Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТЕМА № 19.
Тема: Биологические ритмы.

Цель урока:

Познакомить учащихся с общими понятиями о биоритмах.


Научить использовать приобретенные знания в повседневной жизни для
ведения ЗОЖ.

Пробудить личную заинтересованность каждого в здоровом образе жизни.

Воспитывать нравственные качества у учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица биоритмов.
Ход урока
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Основные
составляющие ЗОЖ», сообщение на тему “Режим дня и его значение”

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

Биоритмы - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам - суточным (например, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (например, биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), (изменение численности и активности животных, роста и растений и др.), Наука о биологических ритмах - хронобиология.

Существует сходное понятие «биологические часы». Это - способность животного и человека ориентироваться во времени; основана на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках - биологических ритмах.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении сложных заданий.

В недельном цикле биоритмов тоже есть период подъема эмоциональных и физических сил. Он приходится на вторник-четверг. Эти три дня наиболее благоприятны для выполнения ответственных и сложных заданий. Воскресенье тоже можно отнести к периоду подъема, но его показатели соответствуют примерно 80 % от предыдущего периода.

Существуют такие же периоды в течение годового цикла. Оказывается, в первый месяц от даты рождения число лучших показателей по физической и эмоциональной направленности намного выше, чем в остальные. Кроме того, значительно выделялись из среднемесячных данных и 9, 10, 11-й месяцы от даты рождения. У спортсменов высокие результаты наблюдались в день рождения.

Есть основания предположить, что в годовом цикле существуют периоды максимальной и минимальной надежности организма (как биологической системы).

По наилучшему иммунному состоянию организма отмечается 1-й месяц от даты рождения, наихудший показатель - в 12-й месяц. Заболевания ОРЗ в первые 6 месяцев от даты рождения значительно реже, чем с 7-го по 12-й месяцы. Причем, наиболее выраженными были 7, 8-й и особенно 12-й месяц. Четко проявляются эти негативные месяцы при сопоставлении случаев летального исхода при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Обобщая материалы многих авторов, можно установить физическое и эмоциональное развитие определенными скачками у мальчиков: в 6-7, 9-10, 12-13, 15-18 лет. У девочек: в 7, 9, 11, 33, 15, 17 лет. Однако не все дети растут скачками, немало таких, у которых рост проходит монотонно, вяло, без выраженных рывков.

Существуют периоды повышенной утомляемости и раздражительности, ослабления общей иммунологии и снижения работоспособности: возраст 7,5-8, 13,5-14, 16,5-17 лет.

2. Т е с т на проекторе «Кто рано встает...» «Сова» или «жаворонок». Утренние часы для работы и других занятий предпочитают люди, которых называют «жаворонки». «Совы» же деятельны по вечерам. Предлагаемый тест, напечатанный во французском журнале «Суар», позволит вам определить свою принадлежность к одной из двух категорий пернатых и понять, в какое время вы наиболее работоспособны.

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда

б) иногда

в) редко


г) крайне редко

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать? а) после часа ночи,0

б) от половины двенадцатого до часа 1

в) от десяти до половины двенадцатого2

г) до десяти часов3



3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый час после пробуждения?

а) солидный 3

б) обильный, но не очень калорийный 2

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда 1

г) хватит чашки чая или кофе 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) в первой половине дня 1

б) во второй половине дня 0

5. От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе 2

б) от вечернего чая 0

6. Легко ли вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?

а) очень легко 0

б) достаточно легко 1

в) трудно 2

г) привычек не меняю 3

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа 3

б) на час-два 2

в) менее чем на час 1

г) как обычно 0

8. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой проверке.

а) отрезок оказался меньше минуты 0

б) отрезок оказался больше минуты 2

А теперь результаты. Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы -«жаворонок». Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределенности типа. Вы аритмик, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остается добавить, что у каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.


IV. Итог урока. Что мы узнали о биологических ритмах?

V. Домашнее задание. § 4.2, ответы на вопросы, стр. 90.

Биологические ритмы

Существует сходное понятие «биологические часы». Это способность животного и человека ориентироваться во времени; основана на строгой периодичности физико-химических и физиологи

47.84kb.

15 12 2014
1 стр.


Биологические ритмы. Сон и его значение.

Показать экологическое значение чередования сна и бодрствования. Разъяснить, что сон имеет сложную природу и состоит из нескольких фаз. Раскрыть гигиенические требования, обеспечив

87.15kb.

10 10 2014
1 стр.


Биологические особенности crotalaria alata L. И

Биологические особенности crotalaria alata L. И guizotia abyssinica (L. F.) Cass. При интродукции в узбекистане

35.77kb.

10 09 2014
1 стр.


Ритмы микроструктур нервной клетки речного рака и их физиологическое значение
160.23kb.

16 12 2014
1 стр.


-

Ритмы и масштабы перемен о понятиях "процесс", "изменение" и "развитие" в политологии

3170.4kb.

14 09 2014
15 стр.


Н. А. Агаджанян, Л. И. Игнатьев, И. В. Радыш

Влияние природно-климатических факторов на сезонные ритмы системы крови у жителей кисловодска

72.66kb.

02 10 2014
1 стр.


3. Биологические предлежание плода Социальные – возраст матери, количество родов. Медицинские

Антропометрические. Сезонно-временные в основном это длительность периода изгнания Биологические предлежание плода Социальные – возраст матери, количество родов. Медицинские – опер

70.46kb.

23 12 2014
1 стр.


Эколого-биологические особенности видов рода artemisia из подрода seriphidium

Эколого-биологические особенности видов рода artemisia из подрода seriphidium (bess.) Rouy и перспективы их использования в узбекистане

45.08kb.

01 10 2014
1 стр.