Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка для уроков мордовского языка

«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка»

Разработала: учитель мокшанского,

русского языков и литературы

МОУ «Старотеризморгская СОШ»

Республики Мордовия

Чернова Н.Н.

Старая Теризморга 2010

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка .

Чернова Н.Н.

Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые в преподавании родного языка с использованием цифровых образовательных ресурсов единой коллекции.



Цель разработки - помочь учителям родного языка использовать в своей педагогической практике новые информационные технологии.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили. Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.  Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.  

Все учителя, которые начали работать с интерактивными досками, отмечают повышение интереса учащихся. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
Формирование у учащихся устойчивого активного интереса относится к ключевым проблемам современной дидактики.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.

Наиболее удачны на наш взгляд приемы педагогической техники:

Я в своей практике использую ресурсы интерактивной доски для уроков родного языка. Программа для интерактивной доски для уроков родного языка не составлена, поэтому я стараюсь сама создавать задания по родному языку. Вот некоторые приёмы, которые использую при создании урока средствами интерактивной доски:



- Распределение на группы «Убери лишнее»

Задание:

1.Таргада мазы маркерса китькске серьгядемань наклоненияса глаголхнень алга, а равжа маркерса – сослагательнай наклоненияса глаголхнень алга. (Красным маркером подчеркните глаголы звательного наклонения, а чёрным – глаголы сослагательного наклонения)

Тонафнян, морак, молеза, моралексолень, молелень, корхтандерялень, корхталень, карман тонафнема, молест, кандода, кандолексолень, сяволемань, рамазан, кандолень, ярхцан.



2. Мусть синонипнень, лишнайть нардасть якстерь маркерса: (найдите синонимы, лишнее уберите маркером)

Шумбра – таза, кеме, цебярь

Молемс- ласькомс, ардомс, шаштомс, ащемс

Лац – кальдявста, цебярьста, парста.

Касомс- кеподемс, виензамс, молемс.

3. Точкатнень вастс сёрмадода валхт якстерь маркерса, конат смузьснон коряс каршек ащихть лия шрифтса максфненди: (Красным маркером вместо точек вставьте нужные антонимы)

Морось то юмсесь, то тага…вень ару кожфть эса. Кись то валгондсь ляйняс, то крутаста….вяри. Тянь и … колга арьсекшнемста мялезон лядьсь кодама –бъди мороня. Морось куци вяри, морось терди то кайгиста, то ….кати-кинь. Атясь марязе, кода читордозь панжевсь и меки …садонь ортанясь.



- Восстановление деформированного текста, текст с пропусками.

  1. Валрисьмотнень сёрмадомста точкатнень вастс путода якстерь маркерса деепричастиянь эрявикс суффикс. ( Вставьте суффиксы деепричастий)

Кенери тозерть ланга комболдо… ласкихть волнатне. Ару менельса кърфа… кърфасть валда тяшттне. Атятне аф мяльвельде кадондо… озада ащема вастснон. Меки куду сам…, минь козонга ашеме лотксе. Ульцява молем… стирьхне морасть мокшень Сире морот, конат пяк таколфнезь седицень.

  1. Точкатнень вастс сёрмадода якстерь маркерса изъявительнай наклонениянь объектнай спряжениянь ётай пингонь эрявикс лицань пет. (Вместо точек вставьте в изъявительном наклонении в объектном спряжении личные окончания)

Монь касфто… шачема крайсь и максо… тейне эсь виенц. Золотаса аца… сёксесь перьфпяльть, кизоть руцянзон полафтсь. Келусь петне… кудрянзон, сюролданзон ёрясь шись. Тусь эздон валда кизонясь, сала…эсь мархтонза тундазень.

3.Точкатнень вастс якстерь маркерса путода эрявикс согласнай буква. (Вместо точек вставьте нужную букву)

Кель…тя, кель…тянза, лу..тя, лу..тядязь, сим…тя, сим..тядязь па..тя, па…тядязь, па…ьца, сим…ьсайть, кель…састь.



- Готовые модели с пропусками

Тяштесть виде вариантть . (Выберите правильный ваприант)

  1. Нинге весть ладязе кяскавть, моркш лангста посудать эзда симсь ве (дьта, ветта) и лиссь. Аф кържаксть казендеме книгат и (дтненди, ттненди). Конашкава малат седити тястонь вас(тне, ттне), бъта содафт кунара- кунара. Шабатне ла(ськсть, сксьть) ляйти эшеляма.

  2. Рана шобдава, аньцек стяй шись, Валя лисен…ь (лисендемс) ушу и ванон…ь (ванондомс) ару менел..ти, коса самолё…(самолёт). Вов и няевсть равжа точкакс менел..са (менель) парашютист…не(парашют). Сияк тёждя и акша коволкс панчсевсть парашю…не(парашют).

- Установления соответствия

Мусть виде вариантть и якстерь маркерса исправондасть цифратнень. (Найдите соответствия)

1. Изъявительнай наклонениясь

1. моралексолень

2. Желательнай наклонениясь

2. карман тонафнема

3. Кошардомань наклоненениясь

3. молест

4. Серьгядемань

4. молелень

5. Сослагательнай

5. моралексолень

Желательнай

6. корхталень

7. Условно- сослагательнай

7. корхтандерятама

- Синтаксические разборы

1. Максф валрисьмоти тиеда синтаксическяй разбор. Главнай члеттнень таргасть якстерь маркерса, а второстепеннайхнень – сянгяря.

Перетнень вельхксса срадонды модамарь нетьксонь шиненясь и тяса – тоса кепсихть качамнятне: пси кулуфнень потмоса пидихть пецёнайхть.

-Подчеркивание/ выделение необходимой информации

1. Мусть текстста прилагательнайхнень, качественнайхнень алга таргада якстерь маркерса киня, а относительнайхнень алга – сянгяря маркерса. (Найдите в тексте прилагательные, качественные подчеркните красным маркером, а относительные – зелёным)

Кие аф кельгсы сентябрень мант шить велеса! Менельсь сенем- сенем, и тя потмаксфтома сенемаса бъта фкявастса ащихть акша туцятне. Кожфсь ару и бъта станя жа сенемаза. Велеть маласа паксятне сёрмафт: тюжялготкшни нуфтолсь, а вакссонза равчкоткшни сокаф модась.



- Деление на части

1. Максф валхнень явфтость пяльксова: (Разберите слова по составу)

Кельговикс, вельхтятя, пижелгодомс, сиредемс, модаямс, эшендемс, пулиямс, виензамс



- Создание схем

Тиемс якстерь маркерса максф сложнай валрисьмотненди схемат.

(Составить схемы сложных предложений)

  1. И кърьвязсть исатнень боксна, и кърфазевсь сенем вирсь.

  2. Мольсь сентябрть омбоце пялец, а ушесь кода кизоннель.

  3. Пси тяфтама, што шуварть лангса кяпе пихть пилькне.

  4. Кие эряфонц маштозь мольфтсы, ся косонга сонь аф кольфтсы.

Тиемс якстерь маркерса однороднай член мархта валрисьмотненди схемат. (Составить схемы предложениям с однородными членами)

  1. Сон ванондсь перьфпяльгя, лоткась фкя вастс и озась ваймама.

  2. Тейнза изь удала шавомс аф келазь, аф нумол, аф върьгаз.

  3. Сон лац содасы кода математикать, станя и родной кяльть.

  4. Вайгяльхне то лотксесть, то вихонзакшнесть.

- Заполнение таблиц

Сочинительнай союсне

Тяштемс кодамот

Сотксонь




Карань-каршек




Явомань




- Приём сопоставления

Сочинительнай союсне

Тяштемс виде варианть

Сотксонь

А, но, да, то- то

Карань -каршек

И, или, кати- кати

Явомань

Но, а, да,

- Расставить знаки препинания при прямой речи

Якстерь маркерса путода эрявикс знакт валрисьмотненди

Весть шобдава, васенце урокта инголе, классу сувась Мария Ивановна.

Урокта меле илядода сембе азозе сон и эрязста тусь.

Мезе лиссь Месс кадомазь

Андреень, улема, прянь вятеманц ванцаськ. Исяк тага поздазе урокс азсь мяль Саша.

- Интерактивные диктанты

Якстерь маркерса путода точкатнень вастс эрявикс буква

Юва…сь (ювадемс), пин…стонза (пинге),ку…ста (куд), сашен…сь (сашендомс), лувон…сазь (лувондомс), латсе (лацсе) сыне, кель..сазь (кельгомс),пан…есазь (панемс),тяшт…нень, лома…нень,почкафт..азь (почкафтомс).

Очень часто, при подготовке к урокам я на домашнем компьютере делаю презентации. Эти презентации я называю “модели урока”, так как они являются по сути расширенным планом урока с набором необходимых рисунков, схем, выводов, определений – всего, что я сочла необходимым включить в эту презентацию, для того того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным. Мои презентации бывают разными. Это зависит от того, как я хочу построить свой урок. Если это урок изучения новой темы с помощью интерактивной доски, то моя презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это могут быть вопросы, предложения для анализа вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить, вопросы для самопроверки или взаимопроверки. Если урок - лекция, то каждый этап лекции я стараюсь проиллюстрировать рисунками, стараюсь выписать на слайд презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые термины и т.д.. Такая лекция воспринимается лучше, вызывает интерес у детей, запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности, оживляет урок. В презентацию можно включить и видеоролики, взятые из дисков или приготовленные самим учителем или учениками.

Подготовленную дома презентацию можно “оживить” с помощью интерактивной доски. Для этого нужно открыть через функцию Документы, различные типы документов, и выбрать в отображённом диалоговом окне Power Point показ презентаций, и подготовленная презентация появится на необходимой странице в документе интерактивной доски. Такую презентацию можно не только смотреть, в ней можно работать электромагнитным маркером (стилусом), делая дополнительные записи, пометки, выделять разными цветами необходимые задания. Регулируя порядок поэтапного появления дополнений в презентации с помощью функции “захват”, можно “прокрутив” урок на доске назад, повторить всё поэтапно в необходимом вам порядке.

Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в них совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Технически она является большим экраном, с диагональю до 2 метров, на который выводится изображение созданное компьютером, однако в отличие от обычного экрана интерактивная доска имеет обратную связь с компьютером – с помощью специального маркера или даже просто пальца на ее поверхности можно оставлять электронные следы. При желании она может использоваться как обычная, не интерактивная, доска. И в этом случае она имеет преимущества, которые могут быть использованы учителем– все тексты, рисунки, чертежи нарисованные на поверхности доски в течении урока могут быть сохранены в память компьютера для последующего анализа или повторного использования.

Однако наибольший эффект может получить учитель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.



Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают Интерактивную доску, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии.

 

Методическая разработка для уроков мордовского языка «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка»

Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые в преподавании родного языка с использованием цифровых образовательных

108.72kb.

10 10 2014
1 стр.


«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»

Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка

219.26kb.

17 12 2014
1 стр.


Информация о мероприятиях, посвященных празднованию

В целях активизации работы по изучению родного (эрзянского) языка и культуры мордовского народа в оу района, а также в связи с празднованием 1000–летия единения мордовского народа

74.93kb.

09 09 2014
1 стр.


Изучение синтаксиса родного языка в старших классах. Из опыта работы учительницы родного языка и литературы

К таким относится и учитель родного языка и литературы Новопоселковой сош сулейман Стальского района учитель Зурият Саидовна Султанахмедова, учебно-воспитательная работа которой пр

43.59kb.

11 10 2014
1 стр.


Шет тілдеріне оқытудағы ақпараттық технологияны пайдалану

В данный сборник вошли материалы выступлений учителей средней школы №1 по вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка, а также методические разрабо

304.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов

В статье рассматривается проблема использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде суза, а также применение электронных образовательных ресу

41.48kb.

11 10 2014
1 стр.


Тема: «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе». учитель немецкого языка

Цель работы: поделиться идеями, как при помощи игры разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка

206.56kb.

16 12 2014
1 стр.


-

Смеховой эффект в отношении иностранного языка возникает в случаях, когда нейтральное по значению слово одного языка омонимично слову родного языка, обладающему совершенно другим з

54.22kb.

13 09 2014
1 стр.