Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Выступление на ММО учителей биологии г.о.Химки от 13/01/2012
В.П.Петкович
Тема «ЦОР как средство формирования развивающей парадигмы»


Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала.

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе.

И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде? 

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

https://coolreferat.com/ref-3_276521129-90841.coolpic

Классификация ЦОР по типу информации




  1. ЦОР с текстовой информацией:


Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно – методические материалы.




  1. ЦОР с визуальной информацией:
                1. Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; 


                2. Модели: 2-3 –х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.


                3. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.


                4. Карты для предметных областей




  2. ЦОР с комбинированной информацией:


Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.




  1. ЦОР с аудио информацией:


Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.




  1. ЦОР с аудио и видео информацией:


Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.




  1. Интерактивные модели:


Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.


Парадигма образования – совокупность ключевых понятий и положений, которые признаны педагогической общественностью на конкретном этапе времени.

Целью знаниевой парадигмы является подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Целью развивающей парадигмы является обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Знаниевую парадигму можно назвать «школой памяти», т.к. ее задача состоит в передаче известных образцов ЗУН. Развивающая парадигма ее можно назвать «школой мышления», ее задача формирование и развитие духовно-личностной самоорганизации учащегося.

знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении длительного времени, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым! Во-вторых, стало ясно, что функция образования не сводится к насыщению знаниями.

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования. Переход к развивающей парадигме - закономерный итог развития образовательного мышления человека: на смену поверхностно-предметному освоению мира приходит личностно-смысловая сфера.
По убеждению Ф. С. Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе 

выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;


  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;


  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);


  • быть коммуникабильными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;


  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уров



Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.


  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.


  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся


  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).


  • Усиливает наглядность 


  • Вместо старых таблиц - «культурное» изображение


  • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.


  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.


  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты. 



Использование ЦОР, как активной формы работы на уроках

Что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся?

Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.

Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:


  • формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям; 


  • развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли; 


  • развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения; 


  • воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими; 


  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.



Цор как средство формирования развивающей парадигмы

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь

64.43kb.

24 09 2014
1 стр.


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Программа по дисциплине «Международные экзамены как средство формирования профессиональной компетентности»

«Международные экзамены как средство формирования профессиональной компетентности»

122.14kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий
58.02kb.

17 12 2014
1 стр.


Мастер-класс

«Межпредметные связи как средство формирования у школьников обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса»

41.97kb.

13 10 2014
1 стр.


В изучении синтаксиса как «организационного центра грамматики» В. В

«от легкого к трудному»: вначале рассматриваются простые предложения (неосложненные и осложненные), преобразуемые в сложные; затем синонимика полипредикативных конструкций как сред

383.55kb.

10 10 2014
2 стр.


Философские и логические аспекты построения моделей сознания С. В.Ёлкин Введение. Парадигмы физики сознания

Нет даже ясности о чьем сознании собственно идет речь. Для одних научных дисциплин, таких например как психиатрия, научные парадигмы считаются давно сформировавшимися, в то время к

70.61kb.

24 09 2014
1 стр.


Квадратные уравнения

Метод проектов как средство формирования самостоятельной деятельности учащихся 8 классов при изучении темы «Квадратные уравнения»

92.27kb.

25 12 2014
1 стр.