Рассмотрено и утверждено
на заседании методического совета школы
_____сентября ______ года
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс для 10 - х классов
«С экзаменом на ты»
Курс подготовлен
учителем русского языка и литературы
Горшковой О.А.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа.
Программа включает в себя 3 модуля:
-
Модуль I. Теоретический.
-
Модуль II. Практический. Тесты.
-
Модуль III. Сочинение - рассуждение.
Модуль I. Теоретический. Рассчитан на обобщенное повторение теории школьного курса русского языка.
Модуль II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков работы с тестами по русскому языку.
Модуль III. Сочинение-рассуждение. Рассчитан на формирование умений анализировать предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Трехчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.
Цель данного курса – способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Программа курса призвана способствовать решению следующих задач:
-
обобщение, систематизация теоретических знаний по русскому языку;
-
ликвидация имеющихся пробелов в знаниях обучающихся;
-
умение работать с тестами по русскому языку;
-
создание сочинения-рецензии.
В результате изучения данного курса обучающиеся
должны уметь:
-
применять теоретические знания на практике;
-
работать с тестами по русскому языку;
-
писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Учебно – тематический план
№ п/п
|
Название тем курса
|
Всего часов
|
Формы и методы обучения
|
Формы контроля
|
1.
|
Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку.
|
1
|
Лекция, ознакомление с демонстрационными материалами.
|
Устный опрос
|
Модуль I. Теоретический (9 ч).
|
2.
|
Текст, его признаки.
|
1
|
Лекция
|
Обобщающие таблицы, работа с орфографическим словарем, тренировочные упражнения
|
3.
|
Фонетика. Графика. Орфография.
|
1
|
//-//
|
//-//
|
4.
|
Орфография. Лексика и фразеология.
|
1
|
//-//
|
//-//
|
5.
|
Морфемика. Словообразование и орфография.
|
1
|
//-//
|
//-//
|
6-7.
|
Морфология и орфография
|
2
|
//-//
|
Обобщающие таблицы, морфологический разбор
|
8.
|
Синтаксис и пунктуация.
|
1
|
//-//
|
Обобщающие таблицы, синтаксический разбор
|
9.
|
Культура речи.
|
1
|
//-//
|
Обобщающие таблицы, тренировочные упражнения
|
10.
|
Зачет.
|
1
|
//-//
|
Зачет
|
Модуль II. Практический. Тесты (10 ч).
|
11.
|
Тесты по орфоэпии, фонетике, графике.
|
1
|
Тесты
|
Тестирование
|
12.
|
Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии.
|
1
|
//-//
|
//-//
|
13.
|
Тесты по лексике и орфографии.
|
1
|
//-//
|
//-//
|
14-15.
|
Тесты по морфологии и орфографии.
|
2
|
//-//
|
//-//
|
16-17.
|
Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста.
|
2
|
//-//
|
//-//
|
18-19.
|
Тесты по культуре речи.
|
2
|
//-//
|
//-//
|
20.
|
Контрольное тестирование (в формате ЕГЭ)
|
1
|
//-//
|
//-//
|
Модуль III. Сочинение-рассуждение (14 ч).
|
21.
|
Требования к сочинению-рассуждению.
|
1
|
Лекция
|
Таблицы, памятки
|
22-23.
|
Средства художественной выразительности.
|
2
|
//-//
|
//-//
|
24-31.
|
Создание сочинений-рассуждений.
|
8
|
Написание, анализ.
|
Сочинение – рассуждение (тему выбирает учащийся)
|
32-34
|
Пробный экзамен в форме ЕГЭ.
|
3
|
|
|
Содержание курса
1. Введение – 1 час
Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами.
2. Модуль I. Теоретический – 9 часов
Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
Фонетика. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Гласные и согласные, парные и непарные. Ударение. Нормы произношения. Орфоэпические словари. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология. Орфография. Лексическое значение.
Многозначность. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Орфография, связанная с омонимами, фразеологизмами. Лексические и фразеологические словари. Лексический разбор.
Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные морфемы. Основные способы образования слов. Сложные слова, сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разборы.
Морфология. Орфография. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетания, виды связи словосочетаний. Типы предложений. Члены предложения. Простые осложненные предложения. Сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разборы.
Культура речи. Нормы речи: орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и пунктуационные, стилистические.
3. Модуль II. Практический. Тесты – 10 часов
Тесты по орфоэпии, фонетике, графике. Умение различать ударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, отличать букву от звука.
Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии. Умение членить слово на морфемы, определять способы образования слов. Правописание приставок. Правописание корней (орфограммы гласные и согласные). Правописание Ь и Ъ. Правописание сложных слов.
Тесты по лексике и фразеологии. Орфография. Умение различать лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Правописание слов-омонимов и паронимов.
Тесты по морфологии и орфографии. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. Знать правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов, правописание гласных и согласных в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных, деепричастиях. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.
Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста. Умение выделять словосочетание, определять тип связи: согласование, примыкание, управлении. Умение выделять грамматическую основу предложения: способы выражения подлежащих и разных типов сказуемых, выделение второстепенных членов предложения. Типы простых предложений. Предложения, осложненные однородными членами предложения, вводными конструкциями и обращениями. Обособленные и уточняющие члены предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении.
Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Прямая речь. Цитирование. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Умение определять тип, стиль текста, выразительные средства.
Тесты по культуре речи. Знать нормы современного русского языка, умение редактировать словосочетания и предложения.
4. Модуль III. Сочинение-рассуждение – 14 часов
Требования к сочинению-рассуждению. Критерии и нормативы оценки сочинения- рассуждения.
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Умение выделять средства выразительности и определять их роль в тексте.
Создание сочинений-рассуждений. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, находить авторскую позицию в тексте, умение комментировать проблему текста, находить языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Календарно – тематический план
№ занятия
|
Тема занятия
|
Дата проведения
|
1
|
Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку.
|
|
Модуль I. Теоретический (9 ч).
|
2
|
Текст, его признаки.
|
|
3
|
Фонетика. Графика. Орфография.
|
|
4
|
Орфография. Лексика и фразеология.
|
|
5
|
Морфемика. Словообразование и орфография.
|
|
6
|
Морфология и орфография.
|
|
7
|
Морфология и орфография.
|
|
8
|
Синтаксис и пунктуация.
|
|
9
|
Культура речи
|
|
10
|
Зачет
|
|
Модуль II. Практический. Тесты (10 ч).
|
11
|
Тесты по орфоэпии, фонетике, графике.
|
|
12
|
Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии.
|
|
13
|
Тесты по лексике и орфографии.
|
|
14
|
Тесты по морфологии и орфографии
|
|
15
|
Тесты по морфологии и орфографии
|
|
16
|
Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста.
|
|
17
|
Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста.
|
|
18
|
Тесты по культуре речи.
|
|
19
|
Тесты по культуре речи.
|
|
20
|
Контрольное тестирование (в формате ЕГЭ)
|
|
Модуль III. Сочинение-рассуждение (14 ч).
|
21
|
Требования к сочинению-рассуждению.
|
|
22
|
Средства художественной выразительности.
|
|
23
|
Средства художественной выразительности.
|
|
24
|
Создание сочинений-рассуждений.
|
|
25
|
Создание сочинений- рассуждений.
|
|
26
|
Создание сочинений- рассуждений.
|
|
27
|
Создание сочинений- рассуждений.
|
|
28
|
Создание сочинений- рассуждений.
|
|
29
|
Создание сочинений – рассуждений.
|
|
30
|
Создание сочинений – рассуждений.
|
|
31
|
Создание сочинений – рассуждений.
|
|
32
|
Пробный экзамен в форме ЕГЭ.
|
|
33
|
Пробный экзамен в форме ЕГЭ.
|
|
34
|
Пробный экзамен в форме ЕГЭ.
|
|
Литература для учителя и обучающихся
-
Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М., 1984.
-
Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., Просвещение, 1986 г.
-
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., Просвещение, 2008г.
-
Золотова Г.А., Дручинина Г.Б. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. М., Дрофа, 2002 г.
-
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 1997 г.
-
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., АСТ – ЛТД., 1998 г.
-
Серия. Единый государственный экзамен. Русский язык. М., Экзамен., 2006-2011 гг.
-
Серия. Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор. Русский язык. М., Айрис –Пресс., 2010 г.
-
Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2011/ ФИПИ автор-составитель: И.Б. Маслова– М.: Вентана-Граф, 2011.
-
ЕГЭ-2011: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова– М.: Астрель, 2011.
-
Сдаем единый государственный экзамен: Русский язык / ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева – М.: Дрофа, 2010.
-
ЕГЭ-2011. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Русский язык/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.И. Капинос, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Л.И. Пучкова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2011.
-
ЕГЭ-2011. Русский язык. Методические материалы/ ФИПИ автор- составитель: И.П. Цыбулько - М.: Эксмо, 2011.
-
Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2011.
-
ЕГЭ-2011: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова– М.: Астрель, 2011.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2010.