Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

1.6.4. Формат одного вопроса

Техника формат одного вопроса — еще одна методика выра­ботки коллективного решения. Участники сконцентрированы на единственной задаче, и вероятность отклонений от темы умень­шается. Самое главное в этой технике — попробовать сформули­ровать основной вопрос, ответ на который даст решение пробле­мы. Последовательность обсуждения здесь следующая. Ведущий кол­лективное обсуждение формулирует вопросы, которые в конце концов сводятся к следующим:

- какой вопрос даст все необходимые ответы для выполнения поставленной задачи;

  • на какие вспомогательные вопросы надо найти ответы до от­вета на главный вопрос;

  • достаточно ли у нас информации для уверенных ответов на вспомогательные вопросы (если да — отвечаем, если нет — про­должаем обсуждение);

  • какие ответы на вспомогательные вопросы являются самыми обоснованными;

  • если ответы на вспомогательные вопросы правильны, каким будет лучшее решение этой проблемы?

1.6.5. Метод номинальной группы

Известно, что в некоторых организациях встречаются ситуа­ции, когда индивидуумы с сильным характером подавляют дру­гих участников коллективного принятия решений. Они оттесняют их от активного участия в работе. Такие люди способны ослабить потенциал группы в процессе коллективного принятия решения. Преодолеть подобные помехи можно с помощью метода номинальной группы (МНР).

Термин «номинальный групповой метод» был впервые приме­нен для определения процессов, сводящих людей вместе, но не позволяющих им общаться устно.

Как правило, МНГ — это структурированная групповая встре­ча обучаемых (7—9 человек), которые не разговаривают друг с другом, а излагают идеи на бумаге. Через некоторое время проис­ходит структурированное распределение идей. Один из участни­ков коллективного принятия решений — регистратор — записы­вает эти идеи в таблицу до тех пор, пока все участники не сооб­щат, что у них больше нет идей, при этом никакого обсуждения не проводится.

Метод состоит из трех стадий анализа возможных причин существования проблемы.

На первой стадии участников коллективного принятия решений просят не общаться; вербальное взаимодействие не разре­шено. Каждого просят написать на листе бумаги основные, с его точки зрения, причины рассматриваемой проблемы. Эта процедура занимает от 5 до 15 мин. Результатом первого этапа является список идей и предложений (обычно от 18 до 25). Например, если группа обсуждает высокий уровень демотивации персонала в организации, го предлагается перечислить как можно больше причин этого явления.

Дж. К.Джонс предлагает поставленному в тупик участнику на­писать предложение, характеризующее его затруднение, затем заменить в этом предложении каждое слово или оборот синони­мами. Например, проблема формулируется так: «Допуски при об­работке вызовут несовмещение двух поверхностей». Подбираются синонимические понятия. Слова «допуски при обработке» заме­няются словами «неровности сварочного шва», Это наводит на мысль о сварке другим процессом. Слово «несовмещение» заменя­ется словом «зазор». Это наводит на мысль о необходимости пре­дусмотреть специальный зазор. «Две поверхности» можно заме­нить словами «прилегающие друг к другу поверхности». Это наво­дит на мысль о необходимости разъединить эти поверхности и предусмотреть прокладку между ними. Слово «поверхности» мож­но заменить словом «плоскости». Это наводит на мысль о возмож­ности изготовления неплоских поверхностей.

На второй стадии преподаватель просит каждого по оче­реди прочесть вслух одну из записанных причин. Пока идет чте­ние, регистратор ведет записи на доске. Затем участникам предла­гается привести вторую причину и так далее, пока не будут опро­шены все члены группы. Когда предлагаемая участниками причи­на записывается на доске, члены группы включают ее в свои списки или отмечают в них наличие этого пункта. Таким образом, каждая предлагаемая причина заносится в список только один раз. Если одно предложение частично перекрывает уже высказанное, его также вносят в список ведущего.

На третьей стадии все внимательно изучают список идей и ранжируют причины проблемы, происходит структурирован­ное обсуждение каждой идеи. Выясняется степень поддержки каж­дой идеи, внесенной в список. Когда причин много, закрытым ранжированием (тайным голосованием) выбираются пять самых веских. Итоги ранжирования собирают и обобщают. Групповым решением является математическая сумма отдельных голосов.

Эффективность данного формата зависит от соблюдения трех принципов:

1) участники не разговаривают друг с другом, идет индивидуальная запись причин проблемы;


  1. причины зачитываются поочередно много раз;

  2. причины ранжируются.

Все три стадии процесса можно провести в течение 1 ч.

Применение этого метода на занятиях позволяет установить основные причины проблемы. Кроме того, эта процедура способ­ствует выявлению самых серьезных из них. Поскольку ранжирование причин происходит, как правило, закрыто, то велика веро­ятность точного установления причины. Если данная процедура применяется так, как здесь описано, формат номинальной груп­пы увеличивает преимущества и сводит к минимуму недостатки взаимодействия членов группы.

Основные преимущества НГ заключаются в следующем:


  • каждый член группы имеет равное влияние;

  • идеи всеми воспринимаются с большей готовностью;

  • разработчики в рамках организации могут непосредственно

не взаимодействовать, однако это не влияет на продуктивность работы;

  • исключается предварительная оценка идей;

  • более эффективно используется время;

  • формат можно применять для очень большого числа участников.

1.6.6. Программно-ролевой метод

Существуют и другие методы активизации поиска идей участниками коллективного принятия решений, например программно-ролевой метод генерирования идей. В нем особое значение при­обретает взаимодействие участников, распределившихся по специфическим ролям или функциям. Обычно это — «генератор идей»? «эрудит», «консультант по специальным вопросам», «эксперт» и, конечно же, «лидер команды», который должен управлять все0 работой. Успех зависит от искреннего взаимопонимания и благо­приятного психологического климата в работающей группе, а также от профессионального исполнения преподавателем ролей фасилитатора (от англ.facilitator — специалист по сопровождению гpyпповых процессов, обучающий сотрудничеству) и модератора (of итал. moderareсмягчение, сдерживание; от лат. moderatorумеряющий, обуздывающий, сдерживающий, смягчающий).

Эффективность метода во многом зависит от степени совпадения личностных и психологических качеств участников коллективного принятия решения с их ролевыми функциями. Однако, даже такое ограничение снижает потенции творческой личности.

1.6.7. Техника ликвидации тупиковых ситуаций

Цель метода — найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения. В литературе, посвященной анализу творческой деятельности, приводится ряд способов изменения подхода к решению проблемы, когда работа зашла в тупик. Эти способы можно разделить на несколько типов, каждый из которых может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации.

Общий план действий, как правило, следующий:

- выработка правил преобразований, которым можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-либо его части;

- поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения;

- переоценка проблемной ситуации.

Некоторые полезные способы, соответствующие приведённому плану действий, изложены, например, в технике Алекса Осборна «Список-экспресс» (SCAMPER), который предлагает следующие преобразования и сводится к постановке «волшебных» слов и выражений:

- заменить (Substitme);

- скомбинировать (Combine);

- адаптировать (Adapt);



- модифицировать — уменьшить/увеличить — Modify (make bigger/smaller);

  • применить в другой области (Put to other uses);

  • исключить (Eliminate);

  • изменить на противоположное (Reverse).

«Волшебное» слово вписывается в ячейку против соответству­ющей проблемы, после чего участникам коллективного принятия решений остается продумать возможный сценарий развития ситу­ации. В методах поиска взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения исследуется, какое влияние ока­зывает связь каждой части проблемы со всеми остальными его частями или с другими аспектами проблемы.

1.6.8. Метод принудительных отношений (МПО)

В соответствии с этим методом осуществляется поиск мыслен­ных ассоциаций путем попарного сопоставления всех элементов некоторого комплекса. Стремясь, например, усовершенствовать телефонный аппарат, дизайнер может последовательно сопоста­вить взаимное отношение в парах: трубка и наборный диск, мик­рофон и наушник, шнур и наборный диск, рычаг и наушник, и т.д. При этом он каждый раз должен анализировать варианты сочетаний двух элементов, установки одного в другом, перемены их местами и т. п.

Методику, аналогичную переоценке проблемной ситуации, можно использовать и применительно к самим проблемам, а не только к их решениям. Возможно, самым надежным способом выхода из затруднения является неоднократное возвращение к «первичной функциональной потребности». В большинстве случа­ев участники коллективного принятия решений не должны забы­вать о том, что они сами выбирают подпроблемы и могут удовлет­ворить «первичную функциональную потребность», используя совершенно разные наборы промежуточных проблем, если изме­нят свой подход к главной проблеме.

1.7. Комплексные технологии активного обучения 1.7.1. Групповая дискуссия

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. Метод групповой дискуссии (МГД) (от лат. diskussio — рассмотрение, разбор, исследование) исполь­зуется прежде всего как способ организации совместной деятельности с целью оперативного и эффективного решения стоящих за­дач, а также как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных груп­пах. Дискуссия — это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с уча­стием всех или отдельных ее участников.

Дискуссия используется и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса по интеграции специалистов разного профиля для обсуждения той или иной ме­тодологической проблемы. Дискуссии различаются по самым раз­ным признакам:

  • ведущей детерминанте;

  • предмету обсуждения (по характеру ведущего противоречия);

  • результату;

  • цели дискуссии;

  • результативности (эффективности); -организованности и управляемости.

В литературе по этой проблеме различают также различные тех­ники, тактики и стратегии ведения дискуссии. С этой точки зре­ния дискуссии бывают: свободными, программированными и промежуточными (компромиссными).

Свободную дискуссию отличают спонтанность развития и невы­сокая организованность. Такая дискуссия имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам можно отнести прежде всего отсутствие жесткого регламента и свободу высказываний, что способствует большей активности и раскрепощенности участников, а это, в свою очередь, расширяет поле возможных точек зрения и подхо­дов к решению ситуации. К недостаткам такой техники ведения дискуссии можно отнести неорганизованность, в ходе которой можно потерять цель дискуссии, спровоцировать хаос.

Программированная дискуссия предполагает наличие определен­ного алгоритма, плана ее проведения, определяющего сценарий дискуссии, четкую последовательность шагов, функциональное структурирование участников. Положительным моментом такого типа дискуссии является рациональное направление усилий участ­ников на достижение поставленной перед ней цели, а отрица­тельным моментом — ограничение инициативы участников.

Дискуссия обычно ведется по отдельным фрагментам — этапам. Руководит каждым из них свой ведущий, который регулирует ее ход, все процедуры, представляет проблему, вопросы для обсуж­дения, следит за регламентом, руководит обменом мнений, про­износит заключительное слово. Для проведения такой дискуссии необходимо распределить роли, исполнение которых позволит втя­нуть большинство участников в спор, полемику и достичь эмоцио­нального накала, особенно при возникновении конфликта мнений.

Среди участников дискуссии распределяются роли. «Генерато­ры идей» вносят как можно больше предложений по существу описанной в ситуации проблемы и по ее возможному разрешению. Идеи, представляемые генераторами, могут быть недостаточно четко сформулированными, порой нелепыми, фантастическими, но это не страшно, так как идеи подхватываются «эрудитами», которые развивают их, шлифуют, более четко «упаковывают», трансформируя в возможное практическое решение. «Критики и эксперты» включаются в дискуссию для того, чтобы оценить по­ступающие предложения, отбраковать неприемлемые, выявить перспективные и определить самые значимые. А вот когда дискус­сия идет на спад из-за снижающейся активности, в нее включа­ются «синекторы», или «затравщики», специально подготовлен­ные люди, высказывающие провокационные, обостряющие спор позиции, втягивающие в полемику как можно большее число уча­стников.

В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участво­вать от трех до восьми -десяти человек, не считая самого препо­давателя, ведущего обсуждение, но основное коммуникативное средство, несмотря на полилоговый характер этого жанра, — диалог, который каждый раз ведут только два участника. Важно не просто сформулировать проблему, но и проанализировать при­чины ее возникновения, возможные тенденции развития, многоальтернативность подходов к обсуждению: управленческого, профессионального, социально-психологического, этического и др.

Дискуссии могут быть эмоциональными, рационально-интеллек­туальными и организационно-деятельностными — все зависит от целей и задач дискуссии, контингента ее участников, условий проведения и формы организации. Самыми сдержанными с эмоциональной точки зрения являются дискуссии по типу делового совещания, а самые агрессивно-эмоциональные — мозговые ата­ки и синектические сессии. На таких дискуссиях действуют свои правила, регламент и способы реализации. Дискуссии, используе­мые как форма активного обучения (послеигровая или самостоятельная), обычно проводятся со средним уровнем интенсивности и эмоционального накала.

Важным моментом является также правильная организация пространственной среды во время дискуссии. Целесообразно по­садить участников дискуссии полукругом, лицом к ведущему и основным выступающим, чтобы они все видели и слышали, «счи­тывали» не только вербальные, но и невербальные сигналы, сви­детельствующие об экспрессивном состоянии говорящего участ­ника дискуссии, об его отношении к проблеме.

Межгрупповая дискуссия является не только формой активной самостоятельной работы обучаемых, но и средством разрушения стереотипов, снятия и постановки проблемных вопросов, орга­низации креативного мышления и формирования продуктивной деятельности, обмена знаниями и личным опытом решения ситуативных проблем, мнениями и точками зрения, а также выработ­ки, если такое возможно, коллективного (консенсусного или ком­промиссного) решения, которое включает в себя все то позитив­ное, что наработано каждой конкретной группой. принимающей решения.

В ходе учебной дискуссии обучаемые развивают навыки убеждения, умения не только отстаивать свою линию, но и порой от­казываться от собственных ошибочных суждений, научаются так­же уважать иные точки зрения.

Таким образом, именно дискуссионная форма взаимодействия обучаемых формирует их метакомпетентности — коммуникатив­ную и интерактивную культуру, развивает навыки вербализации и умения слушать, учит вести свою линию целенаправленно, но корректно, за счет веской аргументации и контраргументации.

1.7.2. Балинтовская сессия

Публичное изложение сложной проблемы помогает кристал­лизации мыслей и приближает к решению этой проблемы. Когда человек находит нужные слова, чтобы просто изложить пробле­му, он может найти и простое решение, которое до этого ускользало от него из-за обилия всякого рода деталей. А если участники обсуждения к тому же разбираются в поставленной проблеме и могут задавать вопросы на уточнение и на развитие и предлагать какие-то пути ее решения (пусть даже спорные), это помогает глубже разобраться в данной проблеме, взглянуть на нее с новой стороны.

Именно на этом принципе основан метод коллективного при­нятия решений, в свое время апробированный английскими вра­чами Балинтами, создавшими постоянный семинар по обсуждению проблем, который назывался «балинтовская сессия».

В результате балинтовской сессии можно достичь следующих результатов:

  • обучить участников анализировать информацию о реальных ситуациях, отделять особо важное от второстепенного, формули­ровать проблему;

  • привить умение слушать и взаимодействовать с другими уча­стниками;

  • научить моделировать особо сложные ситуации, когда даже специалист не может охватить все их аспекты;

  • продемонстрировать характерные для большинства проблем многозначность и многоаспектность возможных решений.

В настоящее время данная технология широко применяется в активных методах обучения. Область взаимоотношений деловых

партнеров характеризуется комплексностью проблем и противо­речием между простотой практических рекомендаций, формули­руемых теоретиками и практиками, и реальной практикой обще­ния — с ее непониманием, тупиками, конфликтами и фрустра­цией.

Сессия может оказать значительное влияние на психологиче­скую атмосферу в группе. Если тема вовлекла других участников в процесс работы и анализ проводится глубоко, затрагивая и лич­ностный уровень, то у членов группы возникает чувство соприча­стности и общности, возникает большее взаимопонимание.

Таким образом, применение этого метода анализа и одновре­менно обучения является весьма перспективным. Балинтовская сессия способствует наиболее полному освоению содержания программы и в то же время помогает достичь лучшего понимания членами группы друг друга.

При проведении балинтовской сессии можно выделить три основных этапа.

На первом этапе из членов группы выбирают участника, у которого есть требующая разрешения проблема, связанная с темой занятия, которой он мог бы поделиться. Обычно это про­блема отношений с другим человеком. Участник занятия корот­ко, но в то же время достаточно полно излагает суть своей про­блемы группе.

На втором этапе члены группы поочередно задают этому участнику вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них подробные ответы. Данная процедура продолжается по кругу до тех пор, пока не иссякнут все вопросы. Тот, у кого нет вопро­сов, может пропустить свою очередь, а если вопросы появятся позднее, то он имеет право опять включиться в обсуждение. На этом этапе преподаватель может помогать участникам более четко формулировать вопросы, может задавать свои вопросы порядке очереди), он также следит за тем, чтобы преждевременно не на­чалась дискуссия.

На третьем этапе все члены группы излагают свои вари­анты и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомендации. На этом этапе делаются обобщения и выводы.

В заключение тот участник, чья проблема обсуждалась, бла­годарит всех членов группы, отмечает, что нового и полезного он вынес из этого обсуждения. Преподаватель кратко подводит итоги.

Необходимо отметить, что на сессии не ставится задача сразу найти оптимальное решение проблемы (как правило, это и не удается). Главное — помочь человеку глубже вникнуть в проблему, по-новому взглянуть на нее, привести в порядок свои мысли. Об­суждение может послужить толчком для решения, которое при­дет в голову позднее.

Таким образом, цель балинтовской сессии — вос­создать более широкую картину проблем, найти нетрадиционные пути решения.

1.7.3. Мастер-класс

Мастер-классы во многих вузах используются как форма обу­чения крайне редко, поскольку в системе планирования и отчет­ности они не предусмотрены. Вместе с тем в творческих вузах, гам, где есть талантливые мастера, мастер-классы существуют постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме не­посредственного общения или на видео) — его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, кото­рая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает честолю­бивому студенту выбор оптимального пути для достижения уров­ня эксперта.

Однако даже самый опытный исполнитель может и не быть са­мым лучшим преподавателем, ибо важно не только продемонстрировать мастерство, но и научить конкретным техникам, навыкам. Встречаются ситуации, когда мастерство специалиста, единствен­ного в своем роде, может помешать ему передать свои умения дру­гим (например, талантливый музыкант может не обладать методи­ческими и коммуникативными навыками). Поэтому проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату.

Для практика иногда выгодно быть эгоистичным, скрытным, одержимым или нелогичным. Тренеру-мастеру необходимы совсем другие качества, и прежде всего метакомпетентности. Для того чтобы быть успешным тренером-мастером, он должен уметь взаи­модействовать с другими людьми в рамках партнерских отноше­ний и быть способным донести свое искусство до обучаемого, превращая магию умения в четкую, порой алгоритмическую по­следовательность действий. Пол Джексон в книге «Импровизация в тренинге» отмечает, что эта идея изложена в концепции НЛП (нейролингвистического программирования), посвященной имитации, которая, в сущности, является структурированной экс­периментальной формой копирования.

Считается, что лучшим тренером в мастер-классе становится аналитик, уверенный в себе, способный определить сущность мастерства и изложить ее так, чтобы это было доступно обучаю­щимся. Терпение, толерантность, чувство юмора и навыки пре­зентации также отличают хорошего мастера от дидактически не­эффективного. В последние годы мастер-классы стали использо­ваться в разных вузах на конференциях, где ведущий специалист по той или иной проблеме (мастер) демонстрирует свое мастер­ство участникам конференции с помощью методов активного обу­чения: упражнений, моделируемых и реальных ситуаций, кейс-технологий, демонстрационных задач, тренингов и др.

<предыдущая страница | следующая страница>


А. П. Панфилова инновационные педагогические технологии активное обучение

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориен­тироваться на следующие задачи

1192.26kb.

15 10 2014
7 стр.


24 часовой программе «Инновационные технологии в образовательном процессе (дистанционное обучение на базе lms moodle)» Группа 04

Обучение преподавателей кфу по 24 часовой программе Инновационные технологии в образовательном процессе

16.77kb.

15 09 2014
1 стр.


Инновационные технологии диспансеризации в условиях городской поликлиники

Ключевые слова: диспансеризация, поликлиника, инновационные технологии, профилактика

129.53kb.

17 12 2014
1 стр.


«инновационные библиотечные технологии для образования, науки и культуры» орагнизаторы: фгу гнии итт

«информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке»

136.89kb.

12 09 2014
1 стр.


Канада: горнодобывающая и нефтегазовая промышленности, лесоперерабатывающая и строительная отрасли Бразилия

Сша: медицинские технологии, инновационные технологии в сельскохозяйственном секторе, дорожное строительство, жкх

24.46kb.

13 10 2014
1 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения в 2011/2012 учебном году с. Сафарово

Инновационные образовательные программы и технологии, в т ч информационные технологии

512.73kb.

16 12 2014
4 стр.


«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан под девизом «20 лет мира и созидания»

«Инновационные технологии производства товаров, повышение Качества и безопасности продукции легкой промышленности»

181.91kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.