Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
"Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера1) Человек, достигший большого умения, мастерства в своем деле. Мастер художественного слова. Мастера искусств. Мастер пчеловодства. Мастера высоких урожаев. Мастер - золотые руки…
Подробнее >>
Словарь >> боится".
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей".
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.?
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.
|
Учитель начальных классов МОУ «ООШ №33»
Лейтнер Л. В.
Показательный урок чтения в 3 классе по программе «Школа России».
Басня И. А. Крылова «Щука и Кот».
Цели:
познакомить с басней И. А. Крылова «Щука и Кот»;
раскрыть главную мысль басни, учить выразительному чтению;
Воспитывать ответственное отношение к своему делу и умение выслушивать советы старших и своих друзей.
-
Организация класса.
-
Сообщение темы и целей урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Что будем изучать узнаем сами.
- Из какого произведения строки?
- Произведения какого жанра будем изучать? Басни.
- Кто автор? (Крылов И. А.)
СЛАЙД 1 Иван Андреевич Крылов
Что вы можете сказать о нём?
СЛАЙД 2 – портрет Крылова
Иван Андреевич Крылов – великий баснописец. Мудрый, проницательный, добрый человек. Его произведения учат людей лучше узнавать самих себя, помогают обнаружить в себе недостатки и подсказывают, как можно от них избавится. Крылов учит мудрости, жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Народ высоко чтит память о великом Крылове. В городе Санкт – Петербурге сооружён памятник в его честь. Можете увидеть в учебнике на странице
Его ласково называют дедушкой Крыловым. Вы уже знакомы с баснями Крылова. Попробуем узнать героев басен в викторине.
3.Викторина.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала
.
|
СЛАЙД
«Лебедь, рак и щука»
«Слон и Моська».
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ –
Известно, что слоны в диковинку у нас,
Так за слоном толпы зевак ходили.
«Слон и Моська»
- Кто является действующими лицами басен?
Познакомиться с новой басней Крылова, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.
- О ком будет новая басня, узнаете из загадки.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьёт, песенки поёт. Кошка
У неё во рту игла, под водой она жила
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. Щука.
- познакомимся с басней «Щука и Кот».
СЛАЙД «Щука и Кот».
4.Беседа.
- У кого есть кот? Какой он из себя? СЛАЙД Котёнок.
- Какие повадки у кота? -Чем он питается?
Кошка с древних времён живёт с человеком. Она ему большой друг. Врачи определили, что это ласковое животное хорошо влияет на состояние здоровья человека. У него поднимается настроение, исчезает раздражительность, и головная боль.
- Кто видел щуку? Где живёт?
- Чем питается? СЛАЙД Щука.
Щука – хищная рыба, гроза мелких рыбёшек. У неё очень острые загнутые назад зубы. Щуки бывают очень крупными до 1,5 метров в длину.
5. Знакомство с басней и работа над ним.
- Послушайте и скажите, почему у Щуки крысы отъели хвост?
чтение басни учителем
Откройте сборник басен по закладке.
Самостоятельно прочитайте и отметьте незнакомые слова и выражения.
6. Словарная работа.
СЛАЙД словарные слова
ТАЧАТЬ – шить, изготавливать;
СТОКРАТ – сто раз;
РЕМЕСЛО – профессия, дело;
ЛУКАВЫЙ – хитрый;
АНБАР – сарай для хранилища зерна;
НЕВИДАЛЬ – удивление, диво;
ПОТЕШИЛСЯ – отдохнул, повеселился
- Как понимаете слова « И дельно! Это, щука, тебе наука!»
(по делам, так тебе и надо).
Физминутка.
7. Громкое чтение басни.
- О чём беседует между собой щука и кот?
8. Работа над содержанием басни.
- Какими словами обращаются друг к другу? Прочитайте.
- С каким предложением обратилась Щука к Коту? Прочитайте.
- Как Кот ответил Щуке? Прочитайте.
- Как Щука ответила Коту? Прочитайте.
- Как характеризуют Щуку эти слова? СЛАЙД Глупа, самоуверенна, хвастлива, добрая.
- Чем закончилась для Щуки охота за мышами? Прочитайте.
- Какое у вас отношение к Щуке?
- Почему Кот стащил её обратно в воду? Прочитайте.
- Как относитесь к поступку Кота?
- Чему учит басня?
- Найдите эти строки.
- Как вы их понимаете?
Крылов предупреждает людей, чтобы они не брались за то дело которому не научились. Прежде, чем взяться за что-то новое, нужно научиться или спросить совета.
10. Работа над выразительностью.
- самостоятельно прочитать басню и выделить слова, принадлежащие Коту.
- Чьи остальные слова?
- Как нужно читать слова каждого?
11. Чтение по ролям с масками.
- Кто из действующих лиц понравился? Не понравился? Почему?
12.Анализ чтения.
Кто лучше передал характер героев?
- Какие пороки осуждает Крылов в басне?
- Какие строки можно использовать в качестве пословицы?
СЛАЙД Беда коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
СЛАЙД Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней.
13. Работа по развитию речи.
СЛАЙД изображение иллюстраций к басне.
- Какой момент изображён? Прочитайте.
- Какие бы иллюстрации нарисовали к следующей строчке?.
14. Итог.
- С какой новой басней познакомились?
- Кто понравился и почему?
- Чему научились?