Без Распятия не бывает Воскресения
Важно не то, что мы постимся, а то, какими мы от этого становимся
Что самое главное для православных христиан в последние дни Великого поста? Как правильно провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? На наши вопросы отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Десна священник Михаил ЗАЙЦЕВ.
–
Отец Михаил, чем последние дни Великого поста отличаются от прочих в году?
– Совсем скоро все мы вступим в Страстную седмицу – неделю, которая посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа, Тайной вечери, предательству Иуды, суду, страданиям Господа на Кресте, Его смерти и погребению. Эти дни – кульминация церковного года, ведь без Распятия не бывает Воскресения. Каждый из этих дней именуется святым и великим. В Страстную неделю не празднуются дни памяти святых, не совершается поминовение усопших, не служатся молебны. Дни страстной седмицы – это даже не дни покаяния, которым был насыщен Великий пост. Покаянные молитвы, поклоны, чтение Книги Бытия – всё должно быть завершено в пятницу, перед Лазаревой субботой. Каяться следовало предыдущие сорок дней. Поэтому об исповеди, если возможно, каждому стоит позаботиться заранее. В Страстную же седмицу нужно отречься от себя, оставить всё суетное и земное за порогом храма и последовать за Христом. В каждый день Страстной недели совершаются особые богослужения, которые в течение года не повторяются. Они величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, вдохновенными песнопениями и целым рядом знаменательных обрядов: святая Церковь следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово Христа Спасителя, ведя нас по
стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути.
– Возможен ли пост без посещения церкви?
– Такой пост, конечно, нельзя будет назвать полноценным. Потому что богослужения, совершаемые в пост, щедро преподают верующим духовную пищу, которую человек принимает через слух и зрение. К примеру, чтение Постной и Цветной триодей – этих богатейших произведений высокой литературы, которые поистине являются памятниками искусства мирового масштаба. Чтобы перевести их на современный русский язык, потребовался бы писатель-переводчик, не менее одаренный Богом, чем Александр Сергеевич Пушкин. Чтение в стенах храма этой высокой поэзии – непередаваемое ощущение, даже на эстетическом уровне. Конечно, оно влияет
на душу. Поэтому пост напрямую связан с церковными богослужениями. Другой вопрос, если многие люди просто лишены возможности каждый день ходить в храм: кто-то работает, кто-то болеет, а кто-то ухаживает за маленьким ребёнком. В этом случае можно посоветовать читать Постную триодь дома.
– Многие люди боятся трудностей поста. И, боясь не справиться, не начинают вовсе…
– Приведу здесь пример из мирской жизни. Так получилось, что я достаточно много общаюсь с профессиональными спортсменами. Примечательно, что они постятся постоянно. Речь идёт не о православном посте, конечно, но посмотрите: спортсмены не едят мяса (только морепродукты), еда их, как правило, невкусная (ничего жареного, жирного или сладкого – всего, что люди обычно любят), в количестве пищи они также ограничены, и в супружеских отношениях им приходится воздерживаться. Они делают всё это ради карьеры, денег, достижений. Этим примером я хотел сказать, что было бы понимание цели, а силы и решимость найдутся.
– Какая цель поста должна быть у верующих христиан?
– Если христианин полагает, что, употребляя определённую пищу, он приближается к Богу, – это, конечно, не так. Почему нужно ограничивать себя в еде и во многих привычках, которые составляют нашу жизнь вне поста? Например, человек привык день и ночь играть в компьютерные игры, кушать досыта, выпивать, когда захочется, в результате он рассеян, расслаблен. Представьте: если наесться вплотную мяса, тут уж не до восприятия духовного или возвышенного – лишь бы на диван прилечь...
А в пост, напротив, все чувства обостряются, человек приобретает склонность к созерцанию и самопознанию. И тогда можно увидеть все наслоения своей души, которыми она обросла и к которым со временем привыкаешь. Увидеть, где ты ошибаешься, где неправильно мыслишь, понять, что живёшь не с тем настроением…
Душа человека во время поста истончается, становится более чуткой и восприимчивой. И это открывшееся пространство необходимо чем-то заполнить. Заполнить его
можно как грехом, так и добродетелью. Грехом – если мы, постясь, становимся злее, сварливее, раздражительнее. Добродетелью – если пост даёт нам силы взрастить в себе терпение, смирение, скромность. Для этого нужно, конечно же, трудиться, преодолевать искушения. Богу важно не то, что мы постимся, а то, ка_
кими мы от этого становимся.
– Сейчас часто цитируется выражение: "Поститесь постом приятным". Что оно означает?
– Выражение как раз из Постной триоди: "Братие, постимся постом приятным". Дело в том, что это церковно-славянский язык. И "приятный" здесь от слова "приять" (то
есть "принять"). "Поститесь постом, который угоден Богу" – у этого выражения примерно такое значение, но никак не "ешьте постной еды побольше да
повкуснее", как пытаются преподнести это многие производители продуктов питания и владельцы ресторанов, стремящиеся даже из Великого поста извлечь для себя выгоду.
– Среди обывателей распространено мнение, что можно весь Великий пост не поститься, достаточно лишь присоединиться к постящимся в Страстную неделю. Насколько это верно?
– Тех, кто не постился и вот теперь в последние дни решил подготовиться к празднику Пасхи, Церковь, конечно, принимает. Господь ждёт каждого. Евангельская проповедь насыщена всепрощением: милосердием, любовью, бесконечным снисхождение к людским слабостям… Но в то же время – самые
строгие слова осуждения, произнесённые Христом, относятся к лицемерам. Если кто-то найдёт в себе силы прийти, по «Огласительному слову на Пасху" Иоанна Златоуста», в последний, 11_й час" поста, – Господь с радостью примет его. Как в притче о работниках, которые трудились: один – целый день, другой – с полудня, а третий работал всего лишь час, и всех равно награждает Господь. Так и в этом случае: кто постился весь Великий пост, несколько дней или даже только последний час – всех приемлет Спаситель, каждому воздаст равную плату. Однако нужно понимать, что "последний час" зачтётся человеку, только если его намерения лишены того опасного лицемерия, только если он действительно открыл своё сердце Господу. Но не может быть никакой "награды" тому, кто осмысленно грешил на протяжении всего поста, самонадеянно полагая, что для спасения ему будет достаточно лишь ограничить себя в еде и удовольствиях в Великую субботу. Подобные "игры" очень
опасны. Общение с Богом предполагает только искренние отношения, и Его не обманешь.