Перейти на главную страницу
Программа элективного курса разработана в соответствии с «Законом об образовании Российской Федерации» и соответствует основным принципам развития системы образования.
В ней соблюдается принцип гуманизации школьного образования, так как курс способствует формированию у учащихся отзывчивости, чуткого отношения к другим людям, культурности. Программа элективного курса формирует гуманитарные способности учащихся, которые в свою очередь дают возможность заниматься гуманитарными науками, причем не только в филологической области, но и в сфере истории, культурологии, философии. Элективный курс предусматривает работу по личностно - ориентированной технологии, что соответствует принципу модернизации образования.
Элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» составлен в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами, базисным учебным планом и направлен на поддержание изучения предмета «Литература» на заданном профильном уровне. Наряду с такими элективными курсами, как «Анализ эпического произведения», «Анализ произведения лирического рода», элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» призван научить учащихся старших классов анализировать литературные произведения различных родов и жанров на глубоком художественно- эстетическом уровне с пониманием своеобразия конфликта произведения, авторской позиции и особенностей построения композиции.
Элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» необходим для школьников, изучающих литературу на профильном уровне, так как наименьший объем учебного времени на протяжении всех лет изучения литературы в школе приходится именно на раздел «Драма как род литературы». Специфика этого рода литературы изучается недостаточно, знакомство с жанровым своеобразием произведений драматургического рода носит исключительно теоретический характер. У школьников нет представления о развитии данного рода литературы в историко-культурологическом аспекте, следовательно, нет целостной картины развития русской и мировой литературы.
Кроме, выше названных причин, элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» может иметь выход на театральное искусство (здесь предполагается сопоставление искусств: литературы и театра), что, безусловно, способствует приобщению учащихся к культурному наследию нашей страны, развивает вкус, формирует нравственность, эстетические ценности. В нашей школе согласно программе развития школы до 2009 года и учебным планам засчет часов школьного компонента предусматривается изучение большого объема краеведческого материала, в том числе и литературоведческого характера, поэтому в курс «Анализ произведения драматургического рода» включены уроки-посещения театров Самары, предполагается последующий анализ спектаклей и сопоставление с произведениями, по которым они поставлены.
Для повышения интереса учащихся к драматическому роду литературы, а также к театру в программу элективного курса включены театральные проекты самих учащихся, то есть предполагается инсценирование различных явлений драматургических произведений. Последнее, на наш взгляд, позволит учащимся раскрыть свои творческие возможности, самореализоваться, научиться правильно выражать эмоциональное состояние, будет способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Цель элективного курса «Анализ произведения драматургического рода» - формирование филологической компетенции старшеклассников. В познавательном аспекте необходимо научить каждого старшеклассника самостоятельно добывать необходимые знания о драматическом роде литературы (работа непосредственно с текстами, с критической литературой, с источниками по теории литературы). Учащиеся должны овладеть знаниями по осознанному анализу литературных произведений в полном объеме на глубоком уровне проникновения в прочитанное, их знания должны носить систематический характер, обладать оперативностью и прочностью. В ходе работы над программой элективного курса учащиеся должны
усвоить следующие знания:
* отличие драматического рода литературы от эпоса и лирики,
* историю развития рода драмы от древнегреческих времен до современных дней,
* знания терминов, связанных со спецификой драматического литературного рода,
* знание специфики драмы в зависимости от эпохи ее создания,
*.особенности жанров драмы
*самостоятельного подейственного анализа любого произведения драматургического рода,
*определения типа конфликта произведения,
* определения жанрового своеобразия художественного произведения драматургического рода,
* идейно-тематического и композиционного анализа драмы,
* анализа художественных особенностей произведения.
* анализа способов характеристики персонажей (главных и второстепенных, в том числе внесценических).
Развивающий аспект включает в себя развитие личности ребенка. В этом плане элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» направлен на развитие художественного мышления учащихся, выработку у них умения поводить временные аналогии и аналогии между произведениями русской и зарубежной литературы, умения сопоставлять прочитанную пьесу и поставленный по ней спектакль, наконец, на развитие творческих способностей учащихся, их воображения и фантазии.
Воспитательный аспект данного курса направлен на развитие патриотических качеств учащихся, так как связан с глубоким знанием культуры своей страны, творческой театральной деятельностью родного города. Курс способствует формированию таких качеств личности, как гуманность, правильное представление о прекрасном, об истинной красоте, ответственность перед другими людьми.
Программа элективного курса начинается с обобщающего повторения материала, известного школьникам из основной программы по литературе (рода литературы и отличие драмы от них). Так как материал ранее уже изучался учащимися и он является теоретическим, то на этом этапе предполагаются самостоятельные поисковые формы работы, в том числе с научной литературой. Далее в программе представлена истории развития и становления драмы как рода литературы. На этом этапе планируется использование проектной технологии. Следующие разделы программы посвящены анализу драматических произведений различных эпох, и работа с учащимися строится на основе их исследовательской деятельности. Дальнейшее освоение программы подразумевает обучение школьников анализу драматических произведений различных жанров, в том числе имеющих своеобразный характер. Особое место на этом этапе занимает работа с текстом. В заключение предполагается обзорное знакомство с современной драмой.
На протяжении всего курса обучения учащиеся будут выполнять, самостоятельные работы исследовательского и творческого характера, участвовать в проектах, семинарах, уроках –конференциях, за перечисленную деятельность школьники получат баллы, суммарная величина которых будет учитываться при выставлении итогового зачета по элективному курсу.
Учебный план курса «Анализ произведений драматического рода.
Цель : формирование у учащихся 10-х классов филологической компетенции в области такого рода литературы как драма.
Категория слушателей: учащиеся 10-х классов средней (полной) общеобразовательной школы.
Срок обучения : 34 недели (34 часа)
Режим занятий : 1 час 1 раз в неделю.
Тематический план курса.
№ п/п
|
Наименование разделов. |
Кол-во час. |
Лекция |
Урок-семинар |
Исслед. работа |
Презентация проекта |
Инсценировка |
Беседа |
Работа в группах |
Виды контроля |
1. |
Введение. Драма как род литературы. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Конспект. Составление |
2. |
История возникновения и развития драмы. |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
1 |
1 |
Защита проекта Зачет |
3. |
Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. |
10 |
1 |
3 |
2 |
|
2 |
|
2 |
Самостоятельное исследование текста |
4. |
Драма и театр. |
6 |
|
1 |
|
2 |
2 |
|
1 |
Защита проекта |
5. |
Современная драматургия. |
4 |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
Сообщение |
6. |
Заключение |
2 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
Итоговая контрольная работа. |
Три рода литературы. Отличие драмы от других родов литературы. Объекты и способы изображения действительности в драме. Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Способы изображения героев в драме. Речевые характеристики.
Зарождение драмы. Античная драма. Древнегреческий театр. Творчество древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана Драматургия Средних веков. Литургическое действо и религиозная драма. Эпоха Возрождения и В.Шекспир. Четыре периода творчества. Король Лир. Лопе де Вега Собака на сене. .Театр эпохи Просвещения. Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина, психологически глубокое развертывание конфликта личного чувства и долга перед нацией и государством. «Высокая комедия» Мольера. Сентиментализм и романтизм в истории развития драмы. Пафос свободы личности и протест против «буржуазности». Шиллер Разбойники. Реалистическое изображение действительности в драме. Виды конфликта в драме. Природа гоголевского конфликта (Динамика сюжета). Н.В.Гоголь «Женитьба». Конфликт, реализующийся через борьбу действующих лиц у А Н. Островского. Поздняя любовь «Надличностный» конфликт А.П.Чехова. «Три сестры»
Жанровое многообразие драмы как рода литературы. Своеобразие показа действительности в драме, трагедии и комедии. Трагикомедия. Лирическая комедия. Водевиль. Фарс.
Н.Эрдман «Мандат». Гоголевские традиции в пьесе Н.Эрдмана. М.Булгаков «Дни Турбиных». Жанровое своеобразие пьесы.
Раздел № 4. Драма и театр.
Театр как вид искусства. История постановки пьес А.П. Чехова. Классика русской и зарубежной литературы на сценах Самарских театров. Творчество Островского и Самарский академический театр драмы им.Горького. «Доходное место» , Постановка В.Шекспир «Ромео и Джульетта»;:САМАРТ Мамаша Кураж (В.Брехт, хроника времен Тридцатилетней войны) , Провинциальные анекдоты (А.Вампилов, трагикомическое представление в двух частях);
"Самарская площадь" А.Чехов Чайка. А Островский. Олигарх.
Творческий проект (участие в инсценировках избранных сцен).
Драматургия 2-ой половины 20 века. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»». Арбузов «Пять вечеров». Драматургия новой волны. Л.Петрушевская. Николай Коляда. Мы едем, едем, едем. Олег Богаев Русская народная почта. Максим Курочкин Девять легких старушек.
Итоговый зачет с заданием по теории, истории развития драмы как рода литературы, самостоятельным анализом предложенного произведения.
Самарское управление Министерство образования и науки Самарской области
Департамент образования администрации городского округа Самара
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81 г.о. Самара
Педагогическим советом МОУ СОШ № 81
(Протокол № 8 от 28.08.2009)
Анализ произведения драматического рода.
Программа элективного курса для учащихся 10-х классов.
(1 учебный год, 34 часа)
Автор-составитель
Василевская Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы высшей категории.
МОУ СОШ № 81 г.о. Самара
Литература для учащихся
Вопросы к уроку – семинару по комедии Н.В.Гоголя «Женитьба».
1.Система персонажей.
2.Сюжетная ситуация и развитие ее в композиции пьесы.
3. предыстория героев.
4. Экспозиция характера Подколесина.
5. Силы, движущие действие.
6. Отношение женихов к невесте, невесты к женихам
7.Мотивы, побуждающие к действию кочкарева.
8.Мотивы бегства Подколесина.
9. Нравственные уроки Гоголя.
Вопросы к уроку – семинару. А.Вампилов Прошлым летом в Чулимске.
1.Место действия пьесы.
2. Образ Чулимска
3 Организация времени в пьесе.
4. Система персонажей. Место Мечеткина, Еремеева в ней.
5. Конфликт. Роль чеховских цитат.
6.Характеры. Драматизм и комизм как формы авторской оценки.
7. Мотив палисадника в драме.
Предлагаемый элективный курс полностью соответствует Закону РФ «Об образовании», а также принципам развития системы образования : гуманизации, гуманитаризации, модернизации, дифференциации, вариативности. Элективный курс реализует задачи профильного обучения в сфере углубления и расширения знаний учащихся по литературе, соответствует действующим стандартам образования, Базисному учебному плану Самарской области и учебному плану школы.
Программа элективного курса отличается новизной и нестандартным подходом к изучению материала, направлена на расширения кругозора учащихся, повышение их интереса к предмету. Анализ произведений драматургического рода различных жанров требует высокого уровня как теоретической, так и практической подготовки учащихся. Оригинальной находкой курса является попытка установить связь между драматургией и театром, что, без сомнения, значительно повышает общий культурный уровень школьников.
Содержание программы элективного курса связано с содержанием программы курса по литературе в 10-ом классе и предполагает некоторую пропедевтику программы 11-ого класса, так как литература 20 века будет изучаться на следующий год. Анализ некоторых драматических произведений данной эпохи подготовит учащихся к лучшему восприятию литературы 20 века в целом.
Компоненты программы и логика их выстраивания доступны учащимся данного возраста, текстуальный материал представляет собой пьесы, которые в силу специфики литературного рода не могут быть большими по объему, следовательно, у учащихся при работе над элективным курсом не может возникнуть перегрузок. В курсе соблюдается общепринятая в литературоведении терминология, научное содержание курса имеет достаточно высокий уровень, который вполне доступен учащимся.
Программы курса написана грамотным литературным языком, основные положения изложены ясно и лаконично; формулировки даются точно, материал структурирован логично.
Следует отметить методическую целесообразность выбора структуры и способа изложения материала: во-первых, она имеет хронологическую последовательность, что соответствует соблюдению принципа историзма, во-вторых, грамотно соблюдается баланс между теоретической частью и практическими занятиями.
Логика изложения учебного материала способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, развивает их творческие способности. В процессе изучения учебного материала предполагается использование таких передовых педагогических технологий, как проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, проблемно- поисковые технологии.
В курсе прослеживается использование межпредметных связей с такими предметами, как история, мировая художественная культура, театральное искусство. В целом элективный курс направлен на формирование следующих общеучебных навыков: обобщение, анализ, синтез, моделирование, выделение главного, выдвижение гипотез, формулирование проблем.
Элективный курс «Анализ произведения драматического рода» может быть рекомендован для изучения в 10-ом профильном классе.
Предлагаемая программа элективного курса относится к образовательной области «Филология», соответствует Закону РФ «Об образовании». Элективный курс реализует задачи профильного обучения в сфере углубления и расширения знаний учащихся по литературе, соответствует действующим стандартам образования, Базисному учебному плану Самарской области и учебному плану школы. Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа), ее предполагается использовать в 10 - ом классе филологического или социально-гуманитарного профиля, при необходимости (при возникновении запроса со стороны учащихся и их родителей) данный курс может проводиться и в общеобразовательных классах.
Структура программы соответствует принятым нормам; состоит из следующих разделов: пояснительная записка, тематический план, содержательная часть по разделам курса, список литературы для учащихся и учителя, рабочий словарик терминов, примерные вопросы практических занятий.
В пояснительной записке аргументировано обоснована необходимость разработки и внедрения программы элективного курса в образовательный процесс. Элективный курс «Анализ произведения драматургического рода» направлен на поддержание изучения предмета «Литература» на профильном уровне. Наряду с такими элективными курсами, как «Анализ эпического произведения», «Анализ произведения лирического рода», призван научить учащихся старших классов анализировать литературные произведения различных родов и жанров на глубоком художественно- эстетическом уровне с пониманием своеобразия конфликта произведения, авторской позиции и особенностей построения композиции.
Данная программа является авторской, отличается новизной и нестандартным подходом к изучению материала, оригинальной находкой курса является попытка установить связь между драматургией и театром. Цели, задачи и способы их достижения в программе согласованы.
Компоненты программы и логика их выстраивания доступны учащимся данного возраста, Для изучения отобраны важные для понимания становления драмы как рода литературы произведения, которые не изучаются по программе литературы в общеобразовательной школе.
При реализации курса предлагается использовать личностно- ориентированные технологии: самостоятельную исследовательская деятельность, проекты и их презентации, что должно стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать коммуникационные умения. Программа курса имеет связь с краеведческой областью, что является особенностью программы развития данного общеобразовательного учреждения и решает задачи патриотического воспитания учащихся.
Программы курса написана грамотным литературным языком, основные положения изложены ясно и лаконично; формулировки даются точно, материал структурирован логично.
Программа элективного курса создана для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы для классов, в которых литература изучается на профильном у
14 12 2014
1 стр.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний
10 10 2014
6 стр.
Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа
16 12 2014
3 стр.
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
11 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений
01 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –
11 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа
23 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс, предполагает изучение евангельского текста. В то же время, евангельские сюжеты не всегда доступны учащимся в связи с их аллегоричностью и сложностью языка
18 12 2014
1 стр.