Александр Блок
Из хрустального тумана
Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный...
(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).
Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал,
Дальних скрипок вопль туманный...
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
Взор во взор - и жгуче-синий
Обозначился простор.
Магдалина! Магдалина!
Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.
Узкий твой бокал и вьюга
За глухим стеклом окна -
Жизни только половина!
Но за вьюгой - солнцем юга
Опаленная страна!
Разрешенье всех мучений,
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений, -
Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.
6 октября 1909
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - очеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
А.Блок
Творчество Александра Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его Анна Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы.
Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа.
Стихотворение «Из хрустально тумана» относится к любовной лирике Блока, которая сопряжена у поэта с философской темой, а также с раздумьями об окружающем мире и его собственным внутренним. Создаётся ощущение разрыва между сном и действительностью. Незнакомка (дева, Магдалина), явившаяся в шуме жизни приносит не только надежду на воплощение мечты, но и тревогу.
В первых трёх строках мы видим героя как бы в полудрёме, во сне. Его заволокла дымка тумана и всё ему кажется где-то вдалеке, не с ним.
Из хрустального тумана,
Из
невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный...
Но тут же эта загадочность снимается замечанием, вставленным в многозначительные скобки Вербализуйте свою мысль.: Из сна герой попадает в реальность, обыденность этого мира. Окунается в его пошлость, как в бутылку с вином.
(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).
Его вырывает из тумана резкий звук, который налетел так неожиданно и напомнил ему о чувстве полноты жизни, о свободе цыганской, но лишь на мгновение:
Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал
И сразу музыкальный контраст, который передаёт состояние героя, его метания: Аргументируйте. Почему цыгане? Почему скрипки?:
Дальних скрипок вопль туманный...
Скрипки плачут вместе с его раненой, разочаровавшейся в жизни душой. Потому что в хоре скрипок заключён мир человеческих страстей и раздумий.
Это низведение символистской странности к странности пьяного видения подготовлено первыми же словами – «из хрустального тумана»: столкновение грубо-бытовой реальности с поэтическим образом переносит нас из тумана в ресторан.
Лирический герой смотрит на происходящее словно со стороны – «из хрустального тумана…», «из невиданного сна…», «за глухим стеклом окна…». Герой мечется между реальным миром и сном, и не может понять, где ему лучше. А может просто хочет остаться в небытие.
Образ из тумана начинает принимать реальные очертания, но символ потустороннего мира (отражения жизни) и сомнения уводят его обратно…
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных
зеркал.
Он окунается в её глаза и синий взор обжигает его воспоминания об изменах, о крушении идеала в жизни.
Взор во взор - и жгуче-синий
Обозначился простор.
Личная драма прочно становится в глазах Блока показателем общего значения и не случайно в его видениях приходит образ библейской девы – Марии Магдалины. В прошлом любодеица, прощенная Спасителем, она достигла совершенной святости.
Магдалина! Магдалина!
Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.
Они зовут героя с собой, в безмятежность и костёр искупления грехов разгорается всё сильнее.
Вместе с героем мы оказываемся на границе двух миров: духовного и земного
Узкий твой бокал и вьюга
За глухим стеклом окна -
Жизни только половина!
И он пытается сделать выбор: остаться здесь или уйти в зазеркалье, вслед за святой грешницей Магдалиной:
Но за вьюгой - солнцем юга
Опаленная страна!
Углубляется сознание героя, в котором борются свет и тьма.
Антитеза – главное художественное средство создания образов: вьюге противопоставлена «солнцем юга опаленная страна». В характеристике ночи, в последней строфе, сочетаются контрастные цвета и мотивы – «долгая», «страстная», «смертная».
Слова-синонимы «визг цыганского напева», «пустынный вопль скрипок» и антонимы – вьюга, солнце передают взволнованные чувства героя.
С каждой строчкой напряжение нарастает, усиливается («Чей-то образ, чей-то странный...»; «из дальних зал», «дальних скрипок»; «Магдалина! Магдалина!»; «Всех хулений», «Всех улыбок, «Всех движений») и мы попадаем в круговорот событий и переживаний героя, ищущего ответ и не находящего его.
Какой бы ни была героиня, что бы ни соединяло её с лирическим героем – вечное ожидание или случайная встреча в зале ресторана, - она всегда манящая, загадочная, странная и страстная – точка пересечения идеала и действительности, земного и небесного.
Магдалина – символ духовного очищения, в которой слились временное и вечное, будничность и драма любви. Поэт передаёт святость героини, вопреки «страшному миру»:
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений…
Иисус Христос не просто изменил жизнь Марии Магдалины и спас от рук этих лицемеров, обвинявших ее в грехах, к которым сами же были причастны. Он открыл для нее новую вселенную, новую религию, очистил её душу. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо постичь высокие истины и подлинные ценности в самой действительности. Наш герой разочаровался в жизни, и реальный мир кажется ему только туманом.
Динамика чувств лирического героя передаётся через психологизм, напряженность поведения:
Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Он настолько потерялся и разочаровался в жизни, что видит лишь один выход – уйти в пустыню, вслед за Магдалиной, то есть умереть…
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.
Символичность и драматизм передаётся с помощью 4-стопного хорея; недосказанность – с помощью многоточия, а надежда и восторженность чувств – с помощью восклицательной интонации.
Сделайте выводы: в чем проявляет себя символизм Блока.
Сложные отношения Блока с окружающим миром, трагедию души Вселенского масштаба чувствуем мы в его произведениях. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным. Та высокость чувств и ожидания, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Мир рушится вместе с героем и проваливается в бездну. Постоянно стоя перед выбором, герой уходит из настоящей жизни в мир грёз.
Мотивами утраченного счастья, неизбежности, одиночества героя пронизано всё стихотворение. Уверенное ощущение полноты бытия, которое некогда вдохновляло поэта, теперь осталось лишь в виде горького воспоминания. Неслучайно стихотворение
«Из хрустального тумана…» вошло в цикл «Страшный мир», название которого говорит само за себя…
Постарайтесь максимально конкретизировать и аргументировать анализ