Обучение каллиграфическому письму
Янива Е.Н.
Из истории каллиграфии
Знаете ли вы, что объединяет слова график, графа, параграф, стенография, орфография, орфография, биография? У них есть общая часть «граф». В древнегреческом языке grapho означало «пишу, черчу, изображаю»
Каллиграфия – это красивое письмо, или краснописание.
В старину «писать» означало «украшать что-либо, делать его пестрым. Пишут картины, расписывают потолки, писанки. Говорят «писанная красота». Следовательно, сначала люди научились рисовать, а потом изображения начали выполнять роль письма. А, как известно, рисунок нужен для того, чтобы радовать наш глаз. Значит, и письмо должно быть красивым.
Древние мудрецы утверждали: красиво писать умеют только люди с высокими моральными качествами.
Красивое письмо – путь к развитию интеллекта
Одной из главных задач начальной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфично правильного письма.
В.Сухомлинский писал, что истоки способностей и одаренности детей – на кончиках их пальцев. От них идут тоненькие ручейки, которые наполняют источник творческих мыслей. Чем искуснее рука ребенка, тем ребенок умнее.
Обучение каллиграфическому письму происходит в период обучения грамоте. Процесс же усовершенствования навыков – в течение всего периода обучения.
В первые месяцы обучения в школе графические ошибки в письменных работах можно заметить у большинства детей. Как правило, в процессе обучения они становятся реже.
Какие же причины этих ошибок?
□ недостаточное развитие глазомера;
□ недостаточное развитие координации движения руки;
□ недостаточное развитие пространственного воображения;
□ недостаточное развитие волевых качеств;
□ недостаточное развитие самоконтроля;
□ недостаточное развитие внимания;
□ слабость мелких мышц кисти;
□ общее снижение трудоспособности;
□ медленное восприятие и запоминание последовательности действий;
□ низкая способность мыслительных действий.
В результате этих причин, дети допускают следующие ошибки:
□ выход элементов букв за пределы строки;
□ разная высота букв;
□ разное расстояние между элементами букв;
□ разный наклон;
□ отсутствие плавности письма, ровных линий;
□ дописывание лишних элементов в букве;
□ неправильное соединение букв;
□ письмо вне основных линий;
□ обратный порядок написания букв;
□ зеркальное написание букв;
□ сильный нажим на ручку и бумагу;
□ недописывание элементов букв;
□ отсутствие или неверное соединение букв;
□ письмо печатной буквы на месте прописной.
В процессе обучения письму, очень важно сформировать у детей понятие «красивое письмо» как отношение к другим людям: неаккуратный, неразборчивый почерк в какой-то степени является проявлением неуважения, безразличия по отношению к другому человеку. Именно поэтому надо прилагать все усилия, чтобы обучение каллиграфии стало частью эстетического воспитания, способом чувства прекрасного. Это особенно важно в момент формирования почерка, потому что этот период совпадает с периодом формирования личности. Такие качества как аккуратность, целенаправленность, внимание, чувство гармонии уместно и можно формировать в процессе обучения письму.
В соответствии с действующими программами шестилетний ребенок к концу 1 года обучения должен в течении 7-8 месяцев научится читать, писать, считать. При этом ребенок тратит много физических, умственных, психологических сил.
В начале обучения письму трудности возникают и у детей, и у родителей. Постоянное напоминание ребенку о том, что нужно правильно держать ручку, тетрадь, следить за осанкой, за наклоном букв, за интервалами между буквами и словами, писать чисто никакого удовлетворения не дают.
Как же сделать так, чтобы ребенку писать захотелось? С чего начать?
Очень важно «поставить руку» ребенка, подготовить ее к работе.
Одним из основных приемов «постановки руки» является штриховка или разукрашивание.
Штриховка – это не только укрепление руки, но и развитие речи, пополнение словарного запаса учеников.

Кроме штриховки, хорошо использовать прописи с калькой. Недостаток использования кальки в том, что иногда ручка по ней не пишет, скользит, поэтому можно пользоваться методом обведения тех же букв по пунктирам, точкам или светлым линиям.
Хорошо использовать сетку – шаблон (автор В.Фадиенко). Ребенку предлагается графический шаблон, который представляет густую наклонную сетку, в каждую ячейку которой вписывается элемент буквы или соединения.
Использование такой сетки не меняет шрифта, данного в «Единых образцах каллиграфического письма цифр, украинских и русских букв и их соединений». Во время письма по сетке закрепляются: правильный наклон букв, направление письма, написание букв и их элементов.
Для разогрева мускулатуры кисти и пальцев хорошо использовать игры- упражнения «Скрути и раскрути клубок», « Покрой рыбку чешуей», «Собери цепочку из скрепок», «Дождик» (удары пальцами по парте с разной силой и скоростью)
Нельзя забывать и о полезности физкультминуток.
На парту руки положите
и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрываем пальчики
).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (шевелят пальчиками
)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук
).
Важным условием каллиграфического письма является скоординированная работа глаза и руки. Эти упражнения развивают мышление, учат сравнивать, анализировать, находить сходство и различие. (Игра «Прыжки по кочкам», «Скопируй высоту»)

Особое внимание необходимо уделить соединению букв, т.к. неправильное соединение приводит к орфографическим ошибкам.
Виды соединений:
v Нижнее «выстави ногу»
v Нижнее «волна»
v Среднее «подай руку»
v Верхнее «носик чайника»
Чтобы предупредить неправильное развитие почерка младших школьников, особенно во 2-4 классах, когда они переходят к ускоренному письму, необходимо помнить о:
Ø правильном размещении тетради на парте;
Ø размещении предплечья посредине страницы с неподвижной позицией локтя;
Ø соответствующей толщине ручки и правильном расположении её между пальцами;
Ø умеренном нажиме руки на ручку и бумагу;
Ø правильной осанке.
Выдающийся русский учёный-лингвист академик Л.В. Щерба ещё в 20-е годы прошлого столетия писал: “Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости”.
Поэтому, от того, какие навыки у ребёнка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учёбе.
Ещё, очень часто бывает так, что ребёнок, придя в 1 класс, не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Это говорит о том, что у ребёнка не очень хорошо развиты психические процессы. Поэтому ещё в дошкольном возрасте очень важно сформировать все эти процессы на нужном уровне, чтобы в дальнейшем у ребёнка не было никаких затруднений в обучении.
На первом этапе обучения хорошо использовать развивающую пропись.
Задания прописиразработаны с учетом всех развивающих процессов:
-
наглядно-образное мышление;
-
произвольное внимание;
-
память;
-
зрительное внимание;
-
упражнения на закрепление цветовой гаммы;
-
быстрое запоминание изученной буквы;
-
развитие мелкой моторики и координации движения руки;
-
написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;
-
задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;
-
специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
Структура работы по этой прописи. Содержание листа разработано так, чтобы можно было выполнять задания с детьми на занятии в группе или классе и чтобы дети самостоятельно со своими родителями могли закреплять изученный материал дома. Каждой букве посвящён 1 лист.
Какие же цели преследуют все предложенные “Задания для закрепления”?
1 задание
Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом, формируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память.
2 задание
Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы, также способствует развитию моторики и координации руки;
3 и 6 задание
Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимания, предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности;
4 задание
Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки;
5 задание
Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно-образного мышления.
Задания для закрепления.

Задание 4. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву «Я» и букву «я» .

Задание 5. Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
яяяЯ яяЯя яяяЯ ЯяЯя яЯяЯ яяяЯ яяЯ
Задание 6. . Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «я» синим
карандашом.
пармытьопърукиэюятсупроя платьеёйгяьтакаяюяьвмам
Олятсбчктофъхяблокодворсанкибчьопокататьсяоврколд
Раятяъбылоукениктофъцхнельзялвораможноывайлесдвь