Васин Д.А. Архитектура информационной системы управления образовательными ресурсами вуза. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей XI Междунар. научно-техн. конф. – Пенза: ПДЗ, 2011. – С. 143 147.
АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ВУЗА
Д. А. Васин
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Рассматривается информационная система, обрабатывающая информацию об образовательных ресурсах вуза и ориентированная на оптимизацию планирования учебного процесса.
D.A. Vasin Architecture of information system of management of educational high school resources. Information system processing information about educational high school resources and oriented on the optimization of planning the education process is taken into consideration.
В современных условиях интенсивно развивается направление создания информационных систем (ИС) управления образовательными ресурсами (ОР), при этом отмечается, что в значительной степени такие проекты являются оригинальными [1].
Современное планирование учебного процесса требует учета всех необходимых ресурсов с целью корректного выполнения обязательств образовательного учреждения.
Ресурсы учебного процесса включают в себя:
- время (продолжительность) обучения по дисциплине, распределение аудиторных часов по видам занятий, по семестрам, годам;
- учебно-лабораторная база, уровень фактического состояния которой всецело влияет на активное внедрение новых форм и методов обучения при сохранении и совершенствовании традиционных;
- методическое обеспечение, включающее в себя рабочие программы дисциплин, контрольные экземпляры учебной литературы, методических указаний по видам занятий и т.п.;
- кадровое обеспечение, являющееся бесспорным условием качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением;
- финансовое обеспечение, включающее затраты на приобретение и модернизацию учебного и учебно-лабораторного оборудования, формирование библиотечного фонда, на развитие и внедрение передовых информационных и коммуникационных технологий, на осуществление научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, на оплату труда [2].
Для обеспечения должного уровня качества управления образовательными ресурсами требуется создание соответствующей системы информационной поддержки указанных процессов. Структурный состав такой ИС должен обеспечивать планирование и учет указанных ресурсов. Дополнительно предлагается в состав информационной системы управления ОР (ИСУОР) включить подсистему моделирования и планирования ОР (рис. 1).
Рис. 1. Состав ИСУОР
Основное назначение подсистемы моделирования и планирования образовательных ресурсов – обеспечение возможности оценивания потребностей в образовательных ресурсах на основе сведений об имеющихся ресурсах, планируемом составе образовательных программ и распределении контингента по образовательным программам и формам обучения [3].
При моделировании структуры и количественных характеристик образовательных ресурсов варьируемыми параметрами являются план приема и состав контингента обучаемых, состав материально-технического обеспечения и цены, состав ППС и нормативы расчета количества ППС и др. Подсистема моделирования ОР должна выполнять следующие функции: определение или выбор состава модели, учитываемых параметров и оцениваемых показателей ОР: специальность или направление подготовки, фактический и планируемый контингент обучаемых, вариант учебного плана и др.; задание значений показателей (и варьирование значений) независимых параметров; формирование сводных форм со сведениями о номенклатуре требуемых ресурсов для различных значений параметров модели; вычисление значений показателей, характеризующих затраты на требуемые в заданные периоды времени ресурсы для образовательной программы; формирование распределения значений показателей по заданным периодам времени; вычисление значений обобщенных показателей, характеризующих затраты на образовательные ресурсы для всех планируемых к реализации ОП в вузе [3].
На основе результатов моделирования оцениваются: сводные данные о номенклатуре ресурсов, которые должны быть сформированы (приобретены, изготовлены) в заданные периоды времени (например, на будущий семестр или год); сметы затрат на каждый вид ресурсов в различных «разрезах»: по образовательным программам, по направлениям подготовки, по вузу и др.
В качестве средств реализации ИС выбрана технология ASP.NET американской компании Microsoft, которая позволяет разрабатывать web-приложения с использованием современной платформы .NET Framework. В качества хранилища данных используется СУБД Microsoft SQL Server 2008. Аппаратно-программная база использует трехуровневую архитектуру построения сетевых приложений, характерной особенностью которой является разделение сервера двухуровневой модели (клиент-сервер) на два отдельных уровня – сервер приложений и сервер баз данных (рис. 2). К достоинствам трехзвенной архитектуры относятся: масштабируемость; конфигурируемость (изолированность уровней друг от друга позволяет быстро и простыми средствами переконфигурировать систему при возникновении сбоев или при плановом обслуживании на одном из уровней); высокая безопасность; высокая надежность; низкие требования к скорости канала (сети) между терминалами и сервером приложений; низкие требования к производительности и техническим характеристикам терминалов, как следствие, снижение их стоимости.
Рис. 2. Архитектура ИСУОР
Система предоставляет широкий набор административных функций по управлению пользователями и их правами, что позволяет регламентировать доступ к данным и предоставить каждой категории пользователей собственный набор функций и привилегий по работе с системой. Это обеспечивает необходимый уровень безопасности и надежности всей системы.
Использование информационной системы управления ОР позволяет оптимизировать планирование учебного процесса, выявлять ресурсные проблемы на ранних этапах и эффективно их разрешать. Вариативное планирование контингента обучаемых в зависимости от обеспеченности учебного процесса образовательными ресурсами сводит возможные проблемы в организации учебного процесса к минимуму и предоставляет широкие возможности для анализа и планирования деятельности.
Библиографический список
1. Соломенцев Ю.М., Позднеев Б.М., Солдатов А.В. Эффективное управление ресурсами вуза. – URL: https://tqm.stankin.ru/articles/2003/18/index.htm
2. Васин Д.А., Пикулин В.В. Модели учета ресурсов при планировании учебного процесса. // Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем: Сб. статей II Междунар. науч.-техн. конференции. – Пенза: ПДЗ, 2007. – С. 333-337.
3. Васин Д.А., Пикулин В.В. Информационная система планирования ресурсов образовательных программ. // Программные продукты и системы, 2011, № 1. – С. 114-118.