Тел. 22-00-22
https://www.mir.donpak.ru/
МУК ЦБС г. Шахты 
ЦГБ им. А. С. Пушкина
Информационно-библиографический отдел
День специалиста
(методика подготовки и проведения)
Памятка 
2010
78.5
День специалиста (методика подготовки и проведения) : памятка // МУК ЦБС г. Шахты ЦГБ им. А. С. Пушкина информационно-библиографический отдел. – Шахты, 2010. – 12 с.
- 11 -
Список литературы
 - 
Баляба, Е.   День специалиста - праздник работающий / Е. Баляба // Библиотека. - 2006. - № 9. - С. 24-25.
 - 
Библиографическое информирование // Диомидова, Г. Н. Библиография. Общий курс / Г. Н. Диомидова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Книжная палата, 1991. – С. 192 – 207.
 - 
Комплексные формы информирования // Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков; под общ. ред. О. П. Коршунова. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 213 – 216.
 - 
Намитова, Т.   День специалиста: "Путь к успеху" / Т. Намитова // Библиополе. - 2008. - № 7. - С. 31-32.
 - 
Организация и методика проведения «Дней информации», «Дней специалиста» и «Дней новатора» // Улучшение массовой пропаганды научно-технической литературы научными, техническими и специальными библиотеками. Методические рекомендации / Сост. А. Г. Мирвис, Г. А. Назарова. – М..: ГПНТБ, 1975. – С. 24-36.
 - 
Шейма, Е. А. Методика проведения дня специалиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : 
 
 
http: // rlst.org.by/bulletin/bulletin081_9.htm
- 10 –
 - 
Библиотека принимает заявки на распечатку материалов из БД как своих, так и внешних, на получение документов по МБА или путем использования ЭДД, обеспечивает выход в Интернет (в качестве платной услуги).
 
 
 - 
Для учащихся подготавливаются экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам). 
 
 
 - 
Для педагогов-предметников проводятся различные «дни»:
 
   - 
Дни информации, 
 - 
Дни педагога-предметника, 
 - 
Дни просвещения, 
 - 
Дни знаний,
 - 
выставки-просмотры (с устными обзорами новинок), 
 - 
семинары, 
 - 
конференции, 
 - 
методические совещания,
 
 
 
на которые приглашаются ученые и писатели, литературные критики, работники издательств и редакций местных СМИ и др.
- 3 -
День специалиста - эффективная форма 
библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии, ряда профессий.
Включает комплекс мероприятий по определенной теме:
 - 
непосредственный показ первичных и вторичных документов, 
 - 
чтение докладов и лекций, 
 - 
демонстрацию научно-технических фильмов, 
 - 
библиографический обзор основной литературы, 
 - 
консультации специалистов. 
 
 
Проводится для работников одной профессии или по межотраслевым вопросам для специалистов разных профессий.
Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Участниками Дня специалиста являются специалисты
всех уровней предприятий, учреждений, организаций.
Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации. 
Наиболее важные моменты: выбор тем, составление плана проведения.
План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством предприятия.
В плане указывается:
 - 
тема, 
 - 
категория специалистов-участников, 
 - 
место и дата проведения, 
 - 
наименования мероприятий, 
 - 
ответственные за подготовку и проведение.
 
 
С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения предприятия
- 4 -
Основные моменты плана:
 
Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.
 - 
Определение категории специалистов.
 
 
Приглашаются специалисты одного или нескольких
предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая  или
комплексная проблема).
 
День специалиста может быть: 
стационарным – на базе организатора мероприятия
библиотеки, службы НТИ, центра; 
выездным – за пределами базы организатора. 
 
  - 
доклад, 
 - 
лекция, 
 - 
презентация, 
 - 
выставка, 
 - 
обзор литературы, 
 - 
круглый стол, 
 - 
мастер-класс, 
 - 
видеофильм, 
 - 
дискуссия, 
 - 
консультация по методике
 - 
информационного поиска
 
 
 
 
Указываются основные виды работ по проведению
Дня специалиста и ответственные за их подготовку и выполнение. 
- 9 -
 - 
количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
 - 
количество предприятий-участников, в том числе по категориям. 
 
 
Эффективность Дня специалиста оценивается по следующим показателям:
 - 
количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
 - 
количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
 - 
процент использования представленной литературы;
 - 
количество в среднем выданных документов одному специалисту.
 
 
Анализ анкет даст возможность для дальнейшего совершенствования организации Дней специалиста, определения их последующей тематики. 
Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста положительно отражается и на имидже службы информации.
Приложение
Примерная программа Дня специалиста
(например, Дня учителя)
  - 
краткое вступительное слово ответственного; 
 - 
лекция ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля);
 - 
обзоры специальной литературы;
 - 
обмен опытом по внедрению новейших достижений;
 - 
выставка-просмотр
 
 
 
- 8 –
Проведение Дня специалиста.
 - 
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
 - 
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение. 
 
 
Обязательно следует рассказать:
  - 
о задачах проводимого Дня специалиста, 
 - 
порядке получения информационных материалов,
 - 
представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации, 
 - 
попросить заполнить анкеты.
 
 
  - 
С обзором современного состояния проблемы или лекцией, докладом выступают специалисты. Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
 - 
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов. 
 - 
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
 - 
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
 - 
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.
 
 
Учет и анализ проведения Дня специалиста.
проводится по следующим показателям:
 - 
количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
 - 
количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
 - 
количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
 
 
- 5 –
Ответственные за подготовку подбирают литературу, согласовывают темы лекций и докладов с выступающими, подбирают фильмы, готовят приглашения и объявления в
соответствии с указанными сроками
Подбор литературы  
Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:
 - 
официальные, 
 - 
научные, 
 - 
производственно-практические, 
 - 
справочные; 
 - 
книги, 
 - 
отечественные и иностранные периодические издания, 
 - 
промышленные каталоги, 
 - 
проспекты, 
 - 
переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях. 
 
 
Рекламно-информационная кампания мероприятия
 - 
Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.
 - 
Информирование проводится посредством печати, радио, телевидения, на сайте организаторов и т. д. 
 - 
Используются индивидуальные приглашения, объявления, плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.
 
 
- 6 -
Образец приглашения
Уважаемый специалист!
 Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста, который проводится 
_____________ (кем) ________________ (где) _________________ (дата, время)
по теме «__________________________________________________________».
В программу входят: ______________________________________________________________________________________________________
Разработка регистрационных форм.
Формы регистрации участников:
 - 
отрывные талоны бланка-приглашения, 
 - 
регистрационные карточки и талоны, 
 - 
регистрационные листы. 
 
 
В них указываются фамилия, имя, отчество участника, место работы, должность, контактные сведения.
Регистрационная карточка
участника Дня специалиста по теме ____________________________________
ФИО ____________________________________
Место работы (для специалистов, приглашенных с других предприятий) __________________________________
Должность ___________________________________
Адрес, телефон предприятия ____________________________________
Просмотрено источников _________________________________ (наименований)
 Получено документов:
____________________________________(наименований)
Заказано по МБА _____________________ наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС_________________________________
 «_____»_______________20____г.                         
Подпись участника   Дня специалиста  ___________________
- 7 -
Разработка анкет.
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.
Анкета
 Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста _____________________________________
Удовлетворяет ли Вас организация и проведение Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме _____________________________________
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным ____________________ если «да», то укажите почему _____________________________________
Предложите тему для очередного Дня специалиста _____________________________________
Ваши замечания и предложения по проведению Дня специалиста _____________________________
_____________________________________
 
 Благодарим за участие!                                          
Оформление помещения.
 - 
выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
 - 
оформляется заглавие выставок, их разделы;
 - 
устанавливают технические средства:
   - 
микрофоны, 
 - 
мультимедиапроектор,
 - 
экспозиционный экран, 
 - 
телевизор,
 - 
видеомагнитофон и др.
 
 
 
  
 
для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников.