Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Быкова Г. П.,

канд. техн. наук, доцент, ученый секретарь АНО «Научно-методический центр подготовки водителей»

«Профессиональные стандарты водителей транспортных средств как элемент поддержки системы обеспечения безопасности дорожного движения»

В ходе выполнения Федеральной целевой программы «ПБДД» на всех уровнях – и государственном, и общественном стало очевидно что сейчас нужны уже не косметические меры по постепенному «совершенствованию» системы подготовки водителей, а необходима разработка целостной системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении, обладающей всеми свойствами оптимальных и устойчивых систем-непротиворечивости (внутренняя структурность без повторения или противоречия целей и функций) и полноты (охват всех сторон системы: профстандарт, основанный на требованиях работодателей - программы подготовки, базирующиеся на стандартах, и модульный принцип доступа к профессии с наращиванием компетенций).

Очевидно, что создание такой системы стало бы неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных ФЦП на цели обеспечения безопасности дорожного движения. Объективно необходим переход от разрозненных, неполных, противоречивых подзаконных актов к принятию положений целостной системы, регулирующей все стороны подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Настоятельно требуются изменения в государственном регулировании подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, которое сложилось несистемным образом, путем частичных косметических изменений в период формирования рыночной экономики.

В конечном итоге реализация цельной системы подготовки и допуска к управлению транспортными средствами позволит увеличить отдачу от использования бюджетных средств, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, повысить качество работы водителей а, значит, транспортных операторов, обслуживающих все отрасли экономики страны, упрочить устойчивость социальной сферы.

Не требует доказательства тот постулат, что программы подготовки водителей должны опираться на требования работодателей к водителям, также очевидно, что любой здравомыслящий работодатель в первую очередь хотел бы, чтобы водитель умел «безопасным» образом управлять транспортным средством. Аварии и в силу роста стоимости транспортных средств и в силу роста стоимости грузов становятся непозволительной «роскошью» для транспортных операторов. Таким образом профессиональные стандарты водителей – это тот самый документ, в котором цели государства и цели транспортного бизнеса удачно совпадают.

В рамках реализации ФЦП ПБДД по заказу Федерального дорожного агентства «Научно-методическим центром подготовки водителей» (в составе консорциума исследовательских организаций и ассоциаций) были разработаны проекты профессиональных стандартов водителей по каждой категории транспортных средств.

Разработаны проекты профессиональных стандартов по профессии «водитель автомобиля» по 13 категориям транспортных средств: по 4-м «старым» - А, В, С, D и 4-м «новым» подкатегориям - А1 (легкий мотоцикл с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт), B1 (моторизованный трицикл или квадрацикл), C1 (автомобиль, за исключением относящегося к категории D, разрешенная максимальная масса которого превышает 3 500 кг, но не превышает 7 500 кг), D1 (автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест). Кроме того, принято во внимание, что вместо категории Е, (состав транспортных средств с тягачом относящимся к категориям «В», «С» и «D», которыми водитель имеет право управлять), будут вводиться категории ВЕ, СЕ и DЕ, а также C1Е, D1Е.

Введение новых категорий связано с тем, что России, как участнику Венской конвенции, предстоит привести национальное законодательство в области водительских удостоверений и квалификационных требований к водителям транспортных средств в соответствие с введенными Европейской экономической комиссией ООН характеристиками категорий и подкатегорий транспортных средств. Соответственно, практическое внедрение профессиональных стандартов водителей обеспечит гармонизацию российской классификации с последней поправкой (от 28 марта 2006 г.) к Венской конвенции о дорожном движении Европейской экономической комиссии ООН.

Следует отметить, что разработанные профессиональные стандарты предусматривают разные уровни квалификации для водителей, которые просто участвуют в дорожном движении и для водителей, допускаемых к профессиональной деятельности. Ранее это уже имело место в Российской Федерации: существовало понятие «водитель-любитель», а для профессиональных водителей предусматривалось три уровня квалификации (1-ый, 2-ой и 3-ий классы).

Таким образом, работа по подготовке проектов профессиональных стандартов водителей с одной стороны - являлась пилотной, с другой стороны – выполнена с учетом старых традиций, и в обоих случаях направлена на развитие системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами до уровня международных стандартов.



Что такое профессиональный стандарт водителя?

Ядро (суть) профессионального стандарта – это перечень требований к водителю, разделенных по уровням квалификации и перечень компетенций под каждое требование (что водитель должен не только знать, но и понимать, не только уметь, но и применять). Стандарт является документом, определяющим минимальные требования к водителю с точки зрения эффективности перевозок и безопасности их выполнения.

Профессиональный стандарт водителя отвечает на вопросы:


  • какие функции, работы, действия должны выполняться водителем;

  • какими знаниями и навыками должен обладать водитель, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и соответствовать требованиям действующих нормативно-правовых актов, а также требованиям работодателя;

  • какими психофизиологическими качествами должен обладать профессиональный водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к другим участникам дорожного движения, устойчивость к монотонии, др.).

Концепция разработки профессиональных стандартов водителей опиралась на полный учет требований действующих в Российской Федерации нормативных правовых документов и требований работодателей, в первую очередь по обеспечению безопасности дорожного движения.

Первоначальные проекты профессиональных стандартов разрабатывались специально созданной группой экспертов, в которую были включены представители работодателей, в том числе ассоциаций перевозчиков, а также ученых и специалистов в области безопасности дорожного движения. Затем подготовленные группой проекты рассылались для рассмотрения и внесения замечаний и предложений широкому кругу транспортных операторов из регионов России. Далее экспертами проводилась корректировка профстандартов. Эти итерации повторялись несколько раз. Такая многоэтапная методика разработки вариантов профстандартов позволила обеспечить сходимость процедуры и выработку наиболее приемлемых компонентов профстандарта, на которых сошлись мнения подавляющего большинства специалистов с 90% уровнем вероятности.

Восьмиуровневая система фильтрации всех компонентов профстандарта водителя стала минимально необходимой процедурой, выполненной раздельно по каждой категории транспортного средства и обеспечившей сходимость процесса. Широкий опрос транспортных организаций (работодателей водителей) являлся репрезентативным и составлен представителями перевозчиков из всех 7 федеральных округов Российской Федерации, работающих в различных транспортных предприятиях – от индивидуальных транспортных предпринимателей до крупных холдингов международных перевозчиков.

Полученный срез оценок и предложений по требованиям к водителям представляет собой типичные требования современных работодателей в целом по России. Фактология опросов – 82 транспортные организации от Якутии до Санкт-Петербурга и от Тюмени до Краснодара.

Затем рабочие проекты профессиональных стандартов были направлены на заключение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Поступившие замечания и предложения, в том числе МВД России, Минтранса России, Минобрнауки России, МЧС России, Минобороны России отработаны и учтены в последней редакции стандартов.

Для чего нужны профессиональные стандарты?

В первую очередь профессиональный стандарт водителя предназначен для формирования современных программ подготовки таких водителей транспортных средств, которые смогут обеспечить их эффективную и безопасную эксплуатацию. Кроме того, на базисе профстандарта водителя, можно:



  • решать задачи в области управления персоналом на транспорте (разработку систем мотивации, профподбора и профотбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.);

  • поддерживать единые требования к качеству профессиональной деятельности;

  • мотивировать водителей к профессиональному росту, поскольку соответствие профессиональному стандарту дает водителю преимущества на рынке труда

  • проводить сертификацию водителей на добровольной основе – то есть оценку их квалификации (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций).

Профессиональные стандарты построены по модульному принципу: требования к водителям «непрофессионалам» (не использующим транспортное средство в коммерческих целях) дополняются «профессиональными» модулями в зависимости от категории транспортного средства. Такое построение базовых профессиональных стандартов облегчает подготовку объединениями автотранспортных организаций своих корпоративных стандартов, а также специальных стандартов водителей по видам перевозок (международные перевозки, перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных, скоропортящихся грузов).

Такой подход обеспечивает также возможность построения программ подготовки водителей по логичному модульному принципу.

Очевидно, что профессиональный стандарт, представляя базис системы подготовки и аттестации водителей, решает лишь часть вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Для комплексного решения этих вопросов потребуются согласованные действия в сферах госрегулирования МВД России, Минобрнауки России, Минтранса России и Минздравсоцразвития России. Целесообразно использовать профессиональные стандарты при внесении изменений в систему допуска к участию в дорожном движении, в том числе в содержание экзаменационных билетов и методику проведения практических экзаменов.

Полагаем, что при разработке Министерством образования и науки Российской Федерации новых программ подготовки и переподготовки водителей будут учтены положения профессиональных стандартов. Полагаем целесообразным предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации доработать минимальные стандарты состояния здоровья, соответствие которым необходимо для управления транспортными средствами, в том числе по новым категориям транспортных средств и со сроками периодической проверки на соответствие водителей данным стандартам.

Опираясь на передовой опыт, целесообразно разработать и ввести систему тестирования психофизиологических качеств кандидатов в водители, а для водителей-профессионалов – систему добровольной сертификации по ряду параметров, обеспечивающих надежное и безопасное управление транспортным средством.

Разработанные профессиональные стандарты водителей не предназначены для прямого использования в сфере специальных перевозок, в том числе пожарных и военных, но могут быть использованы соответствующими федеральными органами исполнительной власти – МЧС России, Минобороны России и другими в качестве основы для разработки профстандартов водителей для выполнения специальных перевозок.

В соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, то есть Министерством транспорта Российской Федерации.

На основании указанных положений ТК РФ, подготовленные профессиональные стандарты могут быть утверждены Минтрансом России в качестве одного из элементов (критериев) профессионального отбора водителей.

Введение профессиональных стандартов водителей будет способствовать формированию единого подхода к профессиональному отбору и профессиональной подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с движением транспортных средств, на всех видах транспорта в Российской Федерации. Соответственно было бы целесообразно Минтрансу России участвовать в разработке и согласовании программ подготовки профессиональных водителей с учетом содержания профессиональных стандартов.

Поскольку лежащие в основе профстандартов требования работодателей могут меняться по мере обновления/усложнения техники, изменения условий перевозок и прочих важных факторов (мониторинг которых необходим) нужно проводить периодическую актуализацию профстандартов (каждые 5 лет - по предварительным оценкам)



Утверждение и внедрение профстандартов водителей станет одним элементом из комплекса мероприятий, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки водителей, непосредственно повлияет на сокращение количества ДТП и количества лиц, погибших и раненых в их результате, будет способствовать выполнению задач, поставленных федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».


Быкова Г. П., канд техн наук, доцент, ученый секретарь ано «Научно-методический центр подготовки водителей»

«Профессиональные стандарты водителей транспортных средств как элемент поддержки системы обеспечения безопасности дорожного движения»

87.66kb.

14 10 2014
1 стр.


Информационные данные

И. М. Дробященко, канд техн наук; И. С. Хаймов, канд техн наук; В. Б. Судаков, канд техн наук; О. М. Чуракова; Г. С. Коних; В. Г. Брагинский, канд техн наук; В. И. Романов; Ю. П. Ч

190.88kb.

17 12 2014
1 стр.


Методика назначения объема инженерно-геологических изысканий в центре и серединной части г. Москвы

Гуп нииосп им. Н. М. Герсеванова (головная организация) академик раасн, докт техн наук Ильичев В. А., канд техн наук Мариупольский Л. Г., канд техн наук Михеев В. В., канд техн нау

144.98kb.

12 10 2014
1 стр.


Государственный стандарт союза сср

А. А. Васильева, канд геол минер, наук (руководитель темы); В. М. Павилонский, канд техн наук; Р. С. Зиангиров, д-р геол минер наук; Н. А. Понкратова; А. П. Афонин; И. С. Ронжин, к

316.01kb.

02 10 2014
1 стр.


Нагрев поверхности оптической пластины при продольном сверхзвуковом обдуве потоком воздуха

В. А. Ващенко, д-р техн наук; Ю. Г. Лега д-р техн наук; И. В. Яценко; О. В. Кириченко; Д. М. Краснов, канд техн наук; Т. И. Веретельник, канд техн наук

177.55kb.

17 12 2014
1 стр.


Государственный стандарт союза сср

А. Г. Шалимов, д-р техн наук; С. А. Голованенко, д-р техн наук, В. Т. Абабков, канд техн наук; Н. Н. Киселев; В. В. Зайцев; Е. Д. Шувалова, канд техн наук; Р. А. Давыдова

238.53kb.

01 09 2014
1 стр.


Технические условия

А. Г. Шалимов, д-р техн наук; С. А. Голованенко, д-р техн наук, В. Т. Абабков, канд техн наук; Н. Н. Киселев; В. В. Зайцев; Е. Д. Шувалова, канд техн наук; Р. А. Давыдова

259.07kb.

01 09 2014
1 стр.


Ведомственные строительные нормы строительство магистральных и промысловых трубопроводов

Шмелева, канд техн наук, М. З. Шейнкин, канд техн наук, Н. Г. Блехерова, канд техн

3263.35kb.

09 09 2014
15 стр.