Перейти на главную страницу
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в труде, в будущей семейной жизни, в обществе.
Результаты данного исследования позволяют оценить не только состояние психологического развития одиннадцатиклассников на данный момент, но и выявить основные причины возникающих проблем в умственном, эмоционально-волевом развитии, и на основе полученной информации организовать образовательный процесс с учетом проблем, которые возникают как в целостной картине возрастного развития старших школьников, так и в ценностном состоянии личности.
Цель исследования: изучение умственного развития, состояния и динамики психологического здоровья детей на момент окончания обучения в школе.
Мониторинг позволяет отследить:
Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психического развития учащихся:
Всего в исследовании принимало участие 8 человек (мальчиков - 4 человека, девочек – 4 человека), что составило 80% от общего количества учащихся выпускного класса.
Результаты тестирования позволили определить индивидуальные психологические особенности учащихся, склонности и умения решать задачи разного типа, что в дальнейшем может быть использовано как помощь в выборе профиля дальнейшего обучения и профессии. Данная диагностическая процедура определяет не только уровень умственного развития, но и уровень обученности одиннадцатиклассников, что в совокупности отражает диагностическую картину регресса или прогресса приобретения необходимых знаний, умений, навыков.
Результаты свидетельствуют, что среди одиннадцатиклассников нет ребят, имеющих как высокий и очень высокий, так и очень низкий уровни умственного развития. В то же время большинство учащихся имеют средний уровень умственного развития – 87% ребят. 13% учащихся с низким уровнем умственного развития, т.е. они выполнили менее 30% заданий (в данную группу вошла одна девочка).
Из диаграммы видно, что с каждым годом растет количество выпускников, имеющих средний уровень умственного развития (по сравнению с 2007-2008 учебным годом – на 12%, с 2008-2009 учебным годом – на 5%). Можно предположить, что 87% одиннадцатиклассников, результаты которых соответствуют социально-психологическим нормам, будут иметь положительные оценки на выпускных экзаменах.
Распределение учащихся по степени приближения их к социально-психологическому нормативу, в первую очередь, должно привлечь внимание к группе наименее успешных (имеющих низкий уровень развития) для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития в виде коррекции и самокоррекции.
Среди психологических причин низкого умственного развития детей можно выделить следующие:
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Для уточнения причин полученных результатов умственного развития одиннадцатиклассников необходимо отследить успешность выполнения заданий субтестов. Наиболее наглядно это можно увидеть, присвоив ранг, начиная от наиболее успешного процента выполненных заданий по каждому субтесту к наименее успешно выполненным.
№ |
субтест |
ранг |
исследуемая мыслительная функция |
1. |
Осведомленность |
3 |
Владение некоторым кругом понятий |
2. |
Двойные аналогии |
8 |
Установление аналогий |
3. |
Понимание инструкций |
2 |
Быстрота, скорость, темп деятельности |
4. |
Классификация |
6 |
Классификация |
5. |
Обобщение |
5 |
Обобщение |
6. |
Логические схемы |
7 |
Родо-видовые отношения |
7. |
Числовые закономерности |
9 |
Установление количественных отношений |
8. |
Пространственные представления |
1 |
Оперирование невербальным материалом |
9. |
Двойные представления |
4 |
Установление аналогий |
Из таблицы видно, что наибольшее отставание имеется в в оперировании числовым материалом (субтест №7), в установлении аналогий(субтест №2), а также установлении родо-видовых отношений (субтест №6).
В свою очередь, одиннадцатиклассники очень хорошо оперируют невербальным материалом (субтест №8), имеют достаточный уровень осведомленности по школьным предметам (субтест №1).
Задания субтеста №1 построены таким образом, что правильным ответом будет являться точное понятие из области научных знаний.
Субтест «Осведомленность» позволяет определить приобретение знаний и умений, представленных в школьных программах – общественно «выработанные и проверенные практикой требования к умственному развитию», а также полученных под влиянием внешкольных общественных мероприятий, самообразования. Успешность выполнения субтеста «Осведомленность» в среднем от общего количества от всех учащихся, принявших участие в исследовании, – 54%, из чего видно, что сформированность понятийного запаса у учащихся в среднем достигает социально-психологического норматива.
В конце школьного обучения у выпускников должно быть сформировано умение оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами и системами. При анализе субтеста «Аналогии» выявляются наиболее или наименее отработанные типы логических связей: вид - род, часть - целое, причина - следствие, порядок следования, противоположности, функциональные отношения.
Анализ результатов успешности выполнения субтестов (№2, 9) позволяет отметить, что степень развития данного мыслительного процесса находится не на первом месте – 27,5% и 49,5% соответственно. Можно говорить, что способность учащихся мыслить отвлеченно развита недостаточно. Причины низкой успешности выполнения субтеста «Аналогии» связаны с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, абстрагироваться от несущественных. Соскальзывание на ассоциативные связи приводит к подмене одних форм логических отношений другими. Это сказывается в первую очередь на результатах обученности по предметам общественно-гуманитарного цикла (31,5% выполнения заданий данного цикла).
Субтест №4 «Классификация».
Данный субтест позволяет определить у учащихся способности к сравнению, классификации понятий на основе их анализа и синтеза. Владение умением классифицировать является наиболее важной, так как без данной мыслительной операции невозможно освоение основ многих школьных предметов (по этому принципу изучается материал по математике, физики, русскому языку, биологии и др.).
Успешность выполнения заданий субтеста от общего количества учащихся – 31,5%, т.е. выполнены менее половины заданий. Это свидетельствует о низком уровне развития у одиннадцатиклассников умения сопоставлять и соотносить понятия, выделять в них общее и различное, классифицировать их по определенным признакам (по всем школьным дисциплинам).
Субтест №5 «Обобщение».
Умение обобщать складывается как процесс, вытекающий из умения анализировать, синтезировать, классифицировать материал, т.е. из результата анализа сравниваемых предметов – выделять нечто общее.
Успешность владения умением обобщать от общего количества учащихся – 38,5%. По сравнению с другими операциями мышления, у одиннадцатиклассников обобщение развито лучше.
Причиной невысокого владения умением обобщать у учащихся является несформированность базовых процессов мышления, незнание структуры действий при решении заданий данного типа.
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления являются распространенной психологической причиной неуспеваемости. Наиболее распространенные мыслительные операции – абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение – чаще всего учащимися не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.
Причинами слабого владения навыками учебной работы часто являются:
- репродуктивный характер обучения без предварительной логической обработки материала;
- выполнение заданий без предварительного усвоения соответствующих правил;
- недостатки контролирующей деятельности;
- несформированность индивидуальных приемов и способов действий, соответствующих требованиям учебного процесса;
- индивидуальные, нейродинамические особенности ученика.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.
Поскольку тест предназначен для выпускников средней школы и абитуриентов, особый интерес представляют результаты, отражающие склонности учащихся к следующим циклам ученых дисциплин: общественно-гуманитарному, естественно-научному, физико-математическому, техническому направлению.
Наибольший процент учащихся имеют техническую направленность (73%), что в свою очередь напрямую соотносится и с высоким процентом выполнения субтеста №8 «Пространственные представления» (он занимает первое место в рейтинге успешности овладения). Можно отметить, что склонность к техническому циклу проявляют как юноши, так и девушки (83% и 63% выполнения соответственно).
Склонность к общественно-гуманитарному циклу имеют 33% учащихся Можно предположить, что склонность к общественно-гуманитарным дисциплинам должна обнаруживать себя не только в знаниях, понятиях этого учебного цикла и в умении оперировать вербальным материалом, но и в потребности извлекать информацию из других (внешкольных) источников (из книг, журналов, газет, радио и т.д.), а это, в свою очередь, формирует кругозор, высокий уровень общей осведомленности (субтест№1).
Склонность к физико-математическому направлению определялась по умению учащихся оперировать, как понятиями из области физики, математики, так и количественными отношениями (субтест «Числовые закономерности»). Процент правильно выполненных заданий данного цикла (36% учащихся) говорит о трудностях, в основе которых лежат слабые знания учащихся по отдельным школьным предметам или предметным циклам.
Склонность к естественно-научному направлению (знания из областей химии, биологии, географии) имеют 39% выпускников.
Предпочтительное выполнение заданий определенного учебного цикла может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащихся, их готовности к обучению по определенному профилю.
Уровень сформированности ключевых компетентностей.
На основании результатов обследования учащихся 11-х классов по методике АСТУР можно сделать следующие выводы о сформированности некоторых из ключевых компетентностей:
При анализе результатов, полученных при помощи методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч.Д.Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой) рассматриваются данные об общем уровне развития основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности.
Методика изучает степень познавательной активности, тревожности и негативных эмоций – гнева.
56% учащихся по результатам исследования уровня тревожности можно отнести к среднестатистической норме, учащихся с низким уровнем тревожности – 13% (одна девушка). Учащиеся этой группы должны привлечь к себе внимание педагогов, психологов, т.к. полное исключение тревожности по поводу учебной деятельности негативно сказывается и на мотивации учения, и на уровне притязаний. Следует обратить внимание:
При очень высоких показателях проявления тревоги следует снизить субъективную значимость ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности, на формирование чувства уверенности в успехе.
Диаграмма уровня тревожности свидетельствует, что по сравнению с предыдущим годом количество учащихся с высоким уровнем снизилось на половину. Однако 25% выпускников нуждаются в обучении способам снятия тревожности через устранение факторов, вызывающих тревогу. Динамика уровня тревожности за три года свидетельствует о том, что основная масса учащихся испытывает комфортное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности.
Средний уровень познавательной активности отмечен у 73% учащихся, высокий – у 13% учащихся (одна девушка).
На уровень познавательной активности напрямую влияет уровень тревожности. Учащиеся с высоким уровнем тревожности затрачивают много сил на ее снижение, что в свою очередь уменьшает познавательную активность, ученик больше внимания уделяет удовлетворению ведущих социогенных потребностей, иногда это может приводить к появлению негативных эмоций, переживаний по отношению к школе, так и ко всему, что так или иначе с ним связано.
Диаграмма уровня познавательной активности свидетельствует, что в сравнении с результатами предыдущих учебных лет наблюдается отрицательная тенденция: снизилось количество учащихся с высоким уровнем и возросло количество учащихся с низким уровнем познавательной активности.
Причинами таких показателей может являться большая загруженность учащихся (посещение подготовительных курсов в ВУЗах), состояние тревоги перед ЕГЭ, ситуация профессионального самоопределения, высокий уровень притязаний в соответствии с реальностью, отношения с педагогами и одноклассниками и т.д.
О наличии высокой степени проявления гнева во время учебной деятельности сообщили 25% учащихся 11-х классов. У большинства учащихся средний уровень проявления гнева. 13% выпускников негативных эмоций по отношению к школе практически не испытывают.
Все учащиеся «группы риска» - как с высоким, так и с низким уровнем гнева - обязательно должны находиться в поле зрения учителя. Подобные негативные переживания могут являться оппозиционной манерой в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установления обычаев и законов. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности проигнорировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Негативные эмоции по отношению к школе напрямую влияют на мотивацию школьников к учению. Как и все сильные чувства, они не только тормозят процесс учения, но и разрушающе действуют на всю психику. Диаграмма уровня негативных эмоциональных переживаний свидетельствует о положительной динамике: значительно возросло количество учащихся, адекватно реагирующих на различные ситуации в ходе урока.
Диаграмма уровня мотивации учения свидетельствует об отсутствии у выпускников продуктивной мотивации с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (сравнение результатов выпускников 2008-2009 и 2009-2010 учебных годов). В тоже время важно отметить и отсутствие резко отрицательного отношения к учению у учащихся 2009-20010 года обучения.
На эмоциональное отношение к учению оказывает влияние удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, а также зависит от того, насколько удовлетворены основные потребности.
Методика Дембо-Рубинштейн позволяет увидеть, насколько ученик оценивает свои способности, возможности, характер, то есть качества, стороны своей личности.
Учащиеся себя оценивали по следующим качествам: хороший - плохой характер, умный – глупый, способный – неспособный, авторитетен у сверстников – презирается сверстниками, красивый – некрасивый, хороший – плохой ученик.
У половины обследованных ребят уровень притязаний очень высокий, т.е. они ставят перед собой очень сложные (возможно нереальные) задачи. Средний уровень притязаний имеют 13% учащихся. Низкого уровня притязаний, при котором ученики ставят перед собой цели, не способствующие их личностному развитию, нет ни у одного одиннадцатиклассника.
У большинства одиннадцатиклассников (63% выпускников) слабая дифференцированность притязаний, что свидетельствует о неумении ставить перед собой цели в соответствии со своими интересами и возможностями.
Такой показатель, как степень расхождения между уровнем притязаний и самооценки свидетельствует, что 87% учащихся имеют хорошие перспективы личностного развития. Только один одиннадцатиклассник (13% выпускников), переоценивает свои силы и способности (имеет сильную степень дифференцированности). Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире – конструктивному личностному развитию.
Таким образом, большинство одиннадцатиклассников имеют гармоничную и продуктивную самооценку (63% учащихся), непродуктивная самооценка – у 37% ребят.
Анализ результатов социопсихологического исследования, проведенного среди учащихся одиннадцатых классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности статуса школьника – выпускника 2010 года:
На основе полученных данных необходимо осуществлять выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и развития.
В приложении приводятся статистические данные о показателях интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного уровней развития учащихся 11 класса МОУ средней школы №23 Центрального района г.о.Тольятти за 2009-2010 учебный год.
Рекомендации:
АДМИНИСТРАЦИИ
Необходимо составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала и преследуемым педагогическим целям и учебному материалу, т.е., начиная от простых формально-логических действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием – к сложным операциями логического и творческого мышления (задания на репродукцию и запоминание, самостоятельность при решении задач) Постановка задач таким образом предполагает не только знание всех предшествующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, что они создают нечто новое у учащихся. У них формируется ориентация на дальнейшую практическую значимость знаний, самостоятельность, интенсивность, творчество в учебной деятельности в соответствии не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся личности, самооценкой, дальнейшими профессиональными планами и направленностью личности.
Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в труде, в будущей с
14 12 2014
1 стр.
В нижнетамбовской средней школе Комсомольского района я проработала 15 лет учителем начальных классов. Педагогический стаж работы 35 лет
11 10 2014
1 стр.
В основной и старшей школе на конец 2008\2009 учебного года обучался 278 учащихся. Успешно закончили год 274 ученика. Четыре учащихся 8б класса Ефремов Ю., Иванов А., Стадник М., Х
02 10 2014
1 стр.
Октябрьского района, реализующих общеобразовательные программы, в 2012 -2013 учебном году с 20 по 30 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Октябрьского района была п
17 12 2014
1 стр.
Проверка работ осуществлялась независимой муниципальной комиссией, состав которой утверждался приказом управления образования и науки
01 10 2014
4 стр.
Рассмотрев представленный мэрией проект Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы, Дума
04 09 2014
9 стр.
Моу сош №9 городского округа город Буй Костромской области
15 09 2014
1 стр.
Рассмотрев Обращение депутатов Думы городского округа Тольятти к депутатам Самарской Губернской Думы, Дума
13 10 2014
1 стр.