Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: Агрессивные дети. Причины
и последствия детской агрессии


Задачи собрания:

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

 Причины детской агрессии.

 Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

пути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.



План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).

III. Оперативный анализ ответов родителей.

IV. Обмен мнениями по теме собрания.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?

3. Против кого он проявляет агрессию?

4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?


Тема: Трудный ребенок. Какой он?

Вопросы для обсуждения:

 Какого ребенка считают трудным?

 Причины изменения поведения подростка.

 Влияние на подростка различных социальных групп (родителей, учителей, одноклассников, друзей, уличных группировок и т. д.): негативное и положительное.

 Меры профилактики правонарушений среди подростков и негативного влияния дворовых и уличных группировок, социально-опасных родителей, меры предупреждения агрессивного, конфликтного поведения подростков.

План проведения собрания

I. Выступление классного руководителя по теме собрания.

II. Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.

III. Собеседование и консультации соответствующих специалистов с родителями.

Проблемные тематические
родительские собрания


Тема: Курение и статистика

Задачи собрания:

1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.

2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Вопросы для обсуждения:

 Статистика и факты проблемы курения.

 Болезни, связанные с курением.

пути помощи ребенку, который курит.



Ход собрания

I. Предварительный сбор данных.

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий, которые были организованы в классе или школе по изучению проблемы.

Эта работа среди учащихся может включать в себя следующие формы:

1) Тест «Незаконченное предложение»:

● Курение – это…

● Сигарета в руке – это показатель…

● Не курить – это значит не…

● Для того чтобы бросить курить, нужно…

● В моей семье курит лишь…

● Курение в нашей семье – это…

● Курение дает мне возможность…



2) Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»:

Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

● 20 % всех смертей от рака обусловлены курением табака.

● Выкуривание хотя бы 1–2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

● Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

● Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

● Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.

● Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

● Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.

● 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения.

● Одна сигарета в день опасна для здорового человека.

● Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

3) Сочинение на тему «Монолог курильщика мнимого и настоящего».

4) Анкета (дается и ученикам, и родителям, если они курят) «Я курю тогда, когда…»:

● Я чего-то достигаю в жизни.

● Нужно проявить активность.

● Сигарета попадает мне в руки.

● Мне нужно успокоиться.

● Мне нужно расслабиться.

● Я чем-то огорчен.

● Нужно что-то обдумать.

● Я нервничаю.

● Нужно принять важное решение.

● Собираются все курящие люди.

● Это стало привычкой.



II. Вступительное слово классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека – это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, обсуждать и совместно искать пути ее решения.

III. Сообщение результатов анализа предварительной работы, проведенной среди учащихся.

Факты и статистика по проблеме (анализ)

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1–2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день и более.



Количество

выкуриваемых

сигарет в день, шт.


Курящие, %

мужчины

женщины

1–9

10 %

20 %

10–19

22 %

18 %

20–29

17 %

8 %

30 и более

10 %

4 %

Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14–17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков – с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).



Болезни, связанные с курением

Курение – это важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате длительного употребления табачных изделий, доходит до 70 тыс. в год. Для сравнения: в результате несчастных случаев из-за курения ежегодно гибнет 11 тысяч человек.

Заболевания, которым способствует курение:

● бронхит, эмфизит;

● болезни сердца, инфаркты;

● рак легких и иные раковые заболевания;

● болезни желудка и 12-перстной кишки;

● 85 % всех умерших от рака легких были курящими людьми;

● 25 % всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми;

● инфаркт в 40 лет ждет, прежде всего, курящего человека.

Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?

1) Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.

2) Во время хирургического вмешательства эти люди страдают и погибают из-за осложнений с дыханием.

3) Курящие люди имеют проблемы с лечением и сохранением зубов здоровыми.

4) Внешний вид: желто-серый цвет лица, темные круги под глазами, нарушение кровоснабжения.

Как помочь бросить курить?

Советы родителям:

1) Родители должны первыми освободиться от курения.

2) Нужно помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – это все способствует отказу от курения.

3) Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

4) Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

Советы некурящих родителей борющемуся с курением:

1) Вы – человек, который может вознаградить себя не только курением. лучше выйти на свежий воздух и пару раз сделать глубокий вдох (выдох), прогуляться пешком. Последствия дадут больший эффект.

2) Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.

3) Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.

4) Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.

5) Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.

6) Вы курите без разбора, не замечая количества и качества выкуренных сигарет. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.

IV. Родительский практикум.

В о п р о с ы:

 Какие сигареты курит ребенок?

 Сколько раз в день?

 С кем, в какой компании он курит?

 Что является причиной курения?

Ответьте на вопросы и сравните свои ответы с ответами ваших детей на эти же вопросы. Сделайте выводы из этого сравнения.

Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.



Тема: Синдром приобретенного иммунодефицита
(СПИД) – реальность или миф


Задачи собрания:

1. Познакомить родителей старшеклассников с информацией о болезни СПИД.

2. Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Вопросы для обсуждения:

 История СПИДа и общемировые тенденции проблемы.

 Стадии развития ВИЧ-инфекции.

Ход собрания

I. Родительский практикум.

Родительский практикум можно провести в начале собрания.

На доске написаны ситуации и формы поведения, которые нужно разделить на категории:

1) сопряжено с риском;

2) безопасно.

З а д а н и е для родителей: представьте, что рядом с вами, в вашей семье или в вашем окружении появился человек, зараженный СПИДом. Какие ситуации или факты поведения, перечисленные в таблице, могут привести к заражению вашего ребенка и вас болезнью – чумой ХХ века? (укажите «да» или «нет» в этой таблице):



Действия по отношению

к зараженному



Сопряжено

с риском


Безопасно

1

2

3

1. Дружески обниматься

2. Иметь половые отношения

3. Принимать пищу за одним столом

4. Спать в одной комнате

5. Обмениваться рукопожатием

6. Помогать при промывании ран

7. Сидеть за одним столом или партой








8. Дать на время карандаш или ручку

9. Использовать зубную щетку

10. Утолять жажду из общего питьевого фонтанчика

11. Пользоваться одним туалетом

12. Целоваться в губы

13. Кашлять и чихать в одной комнате









14. Совместно посещать бассейн

15. Ехать в одном автобусе

16. Купаться в одной реке

17. Пользоваться одной бритвой

18. Быть укушенным ВИЧ-инфицированным

19. Играть в одной команде по футболу

20. Читать один и тот же экземпляр газеты (книги)








В о п р о с ы:

 Встречали ли вы на своем жизненном пути человека, больного СПИДом?

 Как выглядит такой человек и чем он отличается от нас с вами?

Стадии ВИЧ-инфекции

Американский институт исследования вируса СПИДа выделяет 6 стадий:

1. Проникновение вируса в организм. Люди еще не чувствуют, что они больны. Организм выделяет достаточное количество антител для борьбы с болезнью, но при половом контакте больные уже заражают других людей.

2. Ночная потливость, опухание желез. Через 2–3 недели у большинства инфицированных эти симптомы исчезают. И человек еще не знает, что он – носитель вируса.

3. Поражение иммунной системы. У взрослых этот период может длиться 10 лет. Люди не чувствуют себя больными.

4. Повреждение иммунной системы и ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Если человек заболевает любым вирусным заболеванием, ему лечиться гораздо труднее и дольше, чем до заражения.

5. У больного наблюдаются следующие симптомы:

● Хроническая усталость.

● Жар, озноб, обильная ночная потливость.

● Резкая потеря веса.

● Опухание желез (сохраняется более 2 месяцев).

● Пятна, сыпь, фурункулы различных оттенков (от розового до лилового) на коже и под кожей.

● Неисчезающие белые пятна в ротовой полости.

● Хронический понос.

● Хронический сухой кашель с одышкой.

6. Последняя стадия инфекции ВИЧ – больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.



Пути распространения СПИДа

1. Интимная половая близость (половое сношение).

2. Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков.

3. Переливание крови.

4. Нанесение татуировок или ритуалов, связанных с использованием человеческой крови.

5. Трансплантация органов.

З а д а н и е для родителей: определите мораль поучительной басни греческого баснописца Эзопа «Лягушки и колодец». (Решение подскажет тема этой встречи.)

Лягушки и колодец

В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища, они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!».

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

II. Обсуждение проблемы СПИДа.

III. Анализ ответов родителей на предложенные по теме ситуации.

Тема: Наркотики и статистика

Задачи собрания:

1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании.

2. Убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье.

Вопросы для обсуждения:

 Статистические данные по проблеме наркомании.

 Симптомы и опасности болезни.

 Пути решения проблемы.



Ход собрания

I. Предварительный сбор данных.

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе или в школе; проводит с учащимися работу по тестированию.



1) Тест «Незаконченное предложение»:

● Наркотики – это…

● Наркоман – это…

● В моей семье отношение к наркотикам такое, как…

● Мои друзья относятся к наркотикам, как к…

● Я считаю, что наркотики нужно…

● Наркотик дает возможность…

● Наркотик не дает возможности…

● Если бы я был наркоманом, то я применял бы наркотики, когда мне…

Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

1. Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они применяются в умеренных количествах.

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.

3. Употребление марихуаны вызывает у человека потерю интереса ко всякой деятельности и всем занятиям, которые привлекали раньше.

4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть.

5. В каждой дозе марихуаны содержатся ядовитые вещества.

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

7. После принятия определенных наркотиков употребляющий их нуждается в большей дозе препарата для получения того же эффекта.

8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом.

9. Алкоголь – это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии.

10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах.



2) Сочинение-размышление «Если мне предложат наркотик…».

3) Вопросы родителям:

 Говорите ли вы со своим ребенком о наркомании или обходите эту проблему?

 Как вы об этом говорите и в каких ситуациях?

 Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению наркотиков? Если да – то почему? Если нет – то тоже почему?

 Как вы считаете, какие меры нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании?

 Какие правила вы предложили бы родителям для выполнения в семье, чтобы предотвратить беду?



II. Работа родителей по группам.

Родители делятся на пять групп, и каждая группа готовит ответ на один вопрос. Затем идет защита родительских мнений. Каждая группа готовит экстренный бюллетень по проблеме.



Родительский дневник.

Родители получают п а м я т к у:



Опасности, связанные с употреблением наркотиков

 Передозировка ведет к потере сознания и даже смерти.

 Аварии в состоянии наркотического опьянения.

 Привыкание, физическая и психическая зависимость.

 Растерянность, плаксивость, галлюцинации.

 Эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение.

 Провалы памяти.

 Головокружение и тошнота после принятия.

 Мгновенная смерть (кокаин).

 СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой.

 Потеря стремлений, лень (марихуана).

 Врожденные дефекты у детей.

 Эмоциональные и физические нарушения.
Тема: Семья – «Глаза в глаза»

К собранию учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излагают свое понимание сущности темы. Собрание проводится с участием детей и родителей.



Задачи собрания:

1. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни.

2. Сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни; о правилах жизни, ведущих к взаимопониманию в семье.

Вопросы для обсуждения:

 Взаимопонимание в семье и пути его достижения.

 Зрелая личность. Какая она?

Ход собрания

I. Тестирование учащихся.

Тест «Незаконченное предложение»:

 Семья – это…

 Мои родители – это…

 Свет в окнах моего дома – это…

 Радость в моей семье – это…

 Горе моей семьи – это…

 Вдали от родного дома я буду вспоминать…

 Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

 Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

 Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

 Больше всего мои родители боятся, что…

На доске – результаты статистического исследования по итогам вышеприведенного теста.

II. Обсуждение проблемы (ответы родителей и учащихся).

Вопросы родителям:

 Действительно ли предложения ребят в ответах на вопросы совпадают с вашим мнением, с вашими чаяниями и надеждами? (Обмен мнениями по проблеме.)

 Что вам нравится в ваших детях и что не нравится? (Работа по кругу.)

Для ответа используют приготовленную детьми огромную ромашку. Родители отрывают лепестки по принципу «нравится – не нравится».



Вопросы учащимся.

Аналогичные вопросы ставятся их взрослым детям. Они отрывают лепестки, называя, что нравится в родителях и что не нравится.

В это время на доске добровольные помощники (это может быть психолог, социальный педагог) заполняют таблицу:

Нравится

Не нравится

родители


дети

родители

дети

 Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? (Этот вопрос можно задать и родителям, и детям.)

III. Оперативный анализ результатов опросов.

Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу, – это человек, который не будет винить кого-то в том, что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или в обстоятельствах. Он меняет себя.



IV. Обобщение и выводы.

Правила жизни,
выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважай других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен от лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.


Тема: Психофизическое развитие подростков
(переходный возраст)


Форма проведения: дискуссия.

Эпиграф:

Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого, окончательного

и неподвижного. Все в ней – переход, все течет.



Л. С. Выготский

Вопросы для обсуждения:

 Переходный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.

 Подростковая психика.

 Какими видят себя подростки?



Ход собрания

I. Выступление психолога и классного руководителя по указанным вопросам перед родителями.

– Эпиграфом собрания стали слова Л. С. Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности в равновесии. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.



Что же является самым главным для ребенка в этот период?

Обратите в н и м а н и е на следующую цепочку:



ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА

Мы должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить каждое звено в общении с нашими детьми. Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года, в 13–13,5 лет – 3–3,5 года, в 15-летнем возрасте – 5–6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

Последние 60–80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты, наоборот, – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть признаки проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

за то, чтобы перестать быть ребенком;

● за прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность;

● за утверждение среди сверстников;

● против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

П р а в и л а, которые должны соблюдать родители подростка:

● помочь ребенку найти компромисс души и тела;

● все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков;

● подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма;

● следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.



II. Психологическая разминка для родителей.

1. Анализ педагогических ситуаций:

1) Девочка не хочет убирать свою комнату.

2) Мальчик не следит за собой и т. д.

2. Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.



Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей?

Эти п р а в и л а (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления:

 В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.

 Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

 Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

 Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

 Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

 Помните слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4–7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, эта глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях? Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие.

Д а т ь о ц е н к у п р о б л е м ы с позиции взрослого человека.

1. Эту проблему назиданиями решать нельзя.

2. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Тема: Детская агрессивность

Эпиграф:

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…



Эрих Фромм

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

 Анализ проблемы агрессивности.

 Влияние семьи на проявление детской агрессивности.

 Поощрение, наказание в семье.

законы преодоления детской агрессии.

Ход собрания

I. выступление классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают д в а в и д а агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.



II. Обсуждение проблемы.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске, ответы анализируются классным руководителем.



Вопросы для обсуждения:

 Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

 Что тебе в них нравится?

 Советуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?

 Какие передачи вы смотрите всей семьей?





Номера вопросов

1

2

3

4

5

Мальчики
















Девочки
















Папы
















Мамы
















Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

2) Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить д в а важных ф а к т о р а, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

 оно следует немедленно за проступком;

 объяснено ребенку;

 оно суровое, но не жестокое;

 оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.



III. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

IV. Сообщение результатов предварительного анкетирования учащихся.

Аналитическая справка по результатам
анкетирования учащихся


Если тебя наказывают,
то как…

Если тебя поощряют,
то как…

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей
семье, когда тебя наказывают










V. Обобщение и выводы.

Слово педагога. Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-иному.

И, по традиции, каждый из вас получает «золотые» п р а в и л а воспитания, связанные с темой данного собрания:

 Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

 Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

 Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

 Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.

 Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.



Проблемы современного подростка
Цель: проанализировать проблемы подросткового возраста.

Оборудование: таблица «Проблемы современного подростка», карточки с ситуациями.

Лекционная часть

Из всех периодов развития человека, пожалуй, самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Этот период приносит самую большую «головную боль» родителям, педагогам и правоохранительным органам. Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного и профессионального самоопределения.

Сам по себе подростковый возраст неоднороден по своему психологическому содержанию и значению для подростка и взрослых. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10–13 лет) и старший подростковый возраст (13–16 лет).

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переходным и критическим, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь, т. к. это прежде всего переход к взрослой жизни.

Известный отечественный педагог А. П. Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет один год, пишет, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям.

Сегодня мы попытаемся с вами рассмотреть основные проблемы подросткового возраста и причины, их обуславливающие.



Практические задания родителей

Педагог формирует 2-3 группы из числа родителей и предлагает в течение 20 минут заполнить таблицу «Проблемы современного подростка»:




п/п

Проблема подросткового возраста

Причины

Последствия

1
2









Каждая группа озвучивает свою точку зрения, идет обсуждение. Затем родителям предлагается рассмотреть несколько ситуаций, типичных для подросткового возраста, и предложить свои варианты их разрешения.



Лекционная часть

Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно, социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения «взрослого» типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Вроде бы это очевидно, но жизнь показывает, что жить рядом и не мешать друг другу в семьях, «переживающих подростковый период», редко кому удается. Необходимость разрыва симбиотических отношений с родителями и порождает новые авторитеты (тренер, глава банды, певец и т.д.) и новые подростковые сообщества. Это так называемый поиск «новых родителей», к сожалению, для родителей, выкормивших и воспитавших, но это неизбежный шаг к самостоятельности. Оптимальной позицией родителя здесь являются терпение и невидимый контроль за опасным процессом, а кроме того, главный катализатор хорошего воспитания – уважение. Если родитель от страха потерять ребенка не делает одну ошибку за другой (категорически запрещает что-то, крайне негативно отзывается об окружении и увлечениях ребенка, грузит ребенка непосильным чувством вины), то он получает психологического (и, как правило, материального) иждивенца, незрелую несамостоятельную личность на долгие годы.

Вторая проблема «трудного возраста» – огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой. В этот период возникает реальный страх употребления наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.

Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще не освоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.


Задание родителям:

– Работая в группах, обсудите предложенные ситуации.




п/п

Ситуации

Ваши действия?

Что бы вы порекомендовали родителям?

1

14-летний молодой человек категорически отказывается встречать Новый год в кругу семьи, нарушая «священную» традицию







2

15-летняя девушка напала на одиннадцатилетнюю школьницу и, угрожая расправой, отняла у нее золотые сережки. Через несколько часов девушку доставили в отделение милиции







3

У подростка появилась так называемая «компания», в которой за бессодержательным времяпровождением он проводит все время, и мнение друзей становится важнее мнения родителей







После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным ситуациям или же обсудить другие, схожие, которые затронули родители, работая в группах.

Лекционный материал

Подводя итог этому краткому экскурсу в подростковые проблемы, хочется подчеркнуть, что для молодых людей главным является проработать тревогу, связанную с выходом в самостоятельность, и не наделать грубых жизненных ошибок, а для взрослых – терпение, силы «отпустить» ребенка и тактичное ограждение его от грубых ошибок.

Чтобы строить профессиональные планы, надо иметь подходящий «строительный материал», прежде всего – знания о мире труда, мире профессий.

Психолого-педагогическая характеристика
современного подростка: возрастные особенности

Цель: сформировать представление родителей об особенностях развития ребенка подросткового возраста.

Оборудование: таблица «Типичные проблемы» (для работы в парах), анкета (всем участникам семинара).
Лекционный материал

Наше собрание посвящено проблемам подросткового возраста – того, в котором находятся ваши дети. Наверное, вы замечали, что почти все, даже очень хорошие, подростки время от времени возмущаются по поводу требований и ограничений со стороны родителей, причём понимая их справедливость и разумность. Давайте попробуем объяснить, почему некоторые дети вдруг неожиданно начинают «дичать». На это есть две главные причины – зависимость подростка от родителей и его неуверенность в том, что он в силах справиться с ролью взрослого человека.

Конечно, подросток никогда не признается сам в своём желании быть зависимым. Это желание может проявиться косвенно. Например, девушка может обидеться, если её мама не бросит все свои дела и не приготовит ей платье к вечернему свиданию. Такие ситуации бывают даже с детьми обычно сговорчивыми, дружелюбными и самостоятельными. То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребёнка к независимости, на самом деле может оказаться нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребёнком, о котором заботятся мама и папа.

Большинство молодых людей согласны считаться с требованиями родителей, но психологически это мешает им почувствовать себя взрослыми. Поэтому многие из них считают своим благом изоляцию от взрослого мира. Они изобретают свои стили одежды и причёсок, лихорадочно оберегают свои занятия и пристрастия, стремятся иметь своих, особых кумиров. А если это ещё и раздражает их «стариков», то в этом они видят свои дополнительные преимущества. Некоторые подростки в поисках своего «я» впадают в растерянное состояние, у них даже может появиться чувство утраты своей былой детской индивидуальности. В таких случаях у них бывает неожиданное обращение к религии, а иногда наблюдаются серьёзные нервные срывы. Психологи подчёркивают, что некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но ещё не увидевшие для себя альтернативы, как бы занимают позицию полной противоположности той, которую ждут от них родители.


Задание родителям:

– Работая в парах, обсудите предложенные ситуации.




№ п/п

Ситуации

Чаще всего в моей

семье бывает так



Так

было бы лучше



1.

У подростка 14 лет должны быть карманные деньги. Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Если должен, то каким образом?







2.

У каждого ребенка в доме должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой помощи родителям – «заработать поощрение», «из стремления делать добро», «из чувства справедливости» и др.







3.

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы пред-

примете?








После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным ситуациям или же обсудить другие, схожие, которые затронули родители, работая в парах.

То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребенка к независимости, на самом деле оказывается нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребенком, о котором заботятся мама и папа.

Основная черта подросткового возраста – желание, потребность чувствовать себя взрослым.

Это справедливо и несправедливо одновременно.

Верно, потому что физиологически подросток за период 12 – 15 лет становится взрослым мужчиной или женщиной. За эти три года скачок в росте достигает 25 – 30 см. Вместе с изменениями костной ткани происходит вытягивание мышц, кровеносных сосудов. Поэтому подростки часто жалуются на усталость, общее недомогание, сердцебиение, даже если ничего не делали, что раздражает родителей и учителей. Кроме того, большое количество энергии тратится на физиологические изменения. При тучности ребенка энергия берется за счет сжигания жировой ткани, если нет запаса жировой ткани, то на рост тратится нервная энергия, в связи с чем подростки отличаются капризностью, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, апатичностью.

И неверно, потому что психологически подросток созревает позднее – к 18 (21) годам. В психологическом плане быть взрослым – это значит уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Подросток желает принимать решения, требует равноправия в отношениях со взрослыми, но отвечать за свои поступки он не готов – не умеет и не привык.
Для подростка взрослые могут предложить два пути перехода от чувства взрослости к настоящей взрослости.

Первый – конфликтный, когда подросток силой добивается признания за ним права быть взрослым, завоевывает эту позицию при сопротивлении со стороны взрослых. Этот путь ведет за собой появление бунтов против родителей и учителей, нежелание считаться с их мнением, уход из дома, формирование асоциального поведения.

Второй – мирный, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.
Таким образом, в воспитании подростков важно исходить из следующих положений.

Ребенок, подросток – это не маленький взрослый, готовящийся к жизни, а абсолютно полноценный человек со своим жизненным опытом, своими планами, мыслями и чувствами. Разумеется, этим человеком нужно руководить, но не превращать его в ведомого.

Очень трудно, но жизненно необходимо научить подростка быть самостоятельным и ответственным за себя и близких людей человеком. Конечно, родителям легче многое делать самим за своего ребенка: малыша удобнее покормить из ложки, ребенка 5 лет быстрее обуть и т. д. Но для роста и развития человека, личности, индивидуальности важно иметь возможность учиться, в том числе и на своих ошибках.
Благодарим Вас за внимание! Для того чтобы узнать Ваше мнение о том, необходимы ли Вам встречи – тематические родительские собрания, мы предлагаем Вашему вниманию анкету и просим искренне ответить на несколько вопросов.

Анкета для родителей

1. Как Вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания?

_____________________________________

2. Какие проблемы, наиболее актуальные для Вас и Ваших детей в настоящее время, Вы хотели бы обсудить? (Укажите 2–3)

_______________________________________________________
3. Какие формы работы в ходе этих встреч Вы считаете предпочтительными (отметьте знаком "+" ):

Лекция


Беседа

Диалог


Ролевая игра

Дискуссия



Другое

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии

Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей

320.02kb.

07 10 2014
1 стр.


«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности»

Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей

85.93kb.

15 10 2014
1 стр.


Формы агрессии многообразны, попытаемся классифицировать их

Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти и войн? Ответить на подобные вопросы очень сложно, но можно попытаться изучить причины и закономерности пр

145.4kb.

11 10 2014
1 стр.


Мирохозяйственные проявления дисбалансов в экономике США. Причины и глобальные последствия
320.46kb.

16 12 2014
1 стр.


«Холодная война»: причины и последствия

А. Болгария Б. Гдр в. Венгрия Г. Польша Д. Австрия Е. Китай Ж. Албания З. Румыния

31.1kb.

25 12 2014
1 стр.


Стоматит у детей: причины, симптомы и лечение стоматита

Каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с этой болезнью. Сейчас ею болеют очень многие дети. Она не так безобидна, как может показаться на первый взгляд, и требует незамедл

46.54kb.

11 10 2014
1 стр.


Зачет по Ле Гоффу Варваризация Римской империи. Причины и последствия

Формирование института папства и его роль в средневековой Европе. Великие папы средних веков

21.94kb.

15 09 2014
1 стр.


Мировой экономический кризис причины и последствия

Сам не знаю почему решил написать эту статью. Наверное, просто устал от потоков лжи, заливающих

163.95kb.

01 10 2014
1 стр.