Перейти на главную страницу
для общеобразовательных учреждений
МИНСК 2010
Пояснительная записка 5
Примерный тематический план 7
Программа 8
Литература 11
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТОЧЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ 14
Пояснительная записка 14
Примерный тематический план 15
Программа 16
Литература 18
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ 20
Пояснительная записка 20
Примерный тематический план 22
Программа 22
Литература 25
ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программы факультативных курсов для учащихся V—IX классов разработаны с целью расширения и углубления общетрудовых и специальных знаний, формирование умений и навыков, полученных ими на занятиях по техническому труду.
С учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников при изучении факультативных курсов и курсов по выбору решаются следующие основные задачи:
— ознакомление учащихся школ с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;
— эстетическое, экологическое и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и живой природе;
— развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности.
Представленные программы предусматривают преемственное развитие знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках технического труда. Вместе с тем содержание отдельных программ является базой для последующего профессионального обучения учащихся.
Основное содержание программ составляют практические работы (примерно 70—80 % учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала (основы материаловедения; графическая документация; технологическая документация; сведения об инструментах, приспособлениях и учебном оборудовании; технологии изготовления и др.).
Объём факультативных курсов и курсов по выбору определяется на местах с учётом желаний учащихся и их родителей, материально-технических возможностей школы, профессионально-педагогического уровня подготовки учителей, а также возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Количество часов и классы, указанные в программах, являются примерными и могут изменяться в зависимости от содержания курсов.
Данные программы в основном рассчитаны на изучение в объёме 2 часов в неделю в каждом классе на протяжении года. В свою очередь тот или иной курс можно изучать в объёме 1 часа в неделю. В одном классе можно также изучать два или более курсов, разделяя их в отдельности по четвертям или полугодиям.
Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, их интересы, местные условия, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведённых на изучение разделов и тем курсов, выбирать в каждом разделе наиболее важный материал, не рассматривать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.
В процессе изучения курсов особое внимание необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы, санитарно-гигиенических условий труда. Перед изучением каждой новой темы школьников необходимо знакомить с общими требованиями охраны труда, а в процессе занятий объяснять правила безопасности работы при выполнении отдельной технологической операции. Учителя технического труда должны обучать школьников безопасным и рациональным приёмам работы, знакомить их с мерами предупреждения травматизма.
ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА и ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ
Пояснительная записка
Пропильная резьба и выжигание по древесине не требуют наличия сложного оборудования, инструментов, приспособлений и материалов. Данными видами обработки могут заниматься учащиеся с V по IX класс.
Учебная программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие рассказы и объяснения учителя по новым темам факультативных занятий, практическая часть ориентирована на приобретение учащимися необходимых умений и навыков выполнять пропильную резьбу и выжигание по древесине.
В работе со школьниками всех классов необходимо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, черчения и других учебных предметов. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного места, экономное расходование материалов и соблюдение требований по охране труда.
Программой предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные учебные задания. Организованная таким образом трудовая деятельность значительно повышает эффективность технологического процесса при изготовлении изделий, позволяет правильно распределить задания, учесть возраст и индивидуальные способности каждого школьника.
В процессе факультативных занятий у школьников необходимо развивать художественный вкус, понимание композиции, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, использовать материалы из древесины соответствующего цвета и текстуры.
Факультативные занятия можно проводить как в школьных учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошим освещением и вентиляцией.
На изучение факультативного курса «Пропильная резьба и выжигание по древесине» отводится 140 часов из расчёта 2 часа в неделю в V—VI классах. Этот курс может осваиваться учащимися и на протяжении трёх лет, т. е. в V—VII классах, в этом случае содержание расширяется за счёт практических работ.
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
Количество часов | |
V кл. |
VI кл. | ||
1 |
РАЗДЕЛ 1. ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА ПО ДРЕВЕСИНЕ |
26 |
— |
1.1. Пропильная резьба по древесине (общие сведения) |
4 |
— | |
2 |
1.2. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру (индивидуальная работа по образцу) |
10 |
— |
3 |
1.3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (индивидуальная работа по образцу) |
12 |
— |
4 |
РАЗДЕЛ 2. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ |
12 |
— |
2.1. Выжигание по древесине (общие сведения) |
4 |
— | |
5 |
2.2. Выжигание по древесине (индивидуальная работа по образцу) |
8 |
— |
6 |
РАЗДЕЛ 3. ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ |
32 |
70 |
7 |
3.1. Выпиливание и выжигание по древесине (индивидуальная комплексная работа) |
32 |
|
8 |
3.2. Выпиливание и выжигание по древесине (индивидуальная творческая комплексная работа) |
— |
34 |
9 |
3.3. Выпиливание и выжигание по древесине (коллективная творческая комплексная работа) |
— |
36 |
Всего |
70 |
70 | |
ИТОГО |
140 |
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами пропильной резьбы. Чтение и разработка эскизов и маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине.
Учебное место для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Технология выполнения пропильной резьбы по древесине для изготовления плоских и объёмных изделий: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннему контурам; шлифование, отделка. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для пропильной резьбы по древесине. Качество изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы. Организация учебного места для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Чтение и выполнение эскизов для пропильной резьбы по древесине. Чтение и разработка маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов и фанеры с припуском на обработку. Выполнение пропильной резьбы по древесине с простым узором: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннему контурам; шлифование, отделка. Определение качества изделий из пиломатериалов и фанеры.
Примерный перечень изделий. Рамки для фотографий (настенные, настольные и др.); полки и подставки для книг, цветов, украшений, дисков, кассет; крышки стульев; плоские и объёмные изделия с элементами пропильной резьбы и др.
Тема 1.2. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру (10 ч)
(индивидуальная работа по образцу)
Ознакомление с породами древесины, пиломатериалами и листовыми древесными материалами. Общие понятия свойств, определяющих внешний вид древесины: цвет, текстура, а также их использование при выборе заготовок для выпиливания ручным лобзиком.
Лобзик ручной, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания лобзиком. Приёмы выпиливания. Правила безопасной работы.
Практические работы. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Индивидуальная работа по образцу (выпиливание по внешнему контуру).
Тема 1.3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (12 ч)
(индивидуальная работа по образцу)
Выпиливание по внутреннему контуру. Инструменты для получения отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, сверло, дрель, сверлильный станок. Приёмы работы. Правила безопасной работы.
Общие сведения о художественной обработке материалов. Виды материалов: конструкционные и природные. Экономное использование материалов.
Понятие о выжигании по древесине. Виды изображений: контурное, светотеневое, силуэтное. Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Способы выжигания: плоское, глубокое. Виды штриховки при выжигании: параллельными линиями, пересекающимися линиями, непересекающимися отрезками, точками.
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами выжигания. Чтение эскизов и маршрутных карт для выжигания по древесине.
Учебное место для выжигания по древесине. Технология выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, его устройство и принцип действия. Качество изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы. Организация учебного места для выжигания по древесине. Чтение эскизов для выжигания по древесине. Чтение маршрутных карт для выжигания по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов до 20 мм и фанеры до 5 мм с припуском на обработку. Выполнение выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Определение качества изделий из фанеры.
Примерный перечень изделий. Декоративные рисунки на изделиях из фанеры с изображением цветов, птиц, зверей, парусников; художественно оформленные наборы разделочных досок для кухни и др.
Тема 2.2. Выжигание по древесине (8 ч)
(индивидуальная работа по образцу)
Выбор материалов из древесины с учётом особенностей рисунка. Прозрачная отделка готового изделия (лакирование).
Выбор рисунка для комплексной работы. Выбор материалов из древесины с учётом особенностей рисунка. Правила безопасной работы.
Создание рисунков для выпиливания и выжигания по древесине. Выбор материала, формы, функций для изделия из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Приёмы непрозрачной отделки (росписи) отдельных элементов выжженного рисунка. Правила безопасной работы.
Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, технического и художественного творчества, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ учащихся, профессиональных художников, репродукций, слайдов.
Выбор тематики работ. Общественно полезная направленность изделий учащихся (наглядные пособия для уроков в школе, элементы оформления выставок, стендов, игрушки и сувениры для детских садов и шестилеток и др.). Правила безопасной работы.
Подведение итогов работы с учащимися. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение победителей.
Программа факультативного курса «Художественное точение древесины» рассчитана на 2 года по 70 часов в VIII и IX классах.
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
Количество часов | |
VIII кл. |
IX кл. | ||
VIII класс |
70 |
— | |
1 |
Художественное точение древесины |
4 |
— |
2 |
Токарный станок по обработке древесины |
6 |
— |
3 |
Инструменты и приспособления для точения древесины |
6 |
— |
4 |
Точение наружных цилиндрических и конических поверхностей |
24 |
— |
5 |
Точение наружных фасонных поверхностей (комплексные работы) |
30 |
— |
IX класс |
— |
70 | |
6 |
Точение внутренних цилиндрических и конических поверхностей |
— |
30 |
7 |
Точение внутренних фасонных поверхностей (комплексные работы) |
— |
40 |
ИТОГО |
140 |
Данный факультативный курс может изучаться и на протяжении 3—4 лет, только в этом случае содержание его расширяется за счёт практических работ. Обучение может быть организовано как по 1асу ч в неделю, так и по 2 часа или в течение одного из полугодий.
Объяснениям, рассказам и беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15—20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий и др.
Практические работы включают изучение токарного станка, приёмы работы рабочим и контрольно-измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий и др.
В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся теоретических сведений об основах материаловедения, технологии точения древесины, породах и пороках древесины, отделке изделий. Учитель технического труда должен уделять особое внимание соблюдению требований по охране труда и противопожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических условий труда.
Представленная программа факультативного курса является примерной и может корректироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
Цель и задачи факультативного курса «Художественное точение древесины». Содержание работы в процессе изучения курса. Демонстрация слайдов, диафильмов и изделий в материале, выполненных народными мастерами, учителем и учащимися на токарном станке по обработке древесины.
Породы древесины, применяемые для токарной обработки.
Учебное место для точения древесины. Правила безопасной работы.
Технология точения древесины (наружных и внутренних цилиндрических, конических и фасонных поверхностей). Назначение и устройство токарного станка по обработке древесины. Настройка токарного станка и приёмы управления им. Инструменты и приспособления для точения древесины. Качество изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы. Организация учебного места для точения древесины. Чтение и выполнение графической документации на изготовление точёных изделий. Чтение и разработка технологических карт на изготовление точёных изделий из древесины. Выбор заготовок из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку. Точение древесины. Установка и закрепление заготовки на станке. Определение качества изделий из пиломатериалов и фанеры.
Примерный перечень изделий. Полки для книг, кассет, дисков; подставки для цветов, нот, телефона; ручки для инструментов и бытового инвентаря, цилиндрические колышки для ремонта мебели, швабры и др.
Тема 2. Токарный станок по обработке древесины (6 ч)
Назначение и устройство токарного станка по обработке древесины. Главное движение и движение подачи. Кинематическая схема станка.
Виды и приёмы точения на токарном станке по обработке древесины. Рабочий и контрольно-измерительный инструменты, приёмы работы ими. Правила безопасной работы.
Практические работы. Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины и составление его кинематической схемы.
Тема 3. Инструменты и приспособления для точения древесины (6 ч)
Инструмент (рабочий и контрольно-измерительный), приспособления. Специальные резцы. Контрольные шаблоны. Назначение, устройство и приёмы работы. Правила безопасной работы.
Приобретение умений и навыков работы полукруглой и косой стамесками, подрезание торцов и уступов. Изготовление простейших изделий с наружными цилиндрическими поверхностями.
Настройка токарного станка по древесине к работе. Крепление заготовки в центрах. Установка подручника на необходимую высоту. Приёмы работы полукруглой и косой стамесками. Приёмы точения наружных цилиндрических и конических поверхностей изделий из древесины. Правила безопасной работы.
Ознакомление с текстурой и цветом различных пород древесины и возможностями их использования при выборе материала для будущих изделий. Просмотр и обсуждение представленных эскизов работ и иллюстративного материала. Разметочные шаблоны. Способы разработки эскизов и чертежей.
Основные инструменты и приспособления для точения наружных фасонных поверхностей. Приёмы точения наружных фасонных поверхностей. Правила безопасной работы.
Практические работы. Разработка рисунков изделий для точения фасонных поверхностей. Выполнение чертежей. Подготовка к работе и крепление заготовок на токарном станке. Освоение приёмов точения наружных фасонных поверхностей. Нанесение элементов выжигания, росписи на изделия. Отделка изделий лаками и красками.
IХ КЛАСС
Тема 6. Точение внутренних цилиндрических и конических поверхностей (30 ч)
Инструменты и приспособления для точения внутренних цилиндрических и конических поверхностей. Приёмы точения внутренних цилиндрических и конических поверхностей. Правила безопасной работы.
Соответствие в целостности композиции (функции, форма, конструкция, цвет и др.) точеного изделия. Прозрачная и непрозрачная отделка изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы. Создание рисунков (чертежей) полых изделий. Подготовка к работе и крепление заготовок в патроне и на планшайбе. Точение по чертежам полых фигур с цилиндрическими и коническими внутренними поверхностями по собственному замыслу учащихся. Отделка готовых изделий.
Организация и проведение коллективной творческой работы при разработке и изготовлении точёных изделий из древесины.
Инструменты и приспособления для точения внутренних фасонных поверхностей. Приёмы точения внутренних фасонных поверхностей. Правила безопасной работы.
Основная цель занятий по курсу «Основы художественного конструирования» состоит в том, чтобы оказать квалифицированную практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к профессии художника-конструктора.
Факультативные курсы первого года занятий комплектуются из учащихся VIII классов, проявляющих интерес к основам художественного конструирования. Работа курсов может быть организована на базе школьных учебных мастерских.
Учебно-методические материалы, накапливаемые на занятиях факультатива, школьники могут использовать при разработке своих творческих проектов, при подготовке бесед в классе и др.
На факультативных занятиях второго года обучения (из учащихся IХ классов) расширяются и углубляются понятия о художественном конструировании и технической эстетике, эргономике, совершенствуются практические навыки учащихся в выполнении различных творческих проектов. Школьники проявляют самостоятельность в выборе тем для творческой работы, проведения бесед. Больше времени отводится на выполнение работ по собственному замыслу учащихся.
На изучение факультативного курса «Основы художественного конструирования» отводится 140 часов из расчёта 2 часа в неделю в VIII—IX классах. Этот курс может осваиваться учащимися и на протяжении трёх лет, т. е. в VIII—X классах, в этом случае содержание расширяется за счёт практических работ.
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
Количество часов | |
VIII кл. |
IX кл. | ||
VIII КЛАСС |
70 |
— | |
1 |
Вводное занятие |
2 |
— |
2 |
Понятие о творческой деятельности художников-конструкторов |
10 |
— |
3 |
Тематический рисунок |
10 |
— |
4 |
Понятие о декоративной композиции |
10 |
— |
5 |
Понятие об обмере |
10 |
— |
6 |
Понятие о художественном проектировании |
20 |
— |
7 |
Экскурсии |
4 |
— |
8 |
Выставка работ |
4 |
— |
IX КЛАСС |
|
70 | |
9 |
Вводное занятие |
— |
2 |
10 |
Понятие о художественном конструировании |
— |
18 |
11 |
Понятие о техническом рисунке и живописи |
— |
20 |
12 |
Понятие об эргономике |
— |
10 |
13 |
Проектирование методом объемного макетирования |
— |
10 |
14 |
Подготовка рефератов |
— |
2 |
15 |
Экскурсии |
— |
4 |
16 |
Выставка работ |
ת |
4 |
ИТОГО |
140 |
Цели и задачи работы факультативного курса «Основы художественного конструирования». Содержание деятельности художников-конструкторов на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Общие правила безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда.
История развития художественного конструирования. Художественное проектирование. Художественное конструирование. Художник-конструктор. Единство формы и содержания на современном этапе научно-технического прогресса. Система подготовки художников-конструкторов в Республике Беларусь.
Учебное место, материалы, инструменты, приспособления и оборудование для юного художника-конструктора. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Организация учебного места юного художника-конструктора. Выполнение различных фактур с использованием сетки, щётки, губки, кисти. Покраска фонов с использованием кистей, гуаши, темперы, акварели. Работа с бумагой, картоном, глиной, пластилином, гипсом.
Тема 3. Тематический рисунок (10 ч)
Понятие о тематическом рисунке. Виды рисунков. Рисунок по памяти, по представлению, с натуры. Материалы и технические приемы.
Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции. Понятие о макетировании. Цвет, форма и ритм композиции. Сочетание цветов в природе.
Основные виды обмера. Правила обмера.
Основные направления художественного проектирования. Этапы работы художника-конструктора над проектом изделия. Понятие об анализе и синтезе. Правила накопления подсобных материалов. Работа с научно-технической литературой. Источники дополнительной информации.
Проведение экскурсий на выставки промышленных товаров, декоративного и прикладного искусства, дизайна, в музеи и др. Встречи с художниками, конструкторами и художниками-конструкторами.
Оформление и отбор выполненных работ. Выполнение рекламного плаката выставки. Составление каталога её участников.
Подведение итогов организуется в помещении, где проходит выставка. Приглашаются родители школьников, специалисты. Выступление учащихся. Комментарии специалистов. Поощрение учащихся. Рекомендации по работе на летний период.
IX КЛАСС
Тема 9. Вводное занятие (2 ч)
Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Общие правила безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда.
Основные направления художественного конструирования. Разработка и выполнение художественных проектов по тематике местных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых предприятий.
Учебное место, материалы, инструменты, приспособления и оборудование для юного художника-конструктора. Правила безопасной работы.
Практические работы. Организация учебного места юного художника-конструктора. Решение художественно-конструкторских задач с учётом потребностей местных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых предприятий.
Тема 11. Понятие о техническом рисунке и живописи (20 ч)
Технический рисунок. Живопись. Разработка и выполнение плакатов по тематике текущих событий. Правила выполнения рисунка с натуры. Особенности работы с красками. Инструменты и материалы, свойства красок.
Понятие об эргономике. Основные габариты оборудования жилища.
Разработка и выполнение художественных проектов по собственному замыслу учащихся.
Практические работы. Разработка и выполнение проектов бытовых изделий: посуда (чайник, кастрюля, кофейник и др.), мебель (стул, кресло, стол, парта), композиция интерьера жилых комнат. Разработка и выполнение художественных проектов с учётом потребностей школы, семьи и др.
Тема 13. Проектирование методом объемного макетирования (10 ч)
Макет в творческом процессе проектирования изделия художником-конструктором (беседа); понятие о рабочем макете, его значение в проектировании.
Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учётом конструктивных и пластических особенностей: картон, бумага; пластилин, пенопласт, гипс и др.
Практические работы. Разработка и выполнение макетов транспорта будущего, макетов упаковки различных товаров, макетов бытовых изделий (приемник, телевизор, пылесос, хозяйственная сумка, одежда и т. д.).
Тема 14. Подготовка рефератов (2 ч)
Понятие о реферате, его структура и требования к его оформлению. Иллюстрации. Технические средства для демонстрации иллюстраций. Правила безопасной работы с техническими средствами.
Проведение промышленных и художественных выставок. Экскурсии в проектные организации (беседы с художниками-конструкторами), на предприятия (беседы с рабочими и инженерами).
Отбор и оформление работ. Выполнение рекламного плаката, составление каталога экспонатов выставки.
Программы факультативных курсов для учащихся V-IX классов разработаны с целью расширения и углубления общетрудовых и специальных знаний, формирование умений и навыков, полученных и
15 09 2014
1 стр.
Производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины
17 12 2014
1 стр.
Твердость свойство древесины сопротивляться внедрению тела определенной формы
26 09 2014
1 стр.
Приведены результаты экспериментальных исследований физико-механических свойств термообработанной древесины. Подтверждено, что способ термомодификации древесины придает ей новые де
12 10 2014
1 стр.
Целью выполняемых работ является реализация мероприятий для обучающихся и педагогов, направленных на художественное, творческое, эстетическое развитие: образовательные программы и
11 10 2014
1 стр.
Сопоставление изделий из древесины и их основных заменителей с точки зрения обеспечения экологического и энергетического баланса
06 10 2014
1 стр.
В университете есть библиотека и классы для самостоятельных занятий, интернет-классы. По окончании курса школьники получают сертификаты о достигнутом уровне языка
14 09 2014
1 стр.
Технология и оборудование химической переработки биомассы дерева; химия древесины
15 09 2014
1 стр.