Перейти на главную страницу
ГОУ ДПО «СарИПК и ПРО»
Самолетова Т.П.
учитель технологии
МОУ «МУК» г. Саратова
г. Саратов
2009
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА: «Эффективное общение»
Содержание программ по технологии, направлено на развитие технологического и творческого мышления, творческих способностей личности, формирование экологического мировоззрения, и также предусматривает приобретение навыков бесконфликтного делового общения. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа.
Курс «Эффективное общение» направлен на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно — профессиональной). К компетенциям такого рода относят обычно умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии, а также способность к коммуникациям.
Так обязательный раздел базовой программы предмета технология, связанный с проектированием и созданием материальных объектов труда, предусматривает ряд этапов и действий, в число которых входит «комплектование трудового коллектива и распределение обязанностей для выполнения проекта». Без коммуникативных навыков, в условиях демократии, возможно создание псевдо коллектива, описанного в басне А.Крылова:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, крайне важное условие для профессионального роста специалиста.
Элективный курс «Эффективное общение» является одной из форм обучения основам эффективного общения.
Цели курса:
-показать значимость владения информацией в современном мире;
-дать представление о коммуникации как о многогранном процессе обмена информацией, в том числе и с использованием компьютерных технологий;
-формирование профессионально-ориентированные умений в рамках коммуникации вообще, в том числе и делового общения;
-дать представление о многообразии видов и причин конфликтов и возможных путях выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование умений бесконфликтного общения в коллективе;
- формирование умений согласования личных и коллективных задач;
- предоставление учащимся возможности раскрыть свои коммуникативные, организаторские и творческие способности.
Курс рассчитан на 36 учебных часов, из них значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических заданий, упражнений.
Методы и формы реализации курса.
Методически занятия основываются на технологии интерактивного обучения, когда активность обучаемых, превышает активность учителя. Задачей учителя становится управление всем игровым процессом обучения и развития, через соорганизацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций.
Такое обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта, что наилучшим образом влияет на мотивацию к обучению и личностному развитию, и как следствие позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку учащихся к эффективному, бесконфликтному, грамотному общению.
Использование упражнений, ролевых и игровых моментов, работа в группах и парах, способствует активизации учащихся, то есть побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности, формирующей навыки коммуникативного общения.
Разнообразие методов и методологических приемов обучения не является самоцелью, а являются обеспечением необходимости включения в процесс усвоения различных органов чувств учащихся: слуха (объяснение, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатным и видеоматериалом), осязания и мускульных ощущений. Предлагаемые в данной программе разнообразные методы обучения, позволят снять утомление и поддерживать интерес учащихся, а методы проведения практических работ, относятся к здоровьесберегающим технологиям. Комплексный и целостный подход к выбору методов обучения был осуществлен с учетом того, что различные методы обучения по-разному влияют на развитие внимания, самостоятельности, способности к анализу, синтезу, переносу умений.
Ожидаемые результаты обучения по программе предлагаемого элективного курса могут быть сформулированы как овладение знаниями об информации и коммуникативном процессе, о современных средствах коммуникации, умениями построения бесконфликтного и эффективного общения, знаниями об особенностях построения делового общения, о сущности конфликтов и формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций, формирование представления о социальной сущности трудового коллектива, формирование самостоятельности, развитие организаторских способностей, формирование уважительного отношения к результатам собственного и коллективного труда, навыков культуры общения в коллективе, умений по моделированию презентаций.
В программе элективного курса «Эффективное общение» заложено использование интегрированной формы контроля над уровнем достижений учащихся, по накопительной системе. На занятиях данного элективного курса учащиеся оценок не получают, но учитель ведет дневник наблюдений (мониторинга) за продвижением учеников по программе курса.
Качество знаний теоретических вопросов определяется итоговым письменным тестированием.
Оценивание созданной для публичной защиты ученической итоговой презентации позволяет определить сформированность практических навыков осуществления презентационной деятельности с использованием современных технических средств.
Обязательной для каждого обучающегося по программе данного элективного курса является практическая деятельность по организации и проведению любых школьных мероприятий. Таким образом, данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений.
Тема | Количество учебных часов по теме | |||
|
Теория |
Практика | ||
1 |
2 |
3 | ||
I. Коммуникация как процесс обмена информацией |
1 |
3 | ||
II. Невербальное общение. |
1 |
3 | ||
III. Вербальное общение |
1 |
4 | ||
IV. Деловое общение |
2 |
4 | ||
V. Конфликты |
3 |
2 |
| |
VI. Коллектив |
2 |
2 | ||
VII. Презентация |
2 |
4 | ||
Итого: |
12 |
22 | ||
Всего: |
34 |
- анализ различной информации, ее оценка по различным характеристикам;
- упражнение «Стиль общения»;
- опыт «Искажение информации в цепочке передающих»;
- выявление «шума» в предлагаемых видеоматериалах по коммуникации и поиск способов его снижения;
невербальное общение (кинестика, таксика, проксемика). Понятие дресс-код.
- упражнение «Дистанция»
- анализ предложенных к просмотру фото и видеоматериалов;
- игровые ситуации «Подарок», «Передача чувств»;
-экспресс-диагностика понимания эмоций «Смайлики»;
-практическая проба «Имеджмейкер» (разработка рекомендаций для ситуаций).
- тест «Умеете ли вы слушать?»;
- упражнения «Чувства и интонация» (например: успокой плачущего товарища, поздравь победителя, выскажи претензию в магазине, уговори капризного ребенка);
- «Секретарь на телефоне» (диалоги с клиентами имеющими разные темпераменты; уровни коммуникативных навыков; по различным вопросам);
- упражнение «Правила поведения в дискуссии»;
- публичное выступление «Я хочу (не хочу) чтобы изобрели технологию чтения мыслей людей» с последующей дискуссией двух групп имеющих противоположные мнения по данному вопросу.
- составление плана и проведение делового совещания на интересующие учащихся темы («Организация выпускного вечера в школе», «Организация досуга молодежи в районе, городе», «Организация профилактических мероприятий по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией» и др.);
- упражнение «Да-диалог»;
- составление плана и осуществление переговорного процесса в форме собрания между администрацией школы и родителями учащихся прогуливающих уроки, по различным причинам;
- ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».
- тестирование: «Уровень конфликтности личности»;
- тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»;
-работа в группах по анализу причин различных видов конфликтов (ситуации «однажды я поругался с …»);
-применение учащимися методов преодоления межличностных и межгрупповых конфликтов посредством ролевых игр («сплетня», «стенка на стенку»).
Малые неформальные группы и феномен лидерства. Динамика развития коллектива, традиции. Мнение коллектива.
Практическая работа:
- опыт «Конформист»;
- танцевально-двигательное упражнение «Сочини свой танец»;
- опыт работы в группе «Кубик», «Дракон»;
- мозговой штурм по вопросу «Как поделить премию в коллективе».
- тестирование по теоретическим вопросам курса;
- само-презентация учащихся (презентация своей семьи, класса, школы);
- представление портфолио участия в школьных мероприятия;
- презентация творческих и проектных работ учащихся.
В результате изучения курса «Эффективное общение» ученик должен
Знать/понимать
роль информации в современном мире и предъявляемые к ней требования; структуру процесса коммуникации, коммуникативные стили; причины искажения информации; разновидности восприятия информации; возможности современных технических средств работы с информацией; особенности передачи и восприятия человеком невербальной и вербальной информации; правила ведения дискуссии; требования предъявляемые к организации делового совещания и деловых переговоров; причины и последствия конфликтов, а также способы их преодоления и саморегуляции эмоционального состояния; роль взаимодействия в трудовом коллективе для жизнедеятельности человека; возможности самопрезентации и способы её создания.
организовывать эффективный коммуникативный процесс, используя различные коммуникативные стили и современные технические средства коммуникации; определять качественные характеристики поступающей информации; распознавать знаки невербальной информации; планировать публичное выступление, деловое совещание, переговорный процесс; вести телефонные диалоги и публичные дискуссии в рамках этикета; определять причины конфликтов и находить способы их преодоления; осуществлять саморегуляцию эмоционального состояния; налаживать конструктивные коммуникативные связи в трудовом коллективе (рабочей группе); осуществлять презентационную деятельность.
1. Получать, анализировать и оценивать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить вещи, имеющие к нему отношение.
2.Выражать свои мысли ясно и адекватно ситуации, используя различные коммуникативные стили.
3. Слушать, понимать речь участников и соотносить свои высказывания с ними, мониторинг обратной связи.
4. Поддерживать дискуссию адекватно ее целям и ситуации.
5. Владеть вербальными и невербальными средствами коммуникации.
6.Способствовать прогрессу дискуссии, подводить итог сказанного, фокусировать внимание участников на целях дискуссии и т.д.
7. Адекватно реагировать, тактично высказывать комментарий, задавать вопросы.
8. Поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации.
9. Стимулировать окружающих к эффективному участию в коллективном общении.
10. При слушании других участников эффективно осуществлять «обратную связь».
Анализ результатов апробации курса «Эффективное общение»
Разработанная программа была опробована в качестве программы факультативного курса для учащихся 11 классов и дала положительные результаты. Учащиеся, получив навыки по оцениванию получаемой информации, снижению уровня помех при ее передаче и приеме, стали лучше ее понимать и усваивать, процесс получения и декодирования информации стал эффективнее. Данные навыки, в некоторой степени, помогли учащимся желающим исправить оценки по различным школьным предметам осуществить свое стремление – оценки стали выше. Получив навыки публичного выступления, ученики смогли достойно выступить на публичной защите, презентуя себя, свою семью и друзей.
Ученический коллектив стал более сплоченным, ребята научились вести дискуссии, не переходя при этом к негативным эмоциям, не превращая разногласия в конфликтную ситуацию. Учащиеся научились самостоятельно объединяться в рабочие группы и работать в режиме эффективных действий, создавая при этом рабочую и очень доброжелательную атмосферу. Дети стали терпимее относиться к мнению своих товарищей, даже к критическим замечаниям, при этом замечания стали выражать в корректной и уважительной форме.
Учитывая что примененные интерактивные технологии обучения а также использование средств ИКТ привело к учению при котором учащиеся работали на уроках всегда с большим интересом и желанием, а также положительный результат в освоении ими коммуникативных навыков, данная программа предлагается к вынесению на апробацию как программа элективного курса.
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. С-Пб., “Питер”, 2004.
2. Горелов И.Н., Житников М.В., Зюзько Л.А., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся – М.; Просвещение, 1991.
3. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный от подросткового к юношескому период.// Под ред. И.В.Дубровиной. М.: “Педагогика”, 1987.
4. Дусавицкий А.К. 2х2=х? – Москва: «Инфолайн», 1995
5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., Гардарики, 2004.
6. Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. М., 2001.
7. Компетентностный подход как новое качество образования. М., Институт новых технологий. 2003.
8. Лебедев В.И. Психология и управление, - М.: Агропромиздат, 1990.
9. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения (учебное пособие) – Санкт-Петербург, 2003.
10. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
12. Семёнова Е.М. (автор-составитель) Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
13. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. М., 2004.
14. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2005. - (Серия «практическая психология»).
15. Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете – М.: Издательство «Московская правда», 1991.
16. Учителям и родителям о психологии подростка; Под ред.Г.Г. Аракелова. – М.: Высш.шк., 1990.
17. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М., Изд-во “ИП РАН”, 2004.
18. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. – М.: ВАКО, 2007.
Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений
01 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний
10 10 2014
6 стр.
Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа
16 12 2014
3 стр.
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
11 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –
11 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа
23 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс, предполагает изучение евангельского текста. В то же время, евангельские сюжеты не всегда доступны учащимся в связи с их аллегоричностью и сложностью языка
18 12 2014
1 стр.
Английский язык – действенный фактор в развитии компьютерных технологий и Интернета (элективный курс). М – Магнитогорск: Многопрофильный лицей №1, 2006 – 70 с
14 12 2014
7 стр.