Перейти на главную страницу
Цель курса – знакомство студентов с основными разделами социально-психологического знания. Во Введении речь идет об истории развития социальной психологии. В разделе Социальная психология личности рассматривается связь личностных характеристик человека и ситуации, в которой он действует, анализируются социальные установки, ролевое поведение и процесс социализации. Раздел Социальная психология общения посвящен видам, мотивации и функциям общения в жизни человека. Основное внимание уделяется коммуникативной (общению как передаче информации) и перцептивной (формированию представления о партнере) сторонам общения, способам воздействия в ходе общения. Раздел Социальная психология межличностных отношений посвящен феноменам, возникающим в ходе межличностных отношений: аттракции, альтруизму, агрессии, конфликту. В разделе Социальная психология групп описываются виды социальных групп, феномены, возникающие в малой группе (конформизм, влияние меньшинства и др.), групповое принятие решения, структура и развитие малых групп, а также специфика больших социальных групп. Кроме того, в этом разделе внимание уделяется межгрупповым отношениям. Завершается курс разделом Практические приложения социальной психологии, в котором кратко представлены основные области современной социально-психологической практики.
Цель курса - знакомство направлениями изучения личности в социальной психологии. Курс включает в себя шесть разделов. Во Введении речь идет об истории развития социальной психологии личности. В разделе Социализация: основные теоретические подходы, феноменология, сферы и механизмы представлены взгляды на социальное развитие личности в рамках различных теоретических ориентаций социальной психологии, рассматриваются возможные «стороны» социализации. Раздел Социальное влияние: уровни, содержание, феноменология посвящен влиянию культуры, семьи, образования, средств массовой информации на процесс социализации. В разделе Идентификационные структуры личности как результат социализации рассматриваются социально-психологические закономерности формирования Я-концепции, ее структурные и динамические характеристики, временные аспекты Я-схем, личная и социальная идентичности. И, наконец, в разделе Социальное развитие личности в условиях радикальных социальных трансформаций анализируются современные тенденции социализационного процесса в отечественных условиях на материале эмпирических исследований.
В рамках этого курса речь пойдет об одном из основных аспектов человеческого общения – общении как процессе передачи информации: видах, механизмах и эффектах коммуникации. Сначала мы рассмотрим элементы, образующие коммуникативную ситуацию и определяющие эффективность коммуникации. Знание этих элементов поможет определить препятствия, возникающие в ходе коммуникации и не позволяющие участникам достигнуть своих целей. После этого мы проанализируем специфику двух основных языков общения – вербальной и невербальной коммуникации. Отдельное внимание будет уделено системам и функциям невербальной коммуникации, а также препятствиям на пути понимания невербальных сообщений. Что касается вербальной коммуникации, то мы рассмотрим ее специфику на трех разных уровнях: межличностном (как процесс убеждения и ведения диалога), групповом и уровне СМК. Будут проанализированы: (а) механизмы убеждающего воздействия и факторы, оказывающие влияние на его эффективность; (б) стадии диалога и техники, делающие его эффективным; (в) эффекты групповой дискуссии, механизмы их возникновения и способы повышения эффективности группового обсуждения проблем; (г) феномены, возникающие в ходе массовой коммуникации, роль традиционных СМК (печать, радио и телевидение) в разных сферах жизни людей и специфика общения в локальных и глобальных электронных сетях. Курс предусматривает выполнение практических заданий, направленных на обучение практическому использованию закономерностей коммуникации.
В обширном перечне разделов современной социальной психологии малые группы несомненно занимают особое место. Вот уже многие десятилетия проблемы групповой психологии – взаимодействие людей в рамках небольших объединений – находятся в центре внимания социально-психологической науки. Очевидно, что курс, посвященный этим вопрос совершенно необходим для психологов любого профиля для формирования базовых представлений о группе. Кроме того, изучение данного проблемного поля является необходимой составной частью профессиональной подготовки и многих других (непсихологических) специальностей. В курсе рассматривается широкий спектр вопросов, в том числе и такие, как причины возникновения группы и этапы её развития; нормативное поведение и групповая сплочённость; процесс принятия группового решения; лидерство и руководство малой группой. Логическим завершением курса являются темы, связанные с практической деятельностью Особое место среди них занимает тема командообразования.
Настоящий курс призван ознакомить студентов с основами психологии лидерства и руководства – одной из важных областей социально-психологической науки. Накопленные психологами за столетие исследовательской деятельности знания в этой области социальной психологии представляют не только сугубо научный интерес. Начинается курс с изложения вопросов, связанных с феноменом лидерства: Механизмы лидерства. Механизмы выдвижения в позицию лидера: отечественные и зарубежные подходы. Механизм влияния в лидерстве. Динамика лидерства. Лидерство в больших и малых группах. Личностные особенности лидеров. Лидерство и групповые феномены. Феномены влияния лидеров на большие и малые группы. Эффективность лидерства и т.д. Затем анализируются основные психологические направления изучения феномена руководства: Эффективность руководства: критерии оценки. Трактовка личности в исследованиях руководства. Личность руководителя и эффективность руководства. Понятие стиля руководства. Подходы к исследованию стиля руководства. Понятие эффективности стиля руководства. Динамика руководства. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимодействия феноменов лидерства и руководства.
Этот курс посвящен причинам и феноменам, возникающим в ходе межгрупповых отношений. Сначала мы обсудим основные причины межгрупповых конфликтов: индивидуальные особенности людей, которые способствуют их включению в подобные конфликты (гипотеза козла отпущения и теория авторитарной личности), характеристики отдельных групп-участниц (теории реального конфликта, социальной идентичности и самокатегоризации) и социальной системы в целом (теории социального доминирования и оправдания социальной системы). Вторая часть курса посвящена феноменам, возникающим в ходе межгрупповых конфликтов – стереотипам, межгрупповой дифференциации, эффектам аутгрупповой гомогенности, черной овцы и сверхисключения. Мы рассмотрим причины возникновения этих эффектов и их влияние на участников конфликта. Далее мы проанализируем, как формируются и развиваются эти феномены. И, наконец, в завершение курса мы рассмотрим психологические способы уменьшения межгрупповых конфликтов: гипотезу контакта, когнитивные модели организации межгруппового контакта, модель саморегуляции, психологические тренинги. Курс предусматривает выполнение практических заданий, направленных на обучение практическому использованию закономерностей психологии межгрупповых отношений.
Данный спецкурс представляет собой описание анализ социально-психологических аспектов такого периода жизни человека, как детство. Делается попытка реализовать культурно-исторический подход к феномену детства, подчёркивается междисциплинарность исследований в этой области. Первым содержательным блоком курса выступает анализ закономерностей процесса социализации личности, установление отношений «личность-общество». Большое внимание уделяется специфике социализации в период глобальных социальных изменений, например, нормативно-ценностному кризису, разрыву межпоколенных связей, множественности и неопределенности нормативно-ценностных систем в обществе и др. Отдельно рассматриваются вопросы, связанные с гендерной, этнической и т.д. социализацией. Вторым самостоятельным блоком содержания курса является описание и разбор социально-психологических особенностей детской группы: структура возрастных групп, специфика процесса развития этих групп, феномен лидерства в детской группе и т.д. Завершается курс анализом феномена неформальных молодежных объединений, разбором функции неформальных групп в процессе социализации.
В рамках этого курса рассматриваются основные методы, использующиеся как в фундаментальных, так и в прикладных социально-психологических исследованиях: (а) сравниваются корреляционный и экспериментальный подходы к социально-психологическим исследованиям; (б) анализируются особенности качественных и количественных методов; (в) рассматриваются особенности, возможности и ограничения методов наблюдения, анкетирования, индивидуальных и групповых интервью, социометрии и анализа документов (контент-анализа, интент-анализа, дискурс-анализа). Курс включает в себя как лекционные, так и практические занятия. В рамках курса студенты проводят самостоятельные мини-исследования с использованием каждого из рассмотренных на лекциях методов, и публично защищают их в ходе практических занятий.
Спецкурс посвящен изучению теоретических основ и усвоению практических навыков работы психолога в группе тренинга. Социально-психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов групповой работы, благодаря которым участники тренинга включаются в опыт интенсивного межличностного общения, вырабатывая навыки самопознания и саморазвития. На лекционных занятиях речь пойдет о структуре группы тренинга, групповых нормах и групповой динамике - стадиям развития тренинговой группы. На практических занятиях студенты учатся вести тренинговые группы и разрабатывают собственные программы тренинговых занятий.
Курс ставит своей задачей формирование у студентов полноценного представления о закономерностях развития теоретической мысли в зарубежной социальной психологии ХХ столетия. Он состоит из шести разделов. Во Введении определяется понятие теоретической ориентации и описываются исторические предпосылки развития социальной психологии в ХХ веке. В разделе «Бихевиоризм и необихевиоризм в социальной психологии рассматриваются этапы эволюции бихевиоризма, модификация принципов социального научения, экспериментальные схемы исследования научения в социальной психологии (Миллер и Доллард, А.Бендура, Г.Келле). В разделе Психоаналитическая интерпретация в социальной психологии. Гуманистическая ориентация приводится анализ психоаналитических теорий функционирования и развития группы (В.Байон, В.Беннис, Х.Шепард), трехмерной теории межличностного поведения В.Шутца, а также рассматриваются социально-психологические принципы западной гуманистической психологии, ее основные методологические положения (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, С.Джурард). В разделе Когнитивизм в социальной психологии анализируется концептуальный аппарат когнитивных теорий и основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции, атрибутивных процессов, формирования и изменения социальных установок (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд и П.Танненбаум, С.Аш, Д. Креч, Р.Крачфилд). В разделе Интеракциоиизм как социологическая ориентация в социальной психологии» анализируются основные направления в интеракционистской ориентации (Г.Блумер и М.Кун, Г.Гарфинкель, Р.Харре, Р.Линтон и Т.Сарбин, И.Гоффман, Г.Хаймен и Т.Ньюком). В разделе Развитие критических тенденций в современной социальной психологии рассмотрены методологические основания кризиса американской социальной психологии и предпосылки становления «европейской традиции» (А.Тэшфел, С.Московиси, Р. Харре, К. Гергена).
Курс знакомит с особенностями организационных команд и психологическими техниками командообразования. Он включает в себя шесть разделов, среди которых: командный подход как одна из тенденций в развитии современного менеджмента организаций; понятие команды; основные этапы развития команды и навыки командной работы; современные подходы к командообразованию; место и типология команд в организации; организационно-культурный контекст как фактор формирования команды. Курс также позволяет применить базовые теоретические знания студентов в области социальной психологии к вопросам функционирования и развития команды. По итогам курса студенты приобретают знания о командах, их характеристиках, особенностях функционирования и развития в организациях; представления о современных подходах к созданию команд в организациях; получают представление об основных технологиях тренинговой работы по командообразованию; формируют навыки определения потребности организации в оптимизации командной работы, постановки задач и выбора адекватных командообразовательных процедур.
Курс знакомит с психологией переговорного процесса и технологиями проведения тренинговых занятий по развитию навыков эффективных переговоров. Он включает в себя девять основных разделов, среди которых: роль переговоров в современном деловом взаимодействии; понятие переговорного процесса, его структура и этапы; стратегии ведения переговоров; технология ведения переговоров; базовые коммуникативные навыки; техники регулирования эмоционального напряжения в процессе беседы; влияние и противостояние влиянию в переговорах; виды переговорных процессов в современном деловом взаимодействии; переговоры в ситуациях конфликтного взаимодействия. Курс позволяет применить полученные ранее теоретические знания о процессе общения к практическим ситуациям. По итогам курса слушатели: получают знания о переговорном процессе, его структуре и этапах; приобретают знания о технологиях ведения тренинговых занятий по эффективным переговорам, видах и возможностях данных тренингов; приобретают умение выстраивать различные стратегии и применять техники ведения переговоров.
Курс "Политической психологии" предназначен для слушателей, специализирующихся в области социальной психологии. Особенностью настоящего курса является его преимущественная ориентация на людей, имеющих определенный запас психологических знаний и представлений, но недостаточно знакомых с психологией политических явлений и процессов. В связи с этим специально обсуждаются такие феноменов как менталитет, управляемый политический конфликт, социальная игра, имидж политика и архитип, стили предвыборных кампаний и т.д., определенная часть курса посвящена рассмотрению основных понятий и положений, связанных со структурными аспектами и диалоговыми технологиями в предвыборных кампаниях. Основная цель курса – получение слушателями базовой подготовки в области психологического анализа политических процессов.
Кроме того, в этом разделе внимание уделяется межгрупповым отношениям. Завершается курс разделом Практические приложения социальной психологии, в котором кратко представлены основн
10 09 2014
1 стр.
Область научных интересов: политическая психология; психология массовых коммуникаций; социальная психология
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплин
23 09 2014
5 стр.
Программа рассчитана на 2 года и предусматривает специализацию по направлениям: экономическая психология и кросс-культурная психология
06 10 2014
1 стр.
Психология больших социальных групп: определение национальной психики
14 12 2014
1 стр.
Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с
26 09 2014
28 стр.
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошк обр.; Психология и социальная педагогика, очная, 2 года, 2011-2012)
27 09 2014
9 стр.
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Аспект-прес
23 09 2014
1 стр.