Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи

ФАДЕЕВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДоШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Коломийченко Людмила Владимировна

Официальные оппоненты:

Гончарова Елена Владимировна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», заведующий кафедрой методик дошкольного и начального образования.

Белобородова Неля Сабитовна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Бирский филиал Башкирского государственного университета», директор Центра развития Ребенка.

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Защита состоится 16 ноября 2012 г., в 10.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г.Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, ауд.316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «15» октября 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Лазарева Ольга Николаевна






Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальной ступенью образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности.

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании»и др.).

Толерантность - сложное личностное образование. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. Не смотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, то есть гендерной толерантности, остаются мало изученными в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно состоятельный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры.

Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не изучался в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста.

Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам полового воспитания позволил выявить ряд противоречий разного уровня.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях гендерной культуры и нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного пола;

- признанием народной культуры как содержательного компонента полоролевой социализации и низким уровнем реализации ее воспитательного потенциала в формировании гендерной толерантности.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему «иному» в условиях кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования гендерной толерантности;

- фундаментальным научным потенциалом по проблемам полового воспитания (в частности – формирования гендерной толерантности как одного из его результатов) и ограниченным арсеналом средств практического решения задач полоролевой социализации.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- возможностью формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе;

-высоким воспитательным потенциалом народной культуры в общем контексте личностного развития и отсутствием технологических оснований ее применения в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Состояние научной разработанности проблемы

Методологические и теоретические основы полового воспитания разрабатывались в исследованиях в области философии, социологии, психологии и педагогики:

- исследования Б.Г. Ананьева, Л.А. Арутюновой, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Л.В. Градусовой, И.В. Грошева, В.И. Кагана, И.С. Клециной, Л.В. Коломийченко, И.С. Кона, М.В. Маловой, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой, Т.М. Титаренко, Л.В. Трубайчук раскрывают концептуальные основы проблемы воспитания детей разного пола и идеи сензитивности старшего дошкольного возраста к становлению гендерной идентичности и психологических характеристик пола;

- работы С.Н. Артановского, М.И. Богомоловой, Н.Г. Волкова, Т.С. Комаровой, Л.В. Любимовой, Е.В. Новиковой, З.В. Сикевич посвящены проблемам приобщения детей к народной культуре;

- исследования В.Е. Кагана, Л.В. Коломийченко, И.С. Кона, Е.А. Конышевой, Ф.С. Махова О.В. Прозументик, Т.А. Репиной освящают особенности поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста.

Отдельные аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста представлены в ряде отечественных исследований:

- психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении культуры (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

- воспитание детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации (Л.А. Арутюнова, М.И. Богомолова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Л.В. Градусова, О.В. Дыбина, И.Н. Евтушенко, Л.В. Коломийченко, Е.А. Конышева, Н.К. Ледовских, О.А. Овсянникова, М.А. Радзивилова, Т.А. Репина и др.);



- воспитательные возможности народной культуры в процессе полового воспитания (С.Д. Кириенко, Л.В. Коломийченко, Т.В. Малова, Е.В. Попова, Н.Е. Татринцева и др.)

Однако до сих пор остаются мало разработаны проблемы, связанные с изучением гендерной толерантности как одного из показателей успешной полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, воспитательных возможностей разных педагогических средств в процессе ее формирования.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий определила проблему исследования: как народная культура может быть использована в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола, универсальность воспитательного потенциала социокультурных ценностей, сензитивность возрастного периода в контексте полоролевой социализации определили выбор темы исследования «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

В исследовании введены ограничения:

- в условиях полипарадигмального образовательного пространства существует терминологическая неопределенность понятия «формирование»; мы рассматриваем его как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности;

- в соответствии с генезисом полоролевой социализации возможности формирования гендерной толерантности обнаруживаются в периоде шести - семи лет, что послужило основанием определения контингента исследования в границах данного возрастного периода;

- в воспитательном процессе используются лишь те элементы народной культуры, в которых находят отражение гендерные социокультурные ценности (народные сказки, былины, малые формы фольклора, народные игры, труд, ремесла, костюм).



Цель исследования - теоретическое обоснование и исследование возможности использования народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - педагогический процесс формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - воспитательные возможности народной культура в формировании гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: дети шести - семи лет.

Гипотеза исследования. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования гендерной толерантности, вместе с тем теория и практика дошкольного образования свидетельствуют о недостаточном использовании в данном направлении различных средств воспитания; народная культура может являться средством формирования гендерной толерантности при соблюдении следующих условий:

- терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования;

- разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования;

- качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности;

- целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период;

- разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности в процессе приобщения детей к народной культуре



Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста;

  2. Определить содержательную характеристику основных параметров (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста;

  3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста;

  4. Выявить и сравнить уровень сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и результативном этапах опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщение и интерпретацию полученных результатов;

  5. Разработать модель формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, проект использования народной культуры в этом процессе, осуществить его экспериментальную апробацию.

Методологической основой исследования явились:

- философское понимание ценности культуры и традиций как источников образования личности, в том числе в условиях дошкольного образования (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.И. Гессен, М.С. Каган, Л.В.Коломийченко, Р.М. Чумичева, К.Юнг, и др.);

- теория андрогонии, определяющая бисексуальность человека (С. Бем, О. Вайнингер, А. Клизовский, К. Юнг и др.);

- положения о самоценности личности, обеспечении условий для ее саморазвития в культурологическом пространстве образования (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Чумичева и др.);

- подходы: системный (А.И. Ракитов, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин и др.), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), культурологический (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Этапы исследования:

первый этап (2008-2009 гг.) - теоретическое осмысление и определение на основе анализа литературы методологического аппарата исследования, выделение показателей и критериев гендерной толерантности;

второй этап (2009-2012гг.) - разработка диагностического инструментария, направленного на выявление когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гендерной толерантности; подбор содержания формирующего этапа эксперимента, осуществление опытно-поисковой работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной культурой;

третий этап (2012 г.) - анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведенной экспериментальной работы; формулирование выводов; оформление работы.



База исследования. В эксперименте участвовали 120 детей шести - семи лет из дошкольных образовательных учреждений г. Перми (МБДОУ «ЦРР – д/с №411» и МБДОУ «Д/с №295»).

Методы исследования: феноменологический и ретроспективный анализ философской, психологической и педагогической литературы; проективно-экспериментальные методы (проектирование и моделирование педагогических объектов, экспериментальные занятия); диагностические (беседа, социометрия, наблюдение, чтение художественной литературы и др.); эмпирические методы (анализ программ дошкольного образования); методы сбора, обработки и представления результатов опытно-экспериментальной работы, методы математической статистики (φ – угловое преобразование Фишера).

Научная новизна.

  1. В диссертации уточнено понятие «гендерная толерантность» по отношению к периоду дошкольного детства. Гендерная толерантность рассматривается в нашем исследовании как сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях людей разного пола (внешний вид, личностные качества, сферы деятельности) и способах проявления толерантного отношения, наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола, в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

  2. На основе теоретических изысканий и поисковой деятельности доказана возможность формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста как сложного личностного образования, являющегося важнейшим достижением генезиса полоролевой социализации в дошкольном детстве. Впервые гендерная толерантность рассматривается как итоговый, кульминационный этап полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

  3. В исследовании дополнены и конкретизированы основные параметры (компоненты, показатели, критерии) сформированности гендерной толерантности как сложного личностного образования детей старшего дошкольного возраста по основным сферам личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.

  4. В процессе проведения исследования модифицирован и апробирован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с показателями разных сфер личностного развития.

5. Впервые в дошкольном возрасте обоснована и опытно-экспериментальным путем доказана возможность использования народной культуры как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста и определены те ее элементы, которые отражают не только специфику традиционно сложившихся стереотипных форм поведения людей разного пола, но и нестандартность их проявлений в разных жизненных ситуациях.

Теоретическая значимость исследования.

  1. На основе феноменологического, ретроспективного и системного анализа конкретизированы сущностные характеристики понятия «гендерная толерантность», определены основные позиции изучения гендерной толерантности в генезисе научных изысканий по проблемам полоролевой социализации.

  2. Теоретические основы педагогики обогащены понятийно-теоретическим аппаратом в рамках полового воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Подтвержден и обогащен воспитательный потенциал народной культуры в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста, определены его воспитательные возможности в формировании гендерной толерантности.

  4. Обоснована сензитивность возрастных границ (шести – семи лет) в становлении гендерной толерантности как кульминационного периода полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

  5. Конкретизирован диагностический инструментарий оценки уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными компонентами, показателями и критериями.

  6. Разработана модель педагогического процесса, направленного на формирование гендерной толерантности посредством народной культуры.

  7. Теория дошкольного воспитания дополнена представлениями о воспитательных возможностях народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности.

Практическая значимость исследования:

  1. В соответствии с выделенными компонентами и показателями определены уровни сформированности гендерной толерантности в старшем дошкольном возрасте, апробирован диагностический инструментарий по ее изучению.

  2. В соответствии с целью исследования осуществлен подбор и модификация элементов народной культуры, отражающих варианты проявления традиционных гендерных ориентиров; разработан и апробирован проект формирования гендерной толерантности детей шести - семи лет посредством народной культуры.

  3. В соответствии с программой подготовки бакалавров и магистров по специальностям 050100.62 «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», 050100.68 «Педагогическое образование» разработан и апробирован спецкурс для студентов высших учебных заведений в соответствии с социальным заказом и потребностью в обогащении профессиональной компетентности педагогов детских садов, разработана программа курсов повышения квалификации по актуальным проблемам полового воспитания детей дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гендерная толерантность является важнейшим новообразованием в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства. Она представляет собой сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола, о способах проявления толерантного отношения, в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола, в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

  2. Формирование гендерной толерантности осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, в ходе специально организованного процесса, включающего программно-целевой, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Программно-целевой компонент основывается на содержании народной культуры, отражающем специфику межполовых взаимоотношений, различные элементы которой доступны восприятию и освоению детьми дошкольного возраста. Технологический компонент связан с многообразием форм и методов использования народной культуры как средства гендерной толерантности, последовательность которых предопределяется генезисом полоролевой социализации: от первичного освоения – к интериоризации социокультурных ценностей в разных видах деятельности – и от нее к культуротворчеству.

  3. Народная культура является одним из средств формирования гендерной толерантности в период дошкольного детства, что объясняется рядом ее существенных особенностей: включенностью элементов гендерной культуры в культуру традиционную, из созвучностью, возможностью их вариативного применения в разных жизненных ситуациях, близостью ценностей народной культуры полоролевому витагенному опыту детей.

  4. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности. Отслеживание результатов данного процесса в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации различных элементов народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере – исследование интересов и потребностей во взаимодействии с представителями своего и противоположного пола, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере – отслеживание специфики межполовых отношений, адекватных ценностям традиционной культуры и возможным вариантам их проявления.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: опорой на современные достижения философской, социологической, психологической и педагогической наук; применением методов, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; наличием многообразной фактологической базы, представленной как реальной практикой, так и научно-методической литературой; использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования; положительной динамикой уровней сформированности гендерной толерантности в условиях опытно-экспериментальной работы.

следующая страница>


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-методические основы изучения математики технических специальностей вузов в условиях кредитной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Теория и методика обучения и воспитания

620.82kb.

18 12 2014
3 стр.


Методическая разработка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Компьютерные презентации как средство формирования основ правовой культуры у дошкольников»

Положение об областном конкурсе «Ребенок и право» на лучшую методическую разработку

650.39kb.

13 09 2014
4 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.

14 10 2014
1 стр.