диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Екатеринбург – 2012
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Коломийченко Людмила Владимировна
Официальные оппоненты:
Гончарова Елена Владимировна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», заведующий кафедрой методик дошкольного и начального образования.
Белобородова Неля Сабитовна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Бирский филиал Башкирского государственного университета», директор Центра развития Ребенка.
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Защита состоится 16 ноября 2012 г., в 10.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г.Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, ауд.316.
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан «15» октября 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Лазарева Ольга Николаевна
Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальной ступенью образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности.
В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании»и др.).
Толерантность - сложное личностное образование. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. Не смотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, то есть гендерной толерантности, остаются мало изученными в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно состоятельный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры.
Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не изучался в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста.
Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам полового воспитания позволил выявить ряд противоречий разного уровня.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:
- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях гендерной культуры и нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного пола;
- признанием народной культуры как содержательного компонента полоролевой социализации и низким уровнем реализации ее воспитательного потенциала в формировании гендерной толерантности.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:
- необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему «иному» в условиях кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования гендерной толерантности;
- фундаментальным научным потенциалом по проблемам полового воспитания (в частности – формирования гендерной толерантности как одного из его результатов) и ограниченным арсеналом средств практического решения задач полоролевой социализации.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:
- возможностью формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе;
-высоким воспитательным потенциалом народной культуры в общем контексте личностного развития и отсутствием технологических оснований ее применения в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Состояние научной разработанности проблемы
Методологические и теоретические основы полового воспитания разрабатывались в исследованиях в области философии, социологии, психологии и педагогики:
- исследования Б.Г. Ананьева, Л.А. Арутюновой, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Л.В. Градусовой, И.В. Грошева, В.И. Кагана, И.С. Клециной, Л.В. Коломийченко, И.С. Кона, М.В. Маловой, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой, Т.М. Титаренко, Л.В. Трубайчук раскрывают концептуальные основы проблемы воспитания детей разного пола и идеи сензитивности старшего дошкольного возраста к становлению гендерной идентичности и психологических характеристик пола;
- работы С.Н. Артановского, М.И. Богомоловой, Н.Г. Волкова, Т.С. Комаровой, Л.В. Любимовой, Е.В. Новиковой, З.В. Сикевич посвящены проблемам приобщения детей к народной культуре;
- исследования В.Е. Кагана, Л.В. Коломийченко, И.С. Кона, Е.А. Конышевой, Ф.С. Махова О.В. Прозументик, Т.А. Репиной освящают особенности поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста.
Отдельные аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста представлены в ряде отечественных исследований:
- психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении культуры (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);
- воспитание детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации (Л.А. Арутюнова, М.И. Богомолова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Л.В. Градусова, О.В. Дыбина, И.Н. Евтушенко, Л.В. Коломийченко, Е.А. Конышева, Н.К. Ледовских, О.А. Овсянникова, М.А. Радзивилова, Т.А. Репина и др.);
Однако до сих пор остаются мало разработаны проблемы, связанные с изучением гендерной толерантности как одного из показателей успешной полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, воспитательных возможностей разных педагогических средств в процессе ее формирования.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий определила проблему исследования: как народная культура может быть использована в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола, универсальность воспитательного потенциала социокультурных ценностей, сензитивность возрастного периода в контексте полоролевой социализации определили выбор темы исследования «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
В исследовании введены ограничения:
- в условиях полипарадигмального образовательного пространства существует терминологическая неопределенность понятия «формирование»; мы рассматриваем его как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности;
- в соответствии с генезисом полоролевой социализации возможности формирования гендерной толерантности обнаруживаются в периоде шести - семи лет, что послужило основанием определения контингента исследования в границах данного возрастного периода;
- в воспитательном процессе используются лишь те элементы народной культуры, в которых находят отражение гендерные социокультурные ценности (народные сказки, былины, малые формы фольклора, народные игры, труд, ремесла, костюм).
- терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования;
- разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования;
- качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности;
- целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период;
- разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности в процессе приобщения детей к народной культуре
- философское понимание ценности культуры и традиций как источников образования личности, в том числе в условиях дошкольного образования (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.И. Гессен, М.С. Каган, Л.В.Коломийченко, Р.М. Чумичева, К.Юнг, и др.);
- теория андрогонии, определяющая бисексуальность человека (С. Бем, О. Вайнингер, А. Клизовский, К. Юнг и др.);
- положения о самоценности личности, обеспечении условий для ее саморазвития в культурологическом пространстве образования (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Чумичева и др.);
- подходы: системный (А.И. Ракитов, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин и др.), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), культурологический (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Этапы исследования:
первый этап (2008-2009 гг.) - теоретическое осмысление и определение на основе анализа литературы методологического аппарата исследования, выделение показателей и критериев гендерной толерантности;
второй этап (2009-2012гг.) - разработка диагностического инструментария, направленного на выявление когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гендерной толерантности; подбор содержания формирующего этапа эксперимента, осуществление опытно-поисковой работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной культурой;
третий этап (2012 г.) - анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведенной экспериментальной работы; формулирование выводов; оформление работы.
10 09 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
18 12 2014
3 стр.
13 09 2014
4 стр.
27 09 2014
1 стр.
14 10 2014
20 стр.
08 10 2014
4 стр.
14 10 2014
1 стр.