Изучение синтаксиса родного языка в старших классах.
Из опыта работы учительницы родного языка и литературы
Новопоселковой СОШ Сулейман Стальского района
Султанахмедовой Зурият Саидовны.
В каждом школьном коллективе есть учителя, которые успешно решают важные вопросы учебно – воспитательной работы с учащимися. К таким относится и учитель родного языка и литературы Новопоселковой СОШ Сулейман Стальского района учитель Зурият Саидовна Султанахмедова, учебно-воспитательная работа которой представляет большой интерес коллегам.
Зурият Саидовна в Новопоселковой СОШ работает с 1992г., после нескольких лет работы в Куркентской СОШ.
Посещение и анализ уроков родного языка и литературы, изучение ученических тетрадей, анализ контрольных и текущих работ показали, что учащиеся хорошо усваивают синтаксис (простого и сложного предложения) родного языка, например: его интонацию, ритмику, пунктуацию.
Секрет успеха в изучении синтаксиса родного языка заключается в том, что учитель Зурият Саидовна в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания. Она располагает содержательными, методически правильно составленными тематическими, поурочными планами, планами внеклассных и внешкольных мероприятий, имеет личный план самообразования.
Умело используя современные рациональные методы, формы и средства учебной работы, учитель добивается высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Уроки Зурият Саидовны Султанахмедовой отличаются практической направленностью, широким использованием наглядных пособий и ИКТ.
Особый упор учительница делает на письменно- практические работы: на каждом уроке лезгинского языка проводит грамматический разбор, дает задания по составлению схем, придумыванию предложений к схемам и т.д.
При изучении сложных предложений Зурият Саидовна постоянно обращает внимание учащихся на структуру данных синтаксических конструкций, а также их функционально – стилистические особенности, что позволяет учить восьмиклассников использовать в своей речи сложные предложения с изъяснительными, определительными, временными, причинно – следственными и другими отношеними,
Чтобы учащиеся научились самостоятельно и свободно оперировать не только простыми, но и сложными предложениями, Зурият Саидовна рекомендует проводить упражнения на замену сложноподчиненных предложений простыми и простых предложений сложноподчиненными.
При объяснении синтаксиса простого предложения в 7 классе, сложного предложения в 8 классе Зурият Саидовна обращает внимание учащихся на интонацию, осознанное усвоение теоретического материала; выполнение разнообразных упражнений устного и письменного характера, разбор предложений; исправление ошибок в письменных работах (изложениях, сочинениях и диктантах).
Уроки ее отличаются практической направленностью, учетом особенностей синтаксических конструкций, категорий русского и родного языков, правильной организацией самостоятельной работы учащихся.
Зурият Саидовна широко пользуется приемом сопоставления. Например, сопоставление сложносочиненных предложений и простых с однородными членами, сопоставление разных видов придаточных с союзами, причинно- следственных придаточных, союзов и союзных слов и т.д. При таком методическом приеме в сопоставляемых синтаксических категориях Зурият Саидовна выделяет существенные признаки, сравнивает, устанавливает их сходство и различие, а после делает соответствующие выводы. Например, чтобы раскрыть понятие интонация, она предлагает сравнить повествовательное предложение с вопросительным:
Виридаз ислягьвал герек я.
Виридаз ислягьвал герек я?
«Всем нужен мир».
«Всем нужен мир»?
Таким образом, учителем даются объекты сравнения.
Учащиеся, выделяя сначала сходные, затем различные признаки, делают вывод, что они состоят из одних и тех же слов, но отличаются друг от друга только по интонации. Отсюда ясно, что изучение синтаксиса требует наблюдения и над интонационной стороной речи учащихся.
При чтении предложений различного типа Зурият Саидовна обращает внимание учащихся на логические ударения и паузы, что важно не только для формирования у них пунктуационных навыков, но и навыков выразительного чтения на уроках родного языка. Этим самым учитель устанавливает более тесную связь между уроками родного языка и родной литературы. Учитель знает, что выразительное чтение – это показатель того, что ученик правильно понимает синтаксическую структуру читаемых предложений.
Зурият Саидовна всемерно обогащает познавательную деятельность учащихся. Чтобы у учащихся выработались умения и навыки самостоятельно различать синтаксические категории на основе их признаков, сравнения их и обобщения, учитель систематически проводит упражнения с заданием на сопоставление различных синтаксических категорий. Например, сравните сложные предложения с простыми и укажите их общие черты и разницу между ними:
Пака чун экскурсидиз фида.
Эгер югъ алахьайди хьайитIа, пака чун экскурсиядиз фида.
Завтра мы пойдем на экскурсию.
Если день будет ясный, то мы пойдем на экскурсию.
Учащиеся делают выводы.
Зурият Саидовна часто пользуется приемом замены одних синтаксических конструкций другими. Таким приемом она пользуется для лучшего усвоения простых и сложных предложений и устранения ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах. Эта работа требует от учащихся творческих усилий, вдумчивого отношения к изучаемым синтаксическим явлениям и фактам, поэтому учитель проводит ее на каждом уроке. Например, детям предлагает задание заменить два простых предложения одним сложным, соединяя их союзами ва, амма, я-я, вучиз лагьайтIа, эгер.
Через каждое слово, каждое предложение Зурият Саидовна обеспечивает и обучающее, и воспитывающее, и развивающее цели урока, умело подхватывает и своевременно доводит до сведения, до сознания школьников.
Зурият Саидовна регулярно проводит творческие работы, умело развивает устную и письменную речь учащихся. Ее ученики любят родной язык и литературу.
Силами самих учащихся изготавливаются отдельные учебно-наглядные пособия, схемы, стенды выпускаются предметные бюллетени, заполняются альбомы и т.д.
Зурият Саидовна щедро делится богатым опытом педагогической работы с молодыми учителями, оказывает им систематическую практическую помощь. Она поддерживает тесный контакт с родителями учащихся, выступает перед ними с лекциями, беседами.
Ст. преподаватель кафедры
родных языков и литератур Н.М. Таймурова