Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
«Приглашаем к путешествию»
-
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем
И.Истомин
|
Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.
Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини-музей «Моя родина ЯМАЛ». Во многих группах оформлены уголки Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.
Педагоги разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.
На базе детского сада организован и функционирует кружок «Нейро» (солнце). Основная цель кружка — приобщение детей дошкольного возраста, к культурам народов Севера. Задачи кружка направлены на развитие элементарных представлений об истории, быте, культуре народов фино-угорской группы.
В занятиях блока «Ознакомление с художественной литературой» педагоги знакомят детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях. Каким богам-духам поклонялись, какими представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных как приручили оленя, собаку, сделали их своими помощниками – обо всём этом поведали сказатели прошлого.
Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.
В блоке «Художественно-творческая деятельность» отражены занятия по музыкальной, театрализованной и изобразительной деятельностей.
Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными делами. Будням противопоставляется праздник – это день, наполненный радостью, весельем. Особое значение праздник имеет для ребенка. Праздники, которые отмечают в детском саду, имеют свои цели и задачи. Большое значение имеют праздники, предназначенные для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с обрядами и музыкальной культурой Северных народов. Музыкально-теоретический материал о северном крае позволит дошкольникам расширить свои знания и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Увлекательные сценарии праздников и развлечений предлагают вариант изучения родного края, основанный на следующих принципах: демократизации, гумманизации, экологизации, комплектности, интеграции, используя методологические принципы конструирования краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты: «Мой любимый город»; «Ласковый нежный Север»; «Северное сияние» и т.д.. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, праздничные концерты, посвященные датам основания города, области, спортивные мероприятия. Неоднократные победители городского конкурса детского прикладного творчества «Северный сюрприз», посвященному празднику народов Севера.
Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
|
блок
|
Программное содержание
|
1
|
Ознакомление с окружающей и социальной действительностью
|
Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.
Показать на карте наш край: Карское море, Обскую губу, Уральские горы, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.
Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.
Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.
Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.
Расширять представление о родном городе: на какой реки стоит, чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города.
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера
Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют.
Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.
|
2
|
Ознакомление с художественной литературой
|
Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.
Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.
Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.
|
3
|
Ознакомление с природой родного края
|
Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.
Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.
Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.
Расширить представления об обитателях северных водоемов.
Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе
|
4
|
Художественно-творческая деятельность
|
Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.
Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
Сформировать системное представление о Северном крае.
Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.
Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.
Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.
Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.
|
следующая страница>