Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине Социология

ТЕМА: 38.Социальный прогресс


Студента 2 курса


специальности Экономика и управление на предприятии АПК
заочной формы обучения Рыбакова Олеся Николаевна

(фамилия, имя, отчество)

Шифр 09 ЭЗА п 38

Группа Эдот-95

Работу проверил преподаватель _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


___________________ «____» _______________ 2011 г. ___________________

(оценка) (дата) (подпись)

Абакан – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие социального прогресса…………………….2

2.Социальная реформа…………………………………8

3.Список литературы………………………………….12

Понятие социального прогресса. Социальный Прогресс

- поступательное развитие общества, осуществляющееся посредством усовершенствования производства материальных благ, прогресса орудий труда и других в нем происходящих изменений.


Концепция социального прогресса. Социальные процессы можно разбить на две большие группы. Во-первых, это социальное развитие, т. е. направленный процесс, в котором предыдущие состояния системы не повторяются в будущем. Обычно предполагается, что социальные системы движутся к некоторому финальному состоянию (бесклассовому обществу, торжеству демократии, глобальной экономике), причем это движение происходит под влиянием имманентных факторов, внутренних характеристик социальной системы.

Представление о неизбежности и неотвратимости процессов развития часто приводит к тому, что люди рассматриваются как пассивные объекты, не способные изменить предустановленную закономерность социального развития.

Во-вторых, это социальные циклы, т. е. повторение во времени состояний социальной системы. Согласно циклическим теориям, изменения происходят лишь на коротких (в историческом масштабе) отрезках времени, а затем система возвращается к уже пройденному состоянию. При анализе российской истории большинство исследователей акцентируют внимание именно на циклических чертах.

Социальный философ А. С. Ахиезер предлагает схему, в основе которой лежит движение массовых нравственных идеалов

Циклический характер развития России отмечают также политологи В. Пантин и В. Лапкин, рассматривающие российскую историю с 1801 г. по настоящее время как последовательность повторяющихся реформ и контрреформ. Они выделяют шесть циклов, имеющих аналогичную структуру: либеральные реформы — переход от реформ к контрреформам — антилиберальные контрреформы — переход от контрреформ к реформам. При этом каждый цикл не возвращает страну в исходное состояние, а продвигает ее по пути модернизации, хотя и носит частичный характер.

Возможен и синтетический подход к объяснению социальных изменений, согласно которому динамика социальных систем носит циклический характер, но прежние состояния повторяются не полностью, а лишь в общих чертах, в то время как целый ряд параметров на следующем этапе развития принимает новые, качественно отличные от предыдущего этапа значения. При таком подходе и развитие, и повторение становятся относительными, взаимодополняющими аспектами социальной динамики.

Особенно большие споры на всем протяжении развития общественной мысли вызывает концепция социального прогресса. Она связана с теориями развития и дополняет их ценностными, аксиологическими представлениями. Как пишет П. Штомпка: «Под «прогрессом» мы понимаем направленный процесс, который неуклонно подводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (или, другими словами, к реализации определенных ценностей этического порядка, таких, например, как счастье, свобода, справедливость, процветание, достоинство, знания и т. д.), либо к идеальному со стоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях».

Концепция прогресса встречается уже в работах Платона (идея движения социальной организации от зародыша к более развитым формам), Аристотеля (эволюция политического устройства от семьи и общины к городу-государству), Протагора (культурный прогресс). В Библии создается образ исторического развития как необратимого, предопределенного божественной волей процесса. Иудео-греческая традиция была синтезирована в трудах Августина Блаженного.

В сфере науки И. Ньютон, использовав более ранние идеи Бернарда Шартрского и Р. Бэкона, ввел известный образ «карлика, стоящего на плечах гигантов», т.е. последовательного развития науки с опорой на предшествующие достижения. В эпоху Просвещения возникли идеи всеобщей истории (Ж. Бусе) и Новой Науки (Дж. Вико), базирующиеся на идее наличия объективных закономерностей человеческой истории. Согласно И. Канту, критерием прогресса является нравственное самосовершенствование личности и рост индивидуальной свободы, не противоречащей свободе других.

Особенно широко идеи прогресса распространились в XIX веке, так и называемом «эрой прогресса». А. Сен-Симон и О. Конт предложили теории прогресса в сфере разума. Г. Спенсер провел аналогию между природной и социальной эволюцией.

Яркую характеристику взглядов Спенсера и его единомышленников дал современный социальный эволюционист Т. Парсонс: «Богом Спенсера была Эволюция, называемая также прогрессом. Спенсер был одним из самых последовательных приверженцев этого божества, хотя далеко не единственным его почитателем. Вместе со многими другими социальными мыслителями он верил,

что человек приближается к вершине долгого линейного процесса, непрерывно и неуклонно идущего из глубины веков, от времен возникновения первобытного человека. Более того, Спенсер верил, что к этому наивысшему пункту уже подходит индустриальное общество современной ему Западной Европы. Он и его единомышленники были убеждены в том, что этот процесс будет продолжаться до бесконечности».

Согласно К. Марксу, итогом последовательности социальных революций должно стать бесклассовое коммунистическое общество. М. Вебер считал основной тенденцией общественного развития его рационализацию и бюрократизацию. Э. Дюркгейм выделил в качестве ведущей тенденции разделение труда, ведущее к «органической солидарности» всех членов общества.

Концепция прогресса включает следующие компоненты:



  1. понятие необратимого времени, обеспечивающего непрерывность прошлого, настоящего и будущего. Прогресс означает, что настоящее лучше прошлого (достигнутый прогресс), а будущее станет лучше настоящего (ожидаемый прогресс);

  2. понятие направленного движения, стадии которого не повторяются и движутся по пути последовательных улучшений;

  3. идею кумулятивного процесса, который может быть либо постепенным (как в теории поэтапной социальной инженерии К. Поппера), так и революционным, скачкообразным;

  4. различие между характерными стадиями, проходимыми процессами (например, общественными формациями, по Марксу);

  5. наличие имманентных, внутренних причин самодвижения;

  1. признание естественного и неизбежного характера процесса, который нельзя остановить или направить в другое русло;

  2. ключевая идея — понятие улучшения, представление о том, что каждая следующая стадия лучше предыдущей, а в финале достигается окончательный оптимум.

Является ли в этом случае концепция прогресса субъективной? С одной стороны, критерий улучшения отражает субъективные представления автора теории или стоящих за ним социальных групп. С другой стороны, существуют претенденты на роль универсальных, объективных ценностей, признаваемых таковыми всем человечеством. К числу таких универсальных ценностей можно отнести увеличение продолжительности жизни, искоренение опасных болезней, прирост научного знания, облегчение бытовых проблем за счет внедрения новых технологий. Но зачастую критерии оптимальности носят контекстуальный характер. Например, в XIX веке индустриализация и урбанизация были синонимами прогресса, в то время как в XX веке было осознано их пагубное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Уничтожение одних болезней сопровождается распространением других, не менее опасных (СПИД вместо чумы). Научное знание зачастую оборачивается против человека (ядерное оружие, опасности генной инженерии).

Прогресс можно анализировать:



  1. по его движущим силам;

  2. по формам и видам;

  3. по средствам достижения.

С точки зрения первого критерия прогресс можно трактовать либо как предопределенный извне (божественными или природными установлениями) и соответственно не зависящий от человеческих действий, саморазвертывающийся, либо как всецело определяемый человеческой активностью, достигаемый и тем самым ограниченный, стохастический: он может произойти, а может и не произойти.

По второму критерию прогресс подразделяется на неуклонно-постепенный (так трактуется прогресс науки в классических представлениях) и революционный, дискретный (прогресс науки в смысле парадигмы Т. Куна)

С формой прогресса связана дискуссия о том, является ли он линейным, необратимым или же возможен лишь в тенденции и допускает отступления от генеральной линии, шаги назад, «перерывы постепенности».

Наконец, третий критерий различает эволюционистский и конфликтологический подход к трактовке прогресса. Эволюционисты считали, что прогресс протекает мирно, гармонично, выражая естественную необходимость развития системы. Конфликтологи видели реализацию этой же внутренней необходимости в процессе борьбы различных агентов, объективных и субъективных противоречии, равнодействующей которых выступает прогресс.

В XX веке наряду с концепцией прогресса все большее влияние завоевывает ее отрицание — концепция кризиса. Неудивительно, что две мировые войны, огромное количество локальных войн, злодейства тоталитарных режимов, экологические катастрофы, распространение безработицы, нищеты, голода и болезней настраивают обществоведов на пессимистическую точку зрения.

Социальный историк Р. Нисбет видит разочарование в идее прогресса в следующих симптомах:



  1. распространение мистицизма и иррационализма, лженауки, неверии в позитивное знание;

  2. субъективизм и эгоизм, характерные для упадочных культур;

3) пессимизм, всеобщий распад и упадок.

Антропологи М. Салинс и Е. Сервис предлагают разделить устаревшую концепцию однонаправленной линейной и перспективную концепцию многолинейной разнонаправленной эволюции. По их мнению, говорить о прогрессе как о едином целенаправленном движении к финальной точке, общей для всего человечества, действительно не приходится. Нельзя также считать, что различные составляющие общественной эволюции должны развиваться синхронно. Но общий курс развития тем не менее существует, хотя и складывается из многочисленных разнонаправленных движений.

Постмодернистский подход к трактовке прогресса предполагает следующую его интерпретацию: «Теперь он рассматривается как потенциальная способность, а не как конечное достижение; как динамическое, изменяющееся в ходе эволюции, относительное качество конкретного процесса, а не абсолютный, универсальный, внешний стандарт; как историческая возможность, открытый выбор, а не необходимая, неизбежная, неуклонная тенденция, и наконец, как продукт (часто непреднамеренный и даже неосознанный) человеческих — индивидуальных разнонаправленных и коллективных — действий, а не результат божественной воли, благих намерений великих людей или автоматического действия социальных механизмов».

Главное в этой трактовке — акцент на потенциальности прогресса, а тем самым — качественное увеличение важности роли активного субъекта прогресса, без целенаправленных усилий которого прогресс не состоится.



Социальная реформа.

. Оценку характера социальных изменений производят по их результатам. Эта оценка может быть субъективной, но может основываться и на объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения, Главную роль здесь играет степень удовлетворенности социальных групп происходящими реформами. Социальная реформа( от франц. reforme , от лат. Reformо- преобразование)- это преобразование изменение, переустройство, осуществляемое с помощью новых законодательных актов. Реформы проводятся «сверху» в целях совершенствования существующего строя без изменения его основ.

Если то или иное социальное изменение имеет отрицательные последствия для положения, статуса некоторой группы, оно обычно оценивается ею как ненужное, неправильное, антинародное, антигосударственное, хотя для других групп и общества в целом оно может иметь важное положительное значение .Но бывает и так, что от изменений выигрывает одна группа , а проигрывают многие другие. В таком случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты как положительные, а проигравшие- как отрицательные.

Главные цели и приоритетные направления социальных реформ. Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов

реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное

использование финансовых и материальных ресурсов.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию

факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд,

повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое

материальное благополучие.

Стратегическими целями социальной политики являются:

достижение ощутимого улучшения материального положения и условий

жизни людей;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и

конкурентоспособности рабочей силы;

гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной

защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения

жильем;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и



социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и

молодежи;

нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение

смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного

возраста;

существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения этих целей потребуется:

восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного

источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития

производства и повышения трудовой активности работников;

обеспечить справедливое распределение доходов на основе

совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и

собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими

личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы

населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том

числе путем проверки соответствия размеров декларируемых

налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам;

стимулировать использование доходов от трудовой и

предпринимательской деятельности, доходов от собственности для

инвестирования и кредитования социально значимых программ,

направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности:

улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение

образования;

обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной

стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не

препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со

структурной перестройкой экономики;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на

основе учета материального положения семей и заявительского принципа

назначения пособий;

создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин,

молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важнейшего механизма

защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни,

других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и

социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность

медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и

отдыха.

При проведении социальных реформ предусматривается обеспечить



единство действий федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления, поскольку вопросы трудового законодательства,

здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта,

защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты,

включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении

Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной

политики и разработки федеральных программ в области социального

развития. Федеральные органы исполнительной власти принимают

нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики,

устанавливают единую систему государственных минимальных социальных

стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий,

стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры,

разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры

по их реализации и определяют источники финансирования.

Решать конкретные задачи в социальной области предстоит органам

государственной власти субъектов Российской Федерации и органам

местного самоуправления исходя из местных условий, уровня

экономического развития, демографической ситуации, финансовых

возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения.

Субъектам Российской Федерации отводится ведущая роль в разработке и

реализации региональных социальных программ, организации и

предоставлении адресной социальной помощи, обеспечении нормального

функционирования учреждений социальной инфраструктуры, решении других насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты и быта людей по месту их проживания.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 512 с.: ил.

  3. Кола Д. Политическая социология. – М., 2001.

  4. Гидденс Э. Социология 90-х годов. – Челябинск, 1991.

  5. Сорокин П.А. Система социологии. – Т. 1 – 2. – М., 1993.

  6. Фролов С.С. Социология. – М., 1998.




38. Социальный прогресс

Обычно предполагается, что социальные системы движутся к некоторому финальному состоянию

142.04kb.

01 10 2014
1 стр.


«социальное и экологические аспекты экономического развития мира»

Секция мировое экономическое развитие и социальный прогресс. Руководитель доцент, к э н. Кузнецов В. С

140.76kb.

01 10 2014
1 стр.


«Социальный прогресс и развитие общества»

Охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше

63.76kb.

01 10 2014
1 стр.


Петр Чаадаев

Это отличало его от обычных западников, которые пренебрегали верой и противопоставили ей свои кумиры — социальный порядок и прогресс, земные практические дела, индивидуалистическое

85.64kb.

26 09 2014
1 стр.


Позитивизм (к 10 вопросу) общая характеристика

Образ жизни меняется до неузнаваемости. Казалось, освоены инструменты решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже воспита­нии) и социальный прогресс поэтому

90.17kb.

27 09 2014
1 стр.


Европейская Социальная Хартия (Страсбург, 3 мая 1996 г.)

Совета Европы является достижение большего единства между его участниками во имя обеспечения и реализации идеалов и принципов, составляющих их общее наследство и облегчающих эконом

429.68kb.

09 09 2014
2 стр.


Мукатаева Г. К. Самооценка физического, психического и социального компонентов здоровья подростков

Альнейший экономический, социальный и политический прогресс и стабильность. Это в большой мере связано с тем, что подростки и молодежь есть часть и потенциальная основа для формиро

125.34kb.

01 10 2014
1 стр.


-

Связаны ли, на Ваш взгляд, понятия "научно-технический прогресс" и "духовный прогресс"?

265.26kb.

14 09 2014
1 стр.