Перейти на главную страницу
Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Кент являлся последовательным палладианцем. Крупнейшее его произведение — замок Холькхэм (1730-е гг.) в стиле палладианского классицизма в английской архитектуре.
Вместе с тем Уильям Кент явился основоположником английского ландшафтного парка; планировка и распределение групп деревьев, лужаек, водоемов — все это подражало естественным формам природы, в отличие от искусственной системы французского регулярного парка.
Он создавал парки в Рушем-Холл, Оксфордшир (1738-1741), и Стоу-хаус, Бекингемшнр (около 1730), где извилистые дорожки и открытые аллеи ведут к маленьким античным храмам на естественных лесных полянах.
Описывая переворот в парковом проектировании, Гораций Уолпол писал, что Кент "видел всю природу садом". Создание естественных ландшафтов со свободными формами на различных участках, например на вилле Поупа, Туикнем, Миддлсекс (для Александра Поупа; около 1730), и в Ричмонд-Гарденз, Суррей, где он построил "Пещеру Мерлина" (1785), должно было дать в результате "объемные картины".
Во многом благодаря его работе в ответ на формальную планировку французского сада развился новый стиль (до сих пор называемый на континенте фр. Jardin anglais - английский сад), претендовавший на представление нового вида красоты, дикости природы, немного укрощенной порядком, наложенным художником, — упорядоченная дикость таких значительных художников XVII века, как Клод и Гаспар Пуссены. Для XVIII века живописный ландшафт выглядел так, будто он может сойти с картины, но вовсе не так, словно его можно поместить на картину, как обычно о нем думают нынче.
Чтобы заставить природу имитировать искусство, в садах сажали засохшие деревья, выстраивали бутафорские руины, закрывающие перспективу, и совершали другие милые глупости. Некоторые из этих зданий были готическими, другие — греческими, третьи — даже китайскими, но с точки зрения истории архитектуры живописный стиль важен потому, что он учит людей смотреть на здание вместе с его окружением и развивает визуальную восприимчивость.
География становится художественным средством сада, когда позволяет ощутить границы и переходы между разными участками. Можно сказать, что у такого парка не один, а множество "гениев места". В Дезер де Ретц посетитель проникал сквозь "дикие", нависающие словно грот ворота, и последовательно видел пирамиду, античный храм Пана, готические руины, китайский павильон, турецкую палатку, а в центре усадьбы – исполинский дом-колонну. Это путешествие не только по стилям, но и по эпохам искусства.
![]() |
![]() |
![]() |
Дезер де Ретц. Пирамида-ледник |
Дезер де Ретц. Храм Пана |
Дезер де Ретц. Руина готического храма |
![]() |
![]() |
![]() |
Дезер де Ретц. Балюстрада Китайского павильона (не сохранился) |
Дезер де Ретц. Китайская палатка |
Дезер де Ретц. Дом-руина |
![]() |
Потсдам. Сан-Суси. Новые палаты и Мельница |
![]() |
Шветцинген. Конец света |
![]() |
Стоу. Елисейские поля |
![]() |
![]() |
Стоурхед. Вход в грот |
Стоурхед. Грот. Статуя речного бога |
![]() |
Стоурхед. Храм Солнца |
Европейские властители эпохи Просвещения, создающие в своих резиденциях образ частного и философского бытия, устраивали в них уголки Востока, остающегося для европейцев романтически притягательным, иным миром. Чаще всего это китайские дворцы, как в нашем Ораниенбауме и шведском Дроттнингхольме, а также китайские деревни и пагоды, которые можно видеть не только в Царском Селе, но и в английском Кью, немецком Вильхельсмхойе, французском Шантелу.
![]() |
![]() |
![]() |
Кью. Пагода. Архитектор У. Чемберс |
Дроттнингхольм. Китайский дворец |
Ораниенбаум, Анхальт-Дессау, Германия. Пагода |
![]() |
Вильхельмсхойе. Деревня Муланг. Пагода |
Китайский Чайный дом в Потсдаме на первый взгляд кажется лишь красивой архитектурной безделушкой — золоченые фигуры беседующих китайцев, росписи, в которых перемежаются бытовые сцены и шалящие обезьяны. Но венчает павильон могучая фигура Конфуция, который повелительно простирает вперед обвитый змеями магический жезл.
![]() |
Потсдам. Сан-Суси. Китайский Чайный дом |
![]() |
Потсдам. Сан-Суси. Китайский Чайный дом. Конфуций |
![]() |
Потсдам. Сан-Суси. Китайский Чайный дом |
![]() |
![]() |
Потсдам. Дворец Шарлоттенхоф. Кувшин с надписью: Сиам |
|
![]() |
![]() |
Шветцинген. Мечеть |
Хага. Турецкий павильон |
![]() |
![]() |
Шветцинген. Мечеть. Надпись: Смена друзей — порча для людей |
Шветцинген. Мечеть. Надпись: Лучше одиночество, чем плохое общество |
![]() |
![]() |
|
Царское Село. Башня-Руина |
![]() |
Потсдам. Новый сад. Голландские дома |
![]() |
Кусково. Итальянский домик |
Европейское садовое искусство Просвещения и романтизма погружается во все более глубокие пласты истории. В Эрменонвиле и сегодня можно видеть искусственный дольмен. Освоение степных просторов Российской империи в XIX веке обогатило сады образами кочевых народов и древних могил. "Каменные бабы" появляются в воронцовской Алупке, в подмосковном Абрамцеве, владелец которого Савва Иванович Мамонтов строил Донецкую железную дорогу.
![]() |
![]() |
Алупка. Каменная баба в парке Воронцовского дворца |
Эрменонвиль. Дольмен |
![]() |
![]() |
Монрепо. Статуя Вяйнемяйнена. Открытка 1910-х годов |
Карлсберг. Рунический камень в парке |
Географическая тема воплощается в парках и при помощи скульптуры. Одна из площадок Сан-Суси украшена бюстами чернокожих героев и героинь - это не негры, а "мавры", как тогда называли всех обитателей Северной Африки. Файтсхёхстхайм населяют галантные турки.
![]() |
![]() |
Файтсхёхстхайм. Статуя турка |
Потсдам. Сан-Суси. Бюст мавританки |
![]() |
![]() |
![]() |
Фреденсборг. Статуя норвежского рыбака |
Фреденсборг. Статуя норвежского крестьянина |
Фреденсборг. Статуя норвежского дровосека |
![]() |
![]() |
Стоу. Памятник Куку |
Меревиль. Памятник Куку (ныне в Шато де Жёрр) |
![]() |
Париж. Аллея Парижского меридиана |
![]() |
Париж. Аллея Парижского меридиана. Снимок со спутника |
![]() |
Стоу. Греческая долина |
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве... (1770). Перевод Б. Соколова
![]() |
Эрменонвиль. Пустынь. Гравюра XVIII в. |
Автор "Прогулки по Эрменонвилю" описывает уединенное место, в котором воспроизведена обстановка романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" – швейцарские скалы и долины.
Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Кент являлся последовательным палладианцем.
11 10 2014
1 стр.
Анапа на территории уникального природоохранного заповедника. Особый микроклимат, сочетающий в себе горный и морской воздух, ландшафтный парк и реликтовый можжевеловый лес заставит
16 12 2014
8 стр.
Анапа на территории уникального природоохранного заповедника. Особый микроклимат, сочетающий в себе горный и морской воздух, ландшафтный парк и реликтовый можжевеловый лес заставит
16 12 2014
10 стр.
Найроби (1н) – Национальный парк Масаи Мара (2н) – Национальный парк Озеро Накуру (1н) Национальный парк Амбосели (2н) – Тсаво (2н) – отдых в Малинди (5 н) 14 дней/13 ночей
05 09 2014
1 стр.
Сюжетная их канва отношения лирического героя с другом (1-126) и возлюбленной (127-152) видимо, автобиографична, темы и мотивы типичны для ренессансной поэзии
15 10 2014
1 стр.
15 10 2014
7 стр.
Уильям Лютер Пирс (англ. William Luther Pierce, 11 сентября 1933 — 23 июля 2002) — американский политический деятель, писатель, основатель и руководитель организации Национальный а
26 09 2014
6 стр.
Уильям Бунге (правильнее Банге) (англ. William Wheeler Bunge Jr.) (род. 1928, Ла Кросс, штат Висконсин, сша) — американский географ
14 10 2014
1 стр.