Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов
Краснокутская Анна Александровна
e-mail (в скобках)
ГОУ СПО РО «Сальский индустриальный техникум»
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде СУЗа, А также применение электронных образовательных ресурсов.
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
-
по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
-
по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
-
по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
-
по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
Электронно-образовательные ресурсы можно разбить на три группы:
-
текстовые (гипертекстовые);
-
текстографические
-
мультимедийные (интерактивные).
Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространении в современной образовательной практике средне профессиональных учебных заведений (СУЗов) [1,2,3].
Исследованиями и разработками в этой области занимаются специализированные фирмы: 1С, Физикон, Новый диск и ряд других, а также отдельные ВУЗы. В настоящее время можно констатировать, что в нашей стране складывается промышленность, занимающаяся разработкой электронных образовательных ресурсов.
Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К числу таких причин можно отнести:
Потребность использования видео и аудио изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса;
Необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями;
Возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;
Необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ;
Отсутствие полиграфических проблем при использовании электронных образовательных ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.
Существующая система преподавания в средне специальных учебных заведениях основана на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, имеющих свои специфические особенности. Вместе с тем, содержание учебных дисциплин имеет свою собственную, характерную для конкретного СУЗа специфику, определенную академическими традициями и методиками преподавания, сложившимися в конкретном СУЗе.
Следует отметить, что разработка электронных образовательных ресурсов является ресурсоемким процессом, требующим от разработчиков высокой профессиональной квалификации. Вместе с тем, содержание электронных образовательных ресурсов (контент), применяемых в учебном процессе СУЗа, может и разрабатывается непосредственно в данном учебном заведении. В этом случае контент ресурсов соответствует организационным, методическим требованиям, предъявляемым к средствам обучения, а также учитывает сложившиеся академические традиции. Особых усилий требует реализация технических особенностей электронных образовательных ресурсов, приведение их в соответствие с техническими возможностями информационно-образовательной среды СУЗа.
Студенты специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» на занятиях учатся создавать гиперссылки, мультимедийные презентации, веб- странички, а также учатся работать в графических редакторах Corel Draw, GIMP, Macromedia Flash МХ, Компас 3D.
Используя полученные навыки на практике, студенты создают виртуальные лабораторные практикумы по дисциплинам: Периферийные устройства ВТ, Конструкция и компоновка ПК, Компьютерные сети и другие.
Студенты под руководством преподавателя создают электронные учебники по дисциплине «Информатика». Создали наборы компьютерных тестов для проверки знаний по дисциплине «Информатика»
Проблемой является организация и проведение экспертизы качества электронных образовательных ресурсов.
Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов; метод информационного ресурса; метод демонстрационных примеров.
Все перечисленные методы достаточно легко могут быть адаптированы для реализации заочной, дистанционной и смешанной форм обучения. При реализации традиционной очной формы обучения наиболее приемлем метод демонстрационных примеров [4]. Его применение, вместе с тем, во многом направлено на практические и лабораторные занятия.
Литература
1. Абросимов А.Г. Развитие информационно - образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. – Автореф. дис.... док. пед. наук., М.,2005,
2. Макаров С.И. Макаров С.И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики). // Дис. докт. пед. наук. / М.: ИОСО РАО, – 2003, 286 с.
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания.- М. ИСМО.2006.
4. Методические рекомендации по использованию новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в условиях реального учебного процесса (сборник).- Институт стратегических исследований РАО 2008 г.