Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7

Специалисты в области карьеры считают, что каждый человек в своей жизни может пройти пять ступеней развития:

ученик — человек, который независимо от возраста и социаль­ного статуса сохранил способность развиваться;

подмастерье — человек, включенный в трудовую деятельность и выясняющий соотношение выбранной профессии и личност­ных ценностей;

мастер — тот, кто взял на себя ответственность за результаты осмысленного профессионального труда;

уникальный мастер — тот, кто создал процесс порождения «ве­щей» (товаров, услуг, произведений искусства, идей, литератур­ных и научных трудов, человеческих отношений и пр.), которых до него никто не делал, или сотворил сам эти уникальные вещи;

учитель — человек, который прошел все предыдущие ступень­ки, сохранил в себе способность в любое мгновение «спускаться» на любую из этих ступенек, но к тому же имеет своих учеников, последователей. Учитель сохранил способность к духовному рос­ту, т.е. к эффективному самообразованию, и достиг уровня осо­знанной сверхкомпетентности. Он характеризуется повышенной ско­ростью настройки уровня компетентности. Осознанно сверхком­петентные педагоги-мастера обладают обширными навыками и опытом, сочетают их со способностью взглянуть на задачу в но­вом ракурсе и, следовательно, могут быстро переключаться на более низкий уровень компетентности.

Специалисты по интенсивным технологиям считают мастер-классы самой лучшей моделью для периодических индивидуаль­ных занятий в программах открытого или гибкого обучения.

Одно занятие может длиться от 1 ч до целого рабочего дня. Однако важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала и до конца в количестве от одного до 30 человек.

Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не толь­ко наблюдать процесс работы мастера, но и практически участво­вать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании пу­тем копирования моделей поведения или демонстрационных на­выков.

Осознание мастером своей роли как модели оставляет участ­никам больше пространства для собственных открытий посред­ством эксперимента и игровых технологий.

Таким образом, программа мастер-класса предназначена для того, чтобы усилить потенциальные возможности участников че­рез развитие их уважения к мастеру, доверия к нему и создание уверенности, что программа соответствует их способностям и по­требностям и даст те компетентности, которые смогут пригодить­ся в их собственной практической деятельности.

1.7.4. Творческая мастерская

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении не­скольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерас­тает в творческую мастерскую, по итогам работы в которой воз­можно вручение сертификата. В толковом словаре В.Даля слово «мастерская» определено как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а «мастер» — это «человек, занима­ющийся каким-либо ремеслом или рукоделием; особенно сведу­щий или искусный в деле своем».

В книге «Уроки для взрослых» под мастерской подразумевается технология направленная на погружение ее участников в про­цесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепоч­ка заданий, предлагаемых руководителем. В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер, как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастер­ской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысле­ние и перестройка оснований собственной деятельности и пове­дения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Так, на факультете управления в РГПУ им. А.И.Герцена вот уже три года работает творческая мастерская но игровому моде­лированию, в которой обучаются не только студенты, но и аспи­ранты, молодые и зрелые преподаватели, доценты и профессора. В мастерской «Ифотехнический менеджмент» подготовлено уже два выпуска сертифицированных специалистов по интенсивным технологиям обучения, всего 14 человек. Сейчас в творческой мас­терской профессора А.П.Панфиловой занимаются 30 человек, среди которых есть и студенты других вузов, преподаватели школ и лицеев. Выпускники мастерской выбирают профессию препода­вателя или менеджера по персоналу, по развитию. Их отличают наличие и развитость метакомпетентностей, что дает им преиму­щества в достижении профессионального успеха, в карьерном продвижении.

Мастерская как технология реализуется во многом по прави­лам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет нали­чия инновационного знания, импровизации, сочетания условно­го и реального планов действий, освоения алгоритмических «ша­гов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить

самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать бу­дущую презентацию.

Основными признаками творческой мастерской специалисты считают следующие:

  • максимальную включенность и активную позицию участни­ков;

  • диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимо­действие;

  • некоторую неопределенность и возможность для импровиза­ции в заданиях;

- низкую степень регламентации действий участников; -свободу выбора содержания, способов, техник, форм и средств

деятельности;

  • столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий;

  • психологическую поддержку участников и атмосферу откры­тости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия.

Руководитель мастерской (тренер-мастер), продумывая про­грамму обучения и развития, прописывает последовательность «шагов»-заданий, которые выстроены в определенной логике. Так, например, в мастерской по игротехническому менеджменту ее участники сначала осваивают более легкие и кратковременные (по регламенту проведения) технологии; техники, подготавли­вающие участников к интерактивной работе («погружение»), за­тем кейсы и их анализ, далее игровое проектирование, «разыг­рывание» ситуаций в ролях, ролевые игры и т. п. — и только по­том осваивают имитационные, деловые, дидактические и дру­гие игры. Параллельно учатся работать с аудиторией, устанавли­вать обратную связь по ходу демонстраций (вопросы и ответы) и по окончании их (дискуссия, рефлексия, дебрифинг) или апро­бируют техники «выгружения» из игрового взаимодействия. Ма­стерство и компетентности осваиваются за счет многократного повторения технологий каждым из участников и обсуждения результатов.

Последовательность «шагов» может быть выстроена и как сис­тема заданий, включающих следующие блоки:

индукция (техники «погружения», «разогревания» участников, создание эмоционального настроя);

самоконструкция (индивидуальная работа по созданию какого-то продукта: рисунка, решения, идеи, гипотезы и пр.);

социоконструкция (обсуждение в группе и выработка коллек­тивной версии или продукта);

социализация (презентация коллективного продукта, коммен­тарии и межгрупповое обсуждение);

самокоррекция (доработка/уточнение, внесение изменений в разработанный материал, продукт);

обратная связь (дискуссия-обсуждение результатов и выводов, рефлексия — отражение чувств, ощущений и дебрифинг — де­монстрация того, чему научились).

Таким образом, участие в работе мастерской — это интенсивная работа каждого в отдельности и всех участников вместе с предва­рительной домашней подготовкой и с коллективным обсуждением результатов пол руководством мастера. Именно эта технология в большей степени, чем другие описанные в данном пособии, формирует, на наш взгляд, практически все перечисленные выше ме­такомпетентности. Как и в мастер-классе, руководитель творческой мастерской должен быть коммуникативно и психологически грамотным, для того чтобы поддерживать потребность в таком обуче­нии и развитии у участников на протяжении нескольких лет.

1.7.5. Ассессмент-центр

В последние годы в практике диагностики и развития персона­ла все более широкой популярностью пользуются ассессмент-центры (АЦ), которые используются не только для отбора впервые пришедших в организацию претендентов на должность, но и для внутренней аттестации, обучения, развития и карьерного роста специалистов.

Первые методики, ставшие прообразом ассессмент-центра, по­явились еще в английской и германской армиях в годы Второй мировой войны в процессе решения задач военного времени: от­бор солдат, способных обучаться, и выявление офицеров, спо­собных руководить людьми. Для решения этих задач нужны были методы отбора и оценки людей, способных быстро обучаться не­обходимым навыкам и имеющих потенциал для развития. Этими методами стали имитационные упражнения, специальные опрос­ники и интервью, в дальнейшем послужившие основой АЦ. В 1944 г. Служба стратегических исследований (в будущем — ЦРУ) для отбора разведчиков также применила метод имитационных упражнений. Эта дата впоследствии стала считаться официальной датой рождения ассессмент-центров.

Ассессмент-центры — это комплексные диагностические мето­ды оценки компетенций, которые систематически регистрируют достижения или недостатки поведения работников, участвующих и ряде упражнений, имитирующих реальные рабочие ситуации. Участники выполняют упражнения, и результаты сравниваются с показателями (компетенциями), необходимыми для работы, долж­ности определенного уровня.

В английском подходе к АЦ используются следующие методы;

- ряд интервью, тщательно построенных, чтобы избежать дуб­лирования;

- неструктурированные дискуссии с нераспределенными ро­лями по определенной теме;

- длинные письменные задания;

- последовательность практических упражнений, в которых кандидатам приходится руководить людьми в ситуации решения проблем.

В американском подходе к АЦ распространены:

- дискуссии с распределенными ролями;

- имитационные упражнения один на один;

- индивидуальные упражнения (in-Basket).

Таким образом, перечисленные технологии используются в АЦ в целях подбора, оценки и развития работника. Так, в условиях со­здания обучающихся организаций целесообразно использовать АЦ для развивающей работы с персоналом, выявляя сильные и сла­бые стороны работников, уровень их компетентностей, обеспе­чивая при этом обратную связь как для сотрудника, так и для организации — работодателя и на основе полученных сведений в большинстве случаев давая рекомендации о профессиональной и управленческой подготовке, необходимости ее усиления, изме­нения, обновления или о карьерном консультировании.

В качестве технологий отбора претендентов, их диагностики и обучения в современных АЦ используются разнообразные опрос­ники, упражнения на анализ документов, кейсы, имитационные упражнения, кейс-стади и игры-симуляции, приближенные к действительности, разнообразные групповые задания на приня­тие решений или умение планировать работу, причем устанавли­ваются жесткие временные рамки и вводятся дополнительные ограничения, создающие стрессовую обстановку и напряженность; используют также разные виды интервьюирования, вплоть до стрессового, а также вербальные и невербальные презентации.



Но наиболее распространены во всех современных ассессмент-центрах специально смоделированные задания (simulated tasks), ко­торые дают возможность при их выполнении наблюдать профес­сионально важное поведение. Так, для анализа межличностных, аналитических и коммуникативных умений, например, менедже­ров по продажам разыгрываются ролевые игры или игры-симуля­ции, в которых специально подготовленный покупатель (клиент) разговаривает с претендентом на должность (менеджером) весь­ма безапелляционно, иногда истерично предъявляет претензии и демонстрирует повышенную эмоциональность. Известно, что оцен­ка в группах имеет явное преимущество с точки зрения того, что претенденты оцениваются в контексте групповой динамики, и в то же время можно определить не только его метакомпетентности: интерактивные, организаторские или коммуникативные спо­собности, — но и характерологические или стилевые параметры личности, эмоциональную и личную культуру.

Обычно за интерактивной работой наблюдают два-три специа­листа, которые оценивают участников внутригрупповой дискус­сии и определяют их уровень по нескольким аспектам, анализи­руя лидерский потенциал, навыки межличностного взаимодей­ствия, технологии ведения спора, принятия решений, деловую и профессиональную компетентность. Задание при этом для всех участников общее, поэтому, для того чтобы договориться, необ­ходимо осуществлять сотрудничество, слушать партнеров. Задания могут реализовываться в ролевой или деловой игре, методом иг­рового проектирования или исследования случаев (кейс-стади), через трудовые пробы, компьютерный сценарий. В качестве огра­ничений, определяющих трудности для коллективных действий, как уже было отмечено, постоянно вводятся новые условия, создаются экстремальные обстоятельства.



В некоторых АЦ практикуются следующие способы оценива­ния: «кандидат высказывает свои мнения», «кандидат предлагает задать вопросы», рефлексивные технологии или на основе шкалы рейтинга поведения (BARS). Многогранный подход к оценива­нию, а также превентивный детальный анализ профессиональ­ной деятельности и ее моделирование в специальных игровых за­даниях обеспечивают большую надежность и критериальную валидтность наблюдаемых результатов, при этом эффективность на­много выше, когда оценивание проводят психологи.

Таким образом, под систематичностью регистрации в АЦ по­нимается оценка одних и тех же поведенческих признаков различными методами, разделение во времени процесса наблюдения и процесса вынесения оценочных суждений, независимость отдель­ных наблюдений друг от друга, а также предварительное обучение наблюдателей и затем тех, чей уровень компетентностей не соот­ветствует современным ключевым требованиям.

<предыдущая страница


А. П. Панфилова инновационные педагогические технологии активное обучение

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориен­тироваться на следующие задачи

1192.26kb.

15 10 2014
7 стр.


24 часовой программе «Инновационные технологии в образовательном процессе (дистанционное обучение на базе lms moodle)» Группа 04

Обучение преподавателей кфу по 24 часовой программе Инновационные технологии в образовательном процессе

16.77kb.

15 09 2014
1 стр.


Инновационные технологии диспансеризации в условиях городской поликлиники

Ключевые слова: диспансеризация, поликлиника, инновационные технологии, профилактика

129.53kb.

17 12 2014
1 стр.


«инновационные библиотечные технологии для образования, науки и культуры» орагнизаторы: фгу гнии итт

«информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке»

136.89kb.

12 09 2014
1 стр.


Канада: горнодобывающая и нефтегазовая промышленности, лесоперерабатывающая и строительная отрасли Бразилия

Сша: медицинские технологии, инновационные технологии в сельскохозяйственном секторе, дорожное строительство, жкх

24.46kb.

13 10 2014
1 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения в 2011/2012 учебном году с. Сафарово

Инновационные образовательные программы и технологии, в т ч информационные технологии

512.73kb.

16 12 2014
4 стр.


«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан под девизом «20 лет мира и созидания»

«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности»

181.91kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.