Перейти на главную страницу
В Министерстве Ставропольского края была разработана концепция о непрерывном экологическом образовании, на основе которой создана Эколого-биологическая образовательная программа «Изучай свою малую Родину».
Бесспорная актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности
Программа «Изучай свою малую Родину» дает возможность ребятам среднего и старшего школьного возраста продолжить знакомство с проблемами экологии в своем регионе в рамках занятий Станции юных натуралистов и уже сейчас приступить к осуществлению природоохранной деятельности.
Реализация целей в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения:
- принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем. Большая часть программного материала посвящена ознакомлению и анализу исторических модификаций постановки экологических проблем и вариантов их решения. Поэтому существенный объем курса связан с выявлением экологических проблем своего региона.
- деятельностный принцип, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся;
- междисциплинарный принцип, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами краеведения, а также формировании межпредметного взаимодействия во всем комплексе современных естественнонаучных дисциплин и гуманитарного знания.
- принцип личностно ориентированного образования, нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях новой экологической культуры.
Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить следующие задачи.
Воспитательные:
- формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;
- формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности.
Обучающие:
- становление системы специальных представлений в области краеведения и охраны окружающей среды;
- обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;
- обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности.
- развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;
- развитие социальных, коммуникативных качеств школьников
- развитие навыков практической работы в природной среде.
Данная программа рассчитана на 306 часов, для учащихся 7-9 классов. Программа эколого-биологической программы «Изучай свою малую Родину» рекомендуется для учащихся 7кл. (1 год обучения), 8 кл. (2 год обучения), 9 кл. (3 год обучения) классов. В программе представлены практические работы и экскурсии.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы «Изучай свою малую Родину!» в полном объеме предполагает:
- экологически грамотное поведение детей в окружающей среде;
- наличие у детей интереса к своей малой Родине;
- расширение кругозора у воспитанников;
- успешная адаптация к условиям жизни в обществе.
Полученные результаты призваны обеспечить преемственность географического, биологического и экологического образования на разных ступенях школы.
При разработке программы был использован общероссийский и региональный опыт работы по вопросам формирования экологического мирровозрения Сотниковой Н.Н., Гниловского В.Г., Румыниной Н.С., Савельевой В.В., Б.Л. Годзевича, В.А. Шальнева, Алексеева С.В.
- по уровню применения – развивающая;
- по философской основе – гуманистическая;
- по ведущему фактору психического развития – социальная;
- по характеру содержания – общеразвивающая;
- по подходу к обучающему – личностно- ориентированная;
- по преобладающему методу – проблемно-поисковая
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, коррелирующих с уровнем освоения материала.
Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, реферативных, практических, лабораторных работ, создании слайд-фильмов могут впоследствии использоваться в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научно-исследовательской работе. Программа дает возможность поступления в ВУЗы на факультеты экологического профиля, и, несомненно, может сыграть важную роль в деле формирования экологической культуры учащихся.
Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. Особенности физико - географического расположения Труновского района, своего населенного пункта.
(66 часов).
Характеристика рельефа. Горные породы, слагающие земную кору. Абсолютные и относительные высоты. Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф. Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. Элементы погоды. Описание погоды. Прогноз погоды. Синоптические карты. Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. Водные ресурсы. Состав, распределение. Общая характеристика рек. Река и ее элементы на примере реки Ташла. Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. Определение скорости течения реки, расход воды. Выявление экологических проблем рек.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (16 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Пути предотвращения загрязнения водных объектов. Экологический десант «День воды». Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Экологическая акция, посвященная Дню Земли.
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
I. НАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ:
II. ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
1. Географическую информацию о крае по общегеографическим и тематическим картам (строение земной коры, полезные ископаемые, почвы, климатические показатели, плотность населения и др.);
2. Расстояния в километрах и градусах от г. Ставрополя и своего населённого пункта до экватора, полюсов, до Кавказских гор и г. Эльбрус, крайние точки края и их координаты.
1. Речные системы крупных рек края и своего населённого пункта,
4. Особенности быта различных этнических групп населения по выбору.
2.Особенности и разнообразие компонентов природы в крае,
3. Процессы, происходящие в различных геосферах,
4. Причины экологических проблем,
5. Особенности национального состава в крае.
2. Эрозионные процессы на территории края,
3. Изменения климата,
4. Природные богатства и природные условия как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Данная программа состоит из 4 разделов:
Вводное занятие «Строим город Экоград». Построение модели экологически чистого города Экограда. Определение целей и задач на новый учебный год. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. История появления на карте Ставропольского края своего населенного пункта. Экскурсия в музей села Безопасного.
(40 часов).
Озера, их происхождение, общая характеристика. Экскурсия на озеро Соленое. Изучение химических свойств воды озера Соленое. Почвы – одно из важнейших природных богатств. Изучение механического и органического состава почв. Почвенный профиль, его особенности. Экологические проблемы почв. Экскурсия на поля с/х предприятий «Рисовые чеки» к-за им. Ворошилова. Растительный и животный мир степей. Видовой состав растительного мира.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (35 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Качество и состав питьевой воды. Качество и состав воды родников. Основные источники воды водоемов. Экологический десант «День воды». Источники загрязнения почв (минеральные и органические удобрения, бытовой мусор). Определение нитратов в почвенных образцах. Почвы и здоровье человека (гельминты, палочка Коха и другие возбудители болезней человека).
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско –краеведческом движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов.
1. Основные формы рельефа края,
2. Тектонические структуры и состав горных пород края,
3. Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае,
4. Тип климата, погоды на территории края и их признаки,
5. Стихийные климатические явления края,
6. Водные ресурсы края,
7. Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае.
IV. ОБЪЯСНЯТЬ:
Вводное занятие. Особенности географического положения Ставропольского края, своего населенного пункта. История исследования, освоения и заселения Ставропольского края. Этапы изучения учеными Ставропольского края. Методы исследовательской работы, источники информации.
(33 часа).
Видовой состав растительного мира. Промыслово-охотничьи ресурсы. Изучение близлежащих ботанических зоологических заказников (озеро Соленое, Лесная дача). Флора и фауна водоемов (на примере реки Ташла и озера Вшивое). Изменение видового состава органического мира в результате хозяйственной деятельности человека. Типичные ландшафты своей местности. Экологические проблемы с. Безопасного.
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека (45 часов).
Здоровье человека и среда обитания. Нозогеография. Источники загрязнения атмосферы. Составление диагностической карты. Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом (исследование автотрассы «Ростов-Баку») Запыленность воздуха (исследование степени запыленности школьных кабинетов). Пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. Животные, являющиеся переносчиками заболеваний, опасных для здоровья человека. Конго-крымская геморрагическая лихорадка. Птичий грипп. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Экологическая акция, посвященная Дню Земли. Экологическая акция «Посади дерево». Экологическая акция «Чистый водоем».
Завершение работы над исследовательским проектом. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). Подведение итогов работы.
Важную роль в реализации программы для дополнительного образования «Изучай свою малую Родину!» играет методическое обеспечение образовательного процесса. Основными формами обучения являются фронтальные, групповые и индивидуальные занятия, самостоятельные поисковые работы и экскурсии на интересные объекты села. Методы - теоретические: словесные, наглядные, практические, видеометод и компьютерное моделирование, реферирование. Методы поисково- исследовательской работы.
Методический аппарат данной программы направлен на развитие самостоятельной деятельности воспитанника, на самоопределение и самореализацию через проектную деятельность в образовательном процессе.
В программе много времени отдано на практикумы, которые направлены на закрепление теоретического материала, что дает возможность более полному пониманию его. При организации и проведении экскурсий следует ознакомить учащихся с основными, базисными экологическими факторами, влияющими на состояние участка; с особенностями ландшафта; антропогенными факторами; с проявлением эрозионных процессов и влиянием загрязнителей окружающей среды. Дать определения понятиям географического расположения участка, рельефа ландшафта, видам коммуникационных сооружений, типам экологического загрязнения воздуха, почвы, водоёмов и других факторов. Дать объективную оценку сложившихся природных ресурсов, характеристику почвенно-климатического потенциала и уровня их варьирования (по временам года, при максимальном и минимальном их проявлении), а также инструктажу по технике безопасности.
1. Общешкольная конференция научно-исследовательских работ.
2.Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, туристско – краеведческого движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»).
3. Подведение итогов работы кружка. Демонстрация ПОРТФОЛИО воспитанников кружка.
Входной контроль может проводиться в виде собеседования по различным темам естественных наук и гуманитарного знания.
Текущий контроль можно проводить в виде семинаров и компьютерного тестирования по отдельным темам (разделам), круглых столов, отчетных творческих заданий (например, слайд-фильм, заметки в экологическую газету «Зеленый портфель»). В отдельных темах также возможно использование проектных технологий, когда защита проекта выносится на конец обсуждения той или иной темы и является формой промежуточного контроля уровня сформированности представлений.
Итоговый контроль возможен в форме зачета, контрольного собеседования по основным разделам программы, мини-конфренции или участия в экологическом массовом мероприятии, ориентированного на контроль знаний и развитие познавательного интереса (олимпиада, конференция и др.).
В ходе реализации программы образовательный процесс строится на основе педагогических технологий, гарантирующих достижение поставленных целей и направленных, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося, оказание помощи в становлении личности путем организации познавательной деятельности.
Наиболее востребованы в данной образовательной программе информационные технологии (создание слайд-фильмов, работа с тематическими компьютерными играми и т.п.), технологии проблемного и развивающего обучения, которые определяются следующими концептуальными положениями:
В процессе обучения на занятиях используются следующие ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации: экологические таблицы, географические карты, схемы, диаграммы, фотографии; видеофильмы:«География Ставропольского края» 2 части,«История Ставропольского края » в 2 частях..
4. Алексеев СВ. Вопросы экологической культуры в спецкурсе «Экология и
П.Бирюкова И.В., Гапонова Н.Н., Алексеев СВ. Использование метода анкетирования при диагностике уровня сформированности экологической культуры учащихся // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья: Тез. докл. X научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. - Ставрополь, 2005. - С. 61-63.
21. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. - Новосибирск: СО
22. Козлова Т.А. и др. Экология: Книга для учителя. - М.: Школа-Пресс,
32.Радионова Н.Ф. и др. Оценка эффективности реализации програм? дополнительного образования детей: компетентностный подход.
33. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Программные практические работы»: Методическое пособие – М.: «Школа - Пресс», 2001
34.Савельева В.В., Б.Л. Годзевич. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001
11. Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических
12. Соколов А.В.,Ахроменко А.И.,ПанфиловВ.М.Вегетационный метод.-
13. Дронов А. Родные просторы: Учебное пособие для учащихся – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001
1.Проверить и оценить свое умение определять географические координаты 2.Научиться находить на географической карте местоположение своего
населенного пункта по географическим координатам и обозначать его на
контурной карте.
1.Закрепить знания о горных породах о их происхождении и использовании. 2.Научиться различать осадочные и магматические горные породы своей
местности.
Последовательность выполнения работы.
1.Соберите горные породы своей местности или используйте готовую
коллекцию горных пород.
2.Проведите классификацию горных пород по плану:
Магматические Осадочные
4. Какое хозяйственное значение горные породы, слагающие земную кору вашей местности
1.Закрепить и проверить свои знания приемов определения высот рельефа на местности.
2.закрепить умение составлять простейший план местности.
Последовательность выполнения работы.
1.При помощи прибора нивелира измерьте высоту холма.
2.Проверьте полученные результаты с показателями GPS (спутниковой
поисковой системы).
3.При помощи горизонталей и других условных знаков составьте
простейшую схему холма, используя
свои показатели относительных высот.
Практическая работа №5
«Работа с календарем погоды»
Цели работы:
1.Проверить и оценить своё умение наблюдать погоду, пользоваться
метеорологическими приборами.
2.Проверить умение составлять календарь погоды.
(термометром, флюгером, осадкомером и т д) , пронаблюдайте погоду своей местности в течении недели.
2.Заполните дневник наблюдения погоды по предложенной схеме:
Место наблюдений
Географическая широта и долгота
Высота над уровнем моря
Время наблюдений
Температура, С
Облачность
Виды облаков
Осадки
Ветер (направление, сила)
Тип погоды
Практическая работа №6
«Построение графиков «суточного хода температуры», «розы ветров» используя материалы календаря погоды »
Цели работы:
1.Проверить и оценить своё умение наблюдать погоду, пользоваться
метеорологическими приборами.
2.научиться строить графики «суточного хода температуры», «розы ветров» используя материалы календаря погоды.
2. По графику определите:
когда температура воздуха была самой низкой?
Когда температура воздуха была самой высокой?
Чему равна суточная амплитуда температуры?
Чему равна средняя суточная температура?
3.Постройте график «розу ветров» используя данные своих наблюдений.
Практическая работа №7
«Изучение элементов реки Ташла»
Цели работы:
1.Проверить свои знания о элементах реки .
2.Научиться на местности определять исток, русло, притоки, устье, речную долину.
Последовательность выполнения работы.
1.Изучите дополнительный текст по теме «Реки моей малой Родины» река Ташла.
2.Выйдите к берегам данной реки, определите направление течения реки, установите устье (опишите его).
3.Выйдите на мост №1 пронаблюдайте русло реки и речную долину, если есть возможность сфотографируйте или зарисуйте.
4.Определите притоки реки.
5.Оцените визуально загрязненность реки.
Практическая работа №8-9
«Изучение скорости реки и расхода воды (на примере реки Ташла)»
1.Научиться измерять скорость течения реки .
2.Научиться вычислять расход воды используя параметры реки Ташла.
Последовательность выполнения работы.
1.Скорость реки можно определить с помощью поплавков. Для этого нужно запастись рулеткой и поплавками. Для этого необходимо выбрать участок русла без изгибов, островов и лишенный водной растительности. Рулеткой отмерьте на берегу ровную линию длинной в 50-100 метров. В начале и в конце этой линии установите буйки по линии, строго перпендикулярно как к руслу, так и к линии. Это будет верхний и нижний створы нашей гидрометрической станции. У каждого створа поставьте наблюдателей- они должны будут, смотря через свои буйки, следить за прохождением поплавков по линии створов. Третьему участнику поручается забрасывать поплавки. Поплавки поочередно забрасывают на середину реки несколько выше первого затвора. Четвертый наблюдатель , вооружаясь обычным секундомером, засекает время сигналов, подаваемых наблюдателями в момент прохода каждого поплавка через верхний и нижний створы. Он же ведет запись в журнал времени прохождения поплавков. Когда все поплавки проплыли, надо вычислить среднюю продолжительность их движения, разделив сумму времени на число поплавков. Зная расстояние в метрах между створами, можно определить скорость (расстояние : время = скорость)
Но поплавки отражают скорость движения частиц воды только на поверхности русла, у дна она меньшая. Поэтому принято считать, что средняя скорость течения воды во всем русле для малых рек составляет 80 % от поверхностной скорости.
S-полусумма оснований, умноженной на высоту (а+б /2).Затем определяем площади двух крайних треугольников по формуле: S-половина основания, умноженного на высоту (а/2 х h), за высоту принимается расстояние между промерами, а за основание вертикаль между треугольниками и соседними трапециями. Сумма всех вычисленных площадей в квадратных метрах составит площадь поперечного сечения реки.
Для вычисления расхода надо перемножить площадь поперечного сечения, выраженную в квадратных метрах, на скорость, выраженную в метрах в секунду. Зная расход воды в секунду, уже легко перейти к определению расхода воды в час, за сутки.
Практическая работа №9
«Изучение химических свойств воды озера Соленое.»
Цели работы:
1.Изучить химические свойства воды озера Соленое.
2.Научиться самостоятельно описывать пробы воды.
Последовательность выполнения работы.
Используя для образца дневник наблюдений изучите свойства воды озера Соленое.
Дата наблюдения: 15 ноября 2004 года.
Объект наблюдения: река Ташла.
Место наблюдения: мост, проложенный через реку.
Цель наблюдения: выявить физические и химические свойства воды реки, ее расположение относительно других объектов.
Результаты наблюдений:
С помощью ртутного термометра была определена температура воды в реке (5 гр.). Визуально произвели анализ прозрачности воды – мутная. Вода имеет слабый запах, оцененный в 0,8 баллов. Методом потенциометра определили рН воды. Индикаторы, изменив свою начальную окраску, показали, что уровень рН ~7,04 ед. Общая жесткость воды родника низкая: 0,5 мг-экв/куб. дм. Присутствует сухой осадок, в наличие взвешенные вещества. Используя метод пламенной фотометрии определили, что в воде находятся некоторые металлы (магний, кальций), но в незначительных количествах. Река Ташла сильно загрязнена. В нее жители села часто сбрасывают отходы, бытовой мусор, мертвых животных, а так же выпасают на берегах реки домашний скот. Кроме того над рекой возведено несколько мостов, в связи с чем на воде можно увидеть следы бензина, солярки и т.п. Некоторые предприятия берут из реки воду для производства и других нужд, чем нарушают естественный баланс уровня воды в реке.
1.Изучение механического и органического состава почвенных образцов.
2.Научить самостоятельно, выявлять причинно-следственные связи полученных результатов.
Последовательность выполнения работы.
Определение механического состава почвы.
1.Взять почвенные образцы смочить водой и попытаться слепить предмет по форме напоминающий «бублик». Если полученный образец легко принял нужную форму и через пятиминутный интервал не дал обильных трещин, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает глина.
2.Если вам не удается свернуть почвенный образец в нужную форму, и он легко крошится, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает песок.
3.Если же вам легко удалось скатать форму бублика, но через некоторое время появляются множество трещин, то в механическом составе этого почвенного образца преобладает суглинок.
Возьмите спиртовку, над ней установите штатив с решеткой, на которую насыпьте почвенный образец. Зажгите спиртовку. Пронаблюдайте, что будет происходить с почвой? Сделайте вывод об остатках сгорания. Выясните, что такое гумус? И как он образуется?
1.Научить учащихся делать почвенный профиль.
2.Научить учащихся читать почвенный профиль.
Последовательность выполнения работы.
1.Выкопать яму с размерами 1,5 х1.5х 1,5 метра.
2.Заранее приготовить деревянный короб, который плотно приставив к почвенному срезу, при помощи лопаты отделить с почвой. Это и будет ваш почвенный профиль.
3.Почвенный профиль опишите выделив в нем следующие горизонты:
А- гумусовый слой
В- горизонт вымывания
В1- горизонт вмывания
С- материнская порода
Каждый горизонт измерьте линейкой, подробно опишите его механический состав, органический состав. Сделайте причинно- следственные связи о составе почвенного образца. Определите тип почвенного образца.
Практическая работа №12-13
«Видовой состав растительного мира.»
2.Совершить экскурсионный поход по намеченным маршрутам.
3.При помощи Атласа-определителя а, также используя ранее полученные знания о растительном мире своей местности определить видовой состав встречающихся растений.
4.Выяснить видовой состав животного мира своей местности.
5.Сделать вывод о видовом разнообразии органического мира своей местности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС).
п/п |
Тема занятия |
Типы занятий |
Планируемые результаты |
Общее кол-во часов |
В том числе | |
| ||||||
Теоретические (час) |
Практические (час) | |||||
I раздел: Историко – географические особенности Ставропольского края, своей местности. |
9 |
4 |
5 | |||
1 |
Вводное занятие. Географический адрес Ставропольского края как субъекта Российской Федерации. |
Вводное занятие. |
Физико-географическое положение СК. |
4 |
2 |
2 |
2 |
Особенности расположения Труновского района, своего населенного пункта. |
Комбинированное занятие. |
Физико-географическое положение своей местности. |
5 |
2 |
3 |
II раздел: Эколого-географические особенности природы своей местности. |
66 |
26 |
40 | |||
3 |
Характеристика рельефа. |
Комбинированное занятие |
Знать особенности рельефа |
4 |
2 |
2 |
4 |
Горные породы, слагающие земную кору. |
Практическое занятие |
Горные породы своей местности |
4 |
2 |
2 |
5 |
Абсолютные и относительные высоты. |
Практическое занятие |
Уметь определять абс. относ. высоты |
6 |
2 |
4 |
6
|
Хозяйственная оценка рельефа и полезных ископаемых. Антропогенный рельеф.
|
Комбинированное занятие |
Выявление антропогенного рельефа |
4
|
2
|
2
|
7 |
Климатические особенности местности. Характеристика сезонов. |
Комбинированное занятие |
Характеризовать климатические сезоны |
4
|
2
|
2
|
8 |
Элементы погоды. Описание погоды. |
Практическое занятие |
Изучение элементов погоды |
3 |
1 |
2 |
9 |
Прогноз погоды. Синоптические карты. |
Практическое занятие |
Чтение синоптических карт |
4
|
2
|
2
|
10 |
Экскурсия на кафедру ГИС и картографии СГУ. Встреча с профессором кафедры В.А.Александровым. |
Экскурсионное занятие |
Ознакомление с приборами для аэрофотосъемки |
4 |
- |
4 |
11 |
Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления. |
Комбинированное занятие |
Характеристика неблагоприятных климатических явлений |
3 |
2 |
1 |
12 |
Водные ресурсы. Состав, распределение. |
Комбинированное занятие |
Характеристика водных ресурсов |
3 |
1 |
2 |
13 |
Общая характеристика рек. |
Комбинированное занятие |
Общая характеристика рек |
4 |
3 |
1 |
14 |
Река и ее элементы на примере реки Ташла. |
Комбинированное занятие |
Элементы рек |
6 |
2 |
4
|
15 |
Изучение истока, русла, устья и речной долины реки Ташла. |
Практическое занятие |
Определение элементов реки на местности |
5 |
1 |
4 |
16 |
Определение скорости течения реки, расход воды. |
Практическое занятие |
Определение скорости течения |
6 |
2 |
4 |
17 |
Выявление экологических проблем рек. |
Комбинированное занятие |
Умение сформулировать проблемы рек. |
4 |
2 |
2 |
III раздел: Окружающая среда и здоровье человека. |
16 |
9 |
7 | |||
18 |
Здоровье человека и среда обитания. |
Комбинированное занятие |
Зависимость здоровья человека от окружающей среды |
3 |
1 |
2 |
19 |
Пути предотвращения загрязнения водных объектов. |
Комбинированное занятие |
Водоохранные меры |
4 |
2 |
2 |
20 |
Экологический десант «День воды». |
Практическое занятие |
|
3 |
- |
3 |
21 |
Конго-крымская геморрагическая лихорадка. |
Комбинированное занятие |
Участие в школьных пятиминуток здоровья. |
2 |
2 |
- |
22 |
Птичий грипп. |
Комбинированное занятие |
Участие в школьных пятиминуток здоровья. |
2 |
2 |
- |
23 |
Экологическая акция, посвященная Дню Земли. |
Практическое занятие |
|
2 |
2 |
- |
IV раздел: Калейдоскоп проектов. |
10 |
10 |
- | |||
24 |
Общешкольная конференция научно-исследовательских работ. |
|
|
3 |
3 |
- |
25 |
Принятие участия лучших проектов в работе краевой эколого-биологической школы, МАН, движения «Отечество» (секции «Экология», «Летопись Родного края»). |
|
|
3 |
3 |
- |
26 |
Подведение итогов работы. Определение тем будущих проектов. |
|
|
4 |
4 |
- |
ИТОГО: |
102 |
49 |
53 |
Экологическое воспитание учащихся как качество личности должно формироваться в процессе непрерывного экологического образования и воспитания. Дополнительному образованию сегодня оп
11 09 2014
3 стр.
Назовите соседние населенные пункты нашего села
14 12 2014
1 стр.
Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают свою малую родину, как часть большого Отечества
10 10 2014
1 стр.
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания по данному разделу; воспитывать интерес к русскому языку; формировать в детях чувство Родины; патриотизм и гордость за свою малую Родин
03 09 2014
1 стр.
Цель: Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края, пробудить желание прославлять свою малую Родину – Кубань хорошими делами
17 12 2014
1 стр.
Я родилась и живу уже семнадцать лет в Ставропольском крае, Буденновском районе. Люблю и почитаю свою Малую родину и ничуть не жалею, что родилась в этом маленьком южном уголке наш
09 10 2014
1 стр.
В 2005 году библиотека получила новую литературу на сумму 83 625 тенге в количестве 282 экз., в том числе на государственном языке 163 экз. Количество читателей- 3 610 человек, кни
09 09 2014
1 стр.
Одним из самых заметных явлений оказалась борьба еврейского национального меньшинства "за право репатриации на свою историческую родину", в Израиль
15 09 2014
3 стр.