Описание методической разработки
-
Название Элективный курс «Создание web-сайтов»
-
Краткая аннотация
Элективный курс «Создание Web-сайтов» является предметом по выбору для обучающихся 9-11 классов и рассчитан на 34 часа.
Каждый учащийся, помимо приобретения новых знаний и умений из области компьютерных технологий, может развивать и применять свои художественные способности, создавать сайт по любой, интересующей его теме. Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи – из смежных предметов.
Основной тип занятий – практикум, который выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Отдельные занятия используют доступ в Интернет. Курс разбит на главы, каждая из которых охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. Каждая тема начинается с объяснения нового материала в форме лекции и постановки задачи для дальнейшего ее практического выполнения. Результатом курса является проектная работа по разработке и созданию Web-сайта.
Элективный курс сопровождается тремя методическими пособиями для учащихся: «Компьютерная графика», «Основы языка HTML», «Глобальная сеть Интернет».
-
Учебный предмет Информатика и ИКТ
-
Уровень образования школьников
-
Форма учебной работы
Классно-урочная. Основной тип занятий – практикум, который выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Отдельные занятия используют доступ в Интернет. Проектная деятельность как итог изучения курса.
-
Полное описание разработки.
Пояснительная записка
Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому одной из главных задач профильной школы является подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми – одно из условий образовательной компетентности ученика.
Web-сайт – это наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической, звуковой и видео информации в сети Internet. Освоив технологию проектирования и создания web-сайтов, обучающиеся смогут внести свой вклад в пополнение информационного пространства глобальной сети Интернет.
Цели курса - формирование целостного представления об информационной
картине мире средствами Интернет;
-
изучение способов представления информации в сети Интернет;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание дисциплины проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность;
-
установка на позитивную, социальную деятельность в информационном обществе;
-
стремление к самоутверждению через освоение компьютерных технологий;
-
воспитание личной ответственности за результаты работы, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;
-
реализация коммуникативных и технических способностей обучающихся в ходе проектирования и конструирования сайтов.
Задачи курса - познакомить с видами Web-сайтов, их функциональными,
структурными и технологическими особенностями;
-
сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования и размещения Web-сайта;
-
научить основам программирования на языке HTML.
Формы организации занятий
Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа.
Курс разбит на главы, каждая из которых охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. Каждая тема начинается с объяснения нового материала в форме лекции и постановки задачи для дальнейшего ее практического выполнения.
Основной тип занятий – практикум, который выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Отдельные занятия используют доступ в Интернет.
Для лучшего усвоения материала обучающимся предлагаются методические пособия по всем рассматриваемым темам.
Результатом курса является проектная работа по разработке и созданию Web-сайта.
Содержание курса
-
Web-страничка (6 часов).
В этой главе вы узнаете, как создаются Web-страницы, что такое браузер и принцип его работы. Рассмотрите структуру HTML-документа и познакомитесь с основными тегами – командами языка НTML. Научитесь редактировать и форматировать HTML-текст. Создадите свою Web-страничку.
Содержание главы:
-
Введение (2 часа).
-
Глобальная сеть Интернет. Ресурсы, функции, службы Интернет. Понятие IP-адреса и URL-адреса.
-
Поиск информации в Сети. Поисковые службы. Приемы эффективного поиска информации.
-
Основы языка HTML (2 часа).
-
Структура HTML-страницы. Форматирование текста.
-
Списки. Цвета и атрибуты.
-
Творческая работа «Моя первая страничка» (2 часа).
-
Графика (4 часа).
В этой главе вы познакомитесь с основными понятиями обработки графической информации; с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками; возможностями использования графики на Web-страницах. Узнаете, как размещать изображения в HTML-документах, управлять их размерами и положением на странице. Дополните свою Web-страничку графическими элементами.
Содержание главы:
-
Технологии обработки графической информации (1 час).
Понятие о цветоделении. Цветовые модели (RGB и CMYK).Схема цветовых моделей. Спектры цветовых моделей. Типы форматов графических файлов, преобразование форматов. Графические данные: пиксели, пиксельные данные, разрешающая способность. Типы графических данных.
-
Рисунки на Web-странице (1 час).
Основные атрибуты редактирования и форматирования графических изображений.
-
Творческая работа «Сделай красиво!» (2 часа).
-
Гипертекстовый документ (10 часов).
В этой главе вы познакомитесь со способами организации информации на сайте; научитесь располагать информацию в необходимом месте на странице, делить экран на отдельные окна и управлять содержимым этих окон, устанавливать гипертекстовые связи между страницами, создавать различные интерактивные элементы, рассмотрите дополнительные возможности по оформлению Web-страниц. Выполните творческую работу по разработке элементов сайта и обеспечите интерактивное взаимодействие с посетителями вашего сайта.
Содержание главы:
-
Гиперссылки (1 час).
Понятие гипертекста и гиперссылки. Виды гиперссылок: внутренние и внешние, ссылка по якорю. Абсолютные и относительные адреса. Задание цвета ссылок. Ссылка на электронный адрес.
-
Таблицы (2 часа).
-
Создание таблицы. Форматирование строк и столбцов.
-
Разметка Web-страницы при помощи таблицы.
-
Фреймы (1 час).
Фреймы и фреймсодержащие документы. Расположение фреймов. Управление в окне фрейма.
-
Формы (2часа).
-
Формы, назначение и виды.
-
Способы интерактивного взаимодействия с пользователем.
-
Дополнительные возможности оформления Web-страниц (1 час).
Анимация текста. Расположение текста колонками. Разрыв строки.
-
Творческая работа «Web-сайт» (3 часа).
-
Проектирование сайта (2 часа).
В этой главе вы узнаете, как правильно оформить свой сайт, чего надо стараться избегать при оформлении, чтобы ваш сайт удовлетворял общепринятым критериям.
Содержание главы:
-
Концептуальное проектирование.
Основные и второстепенные цели. Назначение сайта. Аудитория вашего сайта.
-
Логическое проектирование.
Тип структуры сайта (линейная, иерархическая, контекстная, другая). Разделы сайта, названия разделов. Организация и связь разделов между собой.
-
Физическое проектирование.
Применяемые при создании сайта технологии. Используемое программное обеспечение. Управление сайтом в процессе обновления информации.
-
Размещение сайта в Сети (2 часа).
В этой главе вы научитесь размещать созданные вами сайты в сети Интернет, тестировать их и регистрировать в поисковых системах. Рассмотрите вопросы безопасности публикуемых сайтов.
Содержание главы:
-
Тестирование сайта.
Удобство навигации. Целостность данных. Корректность ссылок. Орфография. Графика. Скорость загрузки.
-
Размещение сайта у провайдера.
Необходимые данные для публикации сайтов. Технологии публикации сайтов. Бесплатные и коммерческие серверы.
-
Регистрация сайта в поисковых системах.
-
Проектная работа «Создание Web-сайта» (10 часов).
Итогом изучения курса является создание комплексного проекта Web-сайта на выбранную вами тему. От вас потребуется применить полученные знание и умения по проектированию, созданию и размещению сайта в Сети. Выполненный проект необходимо защитить перед одноклассниками и учителем.
Содержание главы:
-
Организация проектов (1 час).
Формулировка темы, постановка задачи, выбор методов и средств реализации проекта.
-
Выполнение проектов (8 часов).
Поиск и сбор информации по выбранной теме. Использование для поиска информации поисковых служб Интернет. Работа над проектом. Оформление теоретического сопровождения к проекту.
-
Защита проектов (1 час).
Защита, коллективное обсуждение выполненных работ.
Методические рекомендации
В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны
знать:
-
принципы и структуру устройства Всемирной Паутины;
-
виды Web-сайтов, определять их структуру, содержание, дизайн;
-
приемы организации работы по созданию сайта;
-
принципы безопасности и защиты сайта.
уметь:
-
найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из Сети;
-
спроектировать, изготовить и разместить в Интернет Web-сайт;
-
программировать на языке HTML.
Структура данного курса строится на сочетании теории и практики.
Теоретическую часть целесообразно преподавать, применяя элементы методики
выравнивающего и развивающего обучения. Это технология
личностно-ориентированного обучения, при которой в центр внимания ставится личность ученика, а основной акцент в деятельности педагога переносится с преподавания на учение.
Задачи развивающей функции данного метода:
-
научить школьников воспринимать процесс обучения в качестве
исследовательской работы;
-
воспитывать стремление к самообучению;
-
формировать систему адекватной самооценки;
-
постоянно поддерживать высокий уровень мотивации к учению.
Требования методики к организации учебного процесса:
-
все учащиеся, вне зависимости от их входного уровня, обучаются по одной и той же программе;
-
весь учебный курс разбит на блоки, программный материал каждого блока закончен по смыслу (содержательная целостность) и невелик по объему;
-
изучение каждого блока строится с использованием следующих элементов учебного процесса: лекция, практическое занятие, самостоятельная работа учащихся;
-
каждый блок завершает творческая работа.
Чтобы организовать успешную
практическую работу, рекомендуется использовать проектную методику, приучая учащихся стремиться к самоутверждению через освоение компьютерных технологий, развивать навыки умения планировать свою деятельность и формируя мотивы к систематическому использованию этих навыков.
Результатом освоения элективного курса является проектная работа по созданию web-сайта на любую, выбранную самими обучающимися, тему.
Метод проектов — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить
творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов в информатике и ИКТ характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.
Замечено, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
-
личностно ориентировано;
-
использует множество дидактических подходов;
-
влечёт возрастание интересов детей;
-
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Но главное, метод проектов позволяет интегрировать в себя методы воспитания и развития.
Большинству учащихся такая форма работы нравится, что повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Созданный и представленный на обсуждение всего класса web-сайт, является результатом освоения элективного курса.
Из опыта четырехлетней работы можно сделать вывод, что ученики не только активно посещают занятия, но и с интересом работают над созданием своих Web-страничек. Каждый учащийся, помимо приобретения новых знаний и умений из области компьютерных технологий, может развивать и применять свои художественные способности, создавать сайт по любой, интересующей его теме.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи – из смежных предметов.
Таким образом, можно сделать вывод, что курс позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, дает возможность применить освоенные способы представления информации в других учебных курсах и подготовить себя к осознанному выбору интернет-профессий, связанных с созданием Web-сайтов и Web-дизайном.
Литература
Для учителя:
-
С. Н. Коржинский «Настольная книга Web-мастера», М., «КноРус», 2000г.
-
С.В. Симонович «Интернет для школьников», М., «Десс Ком», 2000.
-
Л. Татарникова «Web-конструирование», Томск, 2003.
-
Е. В. Якушина «INTERNET для школьников и начинающих», М., «Аквариум», 1999.
-
Н.В. Макарова «Информатика: учебник», М., «Финансы и статистика», 2000.
-
Н. Угринович «Информатика и информационные технологии: учебное пособие для 10-11 классов», М., Лаборатория Базовых Знаний АО «Московские учебники», 2001.
-
Н. Петрова «Компьютерная графика и анимация», М., 1996.
-
А. Мещеряков «Теория компьютерной графики».
-
Интернет – ресурсы:
-
https://www.delphimaster.ru/books/978594723124/fragment.html
-
https://ec.asu.ru/lib/ibusiness/products/pageI2.htm
-
https://www.sbnet.ru/navigation/search.ru.html
-
https://antonio.mccinet.ru/composed/adress_ip.html
-
https://jim.pp.ru/helps/internet/tcp-ip.htm#1
CD –ресурсы:
-
Практический Курс Internet Explorer 5.0.
-
Настольная книга Web-мастера (приложение к изданию книги).
Для учащихся:
-
Методическое пособие «Компьютерная графика».
-
Методическое пособие «Основы языка HTML».
-
Методическое пособие «Глобальная сеть Интернет».
-
Методическое пособие «Как построить хороший сайт. Некоторые правила и рекомендации по оформлению Web-сайтов».
7. Приложения.
Приложение 1
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I. Web-страничка (6 часов) |
1 |
Введение.
Глобальная сеть Интернет.
|
2
|
2 |
Основы языка HTML.
|
2
|
3 |
Творческая работа «Моя первая страничка».
| 2 |
II. Графика (4 часа) |
4 |
Технологии обработки графической информации.
|
2
|
5 |
Рисунки на Web-странице.
|
1
|
6 |
Творческая работа «Сделай красиво!».
| 1 |
III. Гипертекстовый документ (10 часов) |
7 |
Гиперссылки.
|
1
|
8 | Таблицы. | 1 |
9 | Фреймы. | 1 |
10 | Формы. | 2 |
11 | Дополнительные возможности оформления Web-страниц. | 1 |
12 | Творческая работа Web-сайт. | 4 |
IV. Проектирование сайта (2 часа)
|
13-14 | Концептуальное проектирование. Логическое проектирование. | 1 |
15 | Физическое проектирование. | 1 |
V. Размещение сайта в Сети (2 часа) |
16-17 | Тестирование сайта. Размещение сайта у провайдера. | 1 |
18 | Регистрация сайта в поисковых системах. | 1 |
-
Проектная работа «Создание Web-сайта» (10 часов).
|
19 | Организация проектов. | 2 |
20 | Выполнение проектов. | 6 |
21 | Защита проектов. | 2 |
| Всего | 34 |
следующая страница>