Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам психодиагностического исследования

учащихся 11-х классов (16-17 лет) в МОУ средней школе № 23

Центрального района городского округа Тольятти
2009-2010 учебный год

К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в труде, в будущей семейной жизни, в обществе.

Результаты данного исследования позволяют оценить не только состояние психологического развития одиннадцатиклассников на данный момент, но и выявить основные причины возникающих проблем в умственном, эмоционально-волевом развитии, и на основе полученной информации организовать образовательный процесс с учетом проблем, которые возникают как в целостной картине возрастного развития старших школьников, так и в ценностном состоянии личности.
Цель исследования: изучение умственного развития, состояния и динамики психологического здоровья детей на момент окончания обучения в школе.

Мониторинг позволяет отследить:



  • сформированность логических операций мышления, развитие познавательных процессов выпускников школы, сформированность их личности;

  • педагогическую эффективность образовательного учреждения, выявить причины и способы устранения школьной неуспешности, позволяет обеспечить дифференциацию обучения;

  • выявить одаренных детей, определить склонности учащихся.

Диагност: Фадеева Марина Петровна.

Периодичность: 1 раз в год.

Сроки проведения: 16-19.02.2010 года.

Используемый диагностический инструментарий:

  1. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР), авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Захарин и др.;

  2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой);

  3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний школьников, (модификация Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.Н. Прихожан).

Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психического развития учащихся:



  1. Уровень умственного развития;

  2. Уровень эмоционально-волевого развития;

  3. Уровень самооценки и притязаний.

Всего в исследовании принимало участие 8 человек (мальчиков - 4 человека, девочек – 4 человека), что составило 80% от общего количества учащихся выпускного класса.



Для определения уровня умственного развития учащихся был использован тест АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития).

Результаты тестирования позволили определить индивидуальные психологические особенности учащихся, склонности и умения решать задачи разного типа, что в дальнейшем может быть использовано как помощь в выборе профиля дальнейшего обучения и профессии. Данная диагностическая процедура определяет не только уровень умственного развития, но и уровень обученности одиннадцатиклассников, что в совокупности отражает диагностическую картину регресса или прогресса приобретения необходимых знаний, умений, навыков.

Результаты свидетельствуют, что среди одиннадцатиклассников нет ребят, имеющих как высокий и очень высокий, так и очень низкий уровни умственного развития. В то же время большинство учащихся имеют средний уровень умственного развития – 87% ребят. 13% учащихся с низким уровнем умственного развития, т.е. они выполнили менее 30% заданий (в данную группу вошла одна девочка).

Из диаграммы видно, что с каждым годом растет количество выпускников, имеющих средний уровень умственного развития (по сравнению с 2007-2008 учебным годом – на 12%, с 2008-2009 учебным годом – на 5%). Можно предположить, что 87% одиннадцатиклассников, результаты которых соответствуют социально-психологическим нормам, будут иметь положительные оценки на выпускных экзаменах.
Распределение учащихся по степени приближения их к социально-психологическому нормативу, в первую очередь, должно привлечь внимание к группе наименее успешных (имеющих низкий уровень развития) для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития в виде коррекции и самокоррекции.

Среди психологических причин низкого умственного развития детей можно выделить следующие:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Для уточнения причин полученных результатов умственного развития одиннадцатиклассников необходимо отследить успешность выполнения заданий субтестов. Наиболее наглядно это можно увидеть, присвоив ранг, начиная от наиболее успешного процента выполненных заданий по каждому субтесту к наименее успешно выполненным.





субтест

ранг

исследуемая мыслительная функция

1.

Осведомленность

3

Владение некоторым кругом понятий

2.

Двойные аналогии

8

Установление аналогий

3.

Понимание инструкций

2

Быстрота, скорость, темп деятельности

4.

Классификация

6

Классификация

5.

Обобщение

5

Обобщение

6.

Логические схемы

7

Родо-видовые отношения

7.

Числовые закономерности

9

Установление количественных отношений

8.

Пространственные

представления



1

Оперирование невербальным материалом

9.

Двойные представления

4

Установление аналогий

Из таблицы видно, что наибольшее отставание имеется в в оперировании числовым материалом (субтест №7), в установлении аналогий(субтест №2), а также установлении родо-видовых отношений (субтест №6).

В свою очередь, одиннадцатиклассники очень хорошо оперируют невербальным материалом (субтест №8), имеют достаточный уровень осведомленности по школьным предметам (субтест №1).

Сравнительный анализ успешности выполнения по каждому субтесту позволяет выявить степень соответствия учащихся требованиям к сформированности отдельных логических операций. Следует учитывать, что в задания включены те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах и которые выступают как обязательные.


Субтест №1 « Осведомленность».

Задания субтеста №1 построены таким образом, что правильным ответом будет являться точное понятие из области научных знаний.

Субтест «Осведомленность» позволяет определить приобретение знаний и умений, представленных в школьных программах – общественно «выработанные и проверенные практикой требования к умственному развитию», а также полученных под влиянием внешкольных общественных мероприятий, самообразования. Успешность выполнения субтеста «Осведомленность» в среднем от общего количества от всех учащихся, принявших участие в исследовании, – 54%, из чего видно, что сформированность понятийного запаса у учащихся в среднем достигает социально-психологического норматива.

Субтест №2 «Двойные аналогии» и субтест №9 «Двойные представления».


Задания субтестов выявляют развитость у учащихся такого мыслительного процесса как мышление в форме абстрактных понятий. Абстрактно-логическое мышление обеспечивает полное и глубокое усвоение программного материала, особенно в таких областях наук, как математика, физика, черчение, химия.

В конце школьного обучения у выпускников должно быть сформировано умение оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами и системами. При анализе субтеста «Аналогии» выявляются наиболее или наименее отработанные типы логических связей: вид - род, часть - целое, причина - следствие, порядок следования, противоположности, функциональные отношения.

Анализ результатов успешности выполнения субтестов (№2, 9) позволяет отметить, что степень развития данного мыслительного процесса находится не на первом месте – 27,5% и 49,5% соответственно. Можно говорить, что способность учащихся мыслить отвлеченно развита недостаточно. Причины низкой успешности выполнения субтеста «Аналогии» связаны с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, абстрагироваться от несущественных. Соскальзывание на ассоциативные связи приводит к подмене одних форм логических отношений другими. Это сказывается в первую очередь на результатах обученности по предметам общественно-гуманитарного цикла (31,5% выполнения заданий данного цикла).

Субтест №4 «Классификация».

Данный субтест позволяет определить у учащихся способности к сравнению, классификации понятий на основе их анализа и синтеза. Владение умением классифицировать является наиболее важной, так как без данной мыслительной операции невозможно освоение основ многих школьных предметов (по этому принципу изучается материал по математике, физики, русскому языку, биологии и др.).

Успешность выполнения заданий субтеста от общего количества учащихся – 31,5%, т.е. выполнены менее половины заданий. Это свидетельствует о низком уровне развития у одиннадцатиклассников умения сопоставлять и соотносить понятия, выделять в них общее и различное, классифицировать их по определенным признакам (по всем школьным дисциплинам).

Субтест №5 «Обобщение».

Умение обобщать складывается как процесс, вытекающий из умения анализировать, синтезировать, классифицировать материал, т.е. из результата анализа сравниваемых предметов – выделять нечто общее.

Успешность владения умением обобщать от общего количества учащихся – 38,5%. По сравнению с другими операциями мышления, у одиннадцатиклассников обобщение развито лучше.

Причиной невысокого владения умением обобщать у учащихся является несформированность базовых процессов мышления, незнание структуры действий при решении заданий данного типа.



Субтест №6 «Логические схемы» - занимает последнее место по успешности его выполнения учащимися. Умение устанавливать родо-видовые отношения, выявлять закономерности анализа, синтеза и обобщения – есть суть основные, внутренние, специфические закономерности мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. Анализ результатов диагностики показал, что данное умение наименее развито у одиннадцатиклассников (у юношей успешность выполнения – 21,3%, у девушек – 18,8%). При этом важно отметить, что родо-видовые отношения по естественно-научным дисциплинам учащиеся устанавливают намного лучше, чем по общественно-гуманитарным и физико-математическим циклам.

Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления являются распространенной психологической причиной неуспеваемости. Наиболее распространенные мыслительные операции – абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение – чаще всего учащимися не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.



Субтест № 3 «Скоростные способности».

В тест включено задание «Понимание инструкций» - он направлен на диагностику не содержательной стороны психики, а формально-диагностической – быстроты, скорости, темпа деятельности. Но данный метод позволяет определить не только психодиагностические особенности ученика, но и умение быстро и качественно работать по инструкции. Данные умения особенно важны при выполнении учащимися контрольных, тестовых работ, заданий ЕГЭ, которые в большинстве имеют такие же требования. Анализ результатов данного субтеста позволяет определить, каким учащимся требуется дополнительная работа по тренировке умений понимать, выполнять инструкции, развития навыков учебной работы.


Сравнивая результаты, можно отметить, что большинство учащихся имеют средние и выше средних скоростные способности - 75%. Можно предположить, что низкие скоростные способности оказывают влияние и на определение уровня умственных способностей, так как и работа по выполнению теста АСТУР напрямую построена на умении работать по инструкции в заданный отрезок времени. Успешность выполнения заданий субтеста «Скоростные способности» свидетельствует о том, что юноши быстрее ориентируются в инструкции, чем девушки.

Причинами слабого владения навыками учебной работы часто являются:

- репродуктивный характер обучения без предварительной логической обработки материала;

- выполнение заданий без предварительного усвоения соответствующих правил;

- недостатки контролирующей деятельности;

- несформированность индивидуальных приемов и способов действий, соответствующих требованиям учебного процесса;

- индивидуальные, нейродинамические особенности ученика.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.



Склонность учащихся к учебным циклам.

Поскольку тест предназначен для выпускников средней школы и абитуриентов, особый интерес представляют результаты, отражающие склонности учащихся к следующим циклам ученых дисциплин: общественно-гуманитарному, естественно-научному, физико-математическому, техническому направлению.

Наибольший процент учащихся имеют техническую направленность (73%), что в свою очередь напрямую соотносится и с высоким процентом выполнения субтеста №8 «Пространственные представления» (он занимает первое место в рейтинге успешности овладения). Можно отметить, что склонность к техническому циклу проявляют как юноши, так и девушки (83% и 63% выполнения соответственно).

Склонность к общественно-гуманитарному циклу имеют 33% учащихся Можно предположить, что склонность к общественно-гуманитарным дисциплинам должна обнаруживать себя не только в знаниях, понятиях этого учебного цикла и в умении оперировать вербальным материалом, но и в потребности извлекать информацию из других (внешкольных) источников (из книг, журналов, газет, радио и т.д.), а это, в свою очередь, формирует кругозор, высокий уровень общей осведомленности (субтест№1).

Склонность к физико-математическому направлению определялась по умению учащихся оперировать, как понятиями из области физики, математики, так и количественными отношениями (субтест «Числовые закономерности»). Процент правильно выполненных заданий данного цикла (36% учащихся) говорит о трудностях, в основе которых лежат слабые знания учащихся по отдельным школьным предметам или предметным циклам.

Склонность к естественно-научному направлению (знания из областей химии, биологии, географии) имеют 39% выпускников.

Предпочтительное выполнение заданий определенного учебного цикла может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащихся, их готовности к обучению по определенному профилю.

Уровень сформированности ключевых компетентностей.

На основании результатов обследования учащихся 11-х классов по методике АСТУР можно сделать следующие выводы о сформированности некоторых из ключевых компетентностей:



  • развитие технологической компетентности можно отследить по результатам выполнения субтеста №2 «Двойные аналогии», №3 «Понимание инструкций», №9 «Двойные представления». Способность правильно понимать и действовать по инструкции, знание технологии выполнения задания, точное следование алгоритму, умении переносить алгоритм действий на другие объекты позволяет осваивать и применять новые технологии, абстрактно мыслить в различных ситуациях. У выпускников данная компетентность сформирована на 49% и находится в пределах среднего уровня развития;

  • информационная компетентность, т.е. способность понимать причину и следствие, различать общее и частное, отделять существенное от несущественного, делать умозаключения сформирована слабо. Этот вывод можно сделать на основе анализа результатов выполнения субтестов №2 «Аналогии», №4 «Классификации», №5 «Обобщение», №6 «Логические схемы», №8 «Пространственные представления». Компетентность в использовании информационных ресурсов у выпускников находится на низком уровне развития – 40%;

  • коммуникативная компетентность определяется уровнем осведомленности об окружающем мире, широтой кругозора и лексикона учащегося (субтест №1 «Осведомленность»). Данная компетентность наиболее сформирована у выпускников (55%).

Таким образом, у выпускников 2010 года слабо развита информационная компетентность, сформированы в средней степени технологическая и коммуникативная компетентности.
Исходя из результатов диагностического обследования уровня умственного развития одиннадцатиклассников, учителям следует обратить особое внимание:

  1. На увеличение объема знаний и представлений из общего курса школьных предметов и дополнительных источников, направленных на обогащение и расширение вербального опыта учащихся, их общей осведомленности;

  2. На ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по конкретным предметам или учебным циклам;

  3. На творческий подход педагогов к решению учебных задач - как эффективное средство повышения учебной мотивации учащихся;

  4. На разработку серии практических блоков из специальных задач и упражнений, направленных на развитие формально-логических операций и навыков;

  5. Учет специфики мыслительной деятельности (психологические особенности мышления) при организации образовательного процесса, обучение необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

При анализе результатов, полученных при помощи методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч.Д.Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой) рассматриваются данные об общем уровне развития основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности.

Методика изучает степень познавательной активности, тревожности и негативных эмоций – гнева.

56% учащихся по результатам исследования уровня тревожности можно отнести к среднестатистической норме, учащихся с низким уровнем тревожности – 13% (одна девушка). Учащиеся этой группы должны привлечь к себе внимание педагогов, психологов, т.к. полное исключение тревожности по поводу учебной деятельности негативно сказывается и на мотивации учения, и на уровне притязаний. Следует обратить внимание:



    • на мотивы учебной деятельности;

    • на повышения чувства ответственности;

    • не является ли низкая тревожность результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности (высокую тревожность имеют 25% учащихся).

При очень высоких показателях проявления тревоги следует снизить субъективную значимость ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности, на формирование чувства уверенности в успехе.


Диаграмма уровня тревожности свидетельствует, что по сравнению с предыдущим годом количество учащихся с высоким уровнем снизилось на половину. Однако 25% выпускников нуждаются в обучении способам снятия тревожности через устранение факторов, вызывающих тревогу. Динамика уровня тревожности за три года свидетельствует о том, что основная масса учащихся испытывает комфортное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности.



Познавательная активность является параметром оценки продуктивности отношения учащихся к обучению.

Средний уровень познавательной активности отмечен у 73% учащихся, высокий – у 13% учащихся (одна девушка).

На уровень познавательной активности напрямую влияет уровень тревожности. Учащиеся с высоким уровнем тревожности затрачивают много сил на ее снижение, что в свою очередь уменьшает познавательную активность, ученик больше внимания уделяет удовлетворению ведущих социогенных потребностей, иногда это может приводить к появлению негативных эмоций, переживаний по отношению к школе, так и ко всему, что так или иначе с ним связано.

Диаграмма уровня познавательной активности свидетельствует, что в сравнении с результатами предыдущих учебных лет наблюдается отрицательная тенденция: снизилось количество учащихся с высоким уровнем и возросло количество учащихся с низким уровнем познавательной активности.

Причинами таких показателей может являться большая загруженность учащихся (посещение подготовительных курсов в ВУЗах), состояние тревоги перед ЕГЭ, ситуация профессионального самоопределения, высокий уровень притязаний в соответствии с реальностью, отношения с педагогами и одноклассниками и т.д.

О наличии высокой степени проявления гнева во время учебной деятельности сообщили 25% учащихся 11-х классов. У большинства учащихся средний уровень проявления гнева. 13% выпускников негативных эмоций по отношению к школе практически не испытывают.

Все учащиеся «группы риска» - как с высоким, так и с низким уровнем гнева - обязательно должны находиться в поле зрения учителя. Подобные негативные переживания могут являться оппозиционной манерой в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установления обычаев и законов. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности проигнорировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Негативные эмоции по отношению к школе напрямую влияют на мотивацию школьников к учению. Как и все сильные чувства, они не только тормозят процесс учения, но и разрушающе действуют на всю психику. Диаграмма уровня негативных эмоциональных переживаний свидетельствует о положительной динамике: значительно возросло количество учащихся, адекватно реагирующих на различные ситуации в ходе урока.




Исследование эмоционального отношения к учению показало следующую картину: 25% одиннадцатиклассников позитивно относятся к учению (данная группа представлена девочками). 13% учащихся испытывают тревожность на занятиях в школе, такое же количество выпускников повышенно эмоциональны на уроке. 37% ребят испытывают на уроках в школе диффузное эмоциональное состояние.

Таким образом, у 75% выпускников можно констатировать сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки». 25% одиннадцатиклассников имеют средний уровень мотивации учения с несколько сниженной познавательной мотивацией. Можно сказать, что у одиннадцатиклассников в основном присутствует внешняя мотивация учения (ориентация на результат, оценку своего труда), которая отражается на успеваемости как в течение года, так может отразиться и на итоговой успеваемости (результаты ЕГЭ).



Диаграмма уровня мотивации учения свидетельствует об отсутствии у выпускников продуктивной мотивации с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (сравнение результатов выпускников 2008-2009 и 2009-2010 учебных годов). В тоже время важно отметить и отсутствие резко отрицательного отношения к учению у учащихся 2009-20010 года обучения.

На эмоциональное отношение к учению оказывает влияние удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, а также зависит от того, насколько удовлетворены основные потребности.
Методика Дембо-Рубинштейн позволяет увидеть, насколько ученик оценивает свои способности, возможности, характер, то есть качества, стороны своей личности.

Учащиеся себя оценивали по следующим качествам: хороший - плохой характер, умный – глупый, способный – неспособный, авторитетен у сверстников – презирается сверстниками, красивый – некрасивый, хороший – плохой ученик.


При исследовании уровня самооценки было выявлено, что нормальный для развития уровень самооценки имеют 75% учащихся, средний уровень самооценки отмечен у 25% ребят (данная группа представлена юношами).


Степень дифференцированности самооценки у 63% учащихся умеренная (большинство представлено юношами), что свидетельствует об адекватном оценивании своих способностей. 37% учащихся – со слабой степенью дифференцированности самооценки (большинство представлено девушками).

У половины обследованных ребят уровень притязаний очень высокий, т.е. они ставят перед собой очень сложные (возможно нереальные) задачи. Средний уровень притязаний имеют 13% учащихся. Низкого уровня притязаний, при котором ученики ставят перед собой цели, не способствующие их личностному развитию, нет ни у одного одиннадцатиклассника.

У большинства одиннадцатиклассников (63% выпускников) слабая дифференцированность притязаний, что свидетельствует о неумении ставить перед собой цели в соответствии со своими интересами и возможностями.

Такой показатель, как степень расхождения между уровнем притязаний и самооценки свидетельствует, что 87% учащихся имеют хорошие перспективы личностного развития. Только один одиннадцатиклассник (13% выпускников), переоценивает свои силы и способности (имеет сильную степень дифференцированности). Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире – конструктивному личностному развитию.

Таким образом, большинство одиннадцатиклассников имеют гармоничную и продуктивную самооценку (63% учащихся), непродуктивная самооценка – у 37% ребят.
Анализ результатов социопсихологического исследования, проведенного среди учащихся одиннадцатых классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности статуса школьника – выпускника 2010 года:


  • большинство учащихся (87%) имеют средний уровень умственного развития с преобладанием невербального интеллекта над вербальным. Отмечается слабое развитие мыслительных процессов. Выявленного уровня умственного развития учащихся оказалось недостаточно для того, чтобы сделать вывод о сформированности такой ключевой компетентности, как информационная, в то время как технологическая и коммуникативная компетентности сформированы у выпускников 2010 года в средней степени;

  • выше средних и средние скоростные способности выпускников (75%);

  • большинство учащихся (73%) имеют склонность к техническому направлению;

  • имеют средний уровень тревожности (62%), средний уровень познавательной активности (73%), средний уровень негативных эмоциональных переживаний по поводу учения (62%);

  • 75% одиннадцатиклассников имеют сниженную познавательную мотивацию;

  • 63% выпускников адекватно оценивают свои силы и способности, что благоприятно для личностного развития и для обучения.

Причинами возникающих проблем в обучении и личностном развитии могут являться:

      • нежелание (или незнание) учителей учитывать в процессе обучения индивидуальные познавательные и личностные особенности учащихся;

      • слабый уровень умственного развития учащихся (обусловленный физиологическими особенностями ребенка).

Использование знаний индивидуальных различий психофизиологических и психологических особенностей учащихся информационно обеспечивает процесс психолого-педагогического сопровождения.

На основе полученных данных необходимо осуществлять выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и развития.

В приложении приводятся статистические данные о показателях интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного уровней развития учащихся 11 класса МОУ средней школы №23 Центрального района г.о.Тольятти за 2009-2010 учебный год.

Рекомендации:

АДМИНИСТРАЦИИ


  1. Проанализировать данные социопсихологического мониторинга по городу Тольятти и своему учреждению.

  2. Наметить план мероприятий по нивелированию выявленных проблем в когнитивном, личностном, эмоциональном развитии учащихся:

    • организация проведения психолого-педагогических консилиумов с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого учащегося, начиная с начальной школы;

    • создание условий для развития выявленных нарушений (приобретение оборудования, методической литературы, дидактических пособий).

  3. В течение года осуществлять контроль за выполнением управленческих решений.


ПЕДАГОГАМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

  1. Проанализировать данные исследований в целом по школе, классу, конкретным ученикам. Наметить пути решения выявленных проблем в развитии личности будущих выпускников.

  2. Учитывать данные психодиагностического исследования при организации и проведении образовательного и воспитательного процесса с целью оптимизации процесса обучения за счет его дифференциации.

  3. Формировать:

    • математические навыки (умножение, деление на уроках алгебры);

    • абстрактное мышление (учить оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами, системами на уроках биологии, истории, алгебры, физики).




  1. Учить сравнивать через выделение общих признаков, анализировать и синтезировать, делать самостоятельные умозаключения на уроках литературы, истории, обществознания.

  2. Развитие у учащихся:

  • умения выделять существенные свойства предметов и группировать их по определенному признаку на понятиях конкретного предмета (русский язык, биология, физика, химия, информатика);

  • умения оперировать невербальным материалом (таблицы, схемы, карты) на уроках истории, географии, геометрии, технологии;

  • математической логики через комплекс различных упражнений;

  • умения использовать в речи научные понятия;

  • умения применять основные правила классификации;

  • речевого интеллекта - способности к формированию суждений, умению находить и выделять общее.

Реализация подобного принципа предполагает совершенно иной подход к подбору заданий, конструкции тестов, моделирующих ту или иную мыслительную способность и систему познавательных действий.

Необходимо составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала и преследуемым педагогическим целям и учебному материалу, т.е., начиная от простых формально-логических действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием – к сложным операциями логического и творческого мышления (задания на репродукцию и запоминание, самостоятельность при решении задач) Постановка задач таким образом предполагает не только знание всех предше­ствующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, что они создают нечто новое у учащихся. У них формируется ориентация на дальнейшую практическую значимость знаний, самостоятельность, интенсивность, творчество в учебной деятельности в соответствии не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся личности, самооценкой, дальнейшими профессиональными планами и направленностью личности.



  1. Стимулировать на уроках и во внеучебной деятельности познавательную активность учащихся, показавших ее низкий уровень. Изменить оценочное отношение к ним (чаще использовать похвалу).

  2. Учет психофизиологических особенностей учащихся при опросе, проведении самостоятельных и контрольных работ (например, поддерживать средний темп деятельности на уроке и т.п.).

  3. Минимизировать факторы, влияющие на тревожность школьников, выделенных в группе «высокотревожных» (например, заменить для них вызов к доске другими формами проверки знаний и т.п.).

  4. Усилить контроль, воспитывать чувство ответственности у учащихся с низким уровнем тревожности.

  5. Внимательно относиться к «педагогическим» оценкам тех выпускников, которые имеют неадекватный уровень самооценки

  6. Рекомендовать выбор выпускных экзаменов, будущей профессии и дальнейшего профиля обучения в соответствии со склонностями учащихся к какому-либо учебному циклу.


РОДИТЕЛЯМ

  1. Ознакомится с результатами мониторинга и учитывать их при выборе учащимися дальнейшей профессии.


22.02.2010 год

Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования учащихся 11-х классов (16-17 лет) в моу средней школе №23 Центрального района городского округа Тольятти

Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в труде, в будущей с

219.52kb.

14 12 2014
1 стр.


6 апреля 2012год

В нижнетамбовской средней школе Комсомольского района я проработала 15 лет учителем начальных классов. Педагогический стаж работы 35 лет

17.03kb.

11 10 2014
1 стр.


Аналитическая справка о состоянии качества образования моу

В основной и старшей школе на конец 2008\2009 учебного года обучался 278 учащихся. Успешно закончили год 274 ученика. Четыре учащихся 8б класса Ефремов Ю., Иванов А., Стадник М., Х

81.11kb.

02 10 2014
1 стр.


Аналитическая справка по результатам мониторинга учебных достижений первоклассников общеобразовательных учреждений Октябрьского района к обучению в школе 2012-2013

Октябрьского района, реализующих общеобразовательные программы, в 2012 -2013 учебном году с 20 по 30 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Октябрьского района была п

181.78kb.

17 12 2014
1 стр.


Аналитическая справка по результатам мониторинга учебных достижений обучающихся 4-х классов общеобразовательных учреждений Алексеевского района по русскому языку и математике в 2012 году

Проверка работ осуществлялась независимой муниципальной комиссией, состав которой утверждался приказом управления образования и науки

699.19kb.

01 10 2014
4 стр.


О программе комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы

Рассмотрев представленный мэрией проект Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы, Дума

1443.04kb.

04 09 2014
9 стр.


Задания для 7,8 классов

Моу сош №9 городского округа город Буй Костромской области

10.29kb.

15 09 2014
1 стр.


Об Обращении депутатов Думы городского округа Тольятти к депутатам Самарской Губернской Думы

Рассмотрев Обращение депутатов Думы городского округа Тольятти к депутатам Самарской Губернской Думы, Дума

60.57kb.

13 10 2014
1 стр.