Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Рисунок №1 Системно-структурная модель организации педагогического процесса по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры

Программно-целевой компонент педагогического процесса определяются в нашем исследовании в соответствии с общими теоретическими основаниями и связаны с организацией работы, направленной на достижение соответствующего возрастным возможностям ребенка уровня гендерной толерантности. Реализация обозначенной цели осуществляется посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к содержанию народной культуры, характеризующему специфику межполовых отношений в соответствии с возрастными возможностями и спецификой половой идентификации.

Признание народной культуры, характеризующей специфику межполовых отношений в качестве целеполагающего основания гендерной толерантности, позволило нам выделить ее основные элементы в содержании проводимой работы: традиционные представления о внешнем виде и особенностях полоролевого поведения (одежда, прическа, аксессуары, преобладающие интересы, увлечения, виды труда); нестандартные полоролевые взаимоотношения и межполовое взаимодействие, представленные в устном народном творчестве, народных гуляниях; доминирующие личностные качества и проявления в социальной сфере, нашедшие отражение в малых формах фольклора; проявления достоинства и благородства, имеющие место в характеристике героев эпических произведений; социальные роли в семье, раскрытые в народных сказках и малых формах устного народного творчества.

Отбор содержания различных элементов народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, осуществлен в соответствии со следующими принципами: доступности (обеспечивается адаптация содержания народной культуры к специфике возрастных и половых особенностей детей старшего дошкольного возраста), прогностичности (отбор содержания ориентирован на осознанное восприятие его детьми, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении поступков и отношений, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого, как традиционного, так и нестандартного поведения в сфере межполового взаимодействия); интегративности (при отборе содержания предусматривается возможность его использования в разных разделах воспитания: трудовом, эстетическом, физическом и т.д. - и его реализация в разных видах деятельности: познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, трудовой, культуросообразности (обеспечивается становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа).

Технологический компонент педагогической системы формирования гендерной толерантности представлен в нашем исследовании совокупностью методов и форм организации взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности. Ориентируясь на реализацию основополагающих идей культурологического подхода, мы рассматриваем народную культуру, характеризующую специфику межполовых отношений, не только в качестве содержательно-целевого, но и технологического ориентира формирования гендерной толерантности, что предполагает: учет генезиса оснований культурологической идентификации (от видовой – к родовой – к половой и т.д.), учет логики освоения элементов культуры (от первоначального приобщения – к интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности и далее – к культуротворчеству).

Разработка технологического сопровождения формирования гендерной толерантности посредством народной культуры осуществлялась в соответствии со следующими принципами: субъектности – направленности социальных влияний на сознание ребенка, актуализацию интереса к своему «Я», установление связи себя с окружающим миром, создание ситуаций осознанного выбора, активное включение ребенка в постижение ценностей народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, развитие культуротворчества; диалогичности в приобщении к разным элементам народной культуры, характеризующим специфику межполовых отношений, в установлении межличностного взаимодействия с детьми противоположного пола; единства сознания, чувств и поведения, опосредующего формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения к детям противоположного пола; соответствия мотивации и рефлексии деятельности доминирующим возрастным потребностям и возможностям ребенка; доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия.

Реализация контрольно-оценочного компонента формирования гендерной толерантности осуществлялась в соответствии со следующими принципами: надежности и валидности диагностических методик, психологической комфортности при проведении диагностических процедур, профессиональной компетентности диагностов, объективной определенности основных параметров гендерной толерантности (компонентов, показателей, критериев, уровней).

Работа по реализации системно-структурной модели осуществлялась с привлечением многих специалистов: воспитателей, руководителей по изобразительной и двигательной деятельности, музыкального руководителя, специалистов по разделам «Человек в истории» и «Человек в культуре» - в соответствии с определенными ранее тремя направлениями: приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия, отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности, организация творческой деятельности по вариативному их использованию. Распределение форм организации детской деятельности по направлениям представлено достаточно условно, что связано с интегративным характером их воспитательного потенциала.



Работа по первому направлению (приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия) осуществлялось с помощью чтения и рассказывания народных сказок, разучивания малых форм фольклора, дидактических игр, бесед, просмотра и обсуждения содержания мультфильмов и диафильмов, бесед-диалогов, рассматривания картин и составления рассказов, прослушивания песен, проведения экскурсий в музей, занятий, рассматривания образцов и результатов ремесленного творчества.

В процессе работы по данному направлению особое внимание было уделено тем элементам народной культуры, в которых отражались гендерно нестереотипные свойства личности, поведенческие проявления, интересы, увлечения, виды труда. В беседах по литературным произведениям акцент делался на вариативных позициях в поведении героев в определенной жизненной ситуации, к анализу привлекался социальный опыт детей, поощрялись рассуждения дискуссионного порядка, апеллирование к собственным переживаниям.

Выбор фольклорных произведений осуществлялся по принципу отраженности в них различных характеристик межполовых отношений, возможности изменения (при творческом рассказывании) полоролевого поведения или характеристик героя (возраст, характер и т.д.), наполненности отношений людей разного пола толерантным содержанием, возможности реализации в них гендерно нестереотипных моделей поведения.

Существенное место в формировании представлений детей о неспецифичном полоролевом поведении было отведено малым формам фольклора: дразнилкам, пословицам, поговоркам, частушкам, наполненным народным искрометным юмором. Задавая ориентиры межполовых отношений, эти элементы народной культуры не ограничиваются функцией обогащения информационного поля, а однозначно способствуют становлению эмоционально-чувственной сферы гендерной толерантности, неспецифического полоролевого поведения.



Работа по второму направлению предполагала отражение имеющихся у детей знаний в разных видах деятельности с целью активизации эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, интериоризации освоенных элементов народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений: художественно-эстетической (рисование «Люди в праздниках и быту», «Мальчишки и девчонки в крестьянских семьях», - аппликация «Кокошник», конструирование из бумаги и бросового материала, лепка из глины, ручной труд по изготовлению подарков), музыкальной (исполнение народных танцев, слушание народных песен, исполнение частушек, музыкально-дидактические игры), двигательной (подвижные игры с изменением полоролевых позиций «Наседка и коршун», «Золотые ворота», - народные забавы «Взятие снежного городка), трудовой (труд в огороде с дифференциацией мужских и женских позиций), игровой (инсценирование народных сказок, сюжетно-ролевые игры), коммуникативной (дискуссии, разрешение проблемных ситуаций).

Работа по третьему направлению была организована как творческая деятельность детей, в процессе которой раскрывались возможности поведения людей разного пола в различных жизненных ситуациях. Особое место в реализации данного направления отводилось составлению творческих рассказов с изменением условий взаимодействия фольклорных героев (их возраста, статуса, времени действия, социальных ролей). В рамках данного направления формирования гендерной толерантности много внимания мы уделяли проведению дискуссий, потенциальные воспитательные возможности которых были рассмотрены в исследовании О.В. Прозументик.

С целью определения эффективности использования народной культуры в формировании гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста нами была проведена итоговая диагностика. Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики экспериментов представлены в табл. № 2.

Таблица №2

Сравнительные данные констатирующей и итоговой диагностик (в %)



Уровни

Констатирующая диагностика

Итоговая диагностика

Контрольные группы

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Экспериментальные группы

Высокий

26%

24%

30%

66%

Средний

60%

62%

62%

32%

Низкий

14%

14%

8%

2%

Сравнение результатов констатирующей и итоговой диагностик свидетельствует об изменениях в соотношении компонентов гендерной воспитанности (см. рис №2).

Констатирующая диагностика

Контрольная группа Экспериментальная группа





Итоговая диагностика

Рисунок №2. Соотношение компонентов гендерной толерантности контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующей и итоговой диагностики.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства детей экспериментальных групп выявлен высокий уровень гендерной толерантности, что проявляется в следующем:

дети владеют аргументированными знаниями о специфике половых различий, внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); владеют гендерно нестереотипными, аргументированными, отличающимися отсутствием избирательности к детям своего и противоположного пола, адекватными ситуации взаимодействия представлениями о способах реагирования на неблагополучие и успешность сверстника. В их представлениях отсутствуют жесткие гендерные стереотипы и негативные характеристики при определении содержания идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности. Они проявляют готовность к игровому и личностному взаимодействию со сверстником своего и противоположного пола, направленному на помощь сверстнику и разрешение ситуации, интерес к ситуации взаимодействия людей разного пола, ярко выраженную (мимикой, пантомимикой), устойчивую, характеризующуюся отсутствием избирательности по отношению к людям своего и противоположного пола эмпатию, испытывают устойчивый интерес и потребность к общению со сверстниками своего и противоположного пола. Дети проявляют готовность и способность к установлению положительных отношений со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Их отрицательные и положительные выборы не определяются половой принадлежностью ребенка. Отношения со сверстником основываются на взаимной симпатии. При взаимодействии со сверстниками противоположного пола дети проявляют эмоционально-положительные отношения, инициативность, самостоятельность, эмпатию, демонстрируют адекватные ситуации эмоциональные и речевые реакции.

Для сравнения уровня сформированности гендерной толерантности использовался критерий φ – угловое преобразование Фишера. Данный критерий позволяет оценивать достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий эффект. Выявлены достоверные (статистически значимые) различия между количеством детей (в процентах) имеющих высокий и низкий уровни сформированности гендерной толерантности в двух выборках как на констатирующем, так и на итоговом этапе диагностики.

В заключении подведены общие итоги исследования.

Актуальность проблемы формирования толерантного (понимающего, принимающего и уважительного) отношения ко всему иному обусловлена рядом причин, имеющих место в социально-экономической, политической жизни общества, в сфере образовательной политики государства, наличии противоречий в области научного потенциала современных изысканий по данной проблеме и реального состояния практики. Изучению толерантности как социокультурного феномена, принципа взаимоотношений, личностного образования посвящены исследования ученых в области философии, культурологи, социологии, психологии, этики и других наук, связанных с различными аспектами жизнедеятельности человека.

Видовое многообразие толерантности предопределяется сферами межличностного взаимодействия человека в контексте социальной культуры (национальной, гендерной, конфессиональной, нравственно-этической и др.). Толерантность в психолого-педагогическом аспекте рассматривается как сложное личностное образование, проявляющееся в понимающем, принимающем и уважительном отношении ко всему иному.

Анализ педагогических работ по вопросам формирования толерантности позволяет судить о лаконичности, «точечности» научного поиска в контексте изучения проблемы организации целостного педагогического процесса и определенных его компонентов. В современных отечественных и зарубежных исследованиях достаточно полно раскрыты проблемы, связанные с изучением сущностных характеристик и структуры разных видов толерантности. Вместе с тем вопросы, связанные с проявлениями гендерной толерантности освещены локально: в них не раскрыты проблемы ее генезиса, специфика проявления основных показателей на разных этапах возрастного развития, механизмы становления толерантности как интегративного личностного образования.

Анализ теоретических позиций, раскрывающих воспитательные возможности народной культуры, позволил определить ее как универсальное средство решения задач разных разделов воспитания, что явилось основанием для изучения ее потенциала в формировании гендерной толерантности детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования; разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования, качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности, целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период, разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности.

Подтверждение гипотетических посылок в процессе опытно-поисковой работы обеспечено решением всех исследовательских задач, что свидетельствует об их правомерности и соответствию логике исследования.

Результаты исследования подтвердили актуальность проблемы использования народной культуры в формировании гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, позволили обозначить ряд позиций, нуждающихся в более детальном теоретическом обосновании и практической проработке: реализация дифференцированного подхода к педагогическому процессу, предполагающая возможности подгруппового взаимодействия педагога с детьми разного пола, организация работы с семьями детей, направленная на повышение уровня социокультурной и психолого-педагогической компетенции родителей.

Особого внимания в плане определения перспектив проведения исследования по данному направлению заслуживают вопросы сущностных характеристик разных видов толерантности по отношению к генезису их становления в разные возрастные периоды, изучение воспитательного потенциала комплекса средств, способствующих ее формированию.


Основное содержание и результаты исследования

отражены в следующих публикациях
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Фадеев, С.Б. Сущность толерантности как многоаспектного феномена /С.Б.Фадеев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №3. – С.238–246 (0,56 п.л.)

  2. Фадеев, С.Б. Структура толерантности как личностного образования в педагогическом аспекте /С.Б.Фадеев // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского Пенза. – 2012. – №28(в печати) с. (0,62 п.л.)

  3. Фадеев, С.Б. Об изучении воспитательных возможностей народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // Педагогическое образование в России // Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, – 2012. – №4. – С.184—188 (0,62 п.л.)

Статьи в сборниках научных трудов и центральных журналах:

  1. Фадеев, С.Б. Воспитательные возможности русской народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // Качество дошкольного образования в Пермском крае: перспективы, проблемы и пути решения: вузовский сб. научных трудов и материалов педагогического опыта. – Пермь: ОТ и ДО, 2009. – С. 64–68. (0,4п.л.)

  2. Фадеев, С.Б. Роль музейной педагогики в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - №5. – С. 77-81. (0,4 п.л.)

  3. Фадеев, С.Б. Приобщение к народной культуре как средство содействия сохранению психического здоровья детей дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // сб. научных трудов Всерос. школы для молодых ученых; Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. с. (0,1 п.л.)


Тезисы докладов на международных, федеральных

и региональных конференциях:

  1. Фадеев, С.Б. К постановке проблемы использования народной культуры в половом воспитании детей дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // Актуальные проблемы дошкольного образования: ребенок в мире информационной культуры: материалы VII междунар. науч.-практ. конф.– Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. – С. 282-284 (0,3 п.л.)

  2. Фадеев, С.Б. Проект «Формирование гендерной толерантности посредством использования народной культуры /С.Б.Фадеев // Инновационные проекты в дошкольном образовании: сб. материалов по итогам конкурса среди ДОУ г. Перми; Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми. – Пермь, 2010. – С.47-48 (0,12 п.л.)

  3. Фадеев, С.Б. Формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к русской народной культуре /С.Б.Фадеев // Педагогическое сопровождение гендерной самоопределенности личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов: материалы междунар. науч.-практ. конф. – г. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2011. – С. 238-242 (0,4 п.л.)

  4. Фадеев, С.Б. Воспитательные возможности русских народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста /С.Б.Фадеев // Социокультурная многомерность образовательной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции г.Пермь, 2011. – С.98-101 (0,25 п.л.)

Общее число публикаций – 10 печатных работ, общим объемом 3,77 п.л.

Подписано в печать 15.10.2012. Формат 60 х 84 / 16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл.-печ. л. 1,5. Тираж 120 экз. Заказ № ______.

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Отдел множительной техники.

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail uspu@uspu.ru







<предыдущая страница


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-методические основы изучения математики технических специальностей вузов в условиях кредитной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Теория и методика обучения и воспитания

620.82kb.

18 12 2014
3 стр.


Методическая разработка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Компьютерные презентации как средство формирования основ правовой культуры у дошкольников»

Положение об областном конкурсе «Ребенок и право» на лучшую методическую разработку

650.39kb.

13 09 2014
4 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.

14 10 2014
1 стр.