,9.
Коэффициент K , учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких зубчатых колес, у которых коэффициент осевого перекрытия

;

коэффициент K принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:



= 092, и так, коэффициент K = 0,92,

где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес.

Допускаемое напряжение находится по формуле:

для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:


для шестерни = 414 МПа;

для колеса = 360 МПа.

Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:

.

Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3.

Допускаемые напряжения:

для шестерни [σF1]= 237 МПа,

для колеса [σF2]= 206 МПа.

Находим отношение , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Проверяем прочность зуба колеса



= 92 МПа < [σF2] = 206.

Условие прочности выполнено.

Таблица 4. Результаты расчета

Наименование

Условное обозна- чение

Ед.

изм.


Шестер-ня

Зубчатое колесо

Число зубьев

z




29

145

Коэффициент ширины венца

Ψba







0,45

Коэффициент ширины шестерни

Ψbd




1,473




Нормальный модуль зацепления

mn




1,25

Межосевое расстояние

aw

мм

112

Делительный диаметр

d

мм

37,33

186,66

Диаметр вершин зубьев

da

мм

39,83

189,16

Диаметр впадин зубьев

df

мм

34,21

183,54

Ширина колеса (шестерни)

b

мм

55

50

Силы действующие в зацеплении:




- окружная

Ft

H

1 398

- радиальная

Fr

H

524

- осевая

Fa

H

344


2. Расчет на прочность валов и осей

Задача Определить основные размеры цилиндрической фрикционной передачи привода транспортера. Передаваемая мощность, и угловые скорости ведущего и ведомого катков

199.45kb.

16 12 2014
1 стр.


Передачи с точечной системой зацепления эвольвентных зубьев

Новикова и зубчатым муфтам, работающим при перекосах осей соединяемых валов машин и механизмов

144.51kb.

07 10 2014
1 стр.


Подшипники скольжения

Подшипники служат опорой для валов и вращающихся осей. Во избежание снижения К. П. Д. механизма потери в подшипниках должны быть минимальными. От качества подшипников в значительно

87.7kb.

16 12 2014
1 стр.


Технология изготовления деталей, имеющих форму валов

Цели урока: познакомиться с типовыми технологическими процессами изготовления валов

157.01kb.

16 12 2014
1 стр.


Растительные сообщества разновозрастных береговых валов камчатского побережья

С развитием луговых сообществ происходит образование дернины, идёт почвообразование, закрепление песчаных валов. В зависимости от типов местообитаний формируются психрофильные, мез

59.34kb.

16 12 2014
1 стр.


Прочность и долговечность стальных вертикальных цилиндрических резервуаров с дефектами стенки в виде вмятин 01. 02. 06 Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова Министерства образования и науки Республики Казахстан

301.5kb.

13 10 2014
1 стр.


Практическая работа №20 Тема: «Расчет pvv» Цель занятия: Изучение и расчет pvv. Инструментарий: пэвм ibm pc
97.37kb.

09 10 2014
1 стр.


Практическая работа №19 Тема: «Расчет pdvv» Цель занятия: Изучение и расчет pdvv. Инструментарий: пэвм ibm pc
100.38kb.

09 10 2014
1 стр.