Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Встань за веру, Русская земля!»
Литературно-историческая игра-путешествие для детей среднего и старшего школьного возраста, посвященная годовщине Куликовской битвы

Пустовалова Г.И.,

учитель русского языка

и литературы



(Слайд 2)
ЦЕЛЬ: углубление знаний учащихся о Куликовской битве как о событии, изменившем ход русской истории.
ЗАДАЧИ:

- воспитание в подрастающем поколении патриотизма и гордости за свою Родину;

-пробуждение у обучающихся интереса к историческим ценностям;

- развитие творческого потенциала обучающихся.


ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА

1.Иконы: «Пресвятая Троица» преподобного Андрея Руб­лева; «Преподобный Сергий Радонежский»; «Спас Неру­котворный», XII в.; «Святитель Николай Чудотворец, ар­хиепископ Мирликийский».

2. Плакат на стене с изречением: «Жив я памятью. Памятью Родины».

3. Книги, литературные памятники Куликовского цикла XVI— XVII вв.: «Задонщина»; «Летописные повести о Куликовской битве»; «Сказание о Мамаевом побоище». Епифаний Пре­мудрый. «Житие преподобного Сергия».

4. Исторические портреты. «Действующие лица Ку­ликовской эпопеи».

5.Мультимедийная презентация «На поле Куликовом».


РЕКВИЗИТ

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (ноутбук).
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


  1. А.П.Бородин «Богатырская симфония».

  2. П.И.Чайковский «Славянский марш».

3. В.Агапкин, А.Мингалев «Встань за веру, Русская земля»
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

Рассказчики, чтецы, Историк, Летописец, ведущие, кня­зья (капитаны команд), дружины (команды), ополченцы (бо­лельщики).



«О СЛАВЕ ТЕХ ВРЕМЕН» (Слайд 3)

(Вступительное слово)



1-й ведущий. Размышляя над проблемами современной жизни, мы все чаще обращаем свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений, и снова взлетов — истоки славы России.

Таким событием, изменившим ход русской истории, стала Куликовская битва, 632-летие которой мы отметили 8/21 сентября 2012 года, событием, перед которым и спустя столетия благодарные потомки склоняют головы, а сердца их наполняются гордостью за свое Отечество. Именно победа на Куликовом поле положила начало созданию Московской Руси, а столетие после Куликовской битвы стало эпохой наивысшего подъема русской духов­ной культуры и вошло в историю как «золотой век рус­ской святости» (Г.П. Федотов).

Куликовская битва! Что ей предшествовало? Как она про­текала? Какие имена сохранила нам? Чему она учит потом­ков, нас с вами и тех, кто придет после?

На эти и множество других вопросов и предстоит отве­тить князьям «со дружинники», участникам литературно-исторической игры-путешествия, названием которой стали строки из русского военного марша «Прощание славянки» «Встань за веру, Русская земля!».

А девизом нашей встречи станут слова: «Пусть нам звез­дою путеводной святая Истина горит!». Всем же нам — най­ти «свое поле Куликово», увидеть пути Родины.
Слайд 4.«За землю Русскую!». Зву­чит запись музыки П.И.Чайковского «Славянский марш».
1 - й чтец.

Река раскинулась.

Течет лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.
О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной,

Наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной —

Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...


И нет конца! Мелькают версты, кручи

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

А.А. Блок
1-й ведущий. А сейчас я представлю состав Боярской Думы (жюри) и действующих лиц.

Вызываются действующие лица: Рассказчики, чтецы, Историк, Ле­тописец, князья, гонцы.

2-й ведущий. Внимание! Князья приглашаются для жеребьевки представления своих дружин.

Князьям предлагаются на выбор карточки с номерами. Начинается представление дружин: название, девиз, эмблема, приветствие. Зачитываются условия проведения игры-путешествия и правила поведения ополченцев.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДРУЖИН

Условия каждого конкурса зачитываются непосредствен­но перед его началом. Право на ответ имеет только один член дружины. Готовность ответа показывает поднятая эм­блема. Каждой дружине разрешается дать только одну вер­сию. Время на обсуждение вопроса дается в зависимости от условий конкурса.

Ответы оцениваются соответственно:

развернутый ответ — 3 жетона;

верный ответ — 2 жетона;

частично верный или неполный - 1 жетон.

Один жетон равен одному баллу.

При неверном ответе или по истечении времени право на ответ получают другие дружины. При отсутствии версий вопрос передается ополченцам или на него отвечает веду­щий конкурса.

Спорные ситуации решаются Боярской Думой. Боярская Дума имеет право выдать штрафные жетоны, количество которых вычитается из суммы баллов, заработанных дру­жиной в данном конкурсе:

при несоблюдении правил игры;

за некорректное поведение.

Один штрафной жетон красного цвета равен одному баллу.

Боярская Дума подводит итоги после каждого конкурса.

Общий итог игры определяется суммой баллов, полу­ченной дружиной и ополченцами.

Если по итогам игры дружины набрали равное количе­ство баллов, то они участвуют в поединке эрудитов.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОПОЛЧЕНЦЕВ

(болельщиков)

Ополченцы — это группа поддержки. Верно ответив­шему ополченцу и его дружине баллы начисляются одно­временно.

Основные правила ведения игры одинаковы для опол­ченцев и их дружин. Конкурс ополченцев проводится в те­чение всей игры.

Право на ответ имеет тот, кто первым поднял руку. Вык­рики с места не засчитываются. Подсчет голосов производится по жетонам, набранным всеми ополченцами.

1-й ведущий. Внимание, конкурс первый! (Слайд 5)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУСИ В ПАМЯТНЫХ ДАТАХ И КАРТИНАХ

Историк. «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего» (И.А. Ильин).

2-й ведущий. Внимание, задание!

Дружинам даны карточки с датами русской истории. При появлении на экране изображения какого-либо события, нужно показать карточку с соответствующей датой. Право на ответ получает та дружина, которая быстрее всех покажет верную дату. По ходу конкурса дружины отвечают на заданные вопросы.


Слайд 6 .Изображение памятника «Тысячелетие основания России» в Новгороде».

2-й ведущий. Вопрос. Какому историческому моменту поставлен этот памятник?

Ответ. 08/21 сентября 862 года. Начало Русского государства.



Историк. День 8 сентября (по ст. ст.) 862 года, празд­ник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем на­чала Русского государства, так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра II.
Слайд 7 .Репродукция картины художника К. Лебедева «Креще­ние киевлян».

1-й ведущий. Вопрос! Какое историческое событие изображено на этой картине?

Ответ. 01/14 августа 988 года Крещение Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром.



Историк. Росла, ширилась и процветала Русская земля. В XI веке, при Ярославе Мудром, Русская земля — это уже вся территория Киевской Руси от Невы и Ладоги до севернопричерноморских степей, «о которой знают и слышат во всех концах земли».

Летописец. Просвещение достигло на Руси высокого уровня. При церквах и монастырях существовали школы, писались и собирались книги, которые один из летописцев любовно назвал «реками, напояющими вселенную».
Слайд 8. «Битва на Калке».

2-й ведущий. Вопрос! Какое историческое событие изображено на этой картине?

Ответ. 31 мая/13 июня 1223 год. Битва на Калке, в кото­рой русские князья потерпели сокрушительное поражение.



Историк. В результате несогласованных действий меж­ду русскими князьями и половцами сражение на Калке было проиграно.

Летописец. «Погибе много без числа людей, и бысть вопль и плачъ и печаль по городамъ и селамъ. Татари же возвратишася от реки Днепра. Ихъ же добре никто же не весть, кто суть, и отколе изидоша, и что языкъ ихъ, и котораго племени суть, и что вера ихъ. А зовутъ я татари, а инии таурмени, а друзии печенези».

1-й ведущий. По-разному, как видим, называли в те беспокойные годы новых захватчиков, но на Руси прижилось название «татары».

2-й ведущий. Внимание, вопрос! Почему после битвы на Калке новых захватчиков на Руси стали называть татарами?

Историк. В русских источниках «татары» — термин ус­ловный.

Татары - небольшая народность тюркского происхожде­ния, жившая в предгорьях Алтая и еще в конце XII века покоренная войсками Чингисхана. С тех пор общим собира­тельным названием для всего населения Золотой Орды ста­ло на Руси наименование «татары».


Слайд 9. На экране – слайд с изображением: Чингисхана, Батыя, монгольский стрелок.
1-й ведущий. Вопрос! С каким историческим собы­тием связаны эти изображения?

Ответ. 1237 год. Вторжение на Русь золотоордынского вой­ска под предводительством Батыя, внука Чингисхана. Нача­ло монголо-татарского ига.



2-й ведущий. Внимание, вопрос! В чем вы видите при­чину монголо-татарского нашествия на Русь?

Историк. «Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия». (Карамзин Н.М. «О любви к Отечеству и народной гордости»)

Летописец. «А казнилъ Богь Русьскую землю за съгрешение». («3адонщина»).
Слайд 10. Репродукция картины художника П. Корина «Александр Невский».
1-й ведущий. Вопрос! Какое историческое событие изображено на этой картине?

Ответ. 15/28 июля 1240 года. Битва при впадении реки Ижоры в Неву, сделавшая двадцатилетнего Александра Ярославича Невским.


Слайд 11. Репродукция картины художника В. Назарука . «Ледовое побоище».
2-й ведущий. Вопрос! Какое историческое событие изображено на этой картине?

Ответ. 05/18 апреля 1242 года- Ледовое побоище.

Единственная в мировой истории битва на льду. Победой на Чудском озере Александр Невский отстоял веру право­славную.
Слайд 12. Репродукция картины художника А. Васнецова «Кремль при Иоанне Калите».
1-й ведущий. Вопрос! Как называется период с 1328 по 1368 годы в истории Руси?

Ответ. 1328-1368 годы – Великая тишина. Прекра­щение набегов Орды на Русь.



Историк. С тех пор как московский князь Иоанн Да­нилович Калита получил в 1328 году от хана великокняжес­кий ярлык, Северная Русь начала отдыхать от постоянных татарских погромов, какие она терпела.

Летописец. «И бысть оттоле тишина велика на сорокъ летъ, и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христианъ, и отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилия татарьскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли». (Рогожский летописец, ПСРЛ, Пг.,1922, т. XV, вып.1, с.448)

2-й ведущий. Внимание, вопрос! Почему нам так важно отметить время сорокалетнего за­тишья на Руси?

Историк. «Время с 1328 года по 1368 год, когда впер­вые напал на Северо-Восточную Русь Ольгерд Литовский, считалось порой отдыха для населения этой Руси, которая за то благодарила Москву. В эти спокойные годы успели на­родиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле» (В.О.Ключевский).
Слайд 13. Репродукция картины художника С.Ерошкина «Строительство обители».
1-й ведущий. Вопрос! Какое историческое событие изображено на картине?

Ответ. 1337год. Основание преподобным Сергием мона­стыря Пресвятой Троицы, известного сегодня как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, — великого духовного центра православной Руси.



Историк. «Без Троицы дом не строится», — гласит на­родная мудрость. Так волей Божией был построен Дом Духа Святого — Церковь Христова — через десять дней после вознесения Спасителя, 3 июня 1341 года, на Троицу, основанная Преподобным Сергием совместно с братом Стефаном первая Троицкая церковь была освящена.
1-й ведущий. Внимание, конкурс второй!
(Слайд 14)
СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ

«Знамение крестное и вера Богу для меня непреоборимая стена есть»



Преподобный Антоний Великий, III век.

Сражение началось поединком схимонаха Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея. Разогнав коней, они сшиблись на копьях, «и спадше оба съ коней на землю и скончашеся» (Сказание о Мамаевом побоище). Столкно­вение было настолько сильным, что даже кони под ними были убиты. Обе воюющие стороны оказались перед неиз­вестностью, как бы в равном положении. Мощный одновре­менный удар - Челубей рухнул замертво головой к ордынс­кому войску, что было плохой приметой. Пересвет несколько мгновений держался в седле и также пал на землю, но голо­вой к противнику. Так народная легенда предопределила исход битвы за правое дело.


Слайд 15. репродукции картин художников М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» и С.Ефошкина «Поединок».
Перед нами репродукции картин двух художников, на ко­торых изображен поединок русского и татарского воинов. На картине художника М. Авилова, написанной по завету своего отца, уроженца тех мест, изображение Пересвета в виде вооруженного до зубов молодца-богатыря не соответ­ствует действительности. «Бе же на главе его шеломь Ар­хангельского образа, въоруженъ скимою повелениемъ игумена Сергиа». Преподобный Сергий дал своим ученикам вместо оружия тленного нетленное - Крест Христов, наши­тый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых воз­ложить его на себя. Кроме того, Пересвет был зрелых лет монахом: «Видевъ же его (Челубея) Александръ Пересветъ старецъ» (Сказание о Мамаевом побоище).

Поэтому более достоверной является картина художни­ка В. Криворучко, название которой глубоко символично - «За честь Отчизны».

История повествует нам о следующем чудесном собы­тии. Когда в 312 году император Константин воевал с Максентием, сыном императора Максимиана, то ему было див­ное явление: «Однажды, после полудня, когда солнце уже начало склоняться к западу, - рассказывал царь, - я соб­ственными глазами увидел составившееся из света и ле­жавшее на солнце знамение Креста с надписью: «Симъ побеждай!» Все войско видело это чудо, но никто так глу­боко не был поражен им, как сам Константин, и он целый день провел в размышлении о значении этого знамения.

В следующую ночь во время сна явился ему Сам Гос­подь Иисус Христос с тем же знамением и повелел ему сделать себе военное знамя по этому образцу и носить его в сражениях, как защиту от врагов, что и было сделано на другой день. Ободренный этим видением, Константин не медлил более, но дал врагам сражение, в котором Максентий был побежден и в бегстве упал в реку Тибр и утонул.

«Знак Святого Креста - символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, зна­менующего собой предвечную тайну основания Вселенной».

1-й рассказчик. Так на Куликовом поле рождался подвиг, который станет в веках примером беззаветного служения Родине.

2-й рассказчик Конец неистовой схватки двух всад­ников явился сигналом к началу битвы.

1-й ведущий. Внимание, вопросы! Под каким деви­зом русские войска выступили против ордынцев?

Ответ. «Победа или смерть!» - «Готови есмы помрети или победита».



2-й ведущий. Кем был предложен план сражения?

Ответ. Князем-воеводой Димитрием Боброк-Волынским.



1-й ведущий. В чем состоял замысел битвы?

Ответ. В решающий момент русский левый фланг дол­жен был обратиться в притворное бегство и завлечь татар в ловушку, подставив их под удар спрятанного в дубраве за­садного полка.



2-й ведущий. Какая главная задача стояла перед ве­ликим князем?

Ответ. Втянуть противника в сражение именно на Кули­ковом поле, вынуждая татар к лобовому столкновению, по­скольку нельзя было обойти прикрытые лесами и речками русские фланги.



1-й ведущий. Как это было осуществлено? Что для этого было предпринято Димитрием Иоанновичем?

Ответ. Чтобы не дать возможности Мамаю уклониться от битвы и отступить, великий князь первым начал бой. Про­тив воли Мамая завязалась общая генеральная битва на Ку­ликовом поле.



2-й ведущий. Каким был боевой клич русских?

Ответ. «Съ нами Богъ!»



2-й ведущий. Какое чудесное событие как Божествен­ное знамение произошло во Владимире перед выступлени­ем великого князя против Мамая?

Ответ. Обретение мощей благоверного князя Александра Невского, прапрадеда Димитрия Иоанновича, что явилось достоверным свидетельством незримой помощи великому князю со стороны его святых предков.



Летописец. «Видели праведные люди, как в девятом часу (три часа пополудни) во время боя помогали христиа­нам ангелы и святых мучеников полк» (Сказание о Мамаевом побоище).

1-й ведущий. Внимание, вопросы! Монах-летопи­сец не случайно в самый напряженный момент битвы упоминает о святых покровителях русских воинов. Назо­вите их.

Ответ. Это Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, первые русские святые мученики князья Борис и Глеб. Был среди них и воевода высшего полка Небесных воинов Архи­стратиг Божий Михаил.



1-й ведущий. Почему холм, где располагалась во вре­мя битвы ставка Мамая, называется Красным?

Ответ. Как много значит красный, алый цвет для мирооззрения русского человека: Красная площадь, Красная гор­ка, Иван Красный, красна девица.

Когда князь Владимир Андреевич вернулся из погони на поле сражения, то прежде всего он водрузил красный стяг на холме, где располагалась во время битвы ставка Мамая. Здесь праздновали победу, и с тех пор вот уже более шес­тисот лет холм этот зовется в народе Красным.

2-й чтец

О поле, поле Куликово!

Священной памяти земля!

В.Динабургскин

2-й рассказчик. «Поле славы, говорим мы, но и поле скорби, поле Вечной Памяти» (Ю.Лощиц).

Подведение итогов, награждение победителей.



ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995.

2. Буганон В.Б. Куликовская битва. М., 1985.

3. За землю Русскую!: Памятники литературы Древней Руси ХI-ХV веков. М., 1981.

4. КирпичниковА.Н. Куликовская битва. Л., 1980.

5. Лощиц /О.М.Дмитрий Донской /Авт. -сост. Ю.М.Лощиц. М., 1996 (Серия «Росс»).

6. Повести о Куликовской битве. М., 1959.

7. Русская литература ХI-ХVIII веков. М., 1988.

8. Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992.



9. Энциклопедия Куликова поля. Новомосковск, 1996.

Цель: углубление знаний учащихся о Куликовской битве как о событии, изменившем ход русской истории. Задачи: воспитание в подрастающем поколении патриотизма и гордости за свою Родину

Литературно-историческая игра-путешествие для детей среднего и старшего школьного возраста, посвященная годовщине Куликовской битвы

149.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Презентация «Ю. А. Гагарин» «1 сентября» Выставка книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов

Цели: воспитание в подрастающем поколении чувства гордости за нашу страну и её героев, уважения к ее научным достижениям, содействие формированию у учащихся грамотности в области и

89.22kb.

11 09 2014
1 стр.


Наш герой Муса Джалиль

Цель: изучение биографии М. Джалиля; воспитание в детях патриотизма, чувства гордости за свой народ, любви к Родине

29.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Цель моей исследовательской работы: расширение знаний об истории жизни моего прадеда. Задачи

Уходят от нас годы войны, но раны, нанесенные ею, до сих пор кровоточат в душах людей. Миллионы людей сложили головы за нашу счастливую жизнь. Не было семьи, из которой отец или бр

58.14kb.

14 10 2014
1 стр.


Спортивный праздник «День защитника Отечества»

Цель: формирование и расширение представлений детей о русском солдате; формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат

58.27kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа «Изучай свою малую Родину»

Экологическое воспитание учащихся как качество личности должно формироваться в процессе непрерывного экологического образования и воспитания. Дополнительному образованию сегодня оп

571.37kb.

11 09 2014
3 стр.


Тема: Из истории государства и права казахского народа

Воспитательная: расширение кругозора учащихся и воспитание казахстанского патриотизма

55.71kb.

25 12 2014
1 стр.


Великая Отечественная война в рамках урока истории в преддверие 65-летия Великой Победы

Цель: пробудить интерес к трагическим страницам нашей истории, уяснить героизм, великий подвиг со стороны советского народа в период Великой Отечественной войны, способствовать раз

70.6kb.

01 09 2014
1 стр.