Анализ учебной работы
ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г.Ухты
за 2011 – 2012 учебный год
Специфика деятельности школы – интерната определяется тем, что образовательное учреждение предполагает круглосуточное пребывание детей в стенах школы. Приоритетным направлением является оздоровление и социализация личности ребенка. Деятельность всех участников образовательного процесса направлена на:
- обеспечение требований государственных образовательных программ;
- внедрение современных технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
- модернизацию содержательной и технологической сторон образовательного процесса, создание условий, обеспечивающих личный рост всех субъектов образовательного процесса.
Наряду с этими направлениями в 2011 – 2012 учебном году школа работала и над задачей использования следующих резервов в работе по повышению уровня успеваемости и качества знаний:
-
Каждому учителю – предметнику создать свою систему работы по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся на основе мониторинга имеющихся пробелов и психофизиологических и умственных возможностей учащихся.
-
Особое внимание уделить мониторингу уровня обучаемости учащихся (учебных возможностей данного ученика, в данное время, по конкретному учебному предмету). Оценивать достижения педагога, исходя не только из уровня знаний ребенка, но и из динамики обучаемости учащихся.
-
На основе мониторинга учебных возможностей ребенка каждому педагогу – предметнику определить школьный уровень умений и знаний учащихся, составить планы работы по ликвидации пробелов в знаниях и в развитии ребенка в результате педагогической и социальной запущенности.
Особое внимание было уделено созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, адаптации их к обучению в санаторной школе – интернате, ликвидации пробелов в знаниях, формирования общечеловеческих ценностей, воспитания потребности следовать и выполнять общепринятые нормы этики.
Организация образовательного процесса строилась на основе учебного плана, разработанного в соответствии с региональным базисным учебным планом и с учетом образовательных стандартов по отдельным предметам и образовательным областям. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и предметными циклами, отдельными предметами.
Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. В инвариантной части учебного плана реализовывался федеральный и региональный образовательные компоненты, которые обеспечивали единство образовательного пространства РФ в Республики Коми и гарантировали овладение выпускниками школы – интерната необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования. Вариативная часть обеспечивала дополнительное обучение по изучаемым предметам инвариантной части, коми языка, культуры коми народа, географии Коми республики, немецкого языка, индивидуальный характер развития школьников.
Учебный план создавал условия, способствующие развитию познавательных интересов и активному формированию личности каждого школьника: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), творчества, инициативности, самостоятельности и ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.
С целью совершенствования у детей двигательных навыков, развития мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации, улучшения осанки, повышения жизненного тонуса, развития эмоционально-волевой сферы были введены занятия лечебной гимнастикой, а также с целью сохранения преемственности изучения правил безопасного поведения и обеспечения непрерывного получения жизненно необходимых теоретических и практических знаний и навыков проводились занятия по ОБЖ во внеучебное время в 5 – 7 классах.
В данном учебном году впервые изучался предмет «Основы православной культуры и этики». Этот предмет воспитывает любовь и уважение к Родине, его народу, культуре, святыням, учит быть отзывчивым к сверстникам и старшим, развивает способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
Школа – интернат использовала образовательные программы УМК «Школа России», программы по всем предметам были обеспечены учебно-методическими материалами.
Образовательная программа школы и учебный план предусматривали выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условий для достижения этой цели является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способности. Достижение указанных целей поэтапным решением задач работы на каждой ступени обучения.
В основе рациональной организации учебного процесса лежит соответствие программ, применяемых методов и средств, согласно возрастным особенностям учащихся, грамотное составленное расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности, контроль за объемом и дозировкой домашнего задания и сам урок, выстроенный и оцененный в здоровьесберегающем аспекте.
В 2011 – 2012 учебном году школа работа в режиме шестидневной недели. На основании мониторинга, который проводится каждую четверть, результатов внутришкольного контроля со стороны администрации, самоконтроля и самоанализа, итогового заседания методических объединений сделан вывод, что учебный план на 2011 – 2012 учебный год выполнен.
Учебные программы по предметам пройдены полностью, без отступлений от планируемых часов по русскому языку во 2 – 8 классах (преподаватели – Кушнина Е.З., Пузырева Л.Б, Уляшева В.А., Ковальская Л.Н., Плешивцева Л.В.); по литературному чтению во 2 – 4 классах, по литературе в 5 а, 6 – 8 классах (преподаватели - Кушнина Е.З., Пузырева Л.Б, Уляшева В.А., Плешивцева Л.В.); по математике в 2 – 4, 6-ом классах, по геометрии в 7 классе, по алгебре в 8 классе (учителя - Кушнина Е.З., Пузырева Л.Б, Уляшева В.А., Мезрина Л.С., Старцева Н.М.); по окружающему миру в 2 – 4 классах (учителя - Кушнина Е.З., Пузырева Л.Б, Уляшева В.А.), по географии в 8 классе (учитель – Мезрина Л.С.); по истории в 5 – 8 классах (учитель – Кроль В.В.), по обществознанию в 6 – 8 классах (учитель – Кроль В.В.), по трудовому обучению во 2 – 4 классах, по технологии в 5 – 8 классах (преподаватели - Кушнина Е.З., Пузырева Л.Б, Уляшева В.А., Мурзин В.Н., Зализнюк Е.В.); по английскому языку в 3 – 8 классах (учитель – Самусева Е.М.); по ИЗО во 2 – 8 классах (учитель – Харина А.И.); по физике в 7 и 8 классах (учитель – Старцева Н.М.); по биологии в 7 и 8 классах (учитель – Старцева Н.М.); по музыке во 2 – 8 классах (учитель – Кусакина Л.Н.); по коми языку во 2 – 3 классах (учитель – Кушнина Е.З.); по ОБЖ в 8 классе (учитель – Кроль В.В.); по основам православный культуре и этике в 4 классе (учитель – Кроль В.В.); по физкультуре в 2 – 4 классх, в 5 «б», 6 и 7 классах (учитель – Попова В.В.)
Недостаток часов от 1 – 7 уроков корректировался после анализа выполнения учебной программы в каждой четверти. Прохождение программы по отдельным предметам шло за счет уплотнения часов, выделенных на повторение, и уменьшение часов на изучение наименее проблемных тем.
Таблица 1.
Корректировка учебных программ по предметам
Предмет
|
Класс
|
Учитель
|
Скорректировано часов
|
Причины
|
Математика
|
5 «а»
|
Мезрина Л.С.
|
19
|
Курсовая подготовка
|
Математика
|
5 «б»
|
Мезрина Л.С.
|
16
|
Курсовая подготовка
|
География
|
7
|
Мезрина Л.С.
|
9
|
Курсовая подготовка
|
Физкультура
|
5 «а»
|
Попова В.В.
|
6
|
Болезнь учителя
|
Физкультура
|
8
|
Попова В.В.
|
8
|
Болезнь учителя
|
Литература
|
5 «б»
|
Плешивцева Л.В.
|
7
|
Болезнь учителя
|
Коми язык
|
5 – 8
|
Харина А.И.
|
от 5 до 7
|
Болезнь учителя и курсовая подготовка
|
Полностью даны часы, отведенные на сочинения, изложения, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии, развитие речи, а также на изучение материалов регионального компонента.
В течение года использовались следующие формы организации учебного процесса:
- классно-урочная,
- консультации,
- выбор по интересам (кружки),
- конкурсы,
- предметный месяц,
- открытые уроки и мероприятия.
Реализация учебного плана позволила:
- обеспечить интеграцию лечебного и образовательного процессов,
- обеспечить учащихся знаниями с учетом индивидуальных особенностей и природных возможностей,
- проводить индивидуально-дифференцированную работу с обучающимися.
Успеваемость по школе в целом составляет 96,6%. По классам успеваемость во 2, 5-х, 6, 7, 8 классах – 100%, в 3 классе – 93,75%, в 4 классе - 71,4%. Ученик 4 класса Емельянов Э. переведен условно с оценкой «2» по математике; ученица 4 класса Купина К. переведена условно с оценкой «2» по русскому языку; ученица 3 класса Плесканко И. переведена условно с оценкой «2» по математике.
Оценка учебной деятельности учащихся и учителей осуществляется в ходе мониторинга успеваемости класса в целом и по отдельным предметам.
Результаты работы педагогического коллектива в 2011 – 2012 учебном году представлены в следующих таблицах:
Таблица 2.
Итоги работы учителей начальных классов
по предметам «Русский язык» и «Математика»
(данные на конец 2011 – 2012 учебного года)
Предмет
|
Ф.И. учителя
|
Класс
|
% качества знаний
|
Средний балл
|
% успеваемости
|
Улучшили знания по сравнению с оценкой в личном деле
|
Снизили знания
по сравнению с оценкой в личном деле
|
Математика
|
Уляшева В.А.
|
2
|
50
|
3,3
|
67
|
Логинов А. 4 – 5
|
--
|
Русский язык
|
17
|
2,7
|
59
|
Логинов Р. 2 – 4
Поздеева В. 2 – 4
Попов Н. 2 - 4
|
Жданов В. 4 – 3
Сидорова С. 4 – 3
|
Математика
|
Кушнина Е.З.
|
3
|
42
|
3,4
|
100
|
Жирнов В. 2 – 3
Коняева Л. 2 – 3
Минин Д. 2 – 4
Маслов И. 2 – 3
|
Попов С. 5 – 4
Галиева С. 5 – 4
|
Русский язык
|
28,5
|
3,4
|
100
|
Жариков Ю. 2 – 3
Коняеева Л. 2 – 3
Минин Д. 2 – 4
Смирнова Т. 2 – 3
Оксов М. 2 - 3
|
Попова С. 4 – 3
Мангилева 5 - 4
|
по сравнению с 1-ой контрольной работой в уч.г.
|
Математика
|
Пузырева Л.Б.
|
4
|
57
|
3,3
|
71
|
Фроленков В. 3 – 4
Емельянов Э. 2 - 3
|
--
|
Русский язык
|
29
|
3
|
71
|
--
|
Лебетко И. 3 – 2
Купина К. 3 – 2
|
Таблица 3.
Итоги работы учителей начальных классов по предмету «Литературное чтение»
(данные на конец 2011 – 2012 учебного года)
Предмет
|
Ф.И. учителя
|
Класс
|
% качества знаний
|
Средний балл
|
% успеваемости
|
Улучшили знания по сравнению с оценкой в личном деле
|
Снизили знания
по сравнению с оценкой в личном деле
|
Литературное чтение
|
Уляшева В.А
.
|
2
|
41
|
3,3
|
75
|
Жданов В.3 – 5
Логинов А. 2 – 4
Логинов Р. 2 – 3
Поздеева Л. 3 – 5
Попов Н. 2 – 3
Головина А. 2 – 3
Кувакин Д. 2 - 3
|
Канда В. 5 - 4
|
Кушнина Е.З.
|
3
|
57,1
|
3,7
|
100
|
Жариков Ю. 2 – 3
Жирнов В. 3 – 4
Коняеева Л. 2 – 3
Минин Д. 3 – 4
Мишарина А. 2 – 4
Попов С. 3 – 4
Плесканко И. 2 – 3
Смирнова Т. 2 – 3
|
Оксов М. 5 - 4
|
Пузырева Л.Б.
|
4
|
100
|
4,5
|
100
|
Емельянов Э. 3 – 5
Коньков К. 3 – 4
Лебетко и. 3 – 4
Фроленков В. 4 – 5
Купина К. 3 – 4
|
--
|
следующая страница>