Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Тема: Обобщение по теме «Морфемика и орфография»

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания по данному разделу; воспитывать интерес к русскому языку; формировать в детях чувство Родины; патриотизм и гордость за свою малую Родину.

Оборудование: схема путешествия; сигнальные карточки; кроссворд; раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Сегодня мы отправимся в путешествие- плавание по стране Морфемики и орфографии. Этой страны вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Я думаю, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть проливы, препятствия, которые встретятся во время плавания. Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении этой темы.

- Но чтобы отправится в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справляетесь с заданием.

III. Работа по теме урока.



  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их выбор.

Было это поздней осенью. Ночью мы ра__пол__жились в лесу, ра__ожгли костер, ра__огрели чай. На небе стоит полная луна. От нее ра__ходятся лучи.

  1. Работа с текстом на доске.

Прочитать слова А. Костецкого.

«Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчёлы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями…»

- А что такое Родина для вас?

- Послушайте задание. Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые гласные. Выпишите их. (дыхание – дышать,, дорог – дорожный, друзьями – дружный – подруга. Пашен – пашни, огни - огонь).

- Что называется чередованием звуков? Приведите примеры.

Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая остановка отнюдь не близко, и пассажиры будут коротать время за выполнением устного задания.


  1. Игра «Помогите Пете Ошибкину?»

А) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется О», - объяснил он. Прав ли Петя?

Б) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются» Прав ли он?

В) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?

Г) Цыган Петя написал и. «В корне слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он не прав?



  1. Фронтальный опрос

- Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется ответить на несколько вопросов.

  1. Что изучает Морфемика?

  2. Что такое морфема?

  3. Назовите морфемы в слове придорожный?

  4. Как найти окончание и основу слова?

  5. Что такое корень? Подберите однокоренные слова к слову вода?

  6. Для чего служат в слове приставка и суффикс?

- Вы видите, что на острове видны большие черные точки. Это самые крупные города острова Морфем. Но ураган унес таблички с названиями городов, нам придется их восстановить.

- Как называются города на острове Морфем? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание).



5. Словарный диктант на основе загадок.

- Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется е, о когда – о.

- Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река слов – исключений. Назовите слова – исключения (шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон).

- А в каких случаях пишется в корне И-Ы после ц? (и- на – ция, ы – в окончаниях и суффиксах).

- А река слов – исключений? (цыкнуть, цыпленок, цыган, на цыпочках)

- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ.



***

Костная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит.

(зубная щетка)

***

По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор

А зовут меня …

(шофер)

***

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(пчёлы)

***

Зубастая пила

В лес густой с утра пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила

(расческа)

***

В золотой клубочек

Спрятался дубочек

(желудь)

***

Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и – ни шагу

(циркуль)

***

Явился в желтой шубке.

Прощайте, две скорлупки!

(цыпленок)

***

Пятерка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором

(пальцы)

6. Работа с сигнальными карточками

- Что – то штормит на Море приставок на З и С. Давайте вспомним правило написания З и С в приставках.

Прочтите стихотворение:

Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с

- Приготовьте сигнальные карточки с буквами з и с.



Бесшумный, беззаботный, истратить, испытать, раскрасить, расписать, безжалостный, исчезать, беспредельный, бесснежный, бесчеловечный, растаять, расписать, безвкусный.

- Перед нами открылся большой остров лаг - лож. Вспомним правила написания гласных в этих корнях.



7. Выборочный диктант

Выпишите в левый столбик с А в корне – лаг-, с о в корне – лож- в левый столбик.



Предложение, сложение, излагать, прилагательное, слагаемое, приложение, изложение, предлагать, расположение, полагается.

  1. Вспомните правила написания гласных в корнях – раст -, –рос-. Раздаю вам листочки, где в словах допущены ошибки. Ваша задача – исправить ошибки, если они допущены (материал прилагается).

  2. Кроссворд

  1. Движение с целью набрать скорость (разбег)

  2. Соленая вода для засолки овощей (рассол)

  3. Место раздвоения железнодорожного пути (развилка)

  4. Молодые растения, выращенные для пересадки (рассада)

  5. Сбор сведений о противнике (разведка)

  6. Словесное сообщение о чем-либо (рассказ)

  7. Полное поражение кого-либо (разгром)

  8. Время восхода солнца (рассвет)

  9. Расставание (разлука)



  1. Подведение итогов урока. Оценки.

Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.

Чем мы занимались на уроке? Что повторяли?



  1. Домашнее задание




Обобщение по теме «Морфемика и орфография»

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания по данному разделу; воспитывать интерес к русскому языку; формировать в детях чувство Родины; патриотизм и гордость за свою малую Родин

49.59kb.

03 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Морфемика. Орфография
350.68kb.

10 10 2014
1 стр.


Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала

50.3kb.

13 09 2014
1 стр.


«Повторение по теме «Морфемика. Словообразование»

Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме; развивать орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора; способствовать воспитанию умения работа

52.66kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»

Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает использование системы обобщающих занятий, а

77.17kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок геометрии по теме «Построение сечений многогранника»

Обобщение учебного материала по теме через формирование умения применять приёмы построения сечений в новой ситуации

43.07kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок по теме: Обобщение по теме «Споровые растения»

Цели: Продолжить формирование основных общеучебных и предметных умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные отношения, выводить следствие из факта, работать с различным

41.06kb.

27 09 2014
1 стр.