Перейти на главную страницу
Логунова Виктория,
Мурзина Эльвина
ученицы 9 «А» класса
МОАУ «Подольская СОШ»
Руководитель:
Селивёрстова Нина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Подольская СОШ»
Глава 1.1 «Roast-beef окровавленный» 6
Глава 1.2 «Трюфели, роскошь юных лет» 6
Глава 1.3 «Страсбурга пирог нетленный» 7
Глава 1.4 Котлеты и бифштекс 8
Глава 2 Кушанья и напитки простой помещичьей кухни 9
Глава 2.1 Русские блины 9
Глава 2.2 Варение, наливки, брусничная и яблочная вода 10
Глава 2.3 Чаепитие 11
Заключение 13
Используемая литература 14
«Евгений Онегин « - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это «поэтическая хроника, в которой духовная летопись современной поэту общественной жизни органически слилась с лирическим дневником «летописца», с его раздумьями о времени и о себе».
Основное внимание в романе автор уделяет духовности русского дворянского общества, и, воссоздавая бытовую сторону жизни представителей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остается гением» даже в малом.
Поражает удивительная осведомленность А.С.Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства.
На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них как настоящий знаток. Вероятно, он упоминает свои любимые или традиционные блюда «онегинской эпохи».
На уроках мы много изучаем быт и культуру разных героев в разные эпохи, но очень мало мы говорим о кухне, ведь не зря Александр Сергеевич так много внимания уделял еде. Мне стало и интересно, как аспекты кулинарии, могут помочь читателю погрузиться в атмосферу происходящего и наиболее подробно раскрыть внутренний мир героев.
С целью проверки данной гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
- прочитать и проанализировать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
- выявить значимость различных блюд и напитков упомянутых в данном романе и определить как они помогают лучше понять характер и образ героев.
Методы: - анализ художественных произведений;
- анализ научной, критической литературы по исследуемой проблеме;
Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, который в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.
Для Пушкина «еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда - лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием» - пишет Похлебкин в книге «Кушать подано».
И мы легко находим в романе подтверждение вышесказанному:
…Обед довольно прихотливый
Бутылка светлого вина
Уединенье, тишина
Вот жизнь…
…Настанет вечер деревенский
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт…
Давай обедать поскорей!
…Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина…
Теперь же обратимся к конкретным эпизодам текста и воочию убедимся, как Пушкин, не только художник слова, но и знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигает рамки лиц и обстановки романа в целом.
Припомним один из эпизодов, описывающих день Онегина в Петербурге:
…К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфели, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым…
Перед нами натюрморт Пушкина-гурмана, написанный в лучших традициях старых голландских мастеров. Он точно и «кулинарно грамотно» дает представление не только о своеобразии блюд французской и русской кухни, подаваемых в его время в одном из лучших ресторанов Петербурга, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного.
а) Грибы отваривали на маленьком огне под плотной закрытой крышкой, чтобы они сохранили аромат и не затвердели, затем обжаривали в масле и сметане и подавали с картофелем.
б) Складывали трюфели в кастрюлю, покрывали тонкими пластами самого свежего шпика, заливали бульонным жиром, сваренными без кореньев, вливали шампанского, накрывали крышкой и варили на легком огне полчаса. Затем процеженные трюфели перекладывали в серебряную кастрюлю. Отдельно подавали сливочное масло (Из расчета на 6 человек брали:6 трюфелей,1/4 шпика, бульона стакан, а два, 1 стакан шампанского, сливочное масло)
Приготовление его было достаточно трудоемким. «Страсбургский пирог» представлял собой запеченный в слоеном тесте паштет, приготовленный, как считает автор книги «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец, из телячьей печени, или из гусиных печенок (так считает автор книги «Кушать подано»). Господин Похлебки, в свою очередь, ссылается на упоминаемого в романе Василия Левшина «Вы, школы Левшина птенцы» - автора шеститомного «Словаря поваренного, приспешничьего, кондитерского и дистилляторского» - основного кулинарного пособия по иностранной и русской кухне конца XVIII века, поэтому я привела оба рецепта приготовления паштетного фарша.
Итак, форма для пирога приготовлялась следующим образом:
«Приготовить тесто из ½ стакана холодной воды и 2-х стаканов муки. (Сюда включается мука, которую посыпают на стол для раскатывания теста), раскатать его в ½ пальца толщиною, взять ½ фунта (100 г) свежего холодного сливочного масла, положить его на тесто, сделав из него кружок вдвое меньше кружка раскатанного теста, закрыть масло краями теста, защипать, раскатать продлинноватую лепешку на чистой доске, накрыть салфеткой, поставить на холод на ¼ часа в холодное место. Поступить так 6 раз, чтобы тесто было сложено в 18 раз, на что уйдет около 2 часов времени. Раскатать и держать тесто надо непременно в холодном месте, чтобы масло не таяло, но и не мерзло. Когда печь будет готова, раскатать тесто 1/2 пальца толщиною, сложив его в 4 раза, переложить на салфетку, развернуть края, положить фарш, защипать и печь.
Далее приготавливается фарш.
а) Гусиные печенки мочить несколько часов в молоке, мелко изрубить ;1/4 фунта (100г) свежего шпика нарезать, поджарить с печенками, вбить 4 яйца, положить ½ стакана тертой черствой булки, 2 мелко изрубленные трюфеля, выжать сок из ½ лимона, прибавить мускатного ореху, ложку (чайную) соли, истолочь, протереть сквозь сито.
Тесто намазать внутри сметаною, обсыпать тертым пармезаном или швейцарским сыром, положить фарш, плотно закрыть крышкой из теста и в печь. После закипания держать в печи 15.
б) Фарш из телячьей печенки.
Телячью печенку наскоблить ножом, распустить ½ фунта масла, поджарить в нем 1 мелко изрубленную луковицу, потом положить в это масло печенку, держать на плите, мешая, пока не побелеет, сложить на салфетку, отжать, потом истолочь, протереть, сквозь редкое сито; изжарить в одной ложке масла яичницу из 3-4 яиц,1 фунт телятины очистить от жил, изрубить, как можно мельче, истолочь, прибавить 1/3 фунта свежего наскобленного шпика ,1/2 французской булки, простого и английского перцу ,3 яйца, кусок сухого распущенного бульона, смешать все это с печенкой, истолочь, протереть сквозь сито, потом прибавить нашинкованных трюфелей 3-5 штук, выложить в форму из теста, выпекать в печи, внимательно следя за тем, когда паштет закипит. Выпекать примерно 1 час при умеренной температуре.
Чем же еще любила себя побаловать светская молодежь Петербурга?
…Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет
…Beef- steaks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой…
Итак, «котлеты» и «бифштекс». Посмотрим, насколько соответствовали эти блюда нашему современному представлению о них.
«Котлеты» - горячее блюдо русской кухни. Приготовлялось из телятины на косточке.
Телятину отбивали деревянным пестиком, посыпали солью и перцем, заворачивали в тонкий ломтик отбитой говядины и жарили в масле в кастрюльке. Перед подачей говядину снимали ,а косточку заворачивали в бумажную кокарду.
За неимением телячьих, подавали отбивные котлеты из говядины, приготовленные следующим образом : мясо нарезали так, чтобы при каждой котлете была косточка, выбивали, солили, посыпали перцем, обваливали в муке, поджаривали в масле с обеих сторон, затем клали в кастрюлю, уда вливали ½ стакана вина и 12/2 стакана бульона, тушили до мягкости, перед тем как подать, опускали туда несколько ломтиков лимона без зерен.
Beef-steaks-бифштекс из бычьей вырезки а ля Шатобриан- крупные куски мяса, хорошо прожаренные на углях и в меру поперченные, смазанные кусочком холодного сливочного масла и обильно осыпанные зеленью петрушки и укропа.
Какому же безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга? Находим ответ и на этот вопрос. Конечно, это был кофе. Его пили по-восточному, не процеживая:
…Потом за трубкой раскаленной,
Как мусульман в своем раю,
С восточной гущей кофе пью.
А теперь обратим взоры на деревенские страницы, где не без легкой иронии поэт живописует кушанья простой и напитков простой деревенской помещичьей русской кухни.
В главах, посвященных жизни семейства Лариных, можно прочитать:
У них на масленице жирной
Водились русские блины…
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам…
Простая русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье…
…Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
Выпекали блины, придерживаясь определенных правил и традиций. Поднявшееся тесто лили на маленькие раскаленные сковородки, которые, принимаясь, печь блины, никогда не мыли водою, а протирали крупной солью, насыпанной на горячие сковородки, политые небольшим количеством жира.
А вот рецепт приготовления теста для выпечки «русских блинов», которыми могли угощать в поместье Лариных.
а) Блины самые лучшие
Растворить тесто из ½ стаканов пшеничной и 2 ½ стаканов гречневой муки,2 ½ стаканов теплой воды и 3-6 золотников дрожжей. Когда поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки, дать подняться. За час до печенья заварить все тесто двумя стаканами почти кипящего молока, размешать до гладкости. Когда тесто остынет, положить соли и сахару, дать подняться и, не мешая более теста, печь блины.
б) Царские блины.
½ фунта сливочного масла растопить, процедить в каменную чашку, остудить, положить туда же 6 желтков, вымешать лопаткой в одну сторону, положить 1 чайную ложку сахара, мешать на льду, пока не начнет пениться. Приготовить бешамель: 1/4 фунта муки, развести 1/2 стаканами сливок, прокипятить, мешая постоянно, довести до густоты теста для блинов, снять с огня, продолжать мешать, пока не остынет, влить его в приготовленное масло с желтками и сахаром, опять мешать в ту же сторону, прибавить ½ ложки померанцевой воды; положить ½ стакана густых, взбитых в пену сливок, размешать и печь. Блины не со сковородой ножом, а опрокидывать на блюдо, пересыпая сахаром и сбрызгивая лимонным соком
Варенье варили из спелых и зеленых ягод. Ягоды и фрукты использовали не только для варенья, но и для консервов, наливок, шиповок и водиц.
Откроем вторую главу романа, на странице, где поэт описывает убранство кабинета покойного дядюшки главного героя:
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй…
Как видите, словосочетание «наливок целый строй» несет определенную смысловую нагрузку. Здесь, как в строю, у каждой свое место и номер.
В «деревенских» главах романа не раз поэт вспоминает то о брусничной, то о яблочной воде: «Кувшины с яблочной водой», «вощаной кувшин с брусничною водой…»
Яблочная вода – это водица, самый легкий род наливки. Яблочную воду приготовляли так: в бочку ,18-ти ведерную, всыпали доверху кислых яблок, очищенных от плодоножек, заливали двумя штофами французской водки или пропущенным через уголь спиртом ,10 фунтами сахарного песка, стальное пространство заливали холодной кипяченой водой, ставили в погреб, после того, как настоится, употребляли.
«Брусничную воду» делали так: «взять четверик брусники, из которого половину положить в горшочек, поставить в печь на ночь, чтобы парилась ,на другой день ,вынув из печи, протереть сквозь сито, положить в бочонок, а на другой половину четверика, которая не парена, налить три ведра воды и дать стоять на погребу, из чего через двенадцать дней будет «брусничная вода». Получившийся напиток можно было разбавлять» французской водкой». Хранили воду в кувшинах или бутылках, горлышко покрывали плотной тряпочкой или бумагой, а сверху заливали воском. Отсюда и «вощаной кувшин».
Как видим, все эти вышеперечисленные нехитрые блюда готовились в соответствии со старинными традициями, основательно, из хороших продуктов.
…Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
«Пора ,дитя мое, вставай»..
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенье…
…Оставя чашку чая с родом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков
…Уж восемь робертов сыграли
Герои виста; восемь раз
Они места переменяли;
И чай несут …
…но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись…
В поместьях чай пили, как правило, из самовара, заваривали китайский чай из расчета чайная ложечка на 4 человека. Никогда не использовали для заварки ключевой кипяток. Давали самовару закипеть, закрывали крышкой и ждали, пока вода перестанет кипеть, тогда только заваривали. Пили чай со сливками или молоком, или лимоном; пили с вареньем, фруктовым сахаром, клюквенным морсом, с вином, с ромом.
Из текста романа также видно, что Пушкин придерживался твердых убеждений относительно места и роли «стола» в жизни человека. Несмотря на его высказывания о том,
…Что речь веду в моих строфах,
Я столь же часто о пирах,
О разных кушаньях и пробках,
Как ты, божественный омир,
Ты ,тридцати веков кумир…,
Он открыто осуждал провинциальных дворян за то, что единственным смыслом их жизни становилась беспрерывная трапеза:
Все так же смирен, так же глух
И так же ест и пьет за двух
И высказывал свое отношение к этой проблеме: «…Люблю я час определить обедом, ужином и чаем», то есть питаться по часам, соблюдая определенный порядок.
В нашей маленьком исследовании мы еще раз убедились, что гений велик и в малом. Даже такой, незначительный, на первый взгляд, момент действия, как прием пищи, еда,п од пером большого мастера обретает звучание существенной художественной детали, расширяющей представление читателя о характере, привязанностях и вкусах героев произведения и общества в целом.
Евгений Онегин - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это поэтическая хроника, в которой духовная летопись современной поэту обществе
14 10 2014
1 стр.
Цель: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств
10 09 2014
1 стр.
Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание совр
27 09 2014
1 стр.
Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал
25 09 2014
1 стр.
Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, дела
08 10 2014
1 стр.
Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Это «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
25 12 2014
1 стр.
Ребята должны придумать названия для своих команд, связанное с творчеством А. С. Пушкина, и объяснить, почему они выбрали такое название
12 10 2014
1 стр.
Оформление: выставка детских рисунков по сказкам, плакаты по сказкам А. С. Пушкина, пор-трет писателя, высказывание «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэ-ма…» А. С
28 09 2014
1 стр.