Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

СВАРА

ЙОГА


БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ, МУНГЕР

ОБЩЕСТВО ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «АМРИТА»
Москва 2002

УДК 233-852.5Й

ББК 88.37

С48
«Свара йога - путь к пониманию вашего прошлого, наилучшего устройства жизни в настоящем и проникновение в ваше будущее. Это можно осуществить при помощи определенного дыхания свара йоги».



Парамахамса Сатьянанда
С48 Свами Сатьянанда Сарасвати «СВАРА ЙОГА»

М.: Издатель «Профит Стайл», 2002. - 288с.

ISBN 5-89395-172-7
ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАНИЕ

В ФОНД ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ

ОБЩЕСТВА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Свара йога - древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела. Читатель узнает о том, как управлять праной при помощи определенного дыхания, как запрограммировать рождение мальчика или девочки, как научиться предсказывать будущее и многое другое. Современные ученые уже заинтересовались древнейшей научной информацией, которую сохранила до наших дней традиция свара йоги. Исследуя электромагнитные поля и энергетическую природу человеческого тела, ученые обнаружили удивительные совпадения между откровениями древних текстов и своими открытиями в области биоэнергетики и психотроники. В последнее время наблюдается повышенный интерес к свара йоге во всем мире, так как она стремительно расширяет сознание, приумножая пранические и интеллектуальные силы. Эта система опирается на научную основу, оперирует логикой, учитывает всесторонние взаимосвязи физического бытия и управляет психофизическими силами, привнося даже в материальную жизнь успех и благополучие.

ISBN 5-89395-172-7 © Свами Сатьянанда Сарасвати

© Мунгер, Бихарская школа йоги

© Общество ведической культуры

«Амрита», перевод и редактирование

© ООО «ПРОФИТ СТАЙЛ» , 2002




СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ


Часть I. ТЕОРИЯ СВАРА ЙОГИ

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СВАРА ЙОГЕ

Глава 2. ПРАНА - ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ

Глава 3. СФЕРА ИОНОВ И ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА

Глава 4. НОС - ВРАТА К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ

Глава 5. СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С ЭНЕРГИЕЙ

Глава 6. УМ И СОЗНАНИЕ

Глава 7. ЗВУК И ФОРМА СВАРЫ

Глава 8. КОШИ

Глава 9. ПРАНА ВАЙЮ

Глава 10. НАДИ

Глава 11. ТРИЕДИНСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Глава 12. ЧАКРЫ

Глава 13. ПАНЧА ТАТТВА


Часть II. ПРАКТИКА СВАРА ЙОГИ

Глава 14. ПРАНА САДХАНА

Глава 15. ОПИСАНИЕ ПРАКТИК

Глава 16. РАСПОЗНАВАНИЕ СВАРЫ

Глава 17. РАСПИСАНИЕ СВАР

Глава 18. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АКТИВНОСТЬЮ СВАРЫ

Глава 19. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АКТИВНОЙ СВАРОЙ

Глава 20. ТАТТВА ВИЧАРА

Глава 21.ТАТТВАСАДХАНАИЧХАЁПАСАНА

Глава 22. СВАРА ГУРУ


Часть III. ШИВА СВАРОДАЙЯ

(Перевод с санскрита оригинальных текстов)


Часть IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЗРЕЧЕНИЯ СВАМИ САТЬЯНАНДЫ

СЛОВАРЬ

БИБЛИОГРАФИЯ


ВСТУПЛЕНИЕ

На протяжении многих тысяч лет человечество пытается проникнуть в царство внутреннего опыта. Каждый мыслящий человек по-своему стремится постичь великую тайну бытия и потому существует много различных путей и средств достижения внутреннего опыта озарения. Время от времени человек практически пытается сорвать завесу неведения тем или иным образом. Некоторые приходят к внутреннему опыту посредством карма йоги, другие предпочитают бхакти йогу или раджа йогу, гьяна йогу или кундалини йогу и т.д. Находятся и такие, которые проникают в эту тайну при помощи различных допингов и наркотиков.

Многие утверждают, что подлинный внутренний опыт возможен только для тех, кто достиг совершенства, но йогический опыт убедительно доказывает, что подобный опыт доступен для каждого. Достигли ли вы совершенства или нет, верующий ли вы или атеист, высокое ли у вас происхождение или низкое - все способны получить этот опыт откровения. Вот почему в настоящее время так широко распространились по всему миру различные системы йоги. Однако вне этих систем тантра занимает особое место, так как отстаивает путь полного возвышения вопреки всяким ограничениям и барьерам. Некоторые аспекты тантрической традиции уже стали популярны, другие же почти полностью забыты. К таким незаслуженно забытым относится и великая наука свара йоги.

Свара йога - древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела. Эта наука разъясняет, как можно управлять праной, если научиться разумно манипулировать дыханием. Современная наука с интересом исследует электромагнитные поля, и уже сформировала науку биоэнергетику, которая изучает энергетическую природу человеческого тела. В связи с интенсивным развитием в таких областях, как биоэнергетика, психотроника и фотография Кирлиана, в последнее время к свара йоге стали проявлять повышенный интерес.

Хотя свара йога практикуется в Индии с давних пор, о ней все еще мало знают как на Западе, так и на Востоке. Это, возможно, объясняется тем, что ее всегда рассматривали как таинственную эзотерическую науку, которая может нанести человеку вред, если он будет неправильно ее культивировать. Поэтому эта древняя традиция сохранялась в строжайшем секрете опытными йогинами, которые донесли до наших дней все ее практики.

Свара йогу оберегали даже больше, чем большинство тантрических традиций. Инициация (посвящение) давалась непосредственно только из уст учителя в ухо ученика. По этой причине о теории и практике этой тайной науки было написано очень мало - мы порой находим лишь скупые сноски и примечания даже в йогических и тантрических текстах и, соответственно, в английских переводах.



Свара этимологически означает звук собственного дыхания, а йога - единство. Поэтому свара йога обеспечивает состояние единства, которое достигается посредством дыхания. Практикуя свара йогу, можно понять дыхание, как промежуточное звено в общей цепи жизненных космических сил. Роль дыхания в человеческой жизни невозможно переоценить. Древние риши (или провидцы) еще в глубочайшей древности были знакомы с наукой дыхания и использовали могучие методы воздействия дыхания на психофизическую деятельность человека.

Свара йогу однако, нельзя отождествлять с пранаямой, которая также использует различные аспекты дыхания. Свара йога опирается на анализ дыхания и значение различных пранических ритмов, в то время как пранаяма акцентирует техники накопления, контроля и перераспределения праны. Отсюда следует, что свара йога вовлекает практику пранаямы, но является наиболее расширенной, интенсивной и точной наукой.

В таких йогических текстах, как Шива Самхита или Горакша Сатарка, а также в различных Упанишадах, можно найти рассуждения о функциях праны. Однако главным письменным источником свара йоги является Шива Свародайя. Шива - это Высшее Сознание, свара - это поток дыхания, а удайя - пробуждение или возвышение. Таким образом, Шива Свародайя устами Шивы разъясняет все типы дыхания и пранических ритмов.

В тантрической традиции Господь Шива известен как Адинатха (исконный Гуру), который вначале изложил науку свары своей ученице Парвати Деве. Поэтому Шива Свародайя написана в форме диалога, в котором Господь Шива называет свара йогу высшим знанием и заявляет, что в одной лишь свара йоге больше мудрости и сокровищ, чем на всех семи планетах.

Согласно свара шастре, анализируя свое дыхание, можно постичь тайны космоса и понять мудрость Вед. Изучая свару, садхака может стать совершенным йогином.

Установлено, что физическое воздействие дыхания на сознание является очень тонким и поэтому свара йога также является очень тонкой наукой, которая пробуждает в человеке высший потенциал. Интересно, что в других традиционных системах также акцентируется подобный аспект свара йоги. Так, например, в учении даосизма сказано, что если медитировать на дыхание, в физическое тело человека проникают космические божества или силы. Известно, что если поститься на одном дыхании, не потребляя никакой пищи, можно полностью очистить и укрепить себя, и тогда сознание может воспарить к небесам, где вечная жизнь ощущается не только душой, но и телом.

Таким образом, свара йога не только помогает тем, кто верит в высшую Реальность, но также и тем, кто не имеет подобной веры и, тем не менее, к своему изумлению обнаружит много таких истин, которые имеют непосредственное отношение именно к этой Реальности. Свара йога - это путь, который ведет к совершенному опыту и пробуждению цельного существа.

Однако для того, чтобы правильно практиковать свара йогу, необходимо понять ее. Эта наука опирается на законы праны и дыхания. Следует знать, как функционируют эти пранические потоки в физическом теле человека и как они воздействуют на ум. Прана проявляется различным образом и поразному воздействует на каждый орган тела и весь организм в целом. Со временем, когда вы освоите эту науку и овладеете методами контроля свары, то сможете узнать, что вас ожидает в будущем, как избавиться от своих болезней, крепко спать без транквилизаторов, работать целый день без устали или переваривать пищу без средств, усиливающих аппетит и пищеварение - свара йога многогранна.

Зная, как ведут себя потоки свары в каждом отдельном случае, вы сможете помочь не только себе, но и тем, кто обратится к вам за помощью. Конечно, вы можете ошибиться, если пытаетесь разобраться в потоках свары в состоянии невнимательности и беспокойства. Так, например, если к вам кто-то приближается с вопросом со стороны не активной свары - вы не сможете дать вразумительного ответа, но если это происходит со стороны вашей активной свары - ваш ответ будет вполне исчерпывающим.

Отсюда еще не следует, что свара йога сводится к таким чудопрогнозам - я лишь проиллюстрировал вам возможности свара йоги одним из примеров, который скорее имеет отношение к повседневной жизни, в то время как свара йога помогает превзойти заурядную повседневность и преобразовать ее. Важно понять, как прана проявляет все свои формы, и что всё возникает благодаря праническим потокам. Например, вы можете практиковать хатха йогу для восстановления своих сил и повышения жизнеспособности, но хатха йога - еще не конечная цель, а только одно из средств приближения к этой цели. Подобно этому различные методы свара йоги могут быть полезны в повседневной жизни, но подлинная цель их состоит в том, чтобы реализовать свою истинную сущность и раскрыть внутренний опыт.

Часть I.

ТЕОРИЯ СВАРА ЙОГИ
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СВАРА ЙОГЕ
Под термином свара подразумевается нечто гораздо более важное, чем воздух, который струится сквозь ноздри. Кроме воздуха сущствует еще пранический поток, как очень тонкий и жизненный аспект дыхания. По существу вплоть до настоящего времени найдется немного людей, которые бы понастоящему осознавали, что такое свара. Изучению дыхания вообще уделяется чрезвычайно мало внимания, хотя дыхание - важнейшая функция тела.

Дыхание продолжается день и ночь, двадцать четыре часа в сутки - осознаем мы это или нет. Дыхание - самое ценное сокровище человека, потому что без него он не проживет и нескольких минут. Говорят, что человек рождается один и умирает один, но это не совсем так - он рождается вместе со своим дыханием и умирает, унося с собой свою тонкую прану, которая является сущностью его дыхания. Дыхание - спутник и друг человека. Поэтому Упанишады называют свару атмасваруп или брахмасваруп, а это означает, что человек является частью Брахмы или универсального сознания. Кто постиг сущность дыхания, тот постиг сущность души (атмы).

Вот почему дыхание - это не просто обыкновенный физический процесс, но определенная информация и закодированное послание. Для духовного ученика дыхание служит средством достижения высшей цели. Обычное дыхание представляет мехническую функцию физического тела, но свара йога рассматривает дыхание как процесс, которым можно манипулировать и управлять.
Попеременное дыхание
Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то заметите, что иногда дышите более свободно одной ноздрей, а иногда - другой, хотя кажется, что дышите обеими ноздрями. Какое-то время активно работает правый носовой канал, а затем что-то блокирует его, он закрывается и постепенно открывается левый носовой канал. Что это означает? С физиологической точки зрения происходят определенные стимулирующие воздействия на нервную систему. Но свара йога утверждает, что наблюдается определенное воздействие и на работу мозга, который требует особого и систематического регулирования.

Свара йога объясняет, каким образом регулярно меняются потоки свары, и здесь всё научно объяснимо. Каждый час-полтора активность одного канала сменяется активностью другого, и этот ритм регулирует все психологические и физиологические процессы организма. Если ритм свары нарушен, это означает, что какие-то органы или системы организма функционируют не должным образом.


Три свары
Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая - сквозь правую, а третья - через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центры и узлы нервной системы.

И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое - левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.

В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум - одна система, жизненная сила - другая, а дух и душа - третья. Свара йога называет ум читтой, силу жизни - праной, а дух - атмой. Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана - пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.

Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы читты, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздря - положение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.


Движения свары
Свара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину - это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу - это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или чтолибо планируете - это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к комуто или вы рассержены на кого-то - это также умственное действие.

Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары. Левая свара осуществляет контроль над умственными действиями, правая свара контролирует физические действия, а обе свары вместе следят за духовными действиями. Это означает, что, если вы медитируете тогда, когда у вас активна правая ноздря - возникнут физические проблемы и дискомфорт тела. Если у вас активна левая ноздря - физически вы не будете испытывать беспокойства, но ум будет блуждать. Но когда обе ноздри открыты - ум однонаправлен и готов к процессу медитации.

Поэтому в свара йоге очень важно соотносить ваши желания с вашими возможностями - иными словами, совершать те действия, которым благоприятствует свара. Для этого необходимо научиться контролировать свару так, чтобы она содействовала тем действиям, которые вы желаете предпринять или приспосабливаться к тем потокам свары, которые будут благоприятствовать вашим действиям. Так наука свара йоги гармонизирует ум и тело, согласуя их функции с активностью свары.
Ида, пингала и сушумна
До сих пор мы говорили о дыхании, которое создает энергетический поток в теле. Этот поток йога называет нади. Сквозь ноздри проходят три различных потока энергии: ида, пингала и сушумна. Левая ноздря связана с ида нади, правая - с пингала нади, но когда обе ноздри свободно функционируют вместе, стимулируется сушумна.

Потоки энергии, возникшие в левой и правой сваре, действуют наподобие положительных и отрицательных полюсов в электрической цепи. Левая свара похожа на отрицательный полюс, а правая на положительный полюс. Когда активна правая ноздря, пингала стимулирует физическое тело. Когда активна левая ноздря, ида стимулирует ум. В тот период времени, когда происходит чередование потоков свары, обе ноздри активизируются одновременно и тогда сушумна нади стимулирует атму или духовный потенциал. Но это обычно происходит только в течение двух минут.

В сушумне происходят все духовные действия, и все йогические и тантрические системы нацелены на активизацию этого канала. Сушумна расположена внутри позвоночного столба и соединяется с идой и пингалой в аджна чакре, в области межбровья. Высшая духовная мощь кундалини шакти должна быть направлена именно в сушумну. Когда обе ноздри становятся активны, это указывает на то, что канал сушумны свободен. Поэтому очень важно иметь уравновешенное дыхание, которое открывает сушумну для той цели, на которую она предназначена.

Когда сушумна активизирована, психофизические энергетические потоки становятся четкими и ритмичными, мысли безмолвствуют, ум спокоен. Поэтому подобное состояние называют шунья свара. Слово шунъя означает пустотностъ. Для йогина этот тип свары очень важен, потому что он непосредственно и практически приближает его к дхьяне. Следовательно, цель свара йоги заключается в том, чтобы развивать шунья свару посредством попеременного дыхания.


Объем дыхания глубже объема легких
Что означает поток каждой свары и почему он постоянно меняется? На этот вопрос может ответить свара йога. В свара шастрах сказано, что доскональное знание свара йоги может дать только гуру. Но шастры, однако, подсказывают нам, что свара - это прана или жизненная энергетическая сила, которая является одновременно и средой для распространения прана шакти по всему телу. Поэтому сфера действия свары и, так сказать, ее «легкие» не ограничены ребрами или какими-то рамками, что особенно важно для тонких и духовных миров.

Мундака Упанишада сравнивает свару с тетивой, которая нацеливает стрелу сознания на то, чтобы она попала точно в Атман или универсальный дух. Таким образом, дыхание не только поддерживает физическое тело, но представляет ту среду, в которой живет и развивается сознание. Современную медицину интересуют органические функции дыхания - и это правильно, но свара йога предлагает более глубокое проникновение в природу дыхания, потому что существование человека не начинается и не заканчивается физическим телом. Вне физического тела также существуют энергии, вне этих энергий существуют тончайшие эманации ума, вне этих эманации живет сознание, а вне индивидуального сознания - Сверхсознание. Поэтому свара йога изучает энергетический поток в целом, чтобы проникнуть в глубины и беспредельность ума, сознания и космоса.


Глава 2. ПРАНА - ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ
Свара йога, как и другие йогические традиции, большое внимание уделяет как теоретическим, так и практическим аспектам дыхания. Шива Свародайя говорит, что «каждый должен знать, что такое прана и как она изменяется; что такое нади и как они функционируют; что такое таттвы макрокосмоса и микрокосмоса. Используя это великое знание, свара йог может заранее узнать обо всех благоприятных и неблагоприятных событиях окружающего мира. Йогин пришел в этот мир, чтобы реализовать силу свары, как прану, которая функционирует на всем пространстве бытия. Йогин пришел в этот мир, чтобы постичь, что даже форма Господа Шивы является сварой, дыханием и праной».

Индивидуальная и космическая прана
Во многих йогических текстах термин прана понимается, как жизненная сила (биоэнергия). Но люди часто называют праной кислород, отождествляя прану с прана-вайей, которая регулирует работу сердца и легких. Когда мы говорим о пране в более высоком смысле, то подразумеваем скорее космический смысл, чем физическое дыхание или ионы атмосферы. Жизнь сама по себе еще не говорит о чем-то грандиозном: если что-то или кто-то просто существует - это еще не реализация праны.

Слово прана санскритского происхождения и состоит из двух корней: пра (приставки, которая означает постоянство) и на (движение). Поэтому слово прана означает постоянное движение, подобно вибрации, которая распространяется во все стороны без ограничений. Следует аккуратно использовать термин прана, потому что он имеет два аспекта - космический и индивидуальный. Чтобы постичь глубокий и тонкий смысл духовной космической праны, необходимо обладать сверхчувствительным и поистине божественным разумом, но индивидуальная прана человека непосредственно связана с его физическим материальным телом. В процессе творения прана истекает из непроявленной реальности хиранья гарбха (огненной утробы или яйца). На физическом плане это проявляется, как индивидуальное бытие. Свара йога развивает понимание сути проявления и существования праны внутри нашего собственного существа, чтобы постичь и реализовать ее космическую природу.


Энергия и дыхание
Йога рассматривает дыхание, как средство и жизненно важный процесс всасывания праны телом. Шастры разъясняют, как прана вдыхает жизнь и сознание в каждое существо, которое дышит. Согласно Тайттирии, Брахмана, Майтри Упанишадам и Шива Свародайе дыхание является формой воплощения Брахмана или Космического Сознания. Прашна Упанишада так разъясняет природу творения: «Прана излучается из атмана и потому прана неотделима от души так же, как тень от того, кто отражает тень» (3).

В Библии также сказано о том, что человек получил сознание и жизнь посредством дыхания: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие, 2:7).

Таким образом, дыхание восходит к космической сущности и обладает космической силой. Культивируя свара йогу, мы пытаемся прочувствовать всем своим существом космический аспект праны и приблизиться к изначальному источнику ее. В этом заключается символическое выражение процесса материализации материи и жизни при помощи праны и сознания. Прах олицетворяет материю, а дыхание жизни - проникновение праны в материю. Материя имеет много уровней существования и проявления. Если на одном уровне материя инертна, то в процессе эволюции в ней проявляется жизнь со всеми ее составляющими (энергия, сознание, знание и, наконец, опыт). К такой истине пришли физика, метафизика, наука, тантра и свара йога.
Энергия в материи
Согласно свара йоге тело - это сокровищница жизненных сил, генератор безграничных электрических потоков, текущих во все стороны. Обычный человек воспринимает тело как сочетание плоти, крови и костей, но йоги и проницательные ученые постигли, что за физическими элементами сокрыта некая колоссальная сила или прана. Прана, которая побуждает тело совершать те или иные действия, еще более неуловима, чем ядро атома, и современная технология еще не в состоянии контролировать ее.

Большинство людей полагает, что пранические силы внутри тела выполняют лишь физиологические функции, но современные исследования уже приблизились к истине свара йоги. Ученые, наконец, открыли то, что давно обнаружили йоги, а именно - энергетическую связь между физическим телом и его психикой. Кроме того, они установили, что энергия или праническая сила преобразуется в материальную силу, а материальная сила - в праническую. Все знают знаменитое уравнение Альберта Эйнштейна Е = тс2 , которое означает, что материя представляет проявленную потенциальную силу энергии. Эта древнейшая истина была зафиксирована еще в Ведах.

Эту мысль можно проиллюстрировать небольшим научным экспериментом. Если посмотреть на ладонь невооруженным глазом - мы видим просто ладонь. Но что вы увидите, если посмотрите на нее через электронный микроскоп? Поначалу вы можете увидеть живые клетки, затем молекулы, потом атомы и, наконец, ядро атома. Так вы убедитесь в том, что энергия ведет себя фантастическим образом. Раньше вы видели просто ладонь и не находили на ней никаких признаков неизвестной вам жизни, а впоследствии вы обнаружили то, что ваши глаза не способны были увидеть. Поэтому мы используем свара йогу, которая настолько усовершенствует наше восприятие, что мы сможем постичь невидимую энергию.

Теперь, даже ученые, которые начали изучать энергетические поля, утверждают, что так называемая неподвижная материя также пропитана этой тонкой энергией. Поэтому прана означает не только жизнь, но также и само существование. Прана есть и там, где движение кажется покоем. Когда прана оставляет объект, он распадается на составные части. Так наука пришла к выводу, что всё сущее является материально-энергетической структурой. Свара йога и есть та наука, которая способна углубить наше понимание собственной энергетической структуры и сохранить эту функционирующую гармонию.

Исследуя энергию жизни, современная наука натолкнулась на важное открытие, которое обнаружило, что энергия в теле излучает ауру света. В Ведах отчетливо сказано, что каждый объект окружен праническим полем, из которого струится свет. В ранних изображениях великих святых, мудрецов и гуру их лица, а иногда и руки часто окружены аурой. Такой же ореол света мы можем увидеть на образах Рамы, Кришны, Христа, Магомета, Заратустры многих других. До открытий современной науки многие думали, что этот ореол всего лишь плод воображения художника. Но оказалось, что ореол или аура не фантазия и не особый вид почитания великих и обожаемых кумиров.

При помощи такого современного научного оборудования, как фотоаппаратура Кирлиан, ученым удалось определить электромагнитную природу ауры, измерить ее и сфотографировать. Исследователи зафиксировали изменение частоты и амплитуды электромагнитного поля и подтвердили, что аура способна менять цвет в зависимости от характеристик источника света(*1). Это открытие ученых вполне согласуется со свара йогой, которая манипулирует праническими полями, исходящими из тела и меняющими окраску ауры в зависимости от частоты вибрации. Проверяя людей на этом оборудовании, исследователи нашли, что каждое переживание имеет свою ауру. И хотя аура еще не указывает на степень духовного достижения, она определенно расширяет наши возможности и стремления к более саттвическим качествам. Ведь даже преступник, убийца и вор имеют ауры, и их можно обнаружить по специфической окраске индивидуальных аур и характеристикам пранических потоков.

Некоторые люди способны видеть ауру и прочитать информацию этой ауры благодаря тонкой способности ума. Для этого необходимо обладать особым углом восприятия и настроя, которые можно развить. Свара йога детально разрабатывает эту способность ума, и практикующий начинает распознавать тип пранической вибрации тела и дыхания.
Фотография Кирлиан и прана
Важнейшим научным открытием, которое привлекло общественную мысль к понятию прана, было изобретение супругов Кирлиан: в 1939 году они натолкнулись на любопытный феномен -удалось получить фотоснимок ауры. С тех пор исследователи сфотографировали много различных объектов, обнаружив, что не только все формы жизни излучают особое свечение, но и неодушевленные объекты также некоторое время светятся. Это заключение согласуется со свара йогой, которая советует концентрироваться на некоторых символах, после чего можно прочувствовать действительное движение пранического потока внутри тела.

При помощи метода Кирлиан были проведены сотни экспериментов, чтобы показать, например, различия в аурах монет, которые побывали в руках разных людей; были продемонстрированы ауры листьев, естественно упавших с деревьев и листьев, срезанных ножом; фотографировали большие пальцы различных людей, как здоровых, так и нездоровых, угнетенных и ликующих; фотографировали отдельно мужскую руку и отдельно руку женщины, а затем две руки, сплетенные вместе.

Было обнаружено, что аура мужчины была сужена, а аура женщины расширена. Исследователи пришли к заключению, что аура или электромагнитная радиация тела постоянно меняется. Она может увеличиваться или уменьшаться, и это может происходить также вследствие других влиянй.

Свара йога утверждает то же сасмое: наши мысли и состояние ума изменяют пранические вибрации нашего тела и окраску нашей ауры, что подтвердили супруги Кирлиан. Ментальные и эмоциональные реакции расширяют или сужают нашу ауру(*2). Например, когда человек спокоен и расслаблен, его пранический поток устойчив и растянут, но если он нервничает, аура вспыхивает и резко меняет очертания. Метод Кирлиана показал, что после пробуждения различных эмоций и мыслей по желанию, аура автоматически изменялась. Если сконцентрироваться на ауре непосредственно, ее можно изменить. Точно так же свара йог по желанию способен изменить пранический поток, концентрируясь на своей пране.

Исследования показали, что перед смертью аура истощается и исчезает. Свара йога также подтверждает, что когда признаков праны больше нет - наступает смерть. Существует определенная практика, при помощи которой эксперт может предсказать смерть или болезнь, пристально всматриваясь в тень больного, а затем в небо - можно увидеть копию тени. Если тень в небе не будет обнаружена - скоро наступит смерть, но если будут отражены отдельные части тени - болезнь будет продолжаться. Это происходит потому, что праны и электромагнитные поля истощаются и растворяются перед смертью, отчего аура уменьшается. Во время смерти нет ни праны, ни ауры, ибо нет больше жизни.

Таким образом, свара йогины разработали методику развития пранических способностей и очищения пранических полей или ауры. Эти практики дают возможность прочувствовать тонкую связь нашего существа с Космосом. Прана - это основа жизни, и свара йога учит нас, как управлять ею и сохранять так, чтобы не растратить впустую.






Lam

Mantra for Prithvi, the earth element


следующая страница>


Бихарская школа йоги, мунгер

«Свара йога путь к пониманию вашего прошлого, наилучшего устройства жизни в настоящем и проникновение в ваше будущее. Это можно осуществить при помощи определенного дыхания свара й

2057.36kb.

09 10 2014
9 стр.


Дитрих Эберт. Физиологические аспекты йоги

Элементарные сведения из практики йоги предполагаются известными, так что данная книга никак не является введением в практику йоги, ни тем более руководством к упражнениям

1877.01kb.

04 09 2014
14 стр.


И. Таймни введение в психологию йоги

Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых "Наука Йоги", "Самовоспитание в свете оккультизма", "Человек

4090.48kb.

12 10 2014
28 стр.


С. 75-77. Развитие необычных физических способностей в трансе

И наконец, с третьей стороны существует мнение, что все это неправда, и йоги не йоги, а шарлатаны, а уж в чрезвычайных-то ситуациях люди и не то напридумывают

48.93kb.

14 10 2014
1 стр.


От редактора

Пути йоги. Наблюдаемость каналов. Связь между чистотой каналов и духовной чистотой, ступени йоги. Сила нравственности

2365.44kb.

11 10 2014
10 стр.


Йога-сутры патанджали

К. С. Айенгара и аштанга-виньяса-йоги Шри Паттабхи Джойса. И, конечно же, каждый, кто знаком с их практикой и теорией, знает, что в основе обеих школ один и тот же практический под

792.44kb.

12 10 2014
4 стр.


Учение Свара-йоги. «Шива Свародайя», шлоки 29, 30

Шива говорит, что ни лунные сутки, ни созвездия, ни дни недели, ни божества планет, ни различные астрологические сочетания йоги, вьятипата, вайтхита и прочие меняющиеся условия, ни

216.36kb.

09 10 2014
1 стр.


Отзыв на курс йоги. Отзыв на курс отзыв на йога курс

О себе: Люблю животных, природу, путешествия. Кроме Йоги увлекаюсь другими эзотерическими знаниями, историей религии

37.44kb.

08 10 2014
1 стр.