Перейти на главную страницу
№ 104 от 29.09.2011 г.
Методические рекомендации
2011 год
Автор-составитель: Карзакова О.В
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий . Для их воспроизведения используются электронные устройства.
К ЭОР можно отнести во-первых, видеофильмы и звукозаписи, используемые в учебном процессе, которые воспроизводятся с помощью бытового магнитофона или CD-плеера. Во-вторых, различные эффективные для образования современные ЭОР, воспроизводимые на компьютере. Чтобы выделить второе подмножество электронных образовательных ресурсов, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), означающее то, что с помощью компьютера выполняются способы цифровой записи и цифрового воспроизведения. Но понятие ЦОР не раскрывает всей полноты использования ресурсов созданных и используемых в компьютерной информационно-образовательной среде. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. следуя межгосударственному стандарту,
Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС учебного образовательного учреждения, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить уровень формирования универсальных учебных действий. В результате появится возможность эффективного повышения мотивацию учащихся, обеспечения наглядности представления практически любого материала, а также обучения современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Построение учебного процесса в начальной школе на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя и ученика.
Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.
Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации учебного процесса на основе ЭОР, при котором:
ФГОС указывает на использование в начальном общем образование практико-ориентированных и активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностноориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.
В сравнении с традиционным обучением, где главной задачей являлась передача ученику определенной суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, информационно-образовательная среда направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как постановка и решение познавательной проблемы; нахождение, переработка, использовании и создание различной информации средствами ИКТ; ориентировка в информационном пространстве.
В начальной школе в соответствии с ФГОС должны быть созданы условия для:
В учебном процессе в начальной школе могут использоваться прикладные компьютерные программы, которые используются для создания собственных электронных средств активизирующих учебную деятельность младшего школьника К ним можно отнести компьютерные программы для создания презентаций, интерактивных средств (например, интерактивная доска), графических изображений, аудио- и видео- .
Применение средств созданных в прикладных компьютерных программах, таких как, программы для создания презентаций, активизируют учебный процесс. Это происходит от того, что у школьника в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим, а презентации дают возможность наглядно представить любую информацию, не только в статическом виде, но и в динамическом.
Грамотно составленная презентация повышает уровень не только мотивации учащихся начальных классов, но и контроля и оценки собственной деятельности.
Уроки, на которых используются презентации, имеют следующие особенности:
Использование же интерактивной доски помогает учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, дает учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными.
Использование интерактивной доски предполагает организацию активного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают новые знания. Используемые при этом методы, формы и средства работы стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации. В этом случае преподавателю необходимо грамотно и правильно направлять познавательную деятельность учащихся, ориентировать их в информационном пространстве и вовремя предоставлять необходимую методическую и техническую помощь.
Интерактивная доска создает возможности активизации деятельности ученика на всех этапах учебной деятельности. Структура уроков с использованием интерактивных устройств может меняться. В некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах.
Работа с интерактивной доской позволяет любое занятие сделать динамичным. Обязательно необходимо на уроке сочетать работу на интерактивной доске и обычной доске.
Программное обеспечение интерактивной доски содержит коллекции рисунков почти к каждому учебному предмету, за исключением предмета «русский язык».
Интерактивная доска позволяет переставлять объекты. Так, переставляя слова, учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия, замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.
Интерактивный режим доски интересен тем, что в нем имеется возможность создавать линованное поле, выбирая наиболее удобную ширину строчек, а затем на этих строках с помощью стилуса записывать
Интерактивные доски обладают набором разнообразных инструментов, которыми можно воспользоваться при объяснении материала и выполнении упражнений.
Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения для работы на интерактивной доске, направленные на повторение и закрепление изученного материала. Подобные упражнения-тренажеры можно создавать практически по всем изучаемым разделам.
А вот современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.
Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:
Существует множество дисков с электронными средствами обучения, обеспечивающими формирование предметных знаний не зависимо от выбранного УМК.
Главным условием использования в начальной школе дисков с электронными средствами обучения является то, что они должны соответствовать федеральным требованием к электронным ресурсам и иметь знак данного соответствия.
Учитель может использовать на уроках электронные средства и ресурсы, созданные и выложенные на образовательных порталах другими учителями.
В соответствии с требованиями ФГОС к созданию ИОС начальной школы, в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета.
Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:
С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.
Данные ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета. Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К дополнительным ресурсам конкретного УМК отдельного предмета можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.
Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования учебной деятельности.
Наиболее используемыми образовательными порталами в учебном процессе начальной школы являются: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Началка Инфо. Возможно использование и других федеральных образовательных порталов.
Электронными образовательными ресурсами (эор) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий. Для их воспроизведения используются электронные
14 12 2014
1 стр.
В статье рассматривается проблема использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде суза, а также применение электронных образовательных ресу
11 10 2014
1 стр.
Активное включение библиотеками вузов в свой фонд электронных изданий в настоящее время становится неизбежным в связи с принятием Приказа Министерства образования и науки №588 от 0
09 09 2014
1 стр.
Александрова Елена Владиславовна, ст
14 12 2014
1 стр.
Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые в преподавании родного языка с использованием цифровых образовательных
10 10 2014
1 стр.
Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов, сайтов, электронных библиотек и т д. Списки образовательных учре
09 10 2014
1 стр.
Цель проведения: изучение уровня использования электронных образовательных ресурсов педагогами оу муниципального района Благовещенский район рб
18 12 2014
1 стр.
В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и
11 10 2014
1 стр.