Тема: Обобщение по теме «Морфемика и орфография»
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания по данному разделу; воспитывать интерес к русскому языку; формировать в детях чувство Родины; патриотизм и гордость за свою малую Родину.
Оборудование: схема путешествия; сигнальные карточки; кроссворд; раздаточный материал.
Ход урока
-
Организация класса
-
Сегодня мы отправимся в путешествие- плавание по стране Морфемики и орфографии. Этой страны вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Я думаю, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть проливы, препятствия, которые встретятся во время плавания. Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении этой темы.
- Но чтобы отправится в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справляетесь с заданием.
III. Работа по теме урока.
-
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их выбор.
Было это поздней осенью. Ночью мы ра__пол__жились в лесу, ра__ожгли костер, ра__огрели чай. На небе стоит полная луна. От нее ра__ходятся лучи.
-
Работа с текстом на доске.
Прочитать слова А. Костецкого.
«Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчёлы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями…»
- А что такое Родина для вас?
- Послушайте задание. Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые гласные. Выпишите их. (дыхание – дышать,, дорог – дорожный, друзьями – дружный – подруга. Пашен – пашни, огни - огонь).
- Что называется чередованием звуков? Приведите примеры.
Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая остановка отнюдь не близко, и пассажиры будут коротать время за выполнением устного задания.
-
Игра «Помогите Пете Ошибкину?»
А)
Шепот Петя написал с буквой
о. «После шипящих под ударением пишется О», - объяснил он. Прав ли Петя?
Б) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются» Прав ли он?
В) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?
Г) Цыган Петя написал и. «В корне слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он не прав?
-
Фронтальный опрос
- Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется ответить на несколько вопросов.
-
Что изучает Морфемика?
-
Что такое морфема?
-
Назовите морфемы в слове придорожный?
-
Как найти окончание и основу слова?
-
Что такое корень? Подберите однокоренные слова к слову вода?
-
Для чего служат в слове приставка и суффикс?
- Вы видите, что на острове видны большие черные точки. Это самые крупные города острова Морфем. Но ураган унес таблички с названиями городов, нам придется их восстановить.
- Как называются города на острове Морфем? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание).
5. Словарный диктант на основе загадок.
- Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется е, о когда – о.
- Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река слов – исключений. Назовите слова – исключения (шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон).
- А в каких случаях пишется в корне И-Ы после ц? (и- на – ция, ы – в окончаниях и суффиксах).
- А река слов – исключений? (цыкнуть, цыпленок, цыган, на цыпочках)
- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ.
***
Костная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит.
(зубная щетка)
***
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор
А зовут меня …
(шофер)
***
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчёлы)
***
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь лес обходила,
Ничего не спилила
(расческа)
***
В золотой клубочек
Спрятался дубочек
(желудь)
***
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу
(циркуль)
***
Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки!
(цыпленок)
***
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором
(пальцы)
6. Работа с сигнальными карточками
- Что – то штормит на Море приставок на З и С. Давайте вспомним правило написания З и С в приставках.
Прочтите стихотворение:
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с
- Приготовьте сигнальные карточки с буквами з и с.
Бесшумный, беззаботный, истратить, испытать, раскрасить, расписать, безжалостный, исчезать, беспредельный, бесснежный, бесчеловечный, растаять, расписать, безвкусный.
- Перед нами открылся большой остров лаг - лож. Вспомним правила написания гласных в этих корнях.
7. Выборочный диктант
Выпишите в левый столбик с А в корне – лаг-, с о в корне – лож- в левый столбик.
Предложение, сложение, излагать, прилагательное, слагаемое, приложение, изложение, предлагать, расположение, полагается.
-
Вспомните правила написания гласных в корнях – раст -, –рос-. Раздаю вам листочки, где в словах допущены ошибки. Ваша задача – исправить ошибки, если они допущены (материал прилагается).
-
Кроссворд
-
Движение с целью набрать скорость (разбег)
-
Соленая вода для засолки овощей (рассол)
-
Место раздвоения железнодорожного пути (развилка)
-
Молодые растения, выращенные для пересадки (рассада)
-
Сбор сведений о противнике (разведка)
-
Словесное сообщение о чем-либо (рассказ)
-
Полное поражение кого-либо (разгром)
-
Время восхода солнца (рассвет)
-
Расставание (разлука)
-
Подведение итогов урока. Оценки.
Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
Чем мы занимались на уроке? Что повторяли?
-
Домашнее задание