МОУ «СОШ № 29 г. Чебоксары»
Выполнила:
Кирзенкова Юлия Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «СОШ №29
г. Чебоксары»
Содержание проекта:
1. Вступление
2. Общее понятие об ИКТ
Современный этап социально-экономического развития характеризуется переходом к так называемому информационному сообществу, основу которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Интенсивное развитие и повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для сбора, хранения, обработки и передачи данных приводят к радикальным изменениям в экономике, социальной сфере, сказываются на жизни каждого члена общества. Роль ИКТ как одного из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, благоприятный инновационный климат и, в конечном счете, повышение жизненного уровня населения, обуславливает необходимость всестороннего анализа процессов, происходящих в этой сфере, исследования новых, ранее неизученных явлений и проблем и выработки адекватной государственной политики по их решению.
Что греха таить, - мы часто, разрабатывая учебные планы и программы, рекомендуя учебную литературу, не задумываемся о том, что специалист XXI века, к какой бы профессиональной сфере он ни готовился, вынужден будет считаться с рядом общих закономерностей, который уготовила ему неуемная госпожа – цивилизация. Одна из таких ожидаемых неожиданностей связана со вступлением человечества в информационное общество, которому, в свою очередь, придется в ближайшее историческое время перевоплотиться в общество знаний.
В этих быстро меняющихся условиях предстоит не только хорошо ориентироваться, но и по-умному, не теряя времени, адаптироваться. Цивилизация, помимо всего, госпожа строгая, благодушия не терпит. Сегодня и завтра – это уже категорический императив, пренебречь, недооценить который было бы социальным недомыслием, а может быть – и социальной безответственностью.
Итак, теперь нужно дать определение ИКТ. Что же это такое и как это понятие связано с образованием? Можно предположить, что ИКТ – это совокупность методов подачи или получения необходимой учебной информации с помощью таких различных форм связи как печать, телефон, радио, телевидение, интернет и т.п. Следует отметить, что из перечисленных средств коммуникации наибольшую популярность получил компьютер. Хотелось бы заметить, что компьютер был изобретен как средство вычисления. Однако постепенно к его возможностям добавились функции почти всех предшествующих средств коммуникации, превратив его в главное орудие построения современного информационного общества. Сегодня уже невозможно с ходу перечислить все сферы применения компьютера. По всей возможности, наиболее остроумным определением назначения компьютера является следующее: «Компьютер есть средство решения тех задач, которые человек в состоянии ему поручить на данном уровне развития техники». Итак, на данном этапе выделяются следующие отрасли, где широко применяется такое чудо техники как компьютер:
- развитие вычислительных мощностей;
- развитие искусственного интеллекта;
- развитие бизнес-приложений (таблицы, схемы, графики);
- развитие коммуникационных возможностей.
Внедрение сетей позволило превратить компьютер из вычислительного в коммуникационное устройство. Появление Глобальной сети стало стимулом рождения многих новых профессий компьютера. Электронная почта, ICQ и настольные видеоконференции – это технологии, которыми пользуются представители самых разных профессий, в т.ч. и педагоги. Возникли такие новые направления как телеработа, дистанционное образование, телемедицина и т.д.
Образовательные системы постоянно пытались использовать технологию для расширения возможностей обучения – со времен изобретения печатных средств до возникновения глобальных сетей. В середине 19 века железные дороги и национальные почтовые службы использовались для доставки учебных материалов территориально рассредоточенным учащимся, что обусловило возникновение первых курсов заочного обучения. Изобретение радио в начале 1900-х годов привело к появлению радиокурсов. Обычно представляющих собой серию программ, к которым прилагались комплекты книг и учебных материалов – Би-Би-Си начала свои первые образовательные программы в 1924 году. Радио, которым пользуется значительная часть населения, живущего в беднейших регионах планеты, продолжает играть важнейшую роль в предоставлении сообществам возможности получить образование. В Латинской Америке радиошколы, которые в основном правительствами и Римской католической церковью, открывались повсеместно, начиная с середины 1940-х годов, и сыграли важную роль в предоставлении возможности учиться по программам, равноценным школьным, жителям сельских общин.
С середины 1970-х преподавание с помощью интерактивного радио стало применяться в Латинской Америке, Азии и Африке, как в официальном, так и неофициальном образовании, способствуя улучшению качества преподавания и обучения в классах. Помимо использования в классах, радио остается эффективным и рентабельным средством дистанционного образования. Индонезия придает особое значение радио, поскольку оно позволяет охватить население, живущее на разбросанных островах архипелага, тогда как Монголия, в сотрудничестве с ЮНЕСКО, использовала в 1990-х годах радиопрограммы, чтобы научить женщин основам ведения микробиснеса и маркетинга.
Телевидение в 1950-х годах также прокладывало дорогу новым методам обучения. В 1960 году Китай стал первой страной, которая начала использовать радио и телевидение для предоставления среднего образования. Бразилия в конце 1960-х – начале 1970-х годов создала государственную телевизионную образовательную сеть.
В 1970-х годах считалось, что телевидение сможет помочь развивающимся странам «перепрыгнуть» через проблемы, связанные с низким качеством обучения. При поддержке международных учреждений обучение с помощью телевидения по программе средней школы было введено в Сальвадоре.
Мексиканская программа telesecundaria, в отличие от других, выжила и после окончания эпохи широкомасштабных телевизионных проектов. Централизованно производимые телевизионные программы, созданные в соответствии с учебными планами обычных средних школ, передавались через спутник на всю страну согласно ежедневному расписанию школ telesecundaria, работающих в две смены. Каждый час был посвящен конкретной теме, и учащиеся слушали преподавателей по телевидению. Время вещания предоставлялось государственными сетями Министерству образования на безвозмездной основе. Введение спутниковых трансляций резко увеличило число учащихся. По мере развития технологии программы совершенствовались и уроки становились более динамичными и ориентированными на конкретную деятельность. В 200/2001 учебном году telesecundaria охватывала более 963 000 учащихся и распространялась на 16 000 школ. По оценкам уровень отсева учащихся в telesecundaria несколько ниже, чем в обычных средних школах.
Новая обучающая среда
Основные аргументы в пользу поддержки многих проектов, основанных на использовании технологий, - расширение доступа к образованию на всех уровнях, предоставление большей гибкости с точки зрения учебных часов и местонахождения учащихся. Значение современной информационной революции определяется совместимостью компьютеров, телекоммуникаций и аудиовизуальных технологий, а также громадным ростом возможностей обработки данных. Такая совместимость способствовала появлению новых педагогических подходов, основанных на интерактивном обучении. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно не только предоставлять информацию, используя все существующие аудиовизуальные форматы, но и получать ее от пользователя. Перевод в цифровую форму – хранение текстов, изображений и звуков в одной и той же цифровой форме на компакт-дисках – также открыл новые возможности для пакетирования и передачи знаний пользователю.
World Wide Web (WWW) была спроектирована специально для совместной работы над документами рассредоточенных групп пользователей. Интерактивные технологии WWW обусловливают появление новой образовательной платформы и изменяют модель обучения. Материалы курса могут динамично обновляться. Учащиеся получают доступ к такому изобилию информации, которое невозможно было себе представить при классической модели обучения.
Преодолевая пространство и время, ИКТ могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством для изменения в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые цифровые технологии делают революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, благодаря новым возможностям совместно работать над проектами, не замечая границ и культурных различий. Они позволяют детям учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Одновременно изменяется роль преподавателя. Если прежде учитель воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы. В ИКТ также видят важное средство, позволяющее осуществить более демократический доступ к образовательным ресурсам.
ИКТ в школах
Пожалуй, одной из самых характерных черт современной организации учебного процесса в школе является ее индустриализация: широкое использование информационных технологий с целью повышения эффективности управления учебным процессом. При этом компьютер является не только инструментом для выполнения вычислительных работ и моделирования, но и средством обучения, оказывающим существенное влияние на методы преподавания и организацию процесса обучения в целом. Рациональное использование компьютера позволяет применять новые, более эффективные способы передачи учащимся учебной информации.
Требования к использованию ИКТ
М. Куприянов и О. Колелов (Липецкий государственный технический университет) в своей статье «Дидактический инструментарий новых образовательных технологий», вышедшей в первом номере журнала «Высшее образование в России» за 2001 год, обобщили опыт разработки компьютерных технологий и утверждают, что достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые: 1) обеспечивают диалоговый режим в процессе решения различных познавательных задач; 2) имеют встроенные справочники; 3) обеспечивают моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий; 4) проводят оперативное и текущее тестирование на основе банка меняющихся вопросов и ответов; 5) оценивают работу учащихся, учитывая количество вопросов, ошибок и повторных ошибок; 6) хранят для детей и учителя результаты учебной работы. Это позволило сформулировать авторам следующие дидактические требования к современным технологиям обучения. Они должны:
* обеспечивать каждому учащемуся возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личные качества;
* оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая знания, включенные в государственную программу;
* Интенсифицировать процесс обучения;
* Не вступать в противоречия с принципами педагогики.
ИКТ в процессе обучения
Как сказано в статье А. В. Молоковой «Комплексный подход к информатизации школы», вышедшей в первом номере журнала «Народное образование» за 2005 год, исследования проблем информатизации школ ведутся в Институте электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования более десяти лет.
Ключевым понятием является «информатизация школы». Под информатизацией школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Автор вышеназванной статьи выделяет следующие ошибки, которые допускаются при использовании ИКТ в образовании:
* совершенствование методической подготовки учителя ;
* разработка электронных учебных материалов для обучения детей разных ступеней;
* создание организационно-педагогических условий для включения информационно-коммуникационных технологий в традиционный урок в школе.
Осуществляя намеченные преобразования, необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы:
Медиаобразование определяется Ю. Н. Усовым как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей».
Цель – развитие личности на материале художественных медиатекстов, т.е. эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории.
Области применения – кружки, клубы, студии, центры и учреждения дополнительного образования и досуга.
Цели: подготовка школьников к жизни в новых информационных условиях (информационная компетентность и свободное обращение с информационным потоком).
Задачи:
Области применения: средние образовательные учреждения.
В России существует целый ряд перспективных и адаптированных к российским условиям медиаобразовательных моделей, которые используются в процессе образования и воспитания.
В структуре проверки знаний на уроках тесты могут быть:
*предварительными
*текущими
*тематическими
*повторными
*периодическими
*итоговыми.
Тестовые задания представляют собой исходную единицу текста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Объем теста, как правило, на 10-12 минут работы ученика.
Тесты, разрабатываемые мной, имеют различную форму. Они могут включать:
*задания вопросительной формы
*задания утвердительной формы с выбором ответа
* основной признак, по которому можно узнать конкретный объект среди других объектов
* вопросы в необычной или в шуточной форме.
Считаю, что тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Но тестирование целесообразно сочетать с традиционными методами.
План
открытого урока русского языка
в 5А классе с использованием ИКТ
Урок, который я предлагаю вашему вниманию, проходил 25 сентября 2009 года. Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. Я решила провести урок русского языка. Он был посвящен повторению знаний об имени существительном, усвоенных в начальных классах. Повторяли мы род имен существительных.
Тема: Имя существительное. Род имен существительных
Цели:
Оборудование: локальная сеть компьютеров, ноутбук, видеопроектор.
Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться,
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Дети хором произносят это «заклинание» и садятся за парты.
А) ОАСИСБ, НГАИЗМА, АМКАОНТ, РАВЗДСТВУЙТЕ.
Б) ТРКТР, КМНТ, ЭКСКВТР, ЭЛКТРЧСТВ
- Выполнили? А сейчас проверьте свои записи с ключом. Дети проверяют, и если есть ошибки, исправляют их.
Повторение пройденного материала. Проверка ЗУН об имени существительном.
- А сейчас, ребята, вы разобьетесь на группы по три учащихся. Каждая тройка подходит к компьютеру и выбирает: оператора, консультанта, руководителя. Оператор – это тот, кто будет работать на компьютере, нажимать на клавиши и мышку компьютера. А роль консультанта советоваться с руководителем и оператором, выдвигать свои мнения, варианты ответов. А руководитель в конце принимает решение, какой ответ выбрать. Оценка, вышедшая на экране компьютера после того, как вы справились с заданиями теста, будет выставлена в журнале всем членам тройки.
Слайды к уроку
План-конспект
интегрированного урока по теме «Словообразование» (6 А кл.)
с использованием ИКТ
Цели:
Ход урока.
-Дать ученикам понятие заимствованных слов. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.
-Почему же? Что, их не могли написать русскими буквами?
-Оказывается, эти русские слова звучат на всех языках мира одинаково, т.е. так как произносят их русские люди. Значит, их заимствовали из русского языка. На примере слова спутник учитель рассказывает, что это наша гордость, ведь первый искусственный спутник запустили именно российские ученые.
- Проводится беседа о том, как появились эти слова в речи русскоязычного населения. Оказывается, ширтан – это национальное блюдо чувашского народа, а т.к. в Чувашской Республике живут не только люди чувашской национальности, но и русские, татары и др., употребляют в пищу этот продукт все. А еще стоит отметить, что в нашей школьной столовой продают выпечку – хуплу, это тоже национальное блюдо чуваш.
- Ребята, а как мы будем называть эти слова? (заимствованные)
-Из каких частей состоит дерево?
- А без какой части дерево не растет? (корень)
-Вот и слова состоят из разных частей: корень, приставка, суффикс, окончание.
- Как вы думаете, какая часть в слове главная и почему?
-Сегодня мы будем говорить о словообразовании. Как вы понимаете значение этого слова?
- Давайте вспомним как образуются новые слова в русском языке? При помощи каких морфем?
- Рассмотрим слова, которые образованы с помощью суффиксов
Слайд высвечивается на интерактивной доске, ученики выделяют в словах суффиксы.
Оказывается, что слова в чувашском языке образуются путем прибавления к корню так называемых аффиксов. В данном языке и окончания слов называют аффиксом. Аффиксы бывают формообразующие и словообразующие. На данном слайде – словообразующие аффиксы.
-Такой способ называется приставочным.
Дети выделяют приставки.
-Образуются ли таким способом слова в английском языке?
Оказывается, да и такой способ словообразования в английском языке очень распространенный.
Учитель добавляет, что большинство приставок в русском языке заимствованные, в том числе и из английского языка.
- А вот в чувашском языке такого способа словообразования нет.
Использованная литература:
17 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
16 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.