Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
300 ЛЕТ ФОРТЕПИАНО
Заставка
Ведущий:
Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает.

Но и любовь – мелодия

А.С. Пушкин. Каменный гость


(фильм, музыка – 4-27 мин., параллельно текст) :
1-й чтец

Стихия музыки — могучая стихия.


Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Она и не видна и невесома,


И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.
Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.

Е.Винокуров



Ведущий:
Музыка… А что такое музыка? Это звуки. Преображенные голоса природы - пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды, шум ветра… Или звуки человеческой души? Язык души - так принято говорить о музыке. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, Музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален,

Музыка – это искусство. Музыка из всех видов искусств наиболее эмоциональна, она «заражает эмоциями». Музыка – особый вид творческой деятельности, И поэтому это всегда вдохновение. И красота.

В музыке есть чувственное и духовно-созерцательное, рациональное – и сакральное. Это реальность, но реальность иная. Музыка расскажет о том, о чем порой нельзя рассказать словами.

2-й чтец

Любовь иль музыка? Ты назови

Что выбираешь, что в душе таится! –

Отдам я предпочтение любви,

Ничто на свете с нею не сравнится.

Ведь ни одной вершины в мире нет,

Которая бы ей не покорилась,

А музыка, любви почуяв свет,

Придёт сама, чтоб сдаться ей на милость.

Расул Гамзатов



Пауза. Фильм до конца

Ведущий:
Как же появилась музыка? Античные мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства. Их покровительницы девять Муз, спутницы бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. А еще мифы рассказывают об Орфее, который своей игрой покорил царя подземного царства.

картинки
Но самым популярным музыкальным инструментом по сей день остается фортепиано – рояль – пианино – это все его имена.

Фортепиано существует ни много, ни мало – всего 300 лет.



картинки
Ведущий:

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западного мира. И у него были старшие братья, предшественники.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

картинки

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. картинка

Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, например Баха.
Ведущий:
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. Звук извлекается здесь птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, Звук клавесина - довольно слабый. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

картинка.

Музыка: БАХ. Пьеса для клавесина – 4 мин.
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинЕт. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

картинка.
Ведущий:
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец  Бартоломео  КристОфори, (портрет) занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) (портрет) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Ведущий:
Устройство фортепиано КристОфори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.

(картинки – рояль, пианино)
3-й чтец:
  Мы сегодня увидали
  Городок внутри рояля.
  Целый город костяной,
  Молотки стоят горой.

  Блещут струны жаром солнца,


  Всюду мягкие суконца,
  Что ни улица — струна
  В этом городе видна

Этот забавный стишок о рояле написал Осип Мандельштам


Ведущий:
Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Много писал для фортепиано великий Моцарт. Им созданы сонаты, фантазии, 25 концертов для фортепиано с оркестром.

(фильм: Мария Пиреш играет концерт Моцарта № 23)

Появление фортепиано вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в эпоху романтизма. Отличительная черта этого стиля – яркая эмоциональность. В этом стиле созданы замечательные фортепианные произведения Бетховена, Шумана, Шопена.



(ноктюрн Шопена играет Мария Пиреш, ее портрет 4 мин 40 сек.)

Ведущий:
В России первые клавишные инструменты появились не ранее XVI века. Однако концерты давались здесь еще в 1490 году. При Иване Третьем, дедушке Ивана Грозного, в Москву приезжал немецкий органист Иоганн Сальвадор. Почти через сто лет Борис Годунов поручил привезти из-за рубежа музыкальные инструменты для московского двора. Царица была удивлена громким музыкальным звуком, издаваемым клавикордами и органами. Народ толпами собирался у дворца, чтобы послушать звучание диковинных инструментов. Однако, ни московский двор, ни церковь не приняли игру на «латинских» инструментах. Лишь при Алексее Михайловиче часть бояр приобрела для себя эти западно-европейские инструменты.

А в 1729 году, уже после смерти Петра Великого, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление о продаже клавесинов и клавикордов Теофила Андрея Фолкмана, органиста главной церкви святой Екатерины в Данциге. В России фортепиано стало очень популярно и любимо. В столичных салонах и помещичьих усадьбах оно звучало и в XVIII, и в XIX веке.

В XIX искусство фортепианной игры достигло небывалой высоты. Прекрасными пианистами были Ф. Лист и Шопен. (портреты) Существовала и русская исполнительская традиция, прославленная именами А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова (портреты)

Советская эпоха дала ряд блестящих мастеров. Великий педагог и пианист Генрих Нейгауз и его знаменитые ученики Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Станислав Нейгауз (портреты) прославили на весь мир советскую музыкальную школу. Нельзя не назвать имени великой пианистки-философа Марии Юдиной (портрет).

Дмитрий Башкиров, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин – все это наши замечательные соотечественники, блестящие мастера, связавшие свою судьбу с прекрасным музыкальным инструментом – фортепиано.


3-й чтец:
Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.


Станислав Нейгауз (портрет) играет ноктюрн Шопена



А. С. Пушкин. Каменный гость (фильм, музыка – 4-27 мин., параллельно текст)

Или звуки человеческой души? Язык души так принято говорить о музыке. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, Музыка – это когда слова больше не нужны, пото

61.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Пушкин А. С. "Каменный гость" Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий

Ни Геродота, ни Тита Ливия, ни Григо­рия Турского нельзя упрекать за то, что они заставляли провидение вмеши­ваться во все человеческие дела

578.53kb.

08 10 2014
4 стр.


Фильм Berlins Regierungsviertel Фильм озвучен, язык доступен. Длится 2,42 Vieles über Köln Обширный материал для чтения, аудирования, говорения, расширения знаний по страноведению. Köln: 1-текст для чтения, 2-информационная презентация

Текст для чтения "Neptunbrunnen " с заданиями, 9-10 класс. Фильм "Neptunbrunnen -alexanderplatz Berlin" иллюстрация к тексту, без озвучивания Текст " Der Neptunbrunnen von Berlin "

27.53kb.

24 09 2014
1 стр.


Краткое содержание по трагедии "Каменный гость"

Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, кото¬рые кажутся ему восковыми куклами

34.94kb.

10 10 2014
1 стр.


Киноторговая компания «вольга» представляет фильм мишеля хазанавичюса

«Оскар» («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучшая музыка», «Лучшие костюмы»)

182.86kb.

04 09 2014
1 стр.


Такбир: Аллаху Акбар!

Аллахумма инни а’узу бикя мин азаби джаханнама уа мин ’азабиль къабр уа мин фитнатиль махйа уаль мамати уа мин шарри фитнати-ль-масихи-дадджаль

78.95kb.

08 10 2014
1 стр.


ӘӨЖ 373 02. 78072 бейіндік мектепте музыка пәнін қазақ Ұлттық аспаптар арқылы үйрету

Жыр – ұзақ белгілі бір оқиғаларды айтатын тарих пәні. Қысса – дастан, кино – фильм театр пәні. 10. Айтыс – жарыс сөз, тіл және демократия пәні. 11.Ән – вокалды музыка дауыстың шебе

40.62kb.

25 12 2014
1 стр.


Текст для самостоятельной медитации (продолжительность сессии — 20 мин.) Создание правильной мотивации (2 мин.)

Начните с размышления о том, что именно привело вас сюда сегодня, — о своей мотивации. Порождайте в своём уме желание, чтобы успокоение ума и открытие сердца наполнили миром и счас

14.65kb.

25 09 2014
1 стр.