Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Юферевские чтения 2011

Эффективное использование полнотекстовых электронных ресурсов

в научно-исследовательском и образовательном процессе
Зав. сектором зала электронной информации Корнилова Венера Маратовна
Наличие доступа к электронным ресурсам и их использование становятся обязательным требованием информационного обеспечения учебного процесса ФГОС третьего поколения и входят в лицензионные показатели высших учебных заведений. Активное включение библиотеками вузов в свой фонд электронных изданий в настоящее время становится неизбежным в связи с принятием Приказа Министерства образования и науки № 588 от 7.06.2010, который обязывает обеспечить образовательный процесс электронной библиотечной системой.

По статистике, проводимой НЭИКОН (Национальный электронно-информационный консорциум), больше всего работают с ЭПР ведущие вузы страны. К сожалению, в большинстве региональных вузах ЭПР востребованы крайне слабо. Данный факт подтверждают многочисленные исследования, проводимые на территории РФ, а также статистика использования ЭПР, размещенная на сайте НЭИКОН.

В основном, пользователи всем видам упорядоченной информации по-прежнему предпочитают Интернет, где, на самом деле, достоверность информации не гарантируется, авторские права нарушаются, сложно найти уникальный документ.

К сожалению, такая тенденция наблюдается и в нашем вузе.

Читатели нашей библиотеки имеют доступ к различным ЭПР, таким как: электронно-библиотечная система «КнигаФонд», Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» , Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, Polpred.com, справочно-правовые и информационные системы (КонсультантПлюс, Кодекс, Техэксперт, Norma CS), зарубежные БД (SpringerLink, GreenFile), электронная коллекция авторефератов диссертаций, полнотекстовая БД учебно-методических пособий ННГАСУ и др. Имеется фонд ЭР на CD, DVD по различным направлениям. Но уровень востребованности ЭПР остается низким, процесс использования этих ресурсов в учебном и научном процессах идет крайне медленно.

В библиотеке ННГАСУ было проведено анкетирование «Использование читателями библиотеки ННГАСУ электронных полнотекстовых ресурсов». Было опрошено 168 пользователей, из них: 126 (75%) - студенты, 25(14,95) – магистранты, 12(7,1%) - аспиранты, 5 (3%) – преподаватели. Анкетирование показало следующие результаты:




Обращение к справочно-информационным системам и Интернет (поиск нормативной документации)

КонсультантПлюс

67 (40%)

Кодекс

18(10,7%)

Техэксперт

17 (10,2%)

Norma CS

16 (9.5%)

РЖ ВИНИТИ

21 (12,6%)

Интернет-библиотека СМИ Public.ru

29 (17.3%)

Интернет (поиск нормативной документации)

150 (89,3%)

Важно не только иметь электронные ресурсы и обеспечить доступ к ним, но и информировать пользователей об их существовании, инициировать интерес к этим ресурсам. В библиотеке ННГАСУ используется различные способы продвижения ЭПР:



  • Реклама на сайте библиотеки, в зале электронной информации, медиатеке, читальных залах библиотеки и других отделах

  • Выпуск различных пособий: памятки, буклеты, путеводители, книжные закладки (любезно предоставила компания НормаСофт)

  • Виртуальные выставки и выставки на стенде

  • Информирование кафедр о доступе к новым БД по электронной почте

  • Обучение сотрудников библиотек, преподавателей (курсы повышения квалификации), информационные занятия для первокурсников. Студенты старших курсов обучались в Norma CS

  • Проведение Дней кафедр (Как правило, большинство студентов обращаются в библиотеку за книгами и прочими документами, рекомендованными именно ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ. Поэтому очень важно, чтобы преподаватели не только рекомендовали студентам определенные ЭР, но и обязывали их использовать в учебном процессе. Для этого сами преподаватели должны быть достаточно информированы об ЭПР и их возможностях.)

  • Другие мероприятия

Как один из способов продвижения ЭПР в библиотеке можно использовать Электронный каталог, привязав к нему полные тексты с помощью ссылок. В настоящее время источниками полных текстов для ЭК являются: оцифрованные авторефераты диссертаций, CD-приложения к периодическим изданиям, фонд ЭР на CD-DVD (если подходит формат данных), полнотекстовая БД учебно-методических пособий ННГАСУ, НЭБ, Public.ru, собственные сайты периодических изданий, К+, Кодекс, Техэксперт, Рассматривается подключение к ЭК других полнотекстовых БД.


Рассмотрим на примерах………

Такая структура электронного каталога позволяет внутренним пользователям максимально полно и с наименьшими затратами времени из одной точки доступа получить библиографическую информацию по теме запроса, посмотреть полный текст (при его наличии). Таким образом, ЭК можно рассматривать как частично-полнотекстовую БД. Кроме того, непроизвольно, возможно иногда не подозревая, пользователь обращается к полнотекстовым БД.

На сегодняшний день

На диаграмме это выглядит так:



А теперь опять обратимся к результатам анкетирования. Как используют наши пользователи полнотекстовые ресурсы из ЭК:



Для обеспечения быстрого и удобного выхода к ключевым научным и образовательным ресурсам Интернет согласно федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения составлено пособие «Путеводитель по ресурсам Интернет».

Путеводитель представляет собой аннотированный каталог ссылок, систематизированный по специальностям, по которым проводится обучение в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ). Каждый раздел издания соответствует специальности вуза. Внутри каждого раздела ресурсы расположены следующим образом:



  • тематические порталы, полнотекстовые базы данных, государственные органы, специализированные электронные библиотеки, справочно-информационные системы и другие ресурсы научно-образовательного назначения

  • российские периодические издания

  • зарубежные периодические издания

Ссылки на периодические издания дополнены примечаниями о наличии полных текстов статей либо их аннотаций. Последние четыре раздела: «Энциклопедии, словари», «Электронные библиотеки, полнотекстовые базы данных», «Диссертации, патенты», «Библиотеки» – содержат ресурсы универсального назначения. В электронном путеводителе оглавление выполнено в виде гиперссылок на определенный раздел пособия, все гиперссылки активны, что обеспечивает быстрый и удобный выход на определенный ресурс Интернет.

Путеводитель предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей. Пособие в электронном виде размещено на сайте библиотеки ННГАСУ.



Интернет – довольно подвижная система, которая постоянно меняется и по структуре, и по информационному наполнению. Некоторые сайты или ресурсы либо исчезают, либо меняют адрес, появляются новые ресурсы Интернет. Поэтому все ссылки на ресурсы периодически проверяются на актуальность.

Эффективное использование полнотекстовых электронных ресурсов в научно-исследовательском и образовательном процессе

Активное включение библиотеками вузов в свой фонд электронных изданий в настоящее время становится неизбежным в связи с принятием Приказа Министерства образования и науки №588 от 0

50.9kb.

09 09 2014
1 стр.


Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов

В статье рассматривается проблема использования электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде суза, а также применение электронных образовательных ресу

41.48kb.

11 10 2014
1 стр.


Номенклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа, используемых в образовательном процессе
119.31kb.

08 10 2014
1 стр.


Использование икт в образовательном процессе. Справка

Учитель начальных классов Строкова Р. С. активно внедряет икт в учебно-воспитательный процесс, создала медиатеку по предметам цор, самостоятельно

94.37kb.

25 12 2014
1 стр.


Методика организации внеклассной работы по химии

Методика организации и использования образовательных электронных изданий и ресурсов (оэир) в учебном процессе

799.66kb.

11 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Электронными образовательными ресурсами (эор) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий. Для их воспроизведения используются электронные

153.57kb.

14 12 2014
1 стр.


Использование метаданных в электронных библиотеках по науке. Ведение прикладных профилей метаданных по науке. Пример интеграции данных в распределенной Интегрированной Системе Информационных Ресурсов ран
182.36kb.

30 09 2014
1 стр.


Цор как средство формирования развивающей парадигмы

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь

64.43kb.

24 09 2014
1 стр.