Перейти на главную страницу
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо:
Определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;
Определить принадлежность чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой ( образ, в котором выражены эти чувства);
Определить предмет описания и его связь с поэтичеосой идеей ( прямая- коссвенная);
Определить организацию ( композицию) лирического произведения;
Определить своеобразие использования изобразительно -выразительных средств автором (активное-скупое); определить лексический рисунок: (просторечье - книжно-литературная лексика...);
Определить ритмику (однородная- неоднородная; ритмическое движение); Определить звуковой рисунок;
Определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).
Вариант 11
1 Выразительное чтение текста (сопрвождаемое анализом его
подтекста, эмоционального содержания).
2.Характеристика лирического героя, его внутреннего мира
(мысли, чувства,переживания)..
3.Художественное своеобразие поэтического текста,
использование изобразительно-выразительных средств, тропы,
стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).
4.Особенности построения (композиции) текста.
5.Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер,
интонация. Смысловые ритмические паузы, логические и
фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.
6.Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).
7.Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического
текста.
8.При анализе лирического отступлений (если они есть)
выражении его идейного замысла, позиции автора, на их основе
характеризется образ автора.
Вариант 111
1 .Время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора. 2.Тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) произведения.
3.Образы, использованные в данном стихотворении. 4.Средства их создания (тропы), метрика стихотворения как художественное средство. 5.Композиция произведения
Вариант IV (Уровневый)
1.Первый, верхний, уровень- идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции; во-вторых, образы и мотивы.
2.Второй уровень, средний, стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика, т. е. слова, рассматриваемые порознь ( и прежде всего - слова в переносных значениях, «тропы»), во-вторых, синтаксис, т. е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.
3.Третий уровень, нижний, фонетический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха — метрика, ритмика, рифма, строфика; во-вторых, явления звукописи - аллитерация, ассонансы
(Ненужное, не относящееся к вашей теме, не обращайте на него
внимания)
1 .Дата написания.
2. Реально - биографический и фактический комментарий.
3.Жанровое своеобразие.
4.Идейное содержание:
а) ведущая тема
б) основная мысль
в) эмоциональная окраска
г) преобладающие интонации.
5. сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству
по контрасту
по смежности
ассоциативно
по умозаключению
б)основные изобразительные средства
метафора
метонимия
сравнение
аллегория
символ
гипербола
ирония
перифраза и т. д.
в) речевые интонационно - синтаксические особенности эпитет
повтор
инверсия
параллелизм
риторический вопрос
обращение
восклицание и т. д.
г) основные ритмические особенности:
ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест
д) рифма: мужская женская дактилическая точная - неточная богатая простая составная и т. д.
е) способы рифмовки: парная перекрестная кольцевая
ж) строфика:
одно-, дву-, трех-,., восьмистишье,
сонет
прозаическая строфа и т. д.
з) инструментовка:
эвфония (благозвучие)
звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т. д.
6. Черты лирического героя.
7. Ваше восприятие произведения.
Вариант VI
1. Дата написания
2. Реально - биографический и фактический комментарий. 3.Жанровое своеобразие.
4.Идейное содержание, а) Ведущая тема
б) Основная мысль
в) Эмоциональная окраска чувств
г) Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него 5. Структура стихотворения.
а) Основные образы стихотворения
б) Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворение.
в) Речевые особенности в плане интонационно - синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и т. д.
г) Стихотворный размер.
д) Рифма:
мужская женская дактилическая точная - неточная богатая простая
составная и т. д\; способы рифмовки: парная перекрестная кольцевая
е) Звукозапись (аллитерация, ассонанс).
ж) строфика:
одно-, дву-, трех-,... восьмистишье, сонет
онегинская строфа прозаическая строфа и т. д.
В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?). В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описывает. .. (что?).
В стихотворении царит... настроение. Стихотворение. .. пронизано... настроением.
Настроение этого стихотворения... .Настроение меняется налро-тяжении стихотворения: от ... к... .Настроение стихотворения подчеркивается....
Стихотворение можно разделить на... части, так как .... Композиционно стихотворение делится на... части. Звучание стихотворения определяет... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают.... В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать.... Поэт хочет запечатлеть словами....
Для создания настроения автор использует.... С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) .... Используя..., поэт создаёт образ.... Лирический герой этого стихотворения представляется мне....
II. Композиция поэтического текста.
Строфы и стихи. Микротема каждой части.
Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.
Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее
предложения, рифмы, повторы.
III. Художественные образы и мотивы.
Лирический герой.
V. Языковые уровни текста.
2. Морфемный уровень. Роль морфем.
VIII. Связь ритма с содержанием текста.
(Е Эткинд)
Эпитет Анафора
Сравнение Антитеза
Аллегория Градация
Перифраза Оксюморон
Эвфемизм Острота
Метафора Параллелизм
Метонимия Повторение
Ирония Риторический вопрос
Сарказм (восклицание, обращение)
Гипербола Умолчание
Олицетворение Эллипсис
Синекдоха Эпифора
Литота Инверсия
Символ
Схема анализа лирического произведения:
1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и ее отражение в тексте. Злободневное и вечное.
4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
5. Место произведения в контексте творчества автора и в русской литературе вообще.
II. Лингвистический анализ текста.
1. Лингвистический комментарий, то есть объяснение непонятных
слов, выражений, ситуаций и т.п.
2. Лингвистическое толкование.
а) Стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля.
б) Строфика текста.
- Прозаические строфы, основанные на цепной связи между предложениями.
- Прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений.
- Иные структурные типы прозаических строф.
- Способы связи между строфами.
- Стилистическое использование прозаической строфы.
в) Стилистика текста.
- Лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологических средств).
-Стилистическое использование возможностей словообразования.
- Стилистическое использование различных частей речи.
- Стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, период, прямая и несобственно-прямая речь, цитаты).
-Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).
- Другие составляющие текста (каламбур, палиндром, анаграмма).
-Фоника.
г) Паратекстуальные средства.
д) Паралингвистические средства.
III. Идейный и лингвопоэтический анализ.
1. Тема (тематика) произведения.
2. Проблема (проблематика).
3.Идея (идейное содержание).
4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор,
сатира); ирония.
5. Родовая и жанровая специфика.
7. Сюжет как система событий, составляющая содержание действия
литературного произведения. Конфликт.
8. Композиция. Характер построения, расположения, организации
элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т.п. Образ повествователя.
Подробный план анализа текста.
- Вступление.
- Содержание и композиция:
а). Тема (о чём?), идея (что об этом сказано, какова авторская позиция)
б). Микротемы (абзацы), части (на сколько частей (смысловых) делится текст?).
- Стиль, его приметы (назови и докажи (аргументируй), публицистический, художественный, научный).
- Тип речи (назови, приведи доказательства: описание, повествование, рассуждение).
- Язык текста.
1. Ключевые слова текста (найти слова, на которые падает особое логическое (смысловое) ударение).
2. Тропы (простейшие и развёрнутые).
3. Обратить внимание на то, какие части речи преобладают в тексте, (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, …). Что «даёт» это тексту.
4. Какие слова используются в тексте (или преобладают) с точки зрения:
а). Происхождения лексики (заимствованные, исконно-русские)
б). Употребления (профессиональная, общеупотребительная, диалектная, жаргонная)
в). Активного и пассивного словаря (активный, пассивный, неологизмы); устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
г). С точки зрения стилевой принадлежности (разговорная, межстилевая (нейтральная), книжная (научная, официально-деловая лексика, газетно-публицистическая).
Что даёт это тексту?
Бахтин М.М. |
Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. |
Болотова Н.С. |
Филологический анализ теста. -Томск, 2001.-Ч.1. |
Гальперин И.Р. |
Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981. |
Долинин К.А. |
Интерпретация текста. -М., 1985. |
Иконников С.Н. |
Стилистика в курсе русского языка. -М., 1979. |
Жирмунский В.М. |
Поэтика русской поэзии. -Спб., 2001. |
Журавлёв |
Звук и смысл. |
Лотман Ю.М. |
Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд. |
Лукин В.А. |
Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. -М., 1988. |
Николина Н.А. |
Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003. |
Новиков Л.А. |
Художественный текст и его анализ. -М., 1988. |
Величко Л.И. |
Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983. |
Реферовская Е.А. |
Лингвистические исследования текста. -Л., 1983. |
Шаулова Р.Г. |
Моделирование художественного мира. Диалог читателя с текстом. Практикум./Под ред. канд. пед. наук, доцента Шалыгиной И.В. -Владимир, 2001. |
Шанский Н.Н. |
Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987. |
Определить непосредственное содержание лирического произведения переживание, чувство
17 12 2014
1 стр.
Обычно анализ звуковой стороны поэтического произведения сводится к указанию удачных или неудачных созвучий; причем критерий — личный вкус критика
12 10 2014
3 стр.
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
17 12 2014
3 стр.
Обучающие: видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения
07 10 2014
1 стр.
Зная заранее, чего в этой книге не следует искать, читатель избавит себя от разочарований и сэкономит время для чтения исследований, более непосредственно относящихся к области его
25 12 2014
22 стр.
Сопоставительный анализ переводов художественного произведения на материале стихотворения Аллана Эдгара По «Аннабель Ли»
14 09 2014
8 стр.
Теоретические аспекты анализы стихотворных форм и художественного перевода
04 09 2014
1 стр.
Программа элективного курса создана для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы для классов, в которых литература изучается на профильном у
14 12 2014
1 стр.