Исследование стратегии разбора слов по составу на уроках русского языка в начальных классах
Е.В. Чиркова, учитель начальных классов школы № 1929
В 2005 – 2006 учебном году работа на уроках русского языка была направлена на исследование стратегий разбора слов по составу.
Цели этой работы были следующие:
-
Научить учащихся находить эффективные пути разбора слов по составу.
-
Научить учеников без посторонней помощи строить свои объяснения того, что, как и почему он делает.
-
Научить учащихся самостоятельно находить причины ошибок.
-
Научить учащихся самостоятельно корректировать стратегии разбора слов по составу.
Для достижения этих целей были определены следующие этапы работы:
1. Составление учителем памятки / инструкции для воспроизведения шагов стратегии.
2. Осмысление и описание учащимися индивидуальных стратегий.
3. Сравнение выбранного плана деятельности с этапами реализованной деятельности.
4. Коллективное обобщение стратегии разбора слов по составу.
Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.
При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.
Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!
Начинать разбор нужно с подбора форм слова (для выделения окончания), затем подчеркиваем основу, выделяем корень, приставку и суффикс.
На первых порах при освоении данного вида анализа полезно даже проговаривать вслух характеристику каждой части слова.
Освоив теорию, учащиеся приступили к написанию собственных стратегий разбора слов по составу. Ученикам было предложено задание разобрать по составу слово и записать ход своих рассуждений. Хочу привести примеры работы «сильного» ученика и «слабого».
Как я разбираю слово.
-
Прочитал слово – перелесок. Вспомнил, что это узкая полоска леса, которая соединяет два леска.
2. Выделяю окончание. Для этого изменяю форму слова: у перелеска, к перелеску. Изменяемая часть слова – это окончание. Выделяю его, в этом слове оно
нулевое.
3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове – перелесок.
4. Чтобы выделить корень подбираю однокоренные слова: перелесье, лес, лесок. Общая часть этих слов – лес. Это корень, выделяю его.
5. Выделяю приставку. Приставка стоит перед корнем. В этом слове приставка – пере.
6. Ищу суффикс. Суффикс стоит после корня, служит для образования слов. В слове перелесок суффикс – ок.
Эта работа свидетельствует о высоком уровне осознания действий ученика.
Пример работы «слабого ученика».
Как я разбираю слово по составу.
-
Прочитал слово. Слово – перелесок.
-
Выделяю окончание. У перелеска, к перелеску. Окончание нулевое.
-
Выделяю корень. Подбираю однокоренные слова: лес, лесник, лесной. Корень – лес.
-
Выделяю приставку. Приставка – пере.
-
Выделяю суффикс. В этом слове суффикс – ок.
На уроке листы анализа зачитывались, но не обсуждались. Ученики должны были проанализировать свои работы и подчеркнуть то, что они делали не так, как их товарищи.
На последнем этапе была проведена коллективная работа по обобщению всех работ учащихся и составлению универсальной стратегии «Как я разбираю слово по составу». В результате получилось следующее:
1. Читаю слово – перелесок. Объясняю значение этого слова. Перелесок – это узкая полоска леса, соединяющая два леска, острова; лесной перешеек.
2. Выделяю окончание. Чтобы правильно выделить окончание, нужно изменить форму слова. Изменяю слово по команде вопросов.
- Чего? Перелеска.
- Чему? Перелеску.
- Чем? Перелеском.
Изменяемая часть слова – это окончание. В слове перелесок оно нулевое.
3. Подчеркиваю основу слова. Основа – это часть слова без окончания. В данном слове основа – перелесок.
4. Ищу корень. Для этого подбираю однокоренные слова. Перелесок – лесок – лес – лесной – лесничий. Доказываю их близкое значение. Общая часть этих слов – лес. Это корень. Выделяю его.
5. Выделяю приставку. Приставка – это часть слова, находящаяся перед корнем и служит для образования новых слов. В слове перелесок приставка пере-. Подберу еще несколько слов с этой приставкой: переход, перевес, переговоры.
6. Определяю суффикс. Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. В данном слове суффикс –
ок.
Регулярно проводя такую работу на уроках русского языка, я могу сказать, что ученики 3 класса способны анализировать ход собственных рассуждений, управлять своими действиями. Учащиеся стали более уверенно отвечать на уроках, поверили в собственные силы. Возросло качество обучения. Полученный опыт учащиеся могут использовать на других уроках, и он пригодится им в дальнейшей жизни.