Перейти на главную страницу
«Лицей» городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
|
|
|
Составитель: Короткова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лицей» городского округа город
Урюпинск Волгоградской области
2012 год
Пояснительная записка
Сегодня практически каждая школа стремится выпускать собственное издание. Однако одна из главных проблем заключается в том, что чаще всего помимо желания и энтузиазма инициаторы проекта не обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками. Поэтому издание получается низкого качества, неинтересное, и неэффективное, то есть неспособное выполнять свои основные функции.
Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.
Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск школьной газеты, периодически выпускаемого документа, содержащего новости, постоянные разделы и объявления на разные темы, создание радиопередач как информационных, так и тематических.
Школьное радио должно соответствовать в той же мере, что и взрослое, профессиональное, требованиям оперативности, своевременности и достоверности передаваемой информации, культуры речи, разнообразия форм и жанров. Задача школьного радио – каждую тему облечь в интересную форму, говорить о серьезном просто, ненавязчиво, и, что особенно важно для ребят, уметь пошутить.
Стать репортером, автором и редактором школьной газеты, диктором школьного радио может не каждый учащийся. Эта работа требует определенных знаний и умений.
Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.
Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни.
Курс включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии», т.е. не как отвлеченные предметы из школьной программы, а как практически – ориентированную и полезную систему.
Курс включает в себя теоретические материалы по публикациям средств массовой информации, работе журналиста и редакторов, а также практикумы по оформлению печатного издания с использованием Microsoft Word, Microsoft Office Publisher.
На занятиях слушатели курсов осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.
Курс «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (создание и выпуск газеты, организация работы школьного радиоузла)» предназначается для тех, кто мечтает или уже принимает участие в создании школьной газеты и организации работы школьного радио. Одна из главных задач курса – помочь сформировать комплексное представление о выпуске компьютерных и бумажных изданий газет, дать конкретные рекомендации по планированию номера, управлению редакционным коллективом, разработке концепции издания и т.д. Ответить на вопросы, которые обязательно возникают в процессе выпуска газеты и радиопередач.
Предназначается курс для преподавателей дополнительного образования, организаторов кружков и секций по интересам. Программа рассчитана на 36 часов обучения, в том числе 10 часов отводится на лекционные занятия и 16 часов – на практические.
Цели и задачи изложения и изучения курса
Цели курса:
дать предоставление об основных этапах создания школьной газеты. Познакомить слушателей курсов с основами редакционного менеджмента и управления творческим коллективом, способствовать формированию навыков газетного дизайна и верстки, дать практические рекомендации по выпуску собственного издания; сформировать представление о деятельности современных электронных СМИ, и радио в частности. Также познакомить с основной терминологией и показать специфику творческого процесса и технологию работы журналиста на радио.
Задачи:
- изучение основ редакционного менеджмента;
- освоение основ планирования работы редакции;
- изучение основ газетного дизайна и практическое применение полученных знаний;
- овладение простыми технологиями изучения читательской аудитории;
- сформировать представление о специфических особенностях радиовещания как канала СМИ, его функциях, сборе информации, ее обработке и донесении этой информации до аудитории;
- помочь уяснить место, роль и значение радио в системе средств массовой информации, в развитии современной российской радиожурналистики;
- рассмотреть организацию современного вещания, составляющие элементы эфира;
- выделить основные этапы деятельности журналиста на радио, определить слагаемые мастерства и некоторые элементы технологии творческого процесса;
- выработать понимание базовых теоретических категорий, навыки самостоятельного аналитического, критического мышления.
Содержание программы
Тема 1. Школьная газета в мире больших изданий
Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений.
Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории.
Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания.
Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель и «запасные» игроки. Ошибки, которые чаще всего допускают начинающие редакторы.
Понятие жанра в публицистике.
План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.
Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)
Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.
Иллюстрации в газете.
Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.
Специфика современного радиовещания. Особенности функций современного вещания. Специфика радийной аудитории и способы контакта журналиста и слушателя. Язык радио и его составляющие.
Информационный выпуск как основная форма вещания на радио. Виды информационного выпуска. Характерные особенности современного выпуска новостей. Популярные формы организации эфира – канал и журнал. Элементы, объединяющие радийные материалы в единое целое.
Этап предварительной подготовки, журналистское досье и архив. Выбор темы, специализация и актуализация. Проработка вопросника, психологическая подготовка к интервью. Технические возможности звукозаписи. Умение вести беседу. Работа в прямом эфире. Написание сценария и монтаж как заключительные этапы работы.
Учебно-тематическое планирование
№п/п |
Наименование тем |
Всего часов | |||||||
|
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия |
Консультации | |||||
1 |
Тема 1. Школьная газета в мире больших изданий |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
2 |
Тема 2. Кто читает школьные издания? |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
3 |
Тема 3. Концепция издания |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
4 |
Тема 4. Школьная редакция |
2 |
1 |
1 |
По необходимости | ||||
5 |
Тема 5. Виды и жанры публицистических текстов. |
8 |
6 |
2 |
По необходимости | ||||
6 |
Тема 6. Планирование номера. |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
7 |
Тема 7. Дизайн и вёрстка школьной газеты. |
8 |
4 |
4 |
По необходимости | ||||
8 |
Тема 8. Место радиовещания в системе средств массовой информации. |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
9 |
Тема 9. Организация процесса вещания на радио |
2 |
2 |
|
По необходимости | ||||
10 |
Тема 10. Этапы работы радиожурналиста |
6 |
4 |
2 |
По необходимости | ||||
Итого |
36 |
27 |
9 |
|
|
Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс. Учебник 5-е изд. — СПб.: изд. Михайлова В.А., 2004 . — 704 с.
1.1. Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации".
1.2. Школьные СМИ являются информационными, публицистическими, художественными печатными изданиями.
2. Основные цели и задачи школьных СМИ
Школьные печатные СМИ предназначены для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры.
3. Порядок издания печатных СМИ
Печатные средства издаются в течение года. Периодичность и тираж устанавливаются членами редакционной коллегии в соответствии с социальным заказом и возможностями корреспондентов.
4.1. Работа над школьным СМИ осуществляется на заседаниях редколлегии на которых определяется периодичность выхода, содержание, объем издания.
4.2. Организовать работу кружков «Юный журналист» и информационно-технологического
4.3. Организация учебного процесса регламентируется расписанием занятий, утверждаемым директором школы.
4.4. Содержание занятий определяется программой кружков, утвержденных на заседании педсовета.
4.5. Периодичность выхода издания - один раз в месяц в течение учебного года (с сентября по май). Не более девяти номеров.
4.6. Объем издания - не более 16 полос.
4.7. Тираж издания – 5 и более экз. (по решению редакционной коллегии).
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации
17 12 2014
1 стр.
Многие образовательные учреждения, в том числе и наша школа, свои инновационные изыскания ведут в направлении формирования личностных компетентностей
17 12 2014
1 стр.
Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации факультета журналистики Московского государст
13 10 2014
1 стр.
Аккредитация журналистов средств массовой информации (далее журналисты) при Министерстве по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (далее – Минспорттуризм ур)
15 10 2014
1 стр.
Демассификация средств массовой информации Склад образов Демассифицированные средства массовой информации Клип-культура
14 10 2014
42 стр.
Улучшение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения информационно-коммуникационных технологий
09 10 2014
1 стр.
Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка
17 12 2014
1 стр.
Центре международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12) прошел Всероссийский Форум деловых средств массовой информации «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса,
15 09 2014
1 стр.