Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Исследование стратегии разбора слов по составу на уроках русского языка в начальных классах


Е.В. Чиркова, учитель начальных классов школы № 1929

В 2005 – 2006 учебном году работа на уроках русского языка была направлена на исследование стратегий разбора слов по составу.

Цели этой работы были следующие:


  1. Научить учащихся находить эффективные пути разбора слов по составу.

  2. Научить учеников без посторонней помощи строить свои объяснения того, что, как и почему он делает.

  3. Научить учащихся самостоятельно находить причины ошибок.

  4. Научить учащихся самостоятельно корректировать стратегии разбора слов по составу.

Для достижения этих целей были определены следующие этапы работы:

1. Составление учителем памятки / инструкции для воспроизведения шагов стратегии.

2. Осмысление и описание учащимися индивидуальных стратегий.

3. Сравнение выбранного плана деятельности с этапами реализованной деятельности.

4. Коллективное обобщение стратегии разбора слов по составу.


Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.



Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Начинать разбор нужно с подбора форм слова (для выделения окончания), затем подчеркиваем основу, выделяем корень, приставку и суффикс.

На первых порах при освоении данного вида анализа полезно даже проговаривать вслух характеристику каждой части слова.

Освоив теорию, учащиеся приступили к написанию собственных стратегий разбора слов по составу. Ученикам было предложено задание разобрать по составу слово и записать ход своих рассуждений. Хочу привести примеры работы «сильного» ученика и «слабого».


Как я разбираю слово.

  1. Прочитал слово – перелесок. Вспомнил, что это узкая полоска леса, которая соединяет два леска.

2. Выделяю окончание. Для этого изменяю форму слова: у перелеска, к перелеску. Изменяемая часть слова – это окончание. Выделяю его, в этом слове оно нулевое.

3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове – перелесок.

4. Чтобы выделить корень подбираю однокоренные слова: перелесье, лес, лесок. Общая часть этих слов – лес. Это корень, выделяю его.

5. Выделяю приставку. Приставка стоит перед корнем. В этом слове приставка – пере.

6. Ищу суффикс. Суффикс стоит после корня, служит для образования слов. В слове перелесок суффикс – ок.

Эта работа свидетельствует о высоком уровне осознания действий ученика.


Пример работы «слабого ученика».
Как я разбираю слово по составу.

  1. Прочитал слово. Слово – перелесок.

  2. Выделяю окончание. У перелеска, к перелеску. Окончание нулевое.

  3. Выделяю корень. Подбираю однокоренные слова: лес, лесник, лесной. Корень – лес.

  4. Выделяю приставку. Приставка – пере.

  5. Выделяю суффикс. В этом слове суффикс – ок.

На уроке листы анализа зачитывались, но не обсуждались. Ученики должны были проанализировать свои работы и подчеркнуть то, что они делали не так, как их товарищи.


На последнем этапе была проведена коллективная работа по обобщению всех работ учащихся и составлению универсальной стратегии «Как я разбираю слово по составу». В результате получилось следующее:

1. Читаю слово – перелесок. Объясняю значение этого слова. Перелесок – это узкая полоска леса, соединяющая два леска, острова; лесной перешеек.

2. Выделяю окончание. Чтобы правильно выделить окончание, нужно изменить форму слова. Изменяю слово по команде вопросов.

- Чего? Перелеска.

- Чему? Перелеску.

- Чем? Перелеском.

Изменяемая часть слова – это окончание. В слове перелесок оно нулевое.

3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове основа – перелесок.

4. Ищу корень. Для этого подбираю однокоренные слова. Перелесок – лесок – лес – лесной – лесничий. Доказываю их близкое значение. Общая часть этих слов – лес. Это корень. Выделяю его.

5. Выделяю приставку. Приставка – это часть слова, находящаяся перед корнем и служит для образования новых слов. В слове перелесок приставка пере-. Подберу еще несколько слов с этой приставкой: переход, перевес, переговоры.



6. Определяю суффикс. Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. В данном слове суффикс – ок.
Регулярно проводя такую работу на уроках русского языка, я могу сказать, что ученики 3 класса способны анализировать ход собственных рассуждений, управлять своими действиями. Учащиеся стали более уверенно отвечать на уроках, поверили в собственные силы. Возросло качество обучения. Полученный опыт учащиеся могут использовать на других уроках, и он пригодится им в дальнейшей жизни.

Е. В. Чиркова, учитель начальных классов школы №1929 в 2005 2006 учебном году работа на уроках русского языка была направлена на исследование

Исследование стратегии разбора слов по составу на уроках русского языка в начальных классах

36.11kb.

25 09 2014
1 стр.


Публичный отчёт директора о работе моу «сош п. Дубки Саратовского района Саратовской области» в 2011-2012 учебном году

Работа школы в 2011/20102 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения, переход на фгос второго поколения и направлена на реализацию цели: реализация компетентностн

500.91kb.

06 10 2014
3 стр.


Анализ методической работы мбоу сосьвинская сош за 2011/2012 учебный год

Методическая работа в 2010/2011 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс

239.2kb.

10 10 2014
1 стр.


На уроках учитель начальных классов

Педагогическое творчество”, а также пользуюсь интернетом. Работая много лет в школе, столкнулась с такой проблемой: трудно найти контакт с детьми. Они становятся пассивны, молчалив

348.03kb.

08 10 2014
1 стр.


«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»

Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка

219.26kb.

17 12 2014
1 стр.


Анализ работы мо начальной школы за 2011- 2012 учебный год

Методическое объединение учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году состояло из 15 учителей и 2 воспитателей гпд

190.88kb.

16 12 2014
1 стр.


Конкурс творческих работ, посвященный Году русского языка " о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!"

Пупина Леонилла Ярославовна, учитель русского языка и литературы моу «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики»

62.03kb.

10 10 2014
1 стр.


В 2007-2008 учебном году методическая служба школы завершила работу над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство повышения качества образования учащихся»

Ключевая цель методической работы была направлена на создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, педагогической компетентности, творческих поисков кол

174.86kb.

25 12 2014
1 стр.