Перейти на главную страницу
Педагогические явления всегда полифакторны. Перечислять и характеризовать все аспекты аксиологического образования, согласно знаменитой «бритве Оккама», неконструктивно. Достаточно отметить те, которые относятся к теме нашего исследования. К ним отнесем – два положения:
1. Аксиология это – наука о ценностях. Категории «ценность», «ценностные отношения» часто рассматриваются в рамках понятия «отношения». Это отношения человека к самому себе, к значимым другим, (т.е. субъект-субъектные) к обществу, (т.е. субъект-объектные) к вмещающему ландшафту, биосфере в целом. В этой работе мы остановимся только на субъект-субъектных отношениях. Они имеют некие регуляторы, которые принято называть нормами морали, нравственности. Отсюда, аксилогическое образование включает в себя нравственное воспитание.
2. Вспомним, что согласно отечественно традиции принято выделять в понятии образование наряду с другими понятие воспитание
Воспитание (нравственное воспитание) всегда являлось сколь необходимой, столь сложной проблемой. Рекомендации по технологии его организации нередко противоречивы, их эффективность варьирует и не всегда удовлетворительна. В последнее десятилетие в силу известных социальных пертурбаций в России появились иные цели воспитания, которые сменили прежние. Подходы, прежде считавшиеся классическими, подвергаются критическому переосмыслению.
Нравственное воспитание – процесс принципиально двойственный. С одной стороны, термин нравственное воспитание принято использовать и в узком значении – как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах (ритуалах, шаблонах, стереотипах) поведения индивида в различных ситуациях. С другой выделяется собственно нравственное воспитание – одна из форм наследования или воспроизводства нравственности в обществе.
Нравственность словарем С.И. Ожегова (1996г.) определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Внимание к нормам нравственности, их функциям в социальных системах проявляли такие блестящие профессиональные педагоги как С. Л. Соловейчик. Не менее интересна была эта проблема и ученым, подвизавшимся в иных областях. Упомянем несколько известных имен: В.М. Бехтерев (русский ученый: невропатолог, психиатр, психолог и педагог); Л.Н. Гумилев (русский ученый: историк, географ, автор теории этногенеза); Эмиль Дюркгейм (американский социолог: автор структурного функционализма как социологической парадигмы) и Толкотт Парнсонс (американский социолог: создатель школы структурного функционализма).
С.Л. Соловейчик дает конструктивное и одновременно образное определение процессу воспитания. « «Воспитывать – значит учить жить, а жить – значит какими-то средствами добиваться каких-то целей. Все моральные заповеди, все законы, все правила культурного человека, сводятся, по сути, к одному: добивайся своих целей, только свой счет – за счет своего труда, своего опыта, своих знаний, своих страданий, своих сил, своего времени, своего имущества, своих способностей, своего мастерства, своего здоровья, а может быть, и своей жизни».1 Отсюда, все относящееся к средствам достижения целей, называется нравственностью. Правила нравственности, принятые в обществе – это мораль. «Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно».2 Воспитание – это обучение выбору нравственных средств достижения целей. Для подтверждения своих мыслей С.Л. Соловейчик обращается к Э. Канту и приводит, сформулированное им известное этическое правило: «человек всегда цель, человек не может быть средством. Не посягай на человека для достижения своих целей, отказывайся от них, если они связаны с посягательством».
По мнению В.М. Бехтерева под нравственным воспитанием «...следует понимать развитие чувства социальной любви и сострадания, и развитие чувства правды и уважения ко всему общественно ценному, хорошему, и развитии этих именно сторон личности, как всем, должно быть, ясно, и заключается основа взаимоотношений между людьми»3.
Можно толковать нравственное воспитание как процесс формирования стереотипа поведения согласно идеям Л.Н. Гумилева. Стереотип поведения – 1. оригинальный способ адаптации связанный с вмещающим этнос ландшафтом; 2. изменяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности. Стереотип поведения это - строго определенные нормы взаимоотношений между: а) этническим коллективом и индивидом; б) индивидов между собой; в) субэтносов между собой; г) этноса и субэтноса между собой. Эти нормы эволюционируют вместе с этносом, поэтому весьма варьируют во времени и пространстве. Они негласно существуют во всех областях жизни и быта этноса, как единственно возможный способ общежития.
Социальные факты, которые могут быть духовными – «коллективными представлениями», – один из объектов особого внимания Эмиля Дюркгейма в структурно–функционалистском направлении его социологической теории. Совокупность социальных фактов составляет социальную систему, ее институты, нормы, ценности. Последние Э. Дюркгейм называет «коллективным сознанием» или моральными ценностями. Они не просто существуют в каждом обществе, они доминируют в нем, иными словами, коллективное сознание, господствует над индивидуальным. Последствием этого является установление и закрепление определенных образцов поведения, типичных способов действия, общепризнанных правил, которые детерминируют чувства, мышление и поведение отдельных индивидов. Моральные ценности обеспечивают тем самым стабильность социальной жизни. Социальный факт, таким образом, имеет функцию полезности по отношению к обществу в целом.
Толкот Парсонс (школа структурного функционализма) пришел к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество – социальная система – в своей основе представляет собой нормативную ценность, образованную интеракциями человеческих индивидов. Ядром ее является организующий коллективную жизнь структурированный нормативный порядок. Последний содержит соотносимые с культурой ценности, дифференцированные и упорядоченные нормы и правила и поэтому является значимым и легитимным. Ценности, нормы и правила выполняют четыре функции: обеспечивают адаптацию, целедостижение, интеграцию и удержание, т.е. сохранение образца. Первые три функции (адаптация, целедостижение и интеграция) – рычаги социальной регуляции, воплощение коллективного сознания – преимущественно выполняются за счет норм и правил. Социальные нормы эффективны, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества и нравственное совершенство людей. Ценности же первичны для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает их передачу из поколения в поколение через воспитание.
В этом небольшом обзоре часто встречаются одни и те же или схожие по значению понятия. К ним мы отнесем: внутренние, духовные качества; правила поведения, определяемые этими качествами; моральные ценности; определенные образцы поведения; типичные способы действия; дифференцированные и упорядоченные нормы и правила, нравственный авторитет. Авторы исследовали интересные им проблемы независимо друг от друга в разное время, в разных странах, но пришли к единообразию понятийного аппарата. Отсюда, возникает необходимость в двух операциях. Во-первых, свести все эти понятия к некому универсальному. Для этого можно выбрать знаменитый стереотип поведения Л.Н. Гумилева, т.к. он включает в себя все ранее названные. Во-вторых, можно сделать выводы А) об универсальности содержания нравственного воспитания, смысл которого в конструктивном контакте людей с природой и друг с другом; Б) о его непреходящем регуляторном значении, т.к. под результатом понимаются сформированные адаптивно важные навыки поведения (альтруизм и освоение оптимальных, а следовательно, разнообразных технологий природопользования).
Естественно поэтому, столь обостренное внимание к содержанию нравственного воспитания. Традиционно, в педагогической литературе в понятийный аппарат нравственного воспитания включают следующие понятия: нравственность; мораль; нравы; нормы (социальные нормы, социальные моральные нормы); «золотое правило нравственности»; нормы морали; основные категории морали (добро, долг, совесть; добродетель); толерантность; воспитанность, или культурность; культура поведения; морализаторство; моральный террор. Договоримся о значении этих терминов.
Табл. 1
Термин |
Значение термина |
1 |
2 |
Нравственность |
Термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Нравственность, по Гегелю, - сфера практической свободы, субстациональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову нрав (характер). В современной отечественной традиции под нравственностью понимается: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией, в) мораль на уровне ее общественных проявлений. |
Мораль (нравственность) От лат. Moralis – касающийся нравов
|
1. Социальный институт, система норм, санкций оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе. 2. Совокупность потребностей, установок индивида поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле. 3. Общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение само ценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: 1) она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; 2) она основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение).
|
Нравы |
В данном случае - это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. |
Норма |
|
«Золотое правило нравственности» |
Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей «Золотого правила нравственности»: «поступай по отношению к другим, так как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». |
Нормы морали |
Зафиксированы в заповедях, принципах обще гуманистического характера, основой которых является «Декалог» («Десять заповедей») К ним в частности относятся такие: «чти отца и мать», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй», а также запрет убийства себе подобных, запрет внебрачных сексуальных мвязей … и др. |
Добро (основная категория морали) |
Выражает нацеленность морали на идеал человечности. Имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт. В морали и этике добро осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных и стихийных событий и явлений, как характеристика действий, совершенных свободно, ради них самих, а также сознательно соотнесенных с высшими ценностями - идеалами. |
Долг (основная категория морали) |
Выражает императивный характер морали. |
Совесть (основная категория морали) |
Выражает интимно-личностную природу морали. |
Добродетель |
Деятельное добро. Это фундаментальное моральное понятие, характеризующая готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости (глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт), справедливости (беспристрастность), мужества (храбрость, присутствие духа во время опасности), умеренности (среднее между крайностями). |
Толерантность |
Сформированная в новое время добродетель терпимости (толерантность), задающая нравственную меру отношений к людям других верований и убеждений; прилежание; трудолюбие; бережливость и пр. |
Воспитанность, или
культурность |
Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая. |
Культура поведения |
Представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает нравственный стандарт общества и усвоение положений, регламентирующих деятельность людей, как - то культура общения, внешности, речи, культура полемики, бытовая, этническая культура и пр. |
Моральный террор |
Стремление навязать формы поведения, при этом нравственные предписания выступают как средства подавления и унижения личности. Моральный террор противоположен нравственному воспитанию. |
Морализаторство |
Понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении моральной оценки или нравственного поучения, которые вызывают сомнение в их этической оправданности. О морализаторстве речь идет тогда, когда моральная оценка рассматривается не как простое расхождение в ценностных определениях, а как признание систематического искажения моральным проповедником нравственных принципов. Недоверие к морализаторству связано, прежде всего, с ущемлением нравственной автономии индивида, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его не бескорыстности. Психологической основой морализаторства является осознанные и бессознательные прагматические интересы, поиск привилегированной позиции, которая позволяет пренебречь критическим отношением к собственным представлении о должном и к своему праву на нравственное поучение. Морализаторство противоположно нравственному воспитанию. |
Понятия, приведенные в табл.1, возможно свести в систему, т.к. они существуют в определенной иерархии – упорядоченной последовательности соподчинения и усложнения. Согласно общей теории систем система – это совокупность частей (реальная или мыслимая), целостные свойства которой определяются взаимодействием между частями (элементами) системы. Система этических понятий обладает всеми необходимыми свойствами. Так, она гетерогенна и подчиняется принципу необходимого разнообразия элементов – состоит из разных понятий. Она открыта – принимает и преобразует информацию извне, перерабатывает ее, поэтому содержание понятий варьирует во времени и пространстве. В силу этого этическая система,
1) устойчива: нормы морали являются универсальным (во всяком случае, последние два тысячелетия в Старом и Новом Свете.);
2) для нее характерна саморегуляция и самовозобновление (Каждый этнос вырабатывает свою этическую систему, которая позволяет ему адаптироваться в конкретных природных и социальных условиях.).
3) а также обнаруживается такое фундаментальное качество как эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам отдельных элементов, из которых она состоит; появление качественно новых непредсказуемых свойств (например, толерантность).
Существует объективная сложность трансформации содержания этической системы в конкретные педагогические технологии и целерациональные действия, итогом которых должен стать планируемый результат усвоения стереотипов социально одобряемого поведения. Чтобы разработать подобные технологии, необходимо сначала возможно более конкретизировать содержание этической системы.
В отечественной культуре обнаруживается несколько вариантов таких систем. Существует этическая система, созданная религией. Наряду с ней есть этнические этические системы. И есть – литературная этическая система, не столько созданная, сколько описанная одним человеком. Содержание первой этической системы мы не будем обсуждать. А другие нам интересны.
Самый значимый и значительный памятник этнического самосознания, в котором описана этическая система России, – это «Домострой» , написанных дьяком думного приказа Сильвестром Медведевым во время правления Ивана Грозного. Это литературное произведение и символ, и в силу этого, он многозначен. Мы вычленим комментарии В.Колесова, И.Сахарова, Н.Шмелева, Н.Шелгунова, Вл.Соловьева и Н.Бердяева, В.Адриановой-Перетц и В.Ключевского.
Первый исследователь Домостроя И.Сахаров заметил – «Это обрядник всего, что делать и как жить».
Н.Шмелев характеризовал содержание Домостроя как – возвращение к принципам «мещанской морали»: «Не кради, не бей жену, не пей, соседей не обманывай, не хватайся за оглоблю при каждом вопросе, не сморкайся в скатерть, когда тебя в гости позовут и т.д. В сущности, весь набор порядочности человеческой и есть мещанская мораль. Она не руководствуется стремлением переделать человечество …, в ней заложены человеческие вечные ценности, и самое главное – здравый смысл». 4
Публицист-народник Н.Шелгунов считал, что Сильвестр Медведев, «собравший Домострой», был для нас русских, тем же Конфуцием, который «не сочинил ничего своего, а только собрал плоды народной мудрости и практических правил и повел им итог…». 5
Философия Вл.Соловьева пронизана идеями домостроя. Он писал, что «Домострой» – не закон, а завет, которому не подчиняются, но которому следуют строже, чем закону, потому, что он глубже проник в душу и направляет жизненные усилия всех обитателей Дома: не обывателей, но обитателей, и не только быт – бытие их волнует, прежде всего.6
«Прошлое всегда продолжает жить и действовать», – отмечал Н.Бердяев, поскольку – «история дана нам не извне, а изнутри» – она в нас самих. Важно, что анализ текста Домостроя обнаруживает, особенности, свойственные российскому стереотипу поведения. К ним мы отнесем, во-первых, понимание свободы. Свобода – это не своеволие индивидуума: «Свобода личности есть долг, исполнение призвания», а долг служения определяется установками совести и чести («работе совести соответствуют обязанности, работе чести - права»). «Самая большая религиозная и нравственная истина, до которой должен дорасти человек, это – что нельзя спасаться индивидуально».7 Во-вторых, идеология домостроя – жизнь в коллективе. Поэтому автора (авторов, т.к. текст Домостроя собирался несколько веков с ХI по ХV) не интересуют личные переживания, страсти, пороки, скорби, а только то, что явным образом направлено на служение другим членам общества, начиная с семьи. Поэтому такая строгая регламентация всех действий и обязательная зависимость одного события от другого – опять стереотипы поведения. К ним относятся: личные отношения человека с близкими; иерархия в отношениях между людьми; житие по христианскому обычаю: «Со всею любовью и чистою совестью», – т.е. с сознанием, с осознанием.
А основой жития является животъ – именно это и есть жизнь во всей полноте ее проявлений. Для сохранения живота своего в условиях сурового климата (вечной мерзлоты) необходимо точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов, которые столь детально описывает Домострой.
В третьих, интересным моментом является одухотворение экономики этикой, и «благословенная денежка» по милости Божьей становится символом праведной жизни.
В четвертых, из всех свойств человека самым ценным признается ум («разум», «смысл») – он лучше видит, чем зрение, лучше слышит, чем слух. Ум следует развивать «наказанием» (учением), а словом надо пользоваться с осторожностью, помня его силу, которая может быть и полезна и вредна человеку.
Табл. 2
Добро |
Долг |
Совесть |
«Человек «самовластен» – своей волей совершает поступки, ведущие к добру или злу, к правде или неправде. |
«Деяния» определяют положительную или отрицательную оценку данной личности. Труд – основа жизни («праздный да не ест»), отсюда резкое осуждение лени, праздности, пьянства – всего, что отвлекает от труда. |
Человек обязан уметь владеть собою, быть искренним, нелицеприятным в отношениях с окружающими, помогать каждому, кто нуждается в помощи, не рассчитывая «достоин» ли он ее. |
Итак, Домострой – памятник нравоучительной литературы и одновременно этическая система, в которой подробно рассматриваются ее составляющие: мораль («Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем»); нравственность («О неправедном житье», «О праведном житье»); нравы («Как человеку жить по средствам своим») и т.п. Каждое положение аргументируется ссылками на тексты Священного писания, афоризмами.
Легенды о Домострое отражают историю создания самого текста (практически пять веков), а мифы о нем – восприятие разными людьми в разные времена: «... но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».8
Подобные же нормы, инструкции, суждения, рекомендации – стереотипы поведения – зафиксированы не только в Домострое, но и с помощью сигнальной наследственности в устном народном творчестве. Это иная этническая этическая система России. В этих специфичных высказываниях житейская народная правда. В них сходятся, как писал В. Даль, народная премудрость с народною глупостью, ум с пошлостью, добро со злом, истина с ложью. При этом одна пословица может противоречить другой. Это нормально: нельзя описать многосторонний предмет в одной строке. Пословицы дают полное понятие о предмете, собрав все, что о нем было высказано, по разным случаям. «Если одна пословица говорит, что дело мастера боится, а другая добавляет, что иной мастер дела боится, то, очевидно, обе правы, не равно дело, и не ровен мастер»9.
В своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок русского народа великий знаток русского языка и фольклора В.И.Даль подчеркивает, что человек является в них таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он, в частности, в нашем народе. Основной тезис этой этнической этической системы России звучит так –«что худо, того бегай; что добро, тому следуй; но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть»10. Это и есть моральные нормы или стереотипы поведения. Дадим краткие характеристики вариантам их описания.
Пословица – коротенькая притча. Это – суждение, приговор, поучение. «Ее обжаловать нельзя», и при этом «Не всякая пословица при всяком молвится». Например, пословицы об уме. Их особенно много и часто они альтернативны:
«Из печеного яйца живого цыпленка высидит». «Дураку по пояс, а умный сух пройдет». «Разум не велит – ума не спрашивай». «Не всякому дураку клад дается. На клад – знахаря надо». |
«Есть рубль. Есть и ум. Деньга ум родит». «Без ума житье – рай». «Умный не осудит, а глупый не рассудит». «В умницы попал, а из дураков не вышел». «Бывает и простота хуже воровства». «Ума палата, а спина горбата». |
В.И. Даль выделял еще пословичные поговорки о приметах, поверьях, житейские и хозяйские правила, народный месяцеслов, где описан каждый сезон: «С Петрова дня красное лето, зеленый покос», «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев – сын, зиме родной батюшка».
Табл. 3
Добро |
Долг |
Совесть |
Добрый (или: Нужный) путь Бог правит. Доброму делу не кайся (не попрекай). Лихо помнится. А добро век не забудется. Доброта без ума пуста. |
Где ни жить, не миновать служить. Хорошо жить на почете в миру, да ответ большой. День государев, а ночь наша. Честь чести и на слово верит. |
Чистому все чисто. Была бы честь приложена, а от убытку Бог избавил. Договор (Уговор) лучше (дороже) денег.
|
Пословицы и поговорки представляют собой настоящую этическую (весьма гетерогенную) систему, т.к. в них описываются нормы, даются оценки, предписания и образцы поведения в различных ситуациях. С их помощью осуществляется контроль и регуляция социальных отношений.
Характерной чертой, единой с Домостроем, является признание ума (как способности человека мыслить, как основы сознательной, разумной жизни) главным и самым ценным качеством человека. А также большое и часто большее уважение к достатку: «Без денег и разума нет»; «Не штука разум, штука деньги». Не менее характерно «разведение» в пословицах и поговорках понятий «ум» и «разум» (как способности человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания): «Ум разумом крепок (красен). Ум за разумом не ходит», – по смыслу и иерархии. Разум явно ценится выше: «Умен, да не разумен».
А третья этическая система - могла возникнуть только в условиях столь литературоцентристской культуры как российская. Это этическая система, созданная И. Крыловым. Рассуждая об этом феномене, известные исследователи русской литературы П.Вайль и А.Генис подчеркивают, что признание, которым облекали Крылова все режимы и все властители, - лишь малая толика долга, в котором пребывает перед Крыловым Россия. Басни И. Крылова - основа этнической морали, т.к., в них описаны стереотипы поведения, в которых воспитаны поколения российских людей. Это всем известные истины, бесконечно банальные и оттого бесконечно верные.
Хотя услуга нам при нужде дорога, Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай Бог с дураком связаться:
Услужливый дурак опаснее врага.
(«Пустынник и медведь»)
Как основа содержания нравственного воспитания крыловские басни конструктивны, т.к. в отличие от пословиц, в них мораль однозначна. Она догматична, понятна, лапидарна, удобна, смешна, и, что немаловажно, заучивается в детстве, в самый сенситивный период. .Так, известно, что тексты И. Крылова легко заучивали гимназисты в ХIХ в. Затем их дети.
Как ни полезна вещь. - цены не зная ей.
Невежда про нее свой толк все к худу клонит
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(«Мартышка и очки»)
Затем ученики советской школы в ХХ в. И снова гимназисты постсоветского периода, уже в ХХI в., также как их предшественники твердят:
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться.
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо
Все взапуски его ценят.
И если он у нас не виноват.
Так это чудо!
(«Крестьянин и работник»)
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
(«Заяц на ловле»)
Это удивительное явление русской культуры – один человек –
И. Крылов описал этическую систему этносов России в литературной форме практически самостоятельно. И она утвердилась в сознании народа как собственная.
С разбором заводи знакомства и друзей!
(«Крестьянин и змея»)
Табл.4
Добро |
Долг |
Совесть |
Кто знатен и силен Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. («Слон на воеводстве») В ком сердце так сотворено, Что дружбы и любви не чувствует оно И ненависть одну ко всем питает, Тот всякого своим злодеем почитает («Змея и овца»)
|
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачатъ пирожник: И дело не пойдет на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней. Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета» («Щука и кот»)
|
Кто добр поистине, не распложая слова, В молчанье тот добро творит; А кто про доброту лишь в уши всем жужжит. Тот часто только добр на счет другого. Затем что в этом нет убытка никакого На деле же почти такие люди все– Сродни моей Лисе («Добрая лисица»)
|
Морали басен – образное описание содержания понятий этической системы: нравы («Добрая лисица»); добродетель как деятельное добро («Кот и повар»); культура поведения («Крестьянин и змея»). В них проанализированы потребности людей, дана им оценка («Мартышка и очки»), интересно, что чаще это социальное неодобрение. И опять, как в Домострое и в пословицах подчеркивается высокий статус ума, его функции и его независимость от нравственных качеств.
Основой всех трех этнических этических систем являются эмпирические обобщения, имеющие, согласно суждению В.И. Вернадского, достоверность, равную наблюденному факту.11 Также во всех трех случаях в этических системах описано позитивное мироощущение. В результате этносы России – их создатели и носители – вступали и вступают в конструктивный контакт друг с другом (субъект-субъектные отношения) и с природой (субъект-объектные отношения). Условием этого является ввод ценностных отношений – ценностей. Система ценностей регулирует деятельность. В результате поведение каждого отдельного человека подчиняется соответствующему социально одобряемому стереотипу.
Таким образом, аксиологическое образование позволяет сформировать адаптивно важные навыки поведения. Такие, которые обеспечили бы выживание этноса в условиях вмещающего ландшафта за счет:
Интересно, что в изученном нами материале предлагаются, по меньшей мере, три способа выработки стереотипа поведения: первый – с помощью прямых рекомендаций («Домострой»); второй – с помощью описанных в пословицах вариантов деятельности (приветствуется определенная поведенческая гибкость); третий – от противного, как не надо делать (басни И. Крылова).
Цель исследования. Обзор и оценка содержания современного аксиологического образования
14 12 2014
1 стр.
Абрамов, С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города [Текст] // Педагогика. 2009. № С. 27-37
08 10 2014
1 стр.
«гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников республики мордовия»
07 10 2014
1 стр.
Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к мнению другого человека, потребности в высказывании собственного мнения
16 12 2014
1 стр.
Культура общения с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения
02 09 2014
4 стр.
Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся
15 09 2014
1 стр.
Цель: Духовно-нравственное воспитание посредством обращения к традиционной культуре нашего народа
08 10 2014
1 стр.
«Планом социально-воспитательной работы со студентами мгпу на 2009/2010 учебный год»
11 09 2014
1 стр.