Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Обучение каллиграфическому письму

Янива Е.Н.

 

 



Из истории каллиграфии

 

       Знаете ли вы, что объединяет слова график, графа, параграф, стенография, орфография, орфография, биография? У них есть общая часть «граф». В древнегреческом языке grapho означало «пишу, черчу, изображаю» 



       Каллиграфия – это красивое письмо, или краснописание.

       В старину «писать» означало «украшать что-либо, делать его пестрым. Пишут картины, расписывают потолки, писанки. Говорят «писанная красота». Следовательно, сначала люди научились рисовать, а потом изображения начали выполнять роль письма. А, как известно, рисунок нужен для того, чтобы радовать наш глаз. Значит, и письмо должно быть красивым.

       Древние мудрецы утверждали: красиво писать умеют только люди с высокими моральными качествами.

  Красивое письмо – путь к развитию интеллекта

       Одной из главных задач начальной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфично правильного письма.

      В.Сухомлинский писал, что истоки способностей и одаренности детей – на кончиках их пальцев. От них идут тоненькие ручейки, которые наполняют источник творческих мыслей. Чем искуснее рука ребенка, тем ребенок умнее.

    Обучение каллиграфическому письму происходит в период обучения грамоте. Процесс же усовершенствования навыков – в течение всего периода обучения.

       В первые месяцы обучения в школе графические ошибки в письменных работах можно заметить у большинства детей. Как правило, в процессе обучения они становятся реже.

       Какие же причины этих ошибок?

□    недостаточное развитие глазомера;

□    недостаточное развитие координации движения руки;

□    недостаточное развитие пространственного воображения;

□    недостаточное развитие волевых качеств;

□    недостаточное развитие самоконтроля;

□    недостаточное развитие внимания;

□    слабость мелких мышц кисти;

□    общее снижение трудоспособности;

□    медленное восприятие и запоминание последовательности действий;

□    низкая способность мыслительных действий.

 

       В результате  этих причин, дети допускают следующие ошибки:



□    выход элементов букв за пределы строки;

□    разная высота букв;

□    разное расстояние между элементами букв;

□    разный наклон;

□    отсутствие плавности письма, ровных линий;

□    дописывание лишних элементов в букве;

□    неправильное соединение букв;

□    письмо вне основных линий;

□    обратный порядок написания букв;

□    зеркальное написание букв;

□    сильный нажим на ручку и бумагу;

□    недописывание элементов букв;

□    отсутствие или неверное соединение букв;

□    письмо печатной буквы на месте прописной.

 

         В процессе обучения письму, очень важно сформировать у детей понятие «красивое письмо» как отношение к другим людям: неаккуратный, неразборчивый почерк в какой-то степени является проявлением неуважения, безразличия по отношению  к другому человеку. Именно поэтому надо прилагать все усилия, чтобы обучение каллиграфии стало частью эстетического воспитания, способом чувства прекрасного. Это особенно важно в момент формирования почерка, потому что этот период совпадает с периодом формирования личности. Такие качества как аккуратность, целенаправленность, внимание, чувство гармонии уместно и можно формировать в процессе обучения письму.



       В соответствии с действующими программами шестилетний ребенок к концу 1 года обучения должен в течении 7-8 месяцев научится читать, писать, считать. При этом ребенок тратит много физических, умственных, психологических сил.

       В начале обучения письму трудности возникают и у детей, и у родителей. Постоянное напоминание ребенку о том, что нужно правильно держать ручку, тетрадь, следить за осанкой, за наклоном букв, за интервалами между буквами и словами, писать чисто никакого удовлетворения не дают.

       Как же сделать так, чтобы ребенку писать захотелось? С чего начать?

         Очень важно «поставить руку» ребенка, подготовить ее к работе.

         Одним из основных приемов «постановки руки» является штриховка или разукрашивание.

         Штриховка – это не только укрепление руки, но и развитие речи, пополнение словарного запаса учеников.

 

                               



 

           Кроме штриховки, хорошо использовать прописи с калькой. Недостаток использования кальки в том, что иногда ручка по ней не пишет, скользит, поэтому можно пользоваться методом обведения тех же букв по пунктирам, точкам или светлым линиям.

                                

                                             

       Хорошо использовать сетку – шаблон (автор В.Фадиенко). Ребенку предлагается графический шаблон, который представляет густую наклонную сетку, в каждую ячейку которой вписывается  элемент буквы или соединения.   

       Использование такой сетки не меняет шрифта, данного в «Единых образцах каллиграфического письма цифр, украинских и русских букв и их соединений». Во время письма по сетке закрепляются: правильный наклон букв, направление письма, написание букв и их элементов.

          Для разогрева мускулатуры кисти и пальцев хорошо использовать игры- упражнения «Скрути и раскрути клубок»,      « Покрой рыбку чешуей», «Собери цепочку из скрепок», «Дождик» (удары пальцами по парте с разной силой и скоростью)

                                     

    

        Нельзя забывать и о полезности физкультминуток.



 На парту руки положите

 и сожмите кулачки. 


 Наши нежные цветки
Распускают лепестки 
(раскрываем пальчики).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет 
(шевелят пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (
вращение кистями рук).

    


       Важным условием каллиграфического письма является скоординированная работа глаза и руки. Эти упражнения развивают мышление, учат сравнивать, анализировать, находить сходство и различие. (Игра «Прыжки по кочкам», «Скопируй высоту»)     

                                

 

         Особое внимание необходимо уделить соединению букв, т.к. неправильное соединение приводит к орфографическим ошибкам.



        Виды соединений:

 

v Нижнее «выстави ногу»    



v Нижнее «волна»                

v Среднее «подай руку»      

v Верхнее «носик чайника»

 

       Чтобы предупредить неправильное развитие почерка младших школьников, особенно во 2-4 классах, когда они переходят к ускоренному письму, необходимо помнить о:



Ø правильном размещении  тетради на парте;

Ø размещении  предплечья посредине страницы с неподвижной позицией локтя;

Ø соответствующей толщине ручки и правильном расположении её между пальцами;

Ø умеренном нажиме руки на ручку и бумагу;

Ø  правильной осанке.

       Выдающийся русский учёный-лингвист академик Л.В. Щерба ещё в 20-е годы прошлого столетия писал: “Хорошая тетрадь, грамотное письмо, чёткий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости”.

       Поэтому, от того, какие навыки у ребёнка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учёбе.

       Ещё, очень часто бывает так, что ребёнок, придя в 1 класс, не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Это говорит о том, что у ребёнка не очень хорошо развиты психические процессы. Поэтому ещё в дошкольном возрасте очень важно сформировать все эти процессы на нужном уровне, чтобы в дальнейшем у ребёнка не было никаких затруднений в обучении.

      На первом этапе обучения хорошо использовать развивающую пропись.

      Задания прописиразработаны с учетом  всех развивающих процессов:



  • наглядно-образное мышление;

  • произвольное внимание;

  • память;

  • зрительное внимание;

  • упражнения на закрепление цветовой гаммы;

  • быстрое запоминание изученной буквы;

  • развитие мелкой моторики и координации движения руки;

  • написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;

  • задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;

  • специальные упражнения для предупреждения дисграфии.

Структура  работы по этой прописи.   Содержание листа разработано так, чтобы можно было выполнять задания с детьми на занятии в группе или классе и чтобы дети самостоятельно со своими родителями могли закреплять изученный материал дома.    Каждой букве посвящён 1 лист.

Какие же цели преследуют все предложенные “Задания для закрепления”?



1 задание

Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом, формируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память.

2 задание

Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы, также способствует развитию моторики и координации руки;

3 и 6 задание

Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимания, предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности;

4 задание

Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки;

5 задание

Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно-образного мышления.

 

Задания для закрепления.

 

 



 

 

 



    Задание 4. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву «Я» и букву «я» .

 

       



 

 

     Задание 5.   Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.



 

яяяЯ   яяЯя   яяяЯ ЯяЯя   яЯяЯ   яяяЯ яяЯ

     Задание 6. . Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «я» синим

                              карандашом.

пармытьопърукиэюятсупроя платьеёйгяьтакаяюяьвмам

Олятсбчктофъхяблокодворсанкибчьопокататьсяоврколд

Раятяъбылоукениктофъцхнельзялвораможноывайлесдвь



 

Биография ? У них есть общая часть

Знаете ли вы, что объединяет слова график, графа, параграф, стенография, орфография, биография? У них есть общая часть «граф». В древнегреческом языке grapho означало «пишу, черчу,

87kb.

25 12 2014
1 стр.


Царство грибов. Общая характеристика

Вместе с тем у них есть жесткая клеточная стенка, они не способна передвигаться, как и растения, поэтому их выделили в особое царство

19.86kb.

15 12 2014
1 стр.


Отчёт по прессе 24 февраля 3 публикации Соблазненные улыбкой Путина (отрывок)

Но значительная часть американской еды хранится в России и у них есть выбор: либо ты будешь есть все меньше и меньше, перестаешь расти и умрешь, либо ты заберешь еду. Они придут за

27.43kb.

26 09 2014
1 стр.


Прояснение абсолютной и относительной истины

В духовной жизни есть воззрение, а есть поведение. Есть абсолютная истина, есть относительная истина. Надо понять эти две истины, разобраться в них

75.67kb.

10 09 2014
1 стр.


По словам представителя палаты, у российской стороны есть интерес к этим проектам, потому что у них достаточно высокая рентабельность, хороший уровень застрахованности корпоративных активов

Заголовок = Российско-греческое сотрудничество в сфере инвестиций: к новой модели часть-2

59.38kb.

17 12 2014
1 стр.


Общая часть анализ финансового состояния предприятия общая оценка финансового состояния предприятия анализ структуры и имущественного состояния предприятия анализ финансовой устойчивости предприятия специальная часть
1234.3kb.

12 10 2014
9 стр.


Предисловие 8 I. Общая часть
60.82kb.

12 09 2014
1 стр.


Материалы предоставлены интернет проектом

В большинстве высокоразвитых стран более половины населения про-водит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж и эта часть населения увеличивается год от год

143.34kb.

08 10 2014
1 стр.