Перейти на главную страницу
В 1954 году поступила в естественный факультет Якутского педагогического института и в 1958 году окончила Якутский государственный университет по программе пединститута. Получила диплом К № 611828 по специальности: биолог, химик с квалификацией учителя средней школы.
После окончания университета 31 год работала учителем, завучем в общеобразовательных школах, заведующей райметодкабинетом отдела народного образования Абыйского района.
В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на специализированном Совете Казанского государственного педагогического института.
Решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 21 мая 1997 г. № 493-д Семеновой Александре Дмитриевне было присвоено ученое звание доцента по кафедре педагогики начального обучения (Аттестат доцента ДЦ № 002794).
После защиты кандидатской диссертации Семенова Александра Дмитриевна в 1989 г. была переведена в Якутск и успешно работала заведующей кафедрой школ Севера, кафедрой педагогики и психологии, заместителем директора по научно-методической работе Якутского республиканского института усовершенствования учителей.
С 1994 г. работает в должности доцента, а затем профессора-наставника кафедры начального образования. Решением Министерства общего и профессионального образования российской федерации от 21 мая 1997 г. № 493-д ей присвоено ученое звание доцента по кафедре педагогики начального образования. В 2005 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе».
Ею разработаны рабочие программы по всем дисциплинам, которые она преподает. Занятия профессора Семеновой А.Д. проводятся на высоком профессиональном уровне с применением новых информационных технологий.
Семенова А.Д. имеет 82 научную публикацию, в том числе 4 монографии, 4 пособия для вуза, 6 учебно-методических комплексов, 3 электронных учебных пособия, 2 пособия для учителей, 63 научных статей, в т.ч. в реферируемых журналах -5.
В общеуниверситетских конкурсах ее учебные пособия: «Лекции по этнопедагогике». «Педагогические системы, теории, технологии» заняли 1 и 2 места в номинации «Лучшее учебное пособие года» (2000 и 2003 годы); монография «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности» 1 место в номинации «Лучшая научная монография» (2005 г.). А электронное учебное пособие: «Коллективный способ обучения» - 2 место (2005 г).
Александра Дмитриевна руководила творческой группой педагогического института по разработке концепции «Концептуальные основы использования этнокультурных технологий организации учебно-воспитательного процесса в РС (Я) (2009 г.). Концепция получила одобрение, для ее реализации создана лаборатория этнокультурного образования (ЛЭКО). Семенова А.Д. в соавторстве с У.А.Винокуровой и Л.С.Ядрихинской разработала Положение об учебно-научной лаборатории «Лаборатория этнокультурного образования» и Положение о Временном творческом коллективе (ВТК) при кафедре начального образования педагогического института СВФУ.
Александра Дмитриевна читает лекции на курсах повышения квалификации учителей, организуемых ИРОиПК и педагогическим институтом. Выступает с докладами на конференциях, проводимых МО РС(Я) (2009, 2010 г.г), а также перед педагогическими коллективами г. Якутска (2010 г.- школы № 36, № 7 и авторской школы А.И.Говоровой (на тему: «Формирование универсальных учебных действий (ФГОС)». Плодотворно проводит консультации для учителей, работающих по технологии КСО.
Александра Дмитриевна активно участвует во всех конференциях педагогического института и в конференциях городов Новосибирск, Красноярск, Алматы, Барнаул, Москвы, Санкт-Петербурга, Монголии и др. Статья «Новые стандарты и обеспечение прав детей на качественное образование» в соавторстве с Л.С.Ядрихинской опубликована на английском языке в европейском журнале Europeal yournae of natural history» (№4, 2010 г. стр.25-29).
Александра Дмитриевна на должном профессиональном уровне ведет учебно-воспитательную работу, имеет тесные связи со школами республики, руководя педагогической практикой студентов и программами инновационных процессов. Она заслуженно пользуется уважением и авторитетом среди студентов, коллег и общественности. За все годы работы зарекомендовала себя талантливым педагогом, ученым.
2009 г.
85.Новый госстандарт образования и обеспечение права ребенка на качественное образование// Электронная заочная научно – практическая конференция РАЕ. В рубрике « Материалы научных конференций», / Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. – г. Москва, 2010г – 7 стр.
86. The education state standart and the childs rights ensuring for the qualitative education / Semenova A. D., Yadrirhinskaya L. S. // European journal of natural history.- № 4, 2010. S. 25 – 29.
87. Школа как центр системы этнопедагогизации // Всероссийские педчтения « Педагогическое наследие С.П. Титова». Сборник материалов/ Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. – г.
Барнаул: АлтГПА, 2010
88. Воспитание личности каждого учащегося в процессе обучения. Текст доклада на конференции ПИ ЯГУ, декабрь 2010г./ Семенова А.Д.// Научно метод .журнал «Бастакы уктэл». – Якустск, 2010. - № 1. – С. 8-21.
89. Семенова А.Д. и др.» Концептуальные основы использования этнокультурных технологий организации учебно – воспитательного процесса в РС(Я)»/ Семенова А.Д., Винокурова У.А., Григорьева А.А., Данилов Д.А. и др.// Научно – методический журнал «Иитии кыьата».- Якутск. - 2010. - №1. – С. 6 – 17.
90. Семенова А.Д. и др.» Концептуальные основы использования этнокультурных технологий организации учебно – воспитательного процесса в РС(Я)»/ Семенова А.Д., Винокурова У.А., Григорьева А.А., Данилов Д.А. и др.// Научно – методический журнал « Таткачирук». - Якутск. - 2010. - №1.– С. 3-16.
91. Формирование личностных учебных действий у младших школьников // Учитель как фактор консолидации общества / Семенова А.Д. //Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Якутск, 2010. – С. 301 – 303.
Публикации за 2012 год
Зарубежные публикации
1. Этнопедагогический механизм формирования УУД обучаемых / Семенова А.Д., Винокурова У.А., Ядрихинская Л.С.// European Social Sciende Iournal ( Европейский журнал социальных наук). - № 2 (18). – 2012.- С. 38 -47.
2. КСО – технология высокой организационной культуры / Семенова А. Д., Ядрихинская Л.С. // Материалы 1 Всеукр. Науково – практичной конф. З межд. Участию «Приднепровськи социально – гуман. Читания» ( 22 вересня 2012 р.). Частина 2 . – Бердянск, 2012. – С.
ВАКовские статьи
1. Совершенствование этнопедагогизации УВП / Семенова А.Д.// Философия образования .- 2012.- № 2 (41) .- С. 47 -53, г. Новосибирск.
2. Коллективный способ обучения как фактор этносоциализации личности / Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. // Реальность этноса 2012. Образование и этносоциализация молодежи в современной России: 14-я Международная научно-практ.конф. – СПб.: Астерион, 2012. – 704 с. С.
3. Этносоциализация личности обучающихся посредством образовательной технологии / Семенова А.Д., Винокурова У. А., Ядрихинская Л.С.// // Преподаватель: 21 век. - №... – 2012г.
1.Инновационная технология коллективного способа обучения (КСО) при обучении языкам и литературам народов Российской Федерации / Семенова А.Д., Винокурова У.А., Ядрихинская Л.С. // Теория и методика обучения языкам и литературам народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве. – Материалы Всероссийской научно – практической конференции.Якутск, 2012. – С. 284 – 288.
1. От этнопедагогизации содержания к этнокультурным образовательным технологиям / Семенова А. Д., Ядрихинская Л. С. // Этгопедагогическая пансофия академика Г.Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации ( 6 волковские чтения). Мателиалы Межд. Н – практ. Конф, посвященной 85 летию со дня рождения академика РАО Г. Н. Волкова, 31 окт. – 3 ноября 2012г. – Элиста, 2012 г. – С. 185 – 188.
- Концептуальные основы использования этнокультурных технологий организации УВП / Семенова А.Д., Винокурова У. А., Ядрихинская Л.С. // Концепции стратегического развития системы образования. – г. Красноярск: Научно – Инновационный Центр. - 2012. - Книга 2. – С. 62 – 84.
- Интерактивная обучающая технология В. К. Дьяченко / Семенова А.Д., Винокурова У. А., Ядрихинская Л.С. // Современные инновационные технологии в школьном образовании. – г. Красноярск: Научно – Инновационный Центр. – 2012.- Книга 2. – С. 5 – 28.
Учебные пособия
1. Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. Формирование УУД: технологический подход. – Якутск : Издат Дом СВФУ, 2012 г. – 148 с. ( Гриф ДВ РУМЦ высшего проф. Образования ДФУ. Протокол № 04 от 27.04. 2012г.)
В течение 4 веков работаем по дидактике Я.А. Коменского, в которой недостаточно разработан процесс учения (деятельность обучающегося). Лекционно – семинарская и классно - урочная системы не формируют умение учиться. По этой причине до 21 века не изжита неуспеваемость, вузы принимают слабоподготовленных абитуриентов. Выпускников - учителей не готовим к формированию универсальных учебных действий у каждого школьника. По этой дидактике пока в поте лица трудится только учитель или преподаватель. Чтобы стать саморазвивающейся гармоничной конкурентноспособной личностью в поте лица должен трудиться сам обучающийся. Работая по интерактивной инновационной технологии коллективного способа обучения (КСО) В. К. Дьяченко можно добиться воспитания саморазвивающейся гармоничной конкурентноспособной личности выпускника.
Извечной мечтой всего человечества была идея воспитания совершенной личности. Не умаляя роли содержания образования, семьи и внеучебной деятельности в воспитании такой совершенной личности, считаем, что огромные воспитательные возможности таятся в самих технологиях обучения во время учебных занятий. Как показывает опыт, одной из таких технологий, оказывающих уникальное комплексное воздействие на личность обучаемых, является «коллективный способ обучения» (КСО) В.К.Дьяченко.
Во время учебного процесса, при организации работы по КСО, обучающийся не только овладевает знаниями, умениями и навыками, но и воспитывается. Коллективные учебные занятия превращаются в воспитательное пространство, где каждый выполняет функцию обучающегося и обучающего. В процессе такой деятельности происходит гармоничное развитие всех сущностных сил и способностей обучающихся, их умственной, нравственно-духовной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер. А профессиональная деятельность учителей по духовно-нравственному воспитанию учащихся на коллективных учебных занятиях способствует вхождению каждого в коллектив и становлению их как субъекта учебно-воспитательного процесса.
Внедрение данной технологии в учебно-воспитательный процесс обеспечивает следующие условия для организации высокоэффективной работы:
1. С помощью методик КСО (технологии взаимообучения и взаимовоспитания) формируются универсальные учебные действия (УУД) у всех обучающихся, способствующие воспитанию саморазвивающейся личности, развиваются навыки совместной, групповой и коллективной работы. Организуется деятельность обучающихся, так что школьники, студенты увлекают работой друг друга, учатся друг у друга взаимоуважению, приобретают навыки общения с людьми, считаться с интересами других людей, классы или группы становятся единым коллективом.
2. Воспитывается чувство ответственности, чувство локтя, взаимовыручки, бескорыстной помощи, присущие нравственной личности. Создается нравственно-психологический климат, способствующий работоспособности каждого. Воспитание не словом, а делом, всей атмосферой жизни может сформировать личность, способную жить и творить в наше непростое время.
3. Каждый член коллектива включается в процесс взаимообучения и взаимовоспитания. Деловое общение во время взаимообучения развивает коммуникативные навыки. Развивается умение убеждать, заинтересовать, бесконфликтный стиль общения.
4. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества. В процессе взаимообучения создаются условия нравственного становления личности, развиваются такие качества как доброе отношение к окружающим, забота каждого обо всех и всех о каждом, взаимопомощь и уважение друг к другу, помощь отстающим.
Внедрение технологии взаимообучения и взаимовоспитания решает проблемы, реализация которых затруднена при традиционной системе обучения:
Только в деятельности формируются такие качества, как активность, принципиальность, целенаправленность, ответственность, способность преодолевать трудности, творческая инициатива, сознательная дисциплина и т. п. Управлять можно только деятельностью личности, а формировать качества личности возможно только через управление ее деятельностью.
Во время учебного процесса обучающиеся не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и воспитываются. Учебные занятия превращаются в воспитательное пространство, где каждый выполняет функцию обучающегося и обучающего. В процессе такой деятельности происходит гармоничное развитие всех сущностных сил и способностей обучающихся, их умственной, нравственно-духовной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер. А профессиональная деятельность обучающих по духовно- нравственному воспитанию обучающихся на учебных занятиях способствует вхождению каждого в коллектив и становлению их как субъектов учебно-воспитательного процесса.
Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в образовательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Главное внимание при этом направляется на развитие таких субъективных свойств личности, как самостоятельность, самодисциплина, самоконтроль, самоуправление, саморегуляция, саморазвитие гармоничной личности выпускника.
Исследование и обобщение экспериментальной работы по внедрению технологии взаимообучения, проведенной в школах Ленинградской области, Красноярского края, Кемеровской области, Казахстана, Армении и Республики Саха (Якутия), доказало ее высокую результативность. Вскрыты причины высокой эффективности технологии взаимообучения. Специальная "педагогическая среда" (М. Монтессори), возникающая в процессе обучения друг друга, как в этнодидактике, обеспечивает активную самостоятельную деятельность, становящуюся причиной успешной учебы каждого. Она также вырабатывает у учащихся самостоятельность, развивает нравственные и духовные качества, обеспечивающие успешную социализацию и самореализацию личности в поликультурном пространстве.
В результате научно – исследовательской и экспериментальной работы, проведенной во многих регионах РФ, в том числе в Республике Саха (Якутия), а также в Казахстане и Армении, сформулированы следующие выводы:
- обучение и воспитание становятся единым процессом, и основное воспитание проводится во время учебного процесса;
-обучающиеся становятся субъектами учебно-воспитательного процесса;
- у каждого обучающегося формируются универсальные учебные действия;
- воспитывается саморазвивающаяся гармоничная конкурентноспособная личность в каждом учебном заведении;
- полностью реализуется программа «Наша новая школа» Д. А. Медведева;
- формируется культура межнационального общения, тем самым обеспечивается этническая безопасность.
Сотрудниками лаборатории этнокультурного образования (ЛЭКО) ПИ разработано и выпущено учебное пособие «Формирование универсальных учебных действий: технологический подход» (Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. – Изд.дом СВФУ, 2012. – 148 с. Тираж 500 экз.), получившее высокую оценку начальника управления координации опытно – экспериментальных внепрограммных исследований Аппарата Президиума РАО И.А. Шаповаловой, д.п.н., профессора. Она отметила, что такого учебного пособия с практической направленностью в России пока не выпущено. Отзывы о пособии можно прочитать в газетах «Наш университет» от 28 января 2013 г. и «Арчы» от 17 февраля 2013 г.
На наш взгляд, ценность технологии коллективного способа приобрела особое значение в условиях комплексной модернизации образования ( новый закон об образовании, новый заказ на педагогическое образование по сквозным требованиям стандартов ФГОС высшего педагогического образования и среднего общего образования), нуждающихся в учете этнокультурных и духовных ценностей российской цивилизации (соборность, взаимоподдержка, доброта, артельность).
Дело в том, что господствующая по сей день индивидуализация обучение, измерение качества работы отдельно взятого педагога не учитывают профессиональный капитал целого педагогического коллектива и образовательный потенциал целого учебного класса. Между тем, как было обобщено на 10 всероссийской конференции «Кадры решают все?», проведенной в феврале 2013 г. в ВШЭ, РАО в Москве, особую актуальность приобретают педагогические технологии сотрудничества между обучающими и обучаемыми, а также между обучаемыми. Сотрудничество должно превалировать над соперничеством. Укрепление взаимосвязей внутри коллектива, обмен опытом и знаниями, коллективная ответственность за успехи обучающихся и коллег повышают мастерство педагога, укрепляют атмосферу доверия и взаимопомощи, наращивая человеческий, социальный и методический капитал всех участников образовательного процесса.
Интерактивная инновационная технология коллективного способа обучения В.К. Дьяченко соответствует востребованным трендам в российской педагогической науке и заслуживает ее немедленного внедрения в вариативную часть основных образовательных программ всех учебных подразделений, работающих по направлению «Педагогическое образование», а также внедрения в систему повышения квалификации педагогов.
Краткая биография: Семенова А. Д. родилась 27 апреля 1936 г в Уолбутском наслеге Абыйского улуса. В 1954 г окончила Дружинскую среднюю школу Абыйского улуса
25 12 2014
1 стр.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и информатики Семипалатинского государственного педагогического института Республика Казахстан
10 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Вишняков-Вишневецкий Константинович, доктор исторических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук, ректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования
09 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Мурина Л. А., главный научный сотрудник Научно-методического центра Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, доктор педагогических наук, пр
15 10 2014
8 стр.
13 10 2014
1 стр.
Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии образования Республики Беларусь, академик Междунар
06 10 2014
22 стр.