Перейти на главную страницу
Муниципальная Рогозихинская средняя общеобразовательная школа
Павловского района Алтайского края
Толстошеев Владимир, ученик 10 класса
Путеводитель по селу Рогозихе
Павловского района
Руководитель: Юркина
Раиса Григорьевна, учитель истории Рогозихинской средней школы
с.Рогозиха 2006 г.
Алтайский край расположен в центре самого большого континента Земли - Евразии, на юге Западной Сибири. Поэтому климат края имеет ярко выраженные черты континентальности: здесь холодная, длительная, снежная зима и короткое, теплое, иногда жаркое лето.(Ревякин, 1995, с.3)
В 80 км. на юго-запад от краевого центра находится наше село Рогозиха. Расположено оно в живописном месте при впадении крохотной речушки Рогозихи в более крупную речку Касмалу. Обе эти водяные жилы земли тянутся вдоль великолепного Касмалинского ленточного бора. Путешественник может полюбоваться и зеркальной гладью крупных озер, лежащих в окрестностях села.
Весь этот здешний голубой и зеленый мир населен различными жителями. В бору можно встретить зайцев, белок и лис, иногда даже и лося. Бесшумно перелетает с дерева на дерево потревоженная днем сова, есть синицы, снегири, иволги. Летом прилетают соловьи, можно услышать стук дятлов и голос кукушки. На песчаных почвах растут сосны, белоствольные березки, осины, рябина, смородина, калина. В водоемах водятся щуки, караси, окуни, язи, ерши, пескари. Очень привлекательна наша местность для охотников и рыбаков, и особенно для любителей тихой охоты - грибников. Бор и колки дают богатый урожай ягод: малины, клубники, земляники, брусники, черники, костяники.
Алтайский край располагает ценными природными ресурсами. Но сегодня природа в результате деятельности человека находится в опасности и нуждается в защите. Природоохранная деятельность определяется Конституцией России и несколькими специальными законами, в которых изложен порядок использования и охраны природных ресурсов нашей Родины.
Основные неблагоприятные процессы, ухудшающие пашню, - ветровая дефляция и водная эрозия почв. Имеет место и водяная эрозия. Естественные кормовые угодья (пастбища, сенокосы) подвергаются при излишней нагрузке разрушению почвенного покрова, снижению продуктивности и изменению видового состава трав. Наблюдаются нарушения и в использовании лесных ресурсов: перерубы, плохая очистка лесосек, уничтожение подроста, вырубка ценных пород. Более 100 видов растений края отнесены ныне к разряду редких и исчезающих. Подлежат охране все дикие животные края.(Ревякин, 1995, с.87-89).
Все эти проблемы существуют и в нашем селе.
Оскудевает почва, все мельче становится Касмала и Рогозиха, потому что реки загрязняются, затягиваются родники. Редеет лес, в котором ведутся плановые вырубки не всегда качественно. В нашей местности растут растения, которые необходимо охранять: слизун, саранка кудреватая, прострел или сон-трава, стародубка. Жители же нарывают их охапками.
С каждым годом разрастаются внеплановые свалки бытового мусора. И особенно страшна та, что находится недалеко от водонапорной башни. Нарушением является и близкое расположение котельной к зданию школы (несколько метров). За зимний период сжигаемый уголь дает тонны шлака, пыли, углекислого газа. Пролегающая около школы дорога тоже не улучшает экологическую обстановку. Проезжая поворот, автомобили замедляют ход и бензин сгорает не полностью. Значит, в воздух попадают оксид азота, угарный газ, соединения свинца.
Учащиеся школы провели экологическую разведку, изучив обстановку в селе, и на карте Рогозихи появились красные восклицательные знаки, обозначая места экологически опасные.(схема-рисунок 1).
В наших местах люди жили с глубокой древности. Свидетельством тому служат курганы, расположенные в окрестностях Рогозихи. Их можно увидеть и сейчас, подъезжая к Рогозихе от Павловска, с правой стороны шоссе, в 3-4 км. от трассы.(фото 2).
Летом 1985 года экспедиции АГУ и БГПИ полностью исследовали аварийную курганную группу Рогозиха-I, состоящую из 20 насыпей. 18 из них относятся к эпохе раннего железного века, 2 к сростинской культуре. (Шамшин, 1987, с.294).Это первый, древнейший период в истории села. Он связан с кочевниками и относится к каменской культуре.(карта схема 1а).
Рогозихинские курганы были сооружены примерно в IV - III в.в. до н.э. Несмотря на то, что все они были ограблены, инвентарь рогозихинских курганов позволяет судить о занятиях и уровне развития древних рогозихинцев. При раскопках курганов были обнаружены керамика, железные ножи, чекан, украшения из бронзы, камня, золота, костяной наконечник стрелы и др. (Шамшин, 1987, с.294).
Уникальная вещь - зеркало с древнеиндийским рисунком, найденная археологами, - говорит о широкой географии торговых связей наших предков.(фото 3).
Что касается занятий древних рогозихинцев, то, судя по костям животных, это были скотоводы, разводившие прежде всего лошадей, овец. Быт их был, скорее всего, полуоседлым: зиму они проводили на стойбищах, летом отгоняли скот в степь. Занимались они также охотой, умели обрабатывать железо, рог, кость, дерево, кожу, изготавливать глиняную посуду, прясть шерсть. (Уманский, 1985).
Есть основания относить древних рогозихинцев к многочисленным племенам саков или родственным им племенам.
Фотодокументы с раскопок, подтверждающие существование древнейшего периода в истории Рогозихи, хранятся в музее села, где каждый желающий может их увидеть.(фото 4 и 5).
Распад первобытнообщинных отношений сопровождался появлением классов и государств.
В Ш в. до н.э. на территории Забайкалья и Монголии образовалось государство гуннов. В 1 веке н.э. оно распалось. Из них выделились две группы племен: теле и тюкю. Слово "теле" вошло в название алтайских племен: телеуты, телесы, теленгиты.
Пролетели века, кочевники, населявшие верхнее Приобье появлялись и исчезали, князья и князцы воевали друг с другом. Обрушились сюда и жестокие завоеватели - монголо-татары.
Новый период истории Рогозихи связан с указом императрицы Елизаветы Петровны 1747 года, по которому все земли от Иртыша до Оби перешли в собственность царской семьи. Правительство посылает сюда крестьян строить крепости и остроги - идет правительственная колонизация. Да и сами крестьяне переселяются сюда из более северных районов, где не было условий для занятий земледелием и из центральных районов в поисках лучшей доли.
Прекратились набеги кочевников, русские крестьяне стали расселяться по всей территории верхнего Приобья, стало возникать много деревень. К этому времени, к середине XVIII века, и относится появление Рогозихи.
Впервые деревня Рогозихинская упоминается в документах в 1751г., она встречается в описи крестьян по церковным приходам и числится в ней 3 двора, 29 жителей. Главами семей были Андрей Сизиков, Козьма Кошкаров, Данила Голубин (ЦХАФ АК Ф.1. Оп.1.Д.45.Л.144).
О происхождении названия села можно только строить предположения. Но живет в народе красивая легенда о том, как пришли первые переселенцы на берег реки, остановились на ночлег. Оглядевшись, подивились красоте места: стройности лесов, густоте трав, прозрачности воды. И очень много росло на берегу этой речки травы, известной переселенцам под названием рогоз. Люди решили остаться здесь, основать новое поселение. А речка и село получили название Рогозиха.
По административному делению деревня Рогозиха в середине XVIII века относилась к Белоярской слободе Барнаульского уезда, с 1795г. к Шадринской волости Бийского уезда.
Следующий период истории села начинается после открытия Алтайского округа для внешних переселенцев. Обстановка меняется, число жителей быстро растет. И если в первой половине XIX века число жителей колебалось от 60 до 90 чел. (ЦХАФ АК.Ф.169.Оп.1.Д.832.ЛЛ.165-170), то в списке 1893г. в деревне Рогозихе Шадринской волости показано 292 двора, в них 2070 жителей. В списке 1911 года в селе Рогозихе Шаховской волости показано 673 двора и 3175 жителей.
После отмены крепостного права, а потом реформы Столыпина хлынули в Сибирь переселенцы. В конце XIX - начале XX веков в Рогозиху переселилось из Тамбовской губернии 385 семей, из Курской - 176, из Черниговской - 28, по несколько семей из Вятской, Рязанской, Самарской, Киевской, Пермской губерний. (ЦХАФ АК. Ф.233.Оп.1.Д.537).
Старожилы владели землей на общинных началах и не хотели делиться с новоселами, видя в них дешевую рабочую силу.
Трудно было переселенцам добиться "приписки" к обществу, не имеющие земли переселенцы шли в работники, да еще платили "полетки" - плату за пастбища, дрова из леса, сено с лугов.
Чтобы такая "приписка" состоялась, новосел должен был за один день срубить избу и затопить в ней печь. И если вечером из трубы дома шел дым, то переселенца принимали в общество.
Таким образом или нет были построены избы Х1Х века, еще сохранившиеся в Рогозихе, мы не знаем. Но, заглянув в дом 8, расположенный на улице Заречной, можно увидеть нехитрый быт наших предков: русскую печь посередине дома, чтобы обогревала весь дом, полати, лавки, сундук.
В ХIХ веке, в 1892 году, было построено и одно из старейших зданий села, в котором в настоящий момент открыт краеведческий музей села Рогозихи. Это бывшая церковная сторожка. Сейчас это здание, конечно, не такое, каким оно было вначале, время изменило его, но это добротное здание, выстроенное из сосновых бревен, повернутое окнами на юг и восток, чтобы сохранялось тепло в доме и чтобы красный угол был обращен точно на юго-восток. (фото 6).
По административному делению Рогозихинское общество в конце XIX - начале XX века относилось к Клочковской волости. Средний надел земли в Рогозихе составлял в 1917 г. 6,3 десятин на одну мужскую душу (ЦХАФ АК. Ф.233. Оп.1. Д.537.
Д.538. Д.539).
В нашем селе в основном сеяли яровую пшеницу, она занимала 66,6% посевов, на втором месте прочно стоял овес - 27,6%, выращивали также просо от 0,1 до 0,5 десятин, еще меньшую площадь занимали посадки картофеля (ЦХАФ АК.
Ф.233.Оп.1.Д.537).
Господствовала залежная система землепользования. Почва отдыхала до 20 лет. В Рогозихе залежи составляли 71% всей земли.
Скотоводство было вторым занятием крестьян. Разводили в основном лошадей, коров, овец, свиней. У крестьян была самодельщина. Они делали бороны, сани, грабли, гнали смолу, выделывали кожу, пряли шерсть и ткали полотно.
В списке населенных мест Томской губернии 1911 года в селе Рогозихинском указаны: хлебозапасный магазин, 2 мельницы, 2 маслобойни, 2 мануфактурные лавки, 2 мелочные лавки, 1 казенная винная лавка и 1 пивная лавка.
Но главным зданием Рогозихи была церковь. Место, где располагалась церковь, - родовое гнездо села. Это и древний, и современный центр Рогозихи. Место это выбрано не случайно. Отсюда открывается прекрасный вид на реку, лес, луга. С какого бы края не подходил к деревне, обязательно увидишь красивое здание на пригорке. С этого места, с родового гнезда села, мы и начнем наше путешествие по Рогозихе.
Конец Х1Х - начало ХХ веков запечатлен своеобразным памятником каменной архитектуры и предпринимательской деятельности. Это здание расположено в центре села и представляет собой кирпичное строение со сводчатыми окнами и входом, подвальным и складским помещением - типичное торговое здание. По архитектурным особенностям, по добротности и объему постройки можно предположить, что это бывшая пивная лавка братьев Ворсиных, первых алтайских пивоваров. (фото 7). В алфавитном списке владельцев торговых предприятий Барнаульского уезда за 1910 год (ЦХАФАК ф.52.о.1.д.9.л.10) указано, что Торговый дом братьев Ворсиных держал пивную лавку в селе Рогозихе Клочковской волости.
Если спуститься от центра вниз, к устью реки Рогозихи, то по левую сторону мы увидим это ныне пустующее кирпичное здание.
А если идти от центра в противоположном направлении, от реки Касмалы, то увидим памятник деревянного зодчества. В 1903 году было построено здание, в котором расположилось кредитное товарищество. Эта солидная организация могла позволить себе украсить строение деревянными кружевами наличников и карнизов, крыльцом с резными стойками в духе времени. Сегодня это здание по-прежнему является украшением села и занимает его сельская администрация.(фото 8).
Рогозихинская церковь была построена в 1892 году и освящена на Михайлов день, 21 ноября, который до сих пор считается престольным праздником села.
А в 1895г. была открыта церковно-приходская школа, в
ней учащихся 101 и работают 2 учительницы О.Т. Станкова и
Л.В. Сперанская.
Церковная библиотека состояла из 540 экземпляров книг. Медицинское обслуживание отсутствовало вовсе.
Рогозихинская церковь просуществовала до 1931 года, когда постановлением Западно-Сибирского крайисполкома от 11 ноября церковь в Рогозихе была закрыта. К сожалению, никаких рисунков или фотографий церкви не сохранилось. Ее красота осталась лишь в воспоминаниях очевидцев.
Церковное здание предполагалось использовать для культурно-просветительских целей.(ЦХАФ АК.ф.1692.оп.1.д.1.л.13). Но по воспоминаниям старожило2в, здание долго пустовало, затем было приспособлено под склад зерна, а позже перестроено под сельский клуб. В 90-х годах здание было снесено. И на месте культового центра в 2001 году выросло здание новой школы.
Начало XX века. В стране происходят бурные события и если революция 1905 - 1907 гг. и февральская прошли для деревни незаметно, то Октябрьская много изменила. Именно с 1917г. начинается полоса перемен, и новый период истории села.
В ходе октябрьской революции был принят "Декрет о земле", и крестьяне получили землю. Наступило время, которое назвали "единоличной жизнью". Об этом времени есть достаточно много воспоминаний старожилов.
Началась гражданская война.
Борьба с колчаковцами не обошла стороной Рогозиху. Хотя крупных боев в селе не было, рогозихинцы активно участвовали в борьбе. Был создан партизанский отряд под командованием Пашинина С.И.. Жертвами колчаковского режима стали Саютин М., Лопатин Н., Мицких Т., Золотарев Ф., Подхамутников Я. Обстоятельства их гибели полностью восстановлены. Все они похоронены в центре села в братской могиле, на которой в 1919 году установлен памятник. Располагается он в центре села, рядом со школой. Автором памятника является Г.Борунов, павловский художник. Памятник охраняется государством.(фото 9).
Как и везде в Рогозихе был образован Сельский Совет. Первым председателем был Пашинин А.И.
К этому времени все удобные для постройки места в Рогозихе были заняты, а население росло. В 1918г. Девянин И.И.
переезжает на кромку бора, вслед за ним еще несколько семей.
Так появилось село Журавлиха.
В 20 - 30 годы происходит разрушение устоявшегося за многие века уклада сельской жизни. Крестьяне вновь лишились земли в ходе массовой коллективизации, с ней связан следующий период истории села.
Сначала создавались товарищества, затем стали организовываться коммуны.
В конце 20-х, начале 30-х годов в Рогозихе существовали разные формы хозяйств: были единоличные хозяйства, сохранялись еще коммуны, создавались колхозы.
Количество дворов в них распределялось следующим образом. Всего в Рогозихе дворов было 629 (2778 человек) из них колхозники 481 дворов (2170 человек), единоличники 68 дворов 476 человек, товарищества 26 дворов, коммуны 54 двора. (Архивный отдел Администрации Павловского района
Ф.11.Оп.1.Д.18.Л.36).
Все эти формы хозяйствования, наверное, имели право на существование. Но в жизни села произошел новый крутой поворот - сплошная коллективизация, и все они, кроме колхозов, были обречены.
Процесс коллективизации был очень сложен.
В Рогозихе сначала образовалось 16 колхозов, после укрупнения их осталось 8: им. Молотова, им. Мамонтова," 2-ая пятилетка", "Съезд Советов", " Ударник", "Красный пролетарий", " Коммунар" и "Большевик".
Не все крестьяне вступали в колхозы добровольно (об этом свидетельствует воспоминания старожилов и архивные материалы)
Важным событием в культурной жизни села стало строительство школы.
В 20-е годы в Рогозихе было 7 школ: Рогозихинская школа колхозной молодежи 2 ступени, 3 школы 1-й ступени в Рогозихе, Бурановская, Побединская, Краснодубравская 1-й ступени. В них обучалось 599 учеников. (ЦХАФ АК Ф.144.Оп.6.Д.2429).
Все школы были прикреплены к колхозам, располагались в неприспособленных помещениях. Школьное здание было построено только в коммуне "Победа", но оно сгорело во время пожара.
Летом 1928г. в Рогозихе начали строить большое типовое двухэтажное здание школы, с просторными классами, с мастерскими и библиотекой.
В 1932-33 учебном году первый этаж был сдан в эксплуатацию. В 1934г. школу достроили и был сделан первый выпуск Рогозихинской неполной школы.(фото 10).В этом здании школы проучилось не одно поколение рогозян. За 65 лет своего существования она выпустила в жизнь 1012 человек. В 2000 году построили новое здание, кирпичное, двухэтажное, с большим спортзалом, актовым залом, мастерскими, столовой - современную школу. (фото 11).Здание выросло в историческом центре села, там, где когда-то поселились первые русские крестьяне, затем была воздвигнута церковь, затем - сельский Дом культуры и библиотека.
Не обошли стороной Рогозиху и репрессии 30-х годов. Участь безвинно осужденных разделили и наши земляки. (ОСД УАДАК П.7547.ЛЛ.694 - 696).
Началась Великая Отечественная война. "Все для фронта, все для победы!" - этот призыв стал знаком для наших земляков. Всю работу возглавляли партийные организации и исполнительный комитет сельского совета.
713 человек были призваны из Рогозихи в годы войны, они воевали на разных фронтах, 303 из них погибли (книга Памяти 1994 с.165-172).
5 ноября 1967г. в центре села, около здания сельского совета, был открыт памятник нашим землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Для создания памятника был приглашен Мусихин А.Г., Павловский художник. Место для памятника определили сразу - площадь, с которой уходили на войну жители Рогозихи. На открытии памятника присутствовало все село. Покрывало упало, и взорам рогозян предстала скульптура солдата, в гимнастерке и плащ-палатке, с автоматом на плече и с зажатой в кулак пилоткой. А позади него - стела с именами 303 человек, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Позднее около памятника посадили березки, поставили мемориальные столбики около них, и памятник обрел завершенность. Жители села по-прежнему свято чтут это место, ухаживают за памятником, а родственники погибших носят цветы к столбикам с родными именами.(фото 12).
Семеро сыновей из семьи Долговых воевали, трое из них: Василий Захарович, Аким Захарович, Прокопий Захарович - погибли. Улица, на которой они жили, носит теперь имя братьев Долговых. Еще одна улица села названа в честь братьев Дашковых - Николая Александровича и Андрея Александровича, погибших на фронте.
Закончилась война. В 1950г. произошло укрупнение колхозов. Их на территории Рогозихинского сельского совета образовалось 2 из 8: "Знамя октября" и "Коммунар". По количеству посевных площадей, технике, числу работающих оба колхоза оказались примерно в одинаковых условиях.
В 50 - 60 годы меняется облик села, много нового приходит в жизнь сельчан.
15 августа 1950г. - открыта сельская библиотека, 1954г.
- приехали первые целинники, 1955г. - открыт сельский клуб. 7 ноября 1956г. в село проведено электричество, в этом
же году радио, 1964г. - восьмилетняя школа преобразована в
среднюю.
В 1965г. в селе появился первый телефон и построен водопровод, в 1969г. - построен детский сад (улица Школьная, фото 13).
В 70-е годы ХХ века кирпичные типовые дома вытесняют деревянные. Появляются целые улицы кирпичных благоустроенных домов. (улица Партизанская).(фото 14). А в 80-е годы возникает целый поселок, в народе именуемый "шведским", поскольку дома этого типа были построены по шведской технологии. Их выпускал Новоалтайский завод полносборных домов. На месте же они собирались на болтах, как мебель.(улицы Партизанская, 40 лет Победы, Братьев Дашковых).(фото 15).
Но в это же время в жизнь вошло понятие "неперспективное село". С карты района исчезла деревня Большевик, практически прекратила существование Журавлиха, в ней осталось несколько дворов. В целом демографическая ситуация в селе меняется не в лучшую сторону.
Наибольшее число жителей было зафиксировано в этом населенном пункте в переписи 1926г., было учтено 5554 жителя.
В последующие годы число жителей сокращается. В перепись 1939г. в Рогозихе учли 2402 жителя, 1959 - 1811. (Энциклопедия Алтайского края Т.1.С.344).
Как уже говорилось, на территории Рогозихинского сельского совета существовало 2 колхоза: "Коммунар" в Рогозихе и "Знамя октября" в Бурановке. Так они и существовали до начала 90-х годов. Сельский совет, почта, средняя школа, кладбище - в Рогозихе, на Бурановке - начальная школа.
В стране начинается перестройка и реформы, жизнь в деревне опять круто меняется. Начинается новый период в истории села.
В колхозе "Коммунар" произошла в 1992г - реорганизация, всю землю разделили на паи между колхозниками. С 1991г. начали образовываться фермерские хозяйства: 1991г. – Ефремов Н.И., 1992г. - Михалев И.Н., 1993г. - Воронов Н.И..
29 декабря 1993г. колхоз "Коммунар" преобразован в ТОО Рогозихинское, а через год из него вышла Красная Дубрава, и образовано было общество с ограниченной ответственностью "Краснодубравское". До реорганизации колхоз "Коммунар" имел: 10672га пашни, 2038 голов КРС, 528 свиней, 177 лошадей, 28 тракторов, 17 комбайнов, 12 автомобилей.
В ТОО Рогозихинское происходит резкое сокращение посевных площадей, так они менялись по годам: 1991г. - 10077га, 1992г. - 9386га, 1993 - 8102га, 1994 - 7702, 1995 - 7508, 1996 - 7344, 1997 - 5496, 1998 - 4538, 1999 - 3834, 2000 -
3061. (Архивный отдел администрации Павловского района ф121 о1 д57, 58 л17-18).
Соответственно, происходит и сокращение поголовья скота, снижение урожайности, техника не приобретается, старая выходит из строя, поля не обрабатываются. Разрушилась котельная, ни один объект не отапливается, закрыли детский сад, столовую. Заработную плату не платят несколько лет. Люди получают натуральную плату, иногда небольшие суммы денег. Колхозники забирают свои паи и уходят из хозяйства. Из трех бригад сформировалась одна.
В ТОО Рогозихинское постоянно меняются руководители, но ни один из них положительных изменений в развитие хозяйства не внес.
Что представляет собой Рогозиха сегодня, говоря языком цифр?
Вот данные отдела статистики администрации Павловского района на 1 января 2003 года.
В Рогозихе проживает 1228 человек, в трудоспособном возрасте 568 человек, детей до 17 лет 273, занятое население составляет 371 чел., пенсионеров 370, в социальной сфере занято 90 чел., фермеры и члены их семей 18 чел.
Жители Рогозихи работают в СПК Рогозихинский, ЗАО Касмала, ООО Краснодубравское, лесхозе, Павловском агроснабхолдинге, на частных предприятиях. Почти все производственные учреждения, в которых занято население, связано с сельским хозяйством. На рогозихинских землях по-прежнему выращивают пшеницу, овес, горох, подсолнечник, сахарную свеклу.
В Рогозихе 10 частных предпринимателей, 7 владельцев магазинов, 1 пилорама, 1 мельница, 1 ветеринарная служба. Зарегистрированных безработных 60 человек. 60 дворов в Рогозихе принадлежат дачникам.
Из республик бывшего СССР, в основном из Казахстана, прибыло 43 семьи, 148 человек. Примечательно, что первый ребенок на сибирской земле у вынужденных переселенцев появился только в этом году. Это сын Ваня в семье Виталия и Людмилы Терехиных.
В Рогозихе проживает 8 участников Великой Отечественной войны, 23 человека - жертвы политических репрессий, 6 человек - участники боевых действий в горячих точках.
С 1988 года рождаемость ни разу не превышала смертность, не стал исключением и 2003 год: 24 человека умерло и 14 родилось.
Долгожителями села являются Вытовтов Петр Васильевич, отметивший 91 год в нынешнем году, и Юдакова Евдокия Ивановна, которой в марте 2003 года исполнилось 90 лет.
Самая юная рогозянка Лена родилась 3.ХI.2003 года в семье Андрея и Марины Шушуновых.
Село не растет численно, практически прекратилось и строительство. Если в 70 - 80 годы было построено 130 квартир, гараж, котельная, спортзал, то с начала 90-х 2годов шло строительство только одного объекта - здания средней школы и 30 августа 2001 года школа была открыта.
Одному из самых старейших сел Павловского района Рогозихе исполнилось 252 года. За это время жизнь села несколько раз круто менялась. История села тесно переплетена со всеми перипетиями истории общества. Революции, войны, репрессии, коллективизация, раскулачивание, реорганизации, реформы - все это отразилось на судьбах людей. По-разному решался и вечный крестьянский вопрос о земле.
Село - это прежде всего люди. В рамках небольшой по объему работе нет возможности рассказать о замечательных людях, талантливых и трудолюбивых, оставивших свой след в истории села. Это и представители славных трудовых династий механизаторов, животноводов, учителей, жители села, имеющие высокие правительственные награды.
Внесла свой вклад Рогозиха и в воспитание талантливых людей. Есть в Рогозихе свой кинорежиссер, свой поэт. Переверзев Анатолий Николаевич - самобытный поэт, пишущий под псевдонимом ПАН. Темы его стихотворений близки и понятны сельскому жителю: малая родина, сельские пейзажи, исповедь души неравнодушного человека. И пусть пока у него вышел в издательстве лишь небольшой буклет небольшим тиражом, но свой поэт в Рогозихе есть. Лырчиков Николай Ильич - кинорежиссер, снимающий фильмы о деревне ("Мы жили по соседству" и др.). В настоящий момент он живет в Москве, у него своя студия, но начало его здесь, в Рогозихе.
Своей малой родиной назовут Рогозиху и Золотарев
Н.И., глава администрации Павловского района, и Куренинов
А.И., первый заместитель главы района, и Ворсин А.Д., Павловский военком, Колыхалина Л.Ф. и Барабанова Е.Н., врачи Павловской ЦРБ, Коняева З.А., народный судья.
Одно из старейших сел Павловского района - Рогозиха - переживает не лучшие времена. Но село существует, и есть надежда, что оно возродится и как и раньше будет славиться своими добрыми делами.
Список использованной литературы
ЦХАФ АК Ф.1.Оп.1.Д.45.Л.144
ЦХАФ АК Ф.1.Оп.1.Д.134.Л.286
ЦХАФ АК Ф.169.Оп.1.Д.221.Л.318-330
ЦХАФ АК Ф.169.Оп.1.Д.832.Л.165-170
ЦХАФ АК Ф.2.Оп.1.Д.8269.Л.258-266
ЦХАФ АК Ф.1.Оп.2.Д.1881.Л.183-189
ЦХАФ АК Ф.52.Оп.1.Д.9.Л.10.
ЦХАФ АК Ф.2.Оп.1.Д.125.Л.183-189
Список населенных мест Томской губернии за 1911г.,
С.188,274.
Справочная книга по Томской Епархии за 1909-1910 года,
С.415-416.
ЦХАФ АК Ф.1692.Оп.1.Д.1.Л.13
ЦХАФ АК Ф.233.Оп.1.Д.537.Д.538.Д.539.
ОСД УАДАК П.7547.ЛЛ.694-696
ОСД УАДАК П.8939.ЛЛ.87,90
ЦХАФ АК Ф.1061.Оп.1.Д.398.
ЦХАФ АК Ф.1061.Оп.1.Д.401.
ЦХАФ АК Ф.144.Оп.6.Д.2429.ЛЛ.87,96
Уманский А.П. Рогозихинские курганы по раскопкам Барнаульского пединститута в 1985г.//Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла, Барнаул, 1992, С.51-60.
Уманский А.П. Древности земли Павловской. "Новая жизнь" N 122 10/X, 1985.
Шамшин А.Б. Работы в лесостепном Алтайском Приобье//Археологические открытия, 1985г, Москва "Наука", 1987, С.294.
Архивный отдел администрации Павловского района Ф.14. Оп.1.Д.5.ЛЛ.31-79
Архивный отдел администрации Павловского района Ф.14. Оп.1.Д.6.ЛЛ.5-51.
Архивный отдел администрации Павловского района Ф.119. Оп.1.Д.5.ЛЛ.31-79
Алтайский край расположен в центре самого большого континента Земли Евразии, на юге Западной Сибири. Поэтому климат края имеет ярко выраженные черты континентальности: здесь холод
07 10 2014
1 стр.
Работа выполнена в Алтайском научно-исследовательском институте водных биоресурсов и аквакультуры – Алтайский филиал фгуп госрыбцентра
14 12 2014
4 стр.
Научный консультант – академик ран, заслуженный деятель науки рф, доктор биологических наук, профессор Горчаковский Павел Леонидович
14 12 2014
3 стр.
Голос за сценой. Когда наши бабушки и дедушки были еще мальчиками и девочками, случилась эта история. В самом центре большого города, стоявшего в самом центре Земли, шумела самая в
15 12 2014
1 стр.
История каменской земли теряется в глубине веков, и она мало изучена. В многочисленных на-ходках, обнаруженных в результате археоло-гических экспедиций Уманского А. П. и дру-гих уч
25 12 2014
7 стр.
Алтайский край, г. Бийск
08 10 2014
4 стр.
Евразии, как бы за кадром остаются проблемы Западно-Сибирской археологии (в узком смысле этого термина). Этот пробел мне и хотелось восполнить в настоящем докладе, тем более, что и
14 09 2014
1 стр.
Евразийское мировоззрение и геополитические процессы в Южной Сибири и Центральной Азии 9
15 12 2014
13 стр.