Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи

Фадеева Татьяна Васильевна



Психолого-педагогические условия психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде

Специальность: 19.00.07 –педагогическая психология



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук

Самара- 2011

Работа выполнена на кафедре психологии образования ГОУ ВПО

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Минияров Валерий Максимович
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Литвиненко Наталья Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент

Уварова Людмила Николаевна
Ведущая организация – Башкирский государственный

университет

Зашита состоится 22 ноября 2011года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора/кандидата психологических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099 г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Текст автореферата размещён на сайте ВАК [email protected] 17 октября 2011 г.


Автореферат разослан октября 2011 года

Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, Л.В. Вершинина

профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Ситуация политической и экономической нестабильности, обострение межэтнической напряжённости, вооружённые конфликты на постсоветском пространстве усиливают миграционные потоки. Всё это может создать для ребёнка стрессовую ситуацию, которая приведёт к росту психологических, психических и физических нарушений у детей.

В условиях Среднего Поволжья, с присущими ему такими особенностями, как поликультурность, многонациональность, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, эта проблема приобретает первостепенное значение.

Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которым по какой-либо причине пришлось жить в новых для них условиях поликультурной среды. Детимигранты сталкиваются с проявлениями интолерантности по отношению к ним детей из групп этнического большинства. Наряду с этим дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки по отношению к детям из других этнических групп. В связи с этим у детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этничностью, чувство униженности, ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать.

Говоря о полиэтнической образовательной среде групп в дошкольных образовательных учреждениях, следует отметить, что дошкольники - мигранты, редко вступающие в межкультурные контакты, как показывает анализ складывающихся межличностных отношений, имеют низкий статус в коллективе детей отличной от них культуры или совсем не имеют друзей среди сверстников, проявляют безразличное или агрессивное отношение к ним.

При этом детям этнического меньшинства приходится адаптироваться к новым условиям поликультурной среды, что приводит к необходимости походить на сверстников новой для них культуры и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями.

Как результат, возникает противоречие между ценностями и нормами, транслируемыми различными институтами социализации (в детском саду учат одному, а дома другому), неразрешение которого может привести к внутренней дисгармонии и ситуации неопределённости при адаптации дошкольников - мигрантов к поликультурной среде.

Анализ научной литературы показывает, что проблема психологической адаптации и аккультурации далеко не новая научная проблема. В последние десятилетия она занимает одно из ключевых мест в современной психологии. Разработаны теории, объясняющие причины, особенности протекания и последствия «стресса аккультурации»: теория страдания и горя (К.Oберг), теория негативных жизненных событий (P.X.Paгe, Т.Х.Холмс), теория селективной миграции (А.А.Баранов, Ф. Б. Березин, С.Бочнер, В.В.Гриценко, Л.В.Ключникова, Р.Кохрейн, А.Р.Кудашев, А.А.Реан, Г.Селье, Н.Триандис, A.Фарнхем, Н.Физер), теория ценностных различий (Р. Борис, С. Бочнер, Н. М. Лебедева, A. Монтроиль, A. Фарнхем), теория социальной поддержки (Л.В.Ключникова, Н.М.Лебедева, В.П.Поздняков) и отсроченной селективной аккультурации (М.Зу, П.Картер, Дж.Ли, К. М.Некермен, A.Портес).

Раскрыто содержание психологической адаптации и аккультурации (М.Герцковиц, Р.Линтон, Р.Редфилд), разграничены групповой и индивидуальный уровни аккультурации (Т.Д.Грейвз), разработаны структурная схема и стратегии аккультурации (Дж.Берри), выявлены её факторы (Дж. Берри, П.Р. Дасен, Н.М. Лебедева, Д. Мацумото, А.Х. Путинга, А.П. Садохин, И.Х. Сигал, Т.Г. Стефаненко, Х.Триандис, К. Уорд), выделены виды адаптации в процессе аккультурации (З.Айкен, Дж.Берри, К. Уорд). Вопросы психологической адаптации, различные её аспекты представлены в работах А.М. Богомолова, Е.Е.Будалиной, В.В.Гриценко, А.И.Жмырикова, Н.В.Намазова, А.Г.Портнова, М.С.Яницкого. Особо следует отметить исследования, в которых определяются показатели психологической адаптированности к новой культуре (Дж.Берри, В.В.Гриценко, Н.М. Лебедевой, А.П. Садохиным, Т.Г. Стефаненко, П.Шмитцом).

Последствия межкультурных контактов при аккультурации выявлены М.Беннеттом, Дж. Берри, С. Бочнером. Свой вклад в разработку этапов адаптации мигрантов внесли К. Лисгард, К. Оберг, Р.С. Триандис, раскрывшие стадиальный характер и фазы культурного шока.

В настоящее время происходит интенсивное развитие служб психологической помощи, ставящих своей целью содействие мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам в преодолении трудностей в поликультурной среде. Но, как показывает анализ опыта работы таких служб, их деятельность преимущественно направлена на социокультурную и экономическую адаптацию (социальную реабилитацию) подростков и взрослых; не проводится специальная работа с такими детьми, а вопросам, связанным с определением и реализацией психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую адаптацию детей-мигрантов дошкольного возраста в поликультурной среде, не уделяется должного внимания.

Среди многих проблем, возникающих при изучении психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста в поликультурной среде, необходимо исследовать такие, которые связаны с выявлением структуры психологической адаптации, с обоснованием содержания компонентов, с определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую адаптацию дошкольников – мигрантов к поликультурной среде.

Имеет место противоречие между практической необходимостью психологической адаптации детей-мигрантов к поликультурной среде и отсутствием научно обоснованных психолого-педагогических условий, обеспечивающих таким дошкольникам психологическую адаптированность к поликультурной среде.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определяет научную проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема определения психолого-педагогических условий, способствующих психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. В практическом – проблема разработки программы психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде

Объект исследования – психологическая адаптация детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую адаптацию детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую адаптацию детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

Гипотеза исследования: если психологическая адаптация детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями, характеризующимися изменениями в развитии личностного потенциала старших дошкольников по мере их включения в активную игровую деятельность, систему межличностных отношений и социокультурную среду, обеспечивающими им позитивную самооценку, снижение тревожности и эмоциональное благополучие, то психологическая адаптация становится возможной тогда, когда реализация программы обеспечивает:

– формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников посредством коррекции эмоциональных трудностей, развития у них позитивного отношения к самим себе и уверенности в своих силах, повышения самооценки, развития коммуникативных навыков, обучения детей способам выражения эмоций, выразительным движениям, обучения навыкам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;

– формирование представлений старших дошкольников об этнической идентичности, создание поля пространства для этнической идентификации и осознания своей принадлежности к общероссийскому сообществу;

– формирование у старших дошкольников толерантности, позитивного отношения к своей и иным культурам, навыков межкультурного взаимодействия;



Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание понятия «психологическая адаптация детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде».

  2. Выявить структуру психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде и обосновать содержание её компонентов.

  3. Сконструировать комплекс методов изучения психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

  4. Разработать и апробировать программу психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

  5. Определить результативность экспериментальной работы по психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– раскрыто содержание понятия «психологическая адаптация детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде» (сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование толерантности, представлений об этнической идентичности в соответствии с новыми для них социокультурными условиями, характеризующимися изменениями в развитии личностного потенциала старших дошкольников по мере их включения в активную игровую деятельность, систему межличностных отношений и социокультурную среду, обеспечивающими им позитивную самооценку, снижение тревожности и эмоциональное благополучие.);



  • выявлена структура психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде и обосновано содержание её компонентов (содержание психоэмоционального состояния дошкольника, как компонента психологической адаптации, образует: способность к саморегуляции, наличие позитивных образов «Я» и «Другого», способность к рефлексии как средства самопознания и потребности в саморазвитии, обеспечивающие адекватное выполнение ребёнком своих возрастных, социальных, культурных ролей. Содержание этнической идентичности образует: знания об особенностях собственной группы, осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков, принятие себя детьми и позитивную самооценку. Содержание толерантности образует: умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и готовность принятия иного культурного поведения, иных обычаев, нравов, чувств, мнений и идей);

  • выделены и систематизированы психолого-педагогические условия психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде (создание системы мониторинга психоэмоционального состояния, этнической идентичности и толерантности; организация взаимодействия в системах «психолог – педагог», «психолог»– родитель», базирующегося на единстве диагностики и коррекции личностного развития ребёнка; создание предметно-развивающей среды на основе этнокультурных особенностей в группах ДОУ; организация взаимодействия между детьми в специально создаваемой образовательной среде, привлекательной и ценной для дошкольников; включение этнорегионального материала в содержание всех обучающих занятий);

  • определены показатели и критерии, с помощью которых изучается адаптированность детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде (критериями психоэмоционального состояния являются тревожность; эмоциональное благополучие дошкольников; самооценка; критериями этнической идентичности являются знания об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков; принятие детьми себя; критериями толерантности являются психологическая устойчивость, личностные и групповые ценности, позитивные установки и индивидуальные качества личности);

– разработана программа для дошкольников по психологической адаптации к поликультурной среде (Первый раздел программы «Работа с детьми», проводимый в форме тренинга, направлен на формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, толерантности, позитивного отношения к своей и иной культуре, на развитие этнокультурной осведомлённости и навыков межкультурного взаимодействия. Второй раздел «Работа с родителями и педагогами», проводимый в традиционных (теоретические консультации, деловые игры, постоянно действующие семинары и т.д.) и нетрадиционных (игры-тренинги, круглые столы, заседания клубов с элементами тренинга и др.) формах, направлен на просвещение родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, повышение этнокультурной осведомлённости, обучение приёмам эффективного межкультурного диалога.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют научное представление о процессе адаптации детей-мигрантов к поликультурной среде, результатом которой является адаптированность как показатель аккультурации; позволяют на теоретической основе определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую адаптацию детей-мигрантов старшего дошкольного возраста; совершенствование качества психологической деятельности в аспекте психологической адаптации и составят основу для новых научных представлений о психологической адаптации детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психолога в аспекте психологической адаптации дошкольников-мигрантов к поликультурной среде; в определении методов, позволяющих изучать психологическую адаптацию детей-мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Разработанная программа психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде является реальной предпосылкой обновления содержания работы психологической службы в дошкольном учреждении в аспекте психологической адаптации дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в практике психологических служб в ДОУ, в ресурсных, развивающих и реабилитационных центрах, психологами в различных сферах их деятельности.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования являются психологические теории и концепции адаптации, теоретические основы межкультурной адаптации (аккультурации), философско-этические и психологические теории и концепции, раскрывающие проблемы психологической адаптации детей дошкольного возраста к поликультурной среде.

Теоретическую основу исследования составили:

– психологические и педагогические теории этнокультурной адаптации и аккультурации личности в полиэтнической образовательной среде (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, И.В. Колоколова, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, М.Ю. Мартынова, Т.П. Скрипкина, Г.В. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова);



  • теории и концепции адаптации, разработанные в русле психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, Х. Хартман), бихевиоризма (Г. Айзенк, В. Арнольд, Р. Меили), когнитивной психологии (А. Бек), гуманистической психологии (А. Бандура, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл);

  • теоретические концепции в отечественной психологии, рассматривающие адаптацию как результат взаимодействия личности и среды (А. А. Баранов, И.Д. Калайков, А. Р. Кудашев, А. А. Налчаджан, А. А. Реан), раскрывающие объективные критерии адаптированности: степень соответствия личностных особенностей новым культурным нормам (Т. Г. Стефаненко);

  • теоретические концепции толерантности (С.К. Бондарева, С.Ю. Головин, Д.В. Колесов, Г. Оллпорт, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова);

  • основные общетеоретические положения терпимого отношения к ребёнку (Е.Ю. Клепцова), толерантности в образовании (Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко, Б.Э. Риэдон), психолого-педагогических условий толерантного обучения (В.Л. Литвинова, Т.Г. Мельник, М.Орлова, М.К. Оксузян);

  • концептуальные положения о психологическом здоровье и психоэмоциональном состоянии (И.В. Дубровина, А. Маслоу, В.Э. Пахальян, М.Ю. Стожарова, О.В. Хухлаева);

  • работы, посвящённые изучению психоэмоционального состояния в образовании (Т.И. Безуглая, С.И. Оксанич, В.Э. Пахальян О.В. Хухлаева);

  • теоретические положения этнической идентичности (Дж. Берри, А.И. Донцова, Л.Г. Ионин, И.С. Кон, Э.Т. Кталиева, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, М. Плизент, О. Романова, А.П. Садохин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко);

  • теоретические исследования этнокультурной компетентности в образовании (В.Н. Галяпина, Т.В.Поштарёва).

Методы исследования. Поставленные задачи решались посредством комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретического анализа философской, социально-психологической и психолого-педагогической литературы; эмпирических методов (анкетирование, тестирование); экспериментальных методов (констатирующий и формирующий эксперимент); методов статистической обработки данных с помощью Т-критерия Вилкоксона и t-критерия Стьюдента.

Организация и этапы исследования.

Исследование проходило в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений № 49 «Весёлые нотки», № 153 «Олеся», № 76 «Куколка», № 50 «Синяя птица» и № 69 «Веточка» города Тольятти.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалась психолого-педагогическая действительность, специфические особенности учебно-воспитательного процесса и работа психолого-педагогической службы в различных ДОУ города. Проведенный анализ научной литературы: монографий, публикаций и психолого-педагогических исследований, близких или смежных нашей тематике, – позволил определить исходные положения по рассматриваемым вопросам, актуальность проблемы, разработать базовые теоретические принципы, выделить объект, предмет исследования, сформулировать цель и задачи. Итогом первого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования и обоснование его программы.

В ходе второго, проблемно-теоретического этапа (2007-2009 гг.), наряду с продолжением работы по теоретическому анализу научной литературы, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались социально-организационные условия и психолого-педагогические методы, обеспечивающие эффективность психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Результатом этого этапа явились разработка и внедрение экспериментальной программы психологической адаптации, создание целостной концепции исследования современных проблем психологической адаптации.

На третьем, экспериментально-обобщающем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялись обобщение, обработка и интерпретация материалов, накопленных в ходе исследования, проводилось документальное и литературное оформление результатов исследования. Теоретическое осмысление полученных данных послужило основой для определения психолого-педагогических условий психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде.



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, их соответствием поставленной проблеме; применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике работы; возможностью повторения экспериментальной работы в новых условиях; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Итоги исследования докладывались и получили одобрение на международных и всероссийских научно-практических конференциях Тольятти, Саратова, Томска, Сургута, Саранска, Воронежа, Орска, Уфы. Результаты исследования апробировались и были внедрены в МДОУ г. Тольятти № 49, 50, 153, 69, 76.

Положения, выносимые на защиту:

1. Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей. Образование многонациональных коллективов в социальных институтах, значительно расширяя рамки межкультурного общения, порождает необходимость адаптации детей-мигрантов к условиям поликультурной среды. Образование, являясь одним из основных институтов социализации, по своему назначению должно обеспечивать становление национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, формирование дружественных, гуманистических, межнациональных отношений, развитие способности дошкольников позитивно воспринимать и уважать не только свою культуру, но и другую культуру, способствуя тем самым, успешной адаптации (интеграции) подрастающих поколений к условиям жизнедеятельности в полиэтнической среде. И важную роль здесь играет первая ступень системы образования – дошкольное образование: именно в дошкольном возрасте происходит формирование мировоззрения, нравственных устоев, характера и привычек человека, закладываются основы миролюбивости и созидательности человека. Однако существует противоречие между практической необходимостью адаптации детей-мигрантов к поликультурной среде и недостаточной представленностью в психологической науке специальных программ такой адаптации, одним из результатов которой при её реализации является адаптированность детей-мигрантов к поликультурной среде, структурными компонентами которой являются психоэмоциональное состояние, этническая идентичность и толерантность.


2. Положение о необходимости психологической адаптации детей-мигрантов не может быть дополнено лишь тезисом развития психоэмоционального состояния, этнической идентичности и толерантности. В современных условиях требуется специальная программа по психологической адаптации детей-мигрантов к поликультурной среде. Её разработка должна быть осуществлена на основе понимания единства деятельности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, повышения этнокультурной компетентности, обучения приёмам эффективного межкультурного диалога. Программа состоит из двух разделов «Работа с детьми» и «Работа с педагогами и родителями». Содержание данных разделов обусловлено содержанием структурных компонентов психологической адаптации детей-мигрантов к поликультурной среде. Первый раздел реализуется в форме социально-психологического тренинга, второй – в форме теоретических консультаций, деловых игр, семинаров, заседания клубов вопросов и ответов, круглых столов, игр-тренингов.

3. Стратегия деятельности психолого-педагогической службы ДОУ, основанная на реализации программы психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста, становится результативной тогда, когда создание системы психологического мониторинга базируется на результатах изучения и отслеживания динамики психоэмоционального состояния, этнической идентичности и толерантности; организация взаимодействия в системах «психолог – педагог», «психолог – родитель», предусматривает единство диагностики, коррекции личностного развития дошкольника; создание предметно − развивающей среды на основе этнокультурных особенностей сочетается с овладением детьми опытом взаимодействия с субъектами иной культуры в специально создаваемой образовательной среде, привлекательной, ценной для дошкольников и дополняется включением этнорегионального материала в содержание всех обучающих занятий.



следующая страница>


Психолого-педагогические условия психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде
394.96kb.

01 10 2014
3 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.

14 10 2014
1 стр.


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
1330.16kb.

09 09 2014
6 стр.


Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
108.3kb.

09 10 2014
1 стр.


Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Под музыку «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского дети входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель встречает детей. Приветствует их попевкой «Здравствуйте, д

84.13kb.

11 10 2014
1 стр.


Анализ социокультурной ситуации

Тема эксперимента: Интегрированный подход к духовно нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе эпоса олонхо и произведений якутских писателей и поэтов

33.71kb.

15 09 2014
1 стр.


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.