300 ЛЕТ ФОРТЕПИАНО
Заставка
Ведущий:
Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает.
Но и любовь – мелодия
А.С. Пушкин. Каменный гость
(фильм, музыка – 4-27 мин., параллельно текст) :
1-й чтец
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.
Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.
Е.Винокуров
Ведущий:
Музыка… А что такое музыка? Это звуки. Преображенные голоса природы - пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды, шум ветра… Или звуки человеческой души? Язык души - так принято говорить о музыке. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, Музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален,
Музыка – это искусство. Музыка из всех видов искусств наиболее эмоциональна, она «заражает эмоциями». Музыка – особый вид творческой деятельности, И поэтому это всегда вдохновение. И красота.
В музыке есть чувственное и духовно-созерцательное, рациональное – и сакральное. Это реальность, но реальность иная. Музыка расскажет о том, о чем порой нельзя рассказать словами.
2-й чтец
Любовь иль музыка? Ты назови
Что выбираешь, что в душе таится! –
Отдам я предпочтение любви,
Ничто на свете с нею не сравнится.
Ведь ни одной вершины в мире нет,
Которая бы ей не покорилась,
А музыка, любви почуяв свет,
Придёт сама, чтоб сдаться ей на милость.
Расул Гамзатов
Пауза. Фильм до конца
Ведущий:
Как же появилась музыка? Античные мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства. Их покровительницы девять Муз, спутницы бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. А еще мифы рассказывают об Орфее, который своей игрой покорил царя подземного царства.
картинки
Но самым популярным музыкальным инструментом по сей день остается фортепиано – рояль – пианино – это все его имена.
Фортепиано существует ни много, ни мало – всего 300 лет.
картинки
Ведущий:
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западного мира. И у него были старшие братья, предшественники.
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.
картинки
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. картинка
Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, например Баха.
Ведущий:
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. Звук извлекается здесь птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, Звук клавесина - довольно слабый. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.
картинка.
Музыка: БАХ. Пьеса для клавесина – 4 мин.
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинЕт. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
картинка.
Ведущий:
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео КристОфори, (портрет) занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) (портрет) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Ведущий:
Устройство фортепиано КристОфори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.
(картинки – рояль, пианино)
3-й чтец:
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна
Этот забавный стишок о рояле написал Осип Мандельштам
Ведущий:
Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Много писал для фортепиано великий Моцарт. Им созданы сонаты, фантазии, 25 концертов для фортепиано с оркестром.
(фильм: Мария Пиреш играет концерт Моцарта № 23)
Появление фортепиано вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в эпоху романтизма. Отличительная черта этого стиля – яркая эмоциональность. В этом стиле созданы замечательные фортепианные произведения Бетховена, Шумана, Шопена.
(ноктюрн Шопена играет Мария Пиреш, ее портрет 4 мин 40 сек.)
Ведущий:
В России первые клавишные инструменты появились не ранее XVI века. Однако концерты давались здесь еще в 1490 году. При Иване Третьем, дедушке Ивана Грозного, в Москву приезжал немецкий органист Иоганн Сальвадор. Почти через сто лет Борис Годунов поручил привезти из-за рубежа музыкальные инструменты для московского двора. Царица была удивлена громким музыкальным звуком, издаваемым клавикордами и органами. Народ толпами собирался у дворца, чтобы послушать звучание диковинных инструментов. Однако, ни московский двор, ни церковь не приняли игру на «латинских» инструментах. Лишь при Алексее Михайловиче часть бояр приобрела для себя эти западно-европейские инструменты.
А в 1729 году, уже после смерти Петра Великого, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление о продаже клавесинов и клавикордов Теофила Андрея Фолкмана, органиста главной церкви святой Екатерины в Данциге. В России фортепиано стало очень популярно и любимо. В столичных салонах и помещичьих усадьбах оно звучало и в XVIII, и в XIX веке.
В XIX искусство фортепианной игры достигло небывалой высоты. Прекрасными пианистами были Ф. Лист и Шопен. (портреты) Существовала и русская исполнительская традиция, прославленная именами А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова (портреты)
Советская эпоха дала ряд блестящих мастеров. Великий педагог и пианист Генрих Нейгауз и его знаменитые ученики Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Станислав Нейгауз (портреты) прославили на весь мир советскую музыкальную школу. Нельзя не назвать имени великой пианистки-философа Марии Юдиной (портрет).
Дмитрий Башкиров, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин – все это наши замечательные соотечественники, блестящие мастера, связавшие свою судьбу с прекрасным музыкальным инструментом – фортепиано.
3-й чтец:
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Станислав Нейгауз (портрет) играет ноктюрн Шопена