Файл скачан с
https://eyecenter.com.ua/
4.2. Методы исследования рынка медицинских услуг
Аннотация.
Характеристика системы маркетинговых исследований. Анализ спроса, как инструмент маркетинговых исследований. Виды, факторы спроса. Предложение и факторы, определяющие его величину. Задачи маркетинговых исследований в области взаимодействия спроса и предложения. Процедура и методы маркетинговых исследований.
Опорный конспект
Маркетинговые исследования являются основой для предоставления руководящему звену ЛПУ информации о потребностях широких слоев потребителей медицинских услуг. При этом особую актуальность имеет создание комплексной системы маркетинговых исследований.
Процесс исследования рынка медицинских услуг основывается на учете особенностей механизма рыночного взаимодействия и его составных элементов.
Исходя из особенностей рассмотренной схемы рыночного взаимодействия, становится понятно, что мероприятия по маркетинговым исследованиям в первую очередь направлены на изучение таких компонентов рыночной среды, как спрос и предложение медицинских услуг.
Спрос – платежеспособная потребность в товаре (услуге) потребителя при реально существующем уровне цены
Маркетинговые исследования требуют учета особенностей проявления спроса и предложения в различных ситуациях рыночной конъюнктуры. Важнейшая роль при этом принадлежит учету действия законов спроса и предложения.
Использование различных видов маркетинга при разнообразных состояниях спроса:
-
негативный конверсионный маркетинг (изучение возможных видоизменений);
-
отсутствующий стимулирующий маркетинг (увязка потребностей и ожиданий от товара);
-
полноценный поддерживающий маркетинг;
-
чрезмерный демаркетинг (меры по снижению спроса);
-
иррациональный противодействующий маркетинг;
-
падающий ремаркетинг (комплекс мер по стабилизации спроса);
-
нерегулярный синхромаркетинг (сглаживание колебаний).
Предложение – совокупность товаров и услуг, предъявляемых продавцами-производителями при данном уровне цен
Факторы, влияющие на величину предложения
Сбор необходимой информации обо всех особенностях складывающейся на рынке ситуации является целенаправленным, системным мероприятием, имеющим в своей основе четко регламентированную процедуру маркетинговых исследований. Процедура маркетингового исследования представляет собой последовательность следующих этапов:
-
Разработка концепции исследования.
-
Определение целей.
-
Постановка проблемы.
-
Формирование системы показателей.
-
Формулирование рабочей гипотезы (вероятностного предположения о сущности рассматриваемого явления).
-
Сбор и анализ эмпирических данных.
-
Выбор инструментария получения данных.
-
Получение данных.
-
Обработка и анализ данных.
-
Определение результатов исследования.
-
Оформление результатов.
-
Формулирование выводов и рекомендаций.
Методы маркетингового исследования
-
Методы сбора первичных данных (наблюдение, эксперимент, интервью, анализ внутренней и отраслевой информации, статистических данных и т.д.)
-
Методы обработки полученных данных (экономико-математические и экономико-статистические)
-
Методы анализа и обобщения материалов, полученных в результате применения 2-х первых методов (моделирование, экспертизы, деловые игры и т.д.).
Контрольные вопросы:
-
Охарактеризуйте систему маркетинговых исследований.
-
На какие элементы рыночного взаимодействия прежде всего направлены маркетинговые исследования ЛПУ?
-
Какие факторы, определяющие спрос и предложение, необходимо учитывать в процессе маркетинговых исследований?
-
Из каких этапов состоит процедура маркетингового исследования?
-
Сформулируйте задачи маркетинга в области взаимодействия спроса и предложения.
-
Какие методы маркетинговых исследований вы знаете?