Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Александр Блок

Из хрустального тумана

Из хрустального тумана,


Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный...
(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).

Визг цыганского напева


Налетел из дальних зал,
Дальних скрипок вопль туманный...
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.

Взор во взор - и жгуче-синий


Обозначился простор.
Магдалина! Магдалина!
Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.

Узкий твой бокал и вьюга


За глухим стеклом окна -
Жизни только половина!
Но за вьюгой - солнцем юга
Опаленная страна!

Разрешенье всех мучений,


Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений, -
Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.

6 октября 1909

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

А.Блок
Творчество Александра Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его Анна Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы.

Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа.

Стихотворение «Из хрустально тумана» относится к любовной лирике Блока, которая сопряжена у поэта с философской темой, а также с раздумьями об окружающем мире и его собственным внутренним. Создаётся ощущение разрыва между сном и действительностью. Незнакомка (дева, Магдалина), явившаяся в шуме жизни приносит не только надежду на воплощение мечты, но и тревогу.

В первых трёх строках мы видим героя как бы в полудрёме, во сне. Его заволокла дымка тумана и всё ему кажется где-то вдалеке, не с ним.

Из хрустального тумана,


Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный...

Но тут же эта загадочность снимается замечанием, вставленным в многозначительные скобки Вербализуйте свою мысль.: Из сна герой попадает в реальность, обыденность этого мира. Окунается в его пошлость, как в бутылку с вином.

(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).
Его вырывает из тумана резкий звук, который налетел так неожиданно и напомнил ему о чувстве полноты жизни, о свободе цыганской, но лишь на мгновение:

Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал
И сразу музыкальный контраст, который передаёт состояние героя, его метания: Аргументируйте. Почему цыгане? Почему скрипки?:

Дальних скрипок вопль туманный...



Скрипки плачут вместе с его раненой, разочаровавшейся в жизни душой. Потому что в хоре скрипок заключён мир человеческих страстей и раздумий.

Это низведение символистской странности к странности пьяного видения подготовлено первыми же словами – «из хрустального тумана»: столкновение грубо-бытовой реальности с поэтическим образом переносит нас из тумана в ресторан.

Лирический герой смотрит на происходящее словно со стороны – «из хрустального тумана…», «из невиданного сна…», «за глухим стеклом окна…». Герой мечется между реальным миром и сном, и не может понять, где ему лучше. А может просто хочет остаться в небытие.

Образ из тумана начинает принимать реальные очертания, но символ потустороннего мира (отражения жизни) и сомнения уводят его обратно…

Входит ветер, входит дева


В глубь исчерченных зеркал.

Он окунается в её глаза и синий взор обжигает его воспоминания об изменах, о крушении идеала в жизни.

Взор во взор - и жгуче-синий


Обозначился простор.

Личная драма прочно становится в глазах Блока показателем общего значения и не случайно в его видениях приходит образ библейской девы – Марии Магдалины. В прошлом любодеица, прощенная Спасителем, она достигла совершенной святости.

Магдалина! Магдалина!


Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.

Они зовут героя с собой, в безмятежность и костёр искупления грехов разгорается всё сильнее.

Вместе с героем мы оказываемся на границе двух миров: духовного и земного

Узкий твой бокал и вьюга


За глухим стеклом окна -
Жизни только половина!

И он пытается сделать выбор: остаться здесь или уйти в зазеркалье, вслед за святой грешницей Магдалиной:

Но за вьюгой - солнцем юга


Опаленная страна!
Углубляется сознание героя, в котором борются свет и тьма.

Антитеза – главное художественное средство создания образов: вьюге противопоставлена «солнцем юга опаленная страна». В характеристике ночи, в последней строфе, сочетаются контрастные цвета и мотивы – «долгая», «страстная», «смертная».

Слова-синонимы «визг цыганского напева», «пустынный вопль скрипок» и антонимы – вьюга, солнце передают взволнованные чувства героя.

С каждой строчкой напряжение нарастает, усиливается («Чей-то образ, чей-то странный...»; «из дальних зал», «дальних скрипок»; «Магдалина! Магдалина!»; «Всех хулений», «Всех улыбок, «Всех движений») и мы попадаем в круговорот событий и переживаний героя, ищущего ответ и не находящего его.

Какой бы ни была героиня, что бы ни соединяло её с лирическим героем – вечное ожидание или случайная встреча в зале ресторана, - она всегда манящая, загадочная, странная и страстная – точка пересечения идеала и действительности, земного и небесного.

Магдалина – символ духовного очищения, в которой слились временное и вечное, будничность и драма любви. Поэт передаёт святость героини, вопреки «страшному миру»:

Всех хулений и похвал,


Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений…

Иисус Христос не просто изменил жизнь Марии Магдалины и  спас от рук этих лицемеров, обвинявших ее в грехах, к которым сами же были причастны. Он открыл для нее новую вселенную, новую религию, очистил её душу. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо постичь высокие истины и подлинные ценности в самой действительности. Наш герой разочаровался в жизни, и реальный мир кажется ему только туманом.

Динамика чувств лирического героя передаётся через психологизм, напряженность поведения:

Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!

Он настолько потерялся и разочаровался в жизни, что видит лишь один выход – уйти в пустыню, вслед за Магдалиной, то есть умереть…

Чтоб в пустынном вопле скрипок


Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.

Символичность и драматизм передаётся с помощью 4-стопного хорея; недосказанность – с помощью многоточия, а надежда и восторженность чувств – с помощью восклицательной интонации.



Сделайте выводы: в чем проявляет себя символизм Блока.

Сложные отношения Блока с окружающим миром, трагедию души Вселенского масштаба чувствуем мы в его произведениях. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным. Та высокость чувств и ожидания, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Мир рушится вместе с героем и проваливается в бездну. Постоянно стоя перед выбором, герой уходит из настоящей жизни в мир грёз.

Мотивами утраченного счастья, неизбежности, одиночества героя пронизано всё стихотворение. Уверенное ощущение полноты бытия, которое некогда вдохновляло поэта, теперь осталось лишь в виде горького воспоминания. Неслучайно стихотворение

«Из хрустального тумана…» вошло в цикл «Страшный мир», название которого говорит само за себя…



Постарайтесь максимально конкретизировать и аргументировать анализ

Александр Блок Из хрустального тумана

Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его Анна Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — с

53.7kb.

14 10 2014
1 стр.


Васищев ю. А., Львова л. В., Маслаков в. И., Матвеева в. Б., Росляков в. Я., Селиверстов е. И

Александрова, Владимира, Вязников, Гусь-Хрустального, Коврова и Кольчугино, Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Киржачского, Ковровско

5800.27kb.

25 12 2014
44 стр.


Испытательные камеры солевого тумана серии sc/kwt

Камеры солевого тумана производства фирмы Weiss Umwelttechnik позволяют производить ускоренное изучение коррозии материалов в соответствии с национальными и международными стандарт

33.92kb.

14 10 2014
1 стр.


Инструкция по эксплуатации Генератор тумана в комплекте

Внимательно прочитайте данную инструкцию по эксплуатации и следуйте ее указаниям. Используйте данную инструкцию по эксплуатации для ознакомления с генератором тумана, его правильны

155.06kb.

14 10 2014
1 стр.


Книга первая. Мужской клуб … Но право, может только хам Над русской жизнью издеваться… Александр Блок

«Приключения капитана Блада» и «Драматургия Т. С. Элиота» и какая-то лажа по специальности, словом… а не нырнуть ли в горячую ванну?

6091.21kb.

16 12 2014
58 стр.


Состав команды «Легенды советского хоккея»

Бурлуцкий Олег, Волчков Александр, Гимаев Сергей, Голиков Александр, Голиков Владимир, Гусев Александр, Давыдов Евгений, Жебровский Сергей, Ильин Роман, Ляпкин Юрий, Макаров Сергей

7.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Блок №1 «Мир на рубеже XIX-XX вв.» Тест №2 «Мир в первой мировой войне»

Блок №5 «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

670.34kb.

24 09 2014
8 стр.


Чем мне близка поэзия Блока?

Александр Блок… Небольшой томик стихов, портрет поэта на моём письменном столе, вот, пожалуй, и всё, что напоминает мне о нём. Но неизмеримо больше открывается мне, когда я обращаю

39.68kb.

30 09 2014
1 стр.