Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Апробация и внедрение результатов осуществлялись параллельно с его ходом на всех этапах. Теоретические положения и прикладные аспекты работы были представлены на конференциях международного, федерального и регионального уровней в городах Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Санкт-Петербург. По материалам опытно-экспериментальной работы организовывались курсы повышения квалификации работников дошкольного образования.

Результаты экспериментальной работы включены в содержание учебных лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров для студентов факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета. Возможность практического внедрения результатов обеспечивается публикациями автора в центральных журналах («Воспитатель ДОУ»), в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 10 работ, из них – 3 работы в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.



Структура диссертации и ее объем. Диссертация включает в себя введение, две главы, список литературы, заключение и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования и раскрываются основные научные характеристики (цель, задачи, объект, предмет, контингент, гипотеза, положения, выносимые на защиту и т.д.).

В первой главе «Теоретическое обоснование воспитательных возможностей народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста» представлен ретроспективный анализ различных идей и концепций по мировоззренческим аспектам толерантности и толерантного отношения.

Изучение проблемы сущностных характеристик толерантности нашло отражение в исследованиях Р.Р. Валитовой, В.А. Васильева, С.А. Герасимова, Н.В. Кругловой, Е.В. Магомедовой, А.А. Погодиной Л.В. Скворцова, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, G. Moreno-Riano. Терминологическая неопределенность понятия «толерантность», по мнению А.Г.Асмолова, связана с разноплановыми ориентирами ценностно-смысловых обоснований в условиях современного полипарадигмального образовательного пространства и изучением данного феномена в разных аспектах: философском (В.С. Библер, М. Бубер, Ф.М. Достоевский, И.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Б.Ф. Поршнев); аксеологическом (Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолов, Л.М. Иванова, Е.В. Магомедова, С.М. Шалютин, L. Burwood, R. Wyeth); социально-правовом (Л.П. Ильиченко, Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, Е.А. Темичева, А.А. Чичановский); психологическом (А.Г. Асмолов, Л.Я. Коломинский, М. Медовар, А.В. Петровский А.А. Реан).

Многоаспектность изучения толерантности свидетельствует о наличии неугасающего интереса исследователей разных сфер взаимоотношений человека с социумом, государством, правом. Особую актуальность проблема сущностных характеристик толерантности приобретает в сфере научного педагогического поиска, поскольку является центральной в определении общих ориентиров организации педагогического процесса по ее целенаправленному формированию.

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Проявление толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции. Формирование толерантности происходит в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, А.А. Реан, В.А. Ситаров, О.В. Цируль и др.). Ее сущностные характеристики раскрываются через описание личностных качеств человека, в которых она проявляется: открытость, согласие, солидарность, невраждебность, внимание, сочувствие и сострадание другому, готовность выслушать иную точку зрения, терпимость, взаимопонимание и взаимоподдержка, любовь и милосердие, чувство единства с миром, людьми (А.Г. Асмолов, С. Ашикова, В.В. Глебкин, Д.В. Зиновьев, В.А. Тишков).

В дошкольном возрасте ребенок обладает огромным потенциалом развития и установления социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Особое место этот возраст занимает в процессе полоролевой социализации и формирования основ гендерной толерантности. В отечественной психологии и педагогике термин «полоролевая социализация» введен в категориальный аппарат науки И.С. Коном и рассматривается как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках социальной культуры (В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, Е.А. Конышева, Т.А. Репина).

Полоролевая социализация - динамичный процесс, генезис которого обнаруживается в половой идентификации, освоении половой роли, становлении маскулинных и феминных качеств, межполовых отношений и гендерной толерантности. Анализ исследований по проблемам гендерной толерантности позволяет рассматривать ее как кульминационное образование, имеющее место в генезисе полоролевой социализации в старшем дошкольном возрасте, сущностные характеристики которого связаны с принимающим, понимающим и уважительным отношением к представителям своего и противоположного пола.

Под гендерной толерантностью мы понимаем сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола и способах проявления понимающего и принимающего отношения, в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола, в проявлении уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

Как сложное личностное образование гендерная толерантность проявляется в трех сферах – когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. Ее формирование происходит как стихийно, в процессе накопления опыта социального взаимодействия, так и организованно, в ходе целенаправленного педагогического процесса, которому отводится доминирующая роль.

В современных психолого-педагогических исследованиях проблема формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста остается малоизученной как в контексте программно-целевого, так и диагностического, технологического сопровождения. Особо в этом отношении следует отметить ограниченность исследований по вопросам изучения средств формирования гендерной толерантности. Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы послужил основанием для изучения воспитательного потенциала народной культуры в данном процессе.

Под народной культурой в контексте нашего исследования понимается совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе гендерной.

Традиционно народная культура рассматривается как совокупность ценностей народа (объектов, предметов, явлений, имеющих значения и смыслы) однозначного порядка, при котором, например, маскулинные и феминные характеристики определяются стандартным набором специфических проявлений. Вместе с тем во многих элементах народной культуры (произведения устного народного творчества, малые формы фольклора, ремесла и труд) отражается специфика нетрадиционного, вариативного полоролевого поведения, что позволяет предположить наличие воспитательного потенциала народной культуры в формировании гендерной толерантности. Народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, обладает универсальным воспитательным потенциалом.



Анализ исследований позволяет говорить о высокой роли и значении народной культуры в сохранении лучших традиций своего народа, в реализации принципа преемственности поколений и их социальных ценностей, в осуществлении взаимодействия культур и позволяет предположить возможность использования ее воспитательного потенциала в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Гипотетически это связано с тем, что народная культура доступна детям в силу своей «простоты», смысловой однозначности артефактов, близка витагенному опыту детей данного возрастного периода, синкретична (что соответствует специфике детского мышления), синтезирует в себе разные виды социальной культуры, отражает в отдельных своих элементах специфику межполового взаимодействия.

Во второй главе диссертации «Экспериментальная апробация возможности использования народной культуры в процессе становления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста» описывается процесс организации и содержания опытно-поисковой деятельности, дается общая характеристика результатов диагностики контрольных и экспериментальных групп, представляются модель и тематический план использования народной культуры в формировании гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, формулируются выводы об эффективности проведенной работы.

Компоненты гендерной толерантности рассматриваются в нашем исследовании как структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представленные в соответствии со сферами полоролевой социализации: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. Под показателем мы понимаем качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием – признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя.

Показатели гендерной толерантности в нашем исследовании представлены по сферам личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. Критерии оценки когнитивной сферы: объем, осознанность и глубина (умение аргументировать), отсутствие стереотипов восприятия у детей поступков литературных героев в нестандартных ситуациях; отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора. Критерии оценки эмоционально-чувственной сферы: устойчивость интересов; внешняя выраженность эмпатийных проявлений, отсутствие избирательности в общении по половому признаку, соотношение положительных и отрицательных выборов, наличие общих и взаимных выборов. Критерии оценки поведенческой сферы: самостоятельность, инициативность, адекватность ситуации, направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию), характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный). Соотношение показателей и критериев позволило определить уровни сформированности гендерной толерантности (высокий, средний, низкий)

В организации опытно-поисковой работы мы исходили из того, что правомерность диагностических процедур предопределяется грамотным и адекватным изучаемым показателям подбором методов. Методы педагогической диагностики в нашем исследовании представлены способами реализации задач, направленных на изучение, анализ, интерпретацию, прогнозирование результатов проявления разных сфер гендерной толерантности.

Подбор и модификация методов психолого-педагогической диагностики осуществлялись в соответствии с обозначенными показателями. Разнообразие используемых методов обусловлено доминирующими задачами диагностики, позволяющими определить объем и аргументированность знаний (беседы), ситуативность или стабильность, внешнюю выраженность эмоционально-чувственных проявлений (проблемные ситуации, наблюдения), самостоятельность и адекватность поведенческих реакций (наблюдение, решение проблемных ситуаций).

Изучение гендерной толерантности на начальном этапе диагностики (констатирующий эксперимент) не показало существенных различий между детьми контрольных и экспериментальных групп (см. табл. №1).

Таблица №1.

Результаты начальной диагностики уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста (в %)




Уровни

Контрольные группы

Экспериментальные группы

Высокий

26%

24%

Средний

60%

62%

Низкий

14%

14%

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства детей контрольных и экспериментальных групп выявлен средний уровень когнитивной сферы гендерной толерантности:

- существенная часть обследуемых детей владеет дифференцированными представлениями о своей половой принадлежности, об отдельных функциях членов семьи; внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола; способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола; привлекательных качествах сверстника своего и противоположного пола; перспективах своего развития как представителя определенного пола; вариантах проявления качеств феминности и маскулинности;

- большая часть детей индифферентна в отношении собственной половой принадлежности, не осознает относительности маскулинных и фемининных проявлений, затрудняется в определении перспектив своего взросления в соответствии с собственной половой ролью, ситуативно проявляет сопереживание, сочувствие в общении с детьми противоположного пола;

- у детей преобладают стереотипные представления о представителях своего и противоположного пола (например, большинство детей под мужскими качествами понимают силу и храбрость, а под женскими – красоту, нежность и хозяйственность); к женским профессиям в основном относят профессии воспитателя, продавца, врача;

- для большей части детей характерно наличие стереотипов в оценке полоролевого поведения и негативной оценки, критических замечаний в адрес сверстников противоположного пола (мальчики – «плохие, драчуны», девочки – «жалобы, ревы»).

Организация и проведение работы, направленной на формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры, осуществлялись в соответствии с рядом теоретических позиций, раскрывающих основные подходы к построению педагогического процесса. Признавая возможность формирования гендерной толерантности в процессе специально организованной целенаправленной деятельности, в определении содержания и логики формирующего этапа опытно-поисковой работы мы обозначили ряд подходов, реализация которых предположительно обеспечивает результативность полового воспитания в контексте реализации исследовательских задач: системный, личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический.

Совокупность теоретических позиций, раскрывающих методологические основания прикладной части исследования, обеспечила построение модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры. (см. рис. №1).

Программно-целевой компонент




Технологический компонент

Контрольно

-оценочный

компонент


<предыдущая страница | следующая страница>


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-методические основы изучения математики технических специальностей вузов в условиях кредитной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Теория и методика обучения и воспитания

620.82kb.

18 12 2014
3 стр.


Методическая разработка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Компьютерные презентации как средство формирования основ правовой культуры у дошкольников»

Положение об областном конкурсе «Ребенок и право» на лучшую методическую разработку

650.39kb.

13 09 2014
4 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
1330.16kb.

09 09 2014
6 стр.