Перейти на главную страницу
Впервые получены решения задач с целью определения контактной прочности эвольвентных зубьев и зубьев системы Новикова на входе и выходе из зацепления. Созданы основы расчётов контактной прочности зубьев с учётом профильной, продольной и трёхмерной (топологической) модификации зубьев. Исходя из теоретических исследований разработаны равнопрочные по контактным напряжениям эвольвентные зубчатые передачи и передачи Новикова.
Безусловного внимания заслуживают исследования контактной прочности зубчатых передач с начальным линейным и точечным контактом зубьев, учитывающие влияние нелинейной зависимости между упругими перемещениями зубьев и возникающими в них напряжениями. Указанная нелинейность, как показали исследования, приводит к увеличению площадки контакта и, как следствие, к снижению контактных напряжений. В наибольшей степени положительное влияние данной нелинейности на контактную прочность зубьев проявляется в передачах с точечной системой зацепления зубьев.
По результатам выполненных исследований разработаны новые технические решения, направленные на существенное повышение нагрузочной способности, снижение весогабаритных показателей передач и улучшение их виброакустических характеристик. Указанные новые технические решения с 2003г. по 2007г. защищены 70 – ю патентами на изобретения.
Однако к наиболее впечатляющим результатам выполненных исследований следует отнести исследования и разработки по созданию эвольвентных зубчатых передач с точечной системой зацепления зубьев. Данные передачи по глубочайшему убеждению автора являются передачами нового поколения. Хочется верить в то, что наступит день, когда указанные передачи займут достойное место среди известных зубчатых передач с линейным контактом зубьев.
Прежде всего необходимо уяснить, что в основе любого зацепления должен иметь место начальный точечный, но не линейный контакт зубьев. Данное утверждение основывается не только на результатах выполненных исследований, но и на основах мироздания, так как понятия «прямая линия», «прямой отрезок» и т.п. в окружающем нас мире не существует. Эти определения придумал человек с целью упрощения объяснения и толкования тех или иных явлений. Любая так называемая прямая линия имеет кривизну и, как следствие, радиус кривизны. По – видимому, человек не в состоянии обнаружить визуально эту бесконечно малую кривизну с бесконечно большим радиусом кривизны. Поэтому прямолинейные образующие боковых поверхностей эвольвентных зубьев по сути дела являются криволинейными образующими с очень малой степенью кривизны.
Идеи создания зубчатых передач с точечной системой зацепления зубьев зародились и получили развитие с начала 20 – х годов прошлого века. Так, например, английские инженеры Ф. Бостон, С. Брамлей – Мур (1921г.), американский инженер Э. Вильдхабер (1923 – 1947г.г.), итальянец А. Роана (1947г.) и другие работали в направлении создания зубчатых передач с точечной системой зацепления выпукло – вогнутых зубьев с целью повышения нагрузочной способности зацепления по контактным напряжениям. Однако ни одна из представленных систем указанного зацепления зубьев по разным причинам не обеспечила предполагаемой нагрузочной способности и не нашла широкого применения.
Большим достижением на пути решения вопроса о повышении нагрузочной способности передач явилась разработанная М.Л. Новиковым новая система зацепления с точечным контактом выпукло – вогнутых зубьев.
При этом М.Л. Новиков не утверждал в категорической форме об исчерпании резервов дальнейшего совершенствования и развития эвольвентных зубчатых передач. Он также не говорил о том, что эвольвентные зубчатые передачи имеют неустранимые крупные недостатки.
Указанные и подобные им другие заявления пришли позже от отдельных лиц, занимающихся передачами Новикова. Основой указанных высказываний являются либо абсолютная безгрешность данных передач, либо незнание данными лицами нюансов и тонкостей контактного взаимодействия зубьев.
Такие подходы к оценке передач Новикова и эвольвентных зубчатых передач, подогреваемые, повторяюсь ещё раз, отдельными лицами, разделили людей занимающихся одной и той же проблемой, по сути на два противоположных лагеря. Кто при этом выиграл? Никто, кроме отдельных крикунов, не оставивших следа в редукторной науке. Однако при этом может потерять время и упущенные возможности редукторная наука, находящаяся к тому же в данный момент времени в состоянии стогнации.
А теперь рассмотрим эвольвентные зубчатые передачи с точечной системой зацепления зубьев, которые, как показали обширные выполненные исследования и анализ расчётных данных, имеют более высокую нагрузочную способность по контактным напряжениям по сравнению с передачами Новикова.
На эвольвентные зубчатые передачи с точечной системой зацепления зубьев целиком и полностью распространяется, в отличие от передач Новикова, известная классическая теория зацепления Оливье – Гохмана. Для эвольвентных зубчатых передач с точечным контактом зубьев, как и для передач с линейным контактом зубьев, характерна линия зацепления.
Для точечного зацепления зубьев системы Новикова не существует линия зацепления, а есть одна или несколько обособленных точек контакта в плоскости зацепления, которые в пространстве, т.е. на поверхности зуба, образуют контактные и рабочие линии. При этом следует добавить, что М.Л. Новиков ошибочно считал, что при точечном зацеплении выпукло – вогнутых зубьев существует линия зацепления.
Для получения точечного зацепления эвольвентных зубьев необходимо образующие боковых поверхностей зубьев шестерни или в отдельных случаях одновременно зубьев шестерни и колеса заменить криволинейными образующими. При этом параметр криволинейности указанных кривых в торцевых сечениях зубьев следует принимать, исходя из величин
мм, т.е.
мм.
При сравнении нагрузочной способности зацепления Новикова и эвольвентного зацепления зубьев с точечным контактом выполним расчёты указанных передач, исходя из одинаковых материалов и размеров зубчатых колёс при неизменной нормальной силе .
Применительно к передачам Новикова ОЛЗ и эвольвентным зубчатым передачам с предлагаемой точечной системой зацепления зубьев максимальные контактные напряжения при коэффициентах Пуассона и модулях упругости
материалов зубчатых колёс определяются по формулам:
,
где ;
– коэффициенты влияния радиусов кривизны в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на контактную прочность зубьев соответственно для зацепления Новикова и точечного зацепления;
В качестве примера рассмотрим сначала передачу Новикова , у которой
;
;
мм;
;
мм;
;
;
.
По общеизвестным формулам находим ;
;
;
и
. Применительно к косозубой зубчатой передача с линейным контактом зубьев при угле
по формуле Герца определяем
При этом нагрузочная способность передачи Новикова ОЛЗ по контактным напряжениям выше таковой косозубой зубчатой передачи, имеющей линейный контакт зубьев, в
раза.
При расчете эвольвентной зубчатой передачи с точечной системой зацепления эвольвентных зубьев будем исходить из данных передачи Новикова ОЛЗ, полагая угол и
Для данной передачи находим
и
при
и
при
В соответствии с найденными значениями параметров
и
по приведенной формуле рассчитываем
при
и
при
В соответствии с полученными значениями напряжений и
определяем значения коэффициента
, характеризующего повышение нагрузочной способности эвольвентной зубчатой передачи с точечной системой зацепления зубьев по сравнению с нагрузочной способностью передачи Новикова ОЛЗ:
при
при
Выражение коэффициента можно получить, исходя из выражений
и
а именно:
Используя зависимость при найдём значение коэффициента
, которые практически совпали с аналогичными ранее полученными величинами
Таким образом нагрузочная способность рассматриваемой эвольвентной передачи с точечным контактом зубьев при превышает нагрузочную способность передачи Новикова
, а при
- в
.
От анализа указанных передач и передач Новикова перейдем к рассмотрению достоинств и преимуществ передач с точечной системой зацепления зубьев и классических передач с линейным контактом эвольвентных зубьев.
При этом следует отметить, что западными исследователями проводились разработки не только в направлении выпукло – вогнутого зацепления зубьев, о чём говорилось ранее, но и в направлении точечного зацепления зубьев, которое именуется как АКЗ (анализ контакта зубьев).
Наибольшие успехи в АКЗ достигнуты применительно к спиралеобразным коническим передачам с точечным контактом зубьев. Исследования по АКЗ проводились в течении многих лет. При этом сущность АКЗ базируется на программном обеспечении. Программное обеспечение АКЗ для указанных конических колёс сейчас широко используется в проектировании, производстве, испытаниях и в процессе измерения. Однако теоретические решения по данному вопросу отсутствуют.
В противоположность сказанному, программное обеспечение АКЗ для цилиндрических зубчатых колёс не получило широкого применения и одобрения, несмотря на то, что теоретическое изучение АКЗ для цилиндрических зубчатых колёс началось сразу же после конических колёс в 1980 – х годах. В связи с этим расчёты указанных зубчатых колёс в отдельных случаях проводятся как при помощи самостоятельно разработанных программ, так и при помощи общепринятого программного обеспечения МКЭ (метода конечных элементов).
Информация о новых расчётных моделях контакта, о теоретических исследованиях в области контактной прочности зубьев, о расчётных зависимостях, позволяющих определять максимальные контактные напряжения и размеры площадки контакта при точечном взаимодействии зубьев, в западных источниках отсутствует. Отсутствие указанной информации связано либо с закрытым характером проводимых исследований, что мало вероятно, либо с отсутствием полученных теоретических решений контактных задач, что наиболее вероятно.
Высокая нагрузочная способность рассматриваемых передач делает возможным переход от косозубых и шевронных зубчатых передач к прямозубым зубчатым передачам с точечной и двухпарной системой зацепления зубьев. Двухпарность зацепления обеспечивается за счёт использования зубьев с «глубоким профилем»,который стандартизирован фирмой «Мааг», характеризуемого коэффициентом высоты головки зуба и углом зацепления
. Помимо угла
при «глубоком профиле» используется угол
(Япония), либо угол
(ГП НПКГ «Зоря» - «Машпроект», г. Николаев).
Однако двух – трёх и четырёхпарность зацепления может быть обеспечина за счёт изготовления двух – трёх и четырёхвенцовых шестерни и колеса. При этом вторые венцы шестерни и колеса (двухпарное зацепление) повёрнуты относительно первых венцов шестерни и колеса на определённые углы в окружном направлении.
При трёхпарном зацеплении вторые и третьи венцы шестерни и колеса, жестко скреплённые с первыми венцами шестерни и колеса, повёрнуты в окружном направлении относительно первых венцов шестерни и колеса также на определённые углы. Аналогичная картина прослеживается и при четырёхпарном зацеплении.
Следует отметить что ширина двух – трёх и четырёхвенцовых колёс с учётом кольцевых канавок , разделяющих венцы, равна ширине заменяемых косозубых либо шевронных зубчатых колёс.
В зубчатых передачах с точечной и двухпарной системой зацепления зубьев коэффициент торцевого перекрытия зубьев при
, что вполне достаточно для обеспечения плавности и малошумности работы передачи. Это достигается тем, что зубья в зацепление входят неодновременно. Более значительный эффект имеет место при трёх – четырёхпарном зацеплении зубьев.
Замена косозубых шевронных зубчатых передач указанными прямозубыми зубчатыми передачами с точечной системой зацепления зубьев является серьезным прорывом в области редукторостроения. При этом окружные скорости в таких передачах, как следует из анализа имеющихся данных, составляют .
Для оценки нагрузочной способности зубчатой передачи с точечной и двухпарной системой зацепления эвольвентных зубьев рассмотрим первую ступень судового редуктора, у которой ;
;
мм;
;
;
мм;
и
;
;
.
По известным зависимостям находим мм;
мм;
;
мм и
при
;
мм и
при
. По ранее приведенной и формуле Герца определяем максимальные контактные напряжения для передач с точечной и линейной системами зацепления зубьев, которые равны:
при
;
при
;
В соответствии с полученными значениями максимальных напряжений определим значения коэффициента , которые характеризуют повышение нагрузочной способности по контактным напряжениям передач с точечным контактом по сравнению с передачами, имеющими линейный контакт зубьев:
при
при
При определении коэффициента можно воспользоваться уравнением
исходя из которого при и
получим
и
.
Найденные значения коэффициента , равные
и
, практически совпали с ранее определёнными величинами
и
. Высокие значения коэффициента
обусловлены большой длиной зубьев, так как отношение
.
Для рассматриваемой зубчатой передачи коэффициент торцевого перекрытия зубьев , подсчитанный по общеизвестной формуле с учётом
и
, равен
, т.е.
Для эвольвентных зубчатых передач с точечной системой зацепления зубьев характерен широкий диапазон преимуществ по сравнению с традиционными передачами, которые заключаются в следующем:
а) нагрузочная способность по контактным напряжениям рассматриваемых зубчатых передач в раза выше таковой зубчатых передач с линейным контактом зубьев без учёта нелинейности между перемещениями и напряжениями; при учёте указанной нелинейности повышение нагрузочной способности составляет
б) напряжения изгиба в данных зубчатых передачах без учёта нелинейности уменьшены в раза, а при учёте нелинейности – в
раза;
в) стабилизация формы пятна контакта и избежание кромочного контакта зубьев;
г) компенсация возможных расцентровок осей валов зубчатых колёс и погрешностей монтажа;
д) компенсация деформаций кручения, изгиба, сдвига и т.д. элементов редуктора (валы, зубчатые колёса, опоры);
е) исключение из конструкций планетарных и псевдопланетарных передач компенсирующих устройств, предназначенных для выравнивания нагрузки между сателлитами;
ж) использование вместо косозубых и шевронных зубчатых передач прямозубых передач с точечной и двухпарной системой зацепления зубьев с «глубоким профилем» при окружных скоростях м/с.
з) снижение шума на децибел и вибрации с
до
и) при одинаковой нагрузочной способности зубчатых передач с точечной и линейной системой зацепления зубьев возможно одновременное снижение веса и габаритов рассматриваемых передач на
к) если исходить из одинаковой аналогии эксплуатации фрикционных и зубчатых передач с точечной системой контакта, то при твёрдости и хороших условиях смазки в зубчатых передачах, как в фрикционах, можно принимать допускаемые контактные напряжения вдвое бóльшие по сравнению с линейным контактом фрикционов и зубьев; в дальнейшем данный вопрос требует специального изучения.
В заключение следует отметить, что Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова (науч. рук. д.т.н., проф. Попов А.П.) по данным передачам тесно сотрудничает с Китаем и ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект», а также с Южной Кореей и Францией (кораблестроительная фирма DINCS). В настоящее время в ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» изготавливается первая ступень редуктора АО5 с целью определения эффективности точечного зацепления эвольвентных зубьев в процессе запланированных испытаний.
Заявл. 23.03.04; Опубл. 15.12.04. Бюл. №12.
11. Патент №77304 на винахід. Україна. Зубчаста передача з криволінійними твірними зубів / О.П. Попов. – а2004121281; Заявл. 14.02.04; Опубл. 15.11.06. Бюл. №11.
12. Патент №77634 на винахід. Україна. Зубчасте зачеплення / О.П. Попов. – а20041210280; Заявл. 14.12.04; Опубл. 15.12.06. Бюл. №12.
13. Патент №79647 на винахід. Україна. Передача Новікова з однією лінією зачеплення з лінійним контактом зубів / О.П. Попов. – а200504886; Заявл. 23.05.05; Опубл. 15.12.06. Бюл. №12.
14. Попов О.П., Попова Л.О. Дослідження моделі контакту напівпросторів, які обмежені криволінійними поверхнями, застосовно до зачеплення Новікова. – Миколаїв: Вісник аграрної науки Причорномор’я, 2001. – Вип.1(10). – С.121 – 130.
15. Попов А.П., Попова Л.А. Исследование контактной прочности зацепления Новикова при торцевом взаимодействии зубьев // Тр. Междунар. науч. – техн. конф. – Збірник наукових праць УДМТУ. – Миколаїв, 2002, №1 (379). – С. 37 – 46.
16. Попов А.П., Селивановский Ю.М. Новый метод расчёта контактных напряжений в зацеплении Новикова // Вестник НТУ «ХПИ». – Харьков, 2003. – Вып.2. – с.82-87.
17. Попов А.П., Попова Л.А. Уточненное решение контактной задачи применительно к зацеплению Новикова // Збірник наук. праць УДМТУ. – Миколаїв, 2002, №7(385). – с.61 – 71.
18. Попов А.П., Каиров А.С., Медведовский А.М. Контактная прочность зацепления Новикова с эллиптическими зубьями // Збірник наук. праць НУК. – Миколаїв, 2006, №4(409). – с.162 – 171.
19. Попов А.П., Каиров А.С. Зубчатая передача с эллиптическими образующими боковых поверхностей эвольвентных зубьев / Сб. докл. Междунар. науч. – техн. конф. «Надёжность и долговечность механизмов, элементов конструкций и биомеханических систем». – Севастополь, НТУ, 2006. – с.22 – 27.
20. Попов А.П., Каиров А.С. Контактная прочность зубчатых передач с точечной системой зацепления эвольвентных зубьев // Міжнародний збірник наук. праць «Прогресивні технології системи машинобудування». – Донецьк: ДВНЗ «ДНТУ». – 2007. – с.208 – 216.
21. Livtin F.L. Theory of Gearing. Nasa Reference Publication 212, AVSCOM Technical Report 88. – c. – 035. Washington, D.C. – 1989. – 620p.
22. Roano A. Zahnradpaase fűr umsteuerbaze Zahnrad – detriebe mit parallelen oder leicht gegeneigten Achsen. Pat №940194, 15 März, 1956.
23. Wildhaber E. Basic Relationship of Hypoid Gears. American Machinist. – Vol. 90, №4. – 1946. – Feb. 14. – P.108 – 111.
24. Wildhaber E. Gear tooth shape. Patent USA, №3251236, cl. 74 – 162. – 1966.
25. Krenzer T.I. Tooth Contact analysis of Spiral Bevel and Hypoid Gears Under Load. SAE Paper 810688, Illinois, April, 1981.
Новикова и зубчатым муфтам, работающим при перекосах осей соединяемых валов машин и механизмов
07 10 2014
1 стр.
Колеблющийся поверхностный слой зубьев представлен как амортизатор, появляющийся при работе передачи в результате приспособляемости зубьев к условиям зацепления. Даны некоторые рек
18 12 2014
1 стр.
Структура построения каналов передачи информации. Принцип построения канала радиосвязи. Системы передачи дискретных сообщений. Сети передачи данных
14 12 2014
1 стр.
Наши проекты разработаны с желанием удовлетворить потребности клиента. Производственная линия оснащена автомотической системой дозирования и перемашивания, формовочной системой, си
10 10 2014
1 стр.
18 12 2014
3 стр.
Вертикальный способ передачи вируса – путь передачи инфекционного агента из поколения в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина
06 10 2014
1 стр.
Все сетевые устройства, подлежащие управлению системой lms, должны обязательно удовлетворять следующим требованиям
16 12 2014
1 стр.
В статье проведен анализ способов передачи электроэнергии на значительные расстояния. Наиболее подробным образом проведены исследования беспроводных систем передачи, указаны их пре
18 12 2014
1 стр.