-
Фамилия, Имя, Отчество Смыцкая Елена Михайловна
-
Регион, Населенный пункт РС(Я) г. Мирный ул. Вилюйская 3.кв.2
-
Название учреждения МОУ»СОШ№8»
-
Ваша должность учитель биологии-химии
-
E-mail для обратной связи savchenko_mirny@mail.ru
Урок по теме: Обобщение по теме « Споровые растения»
Цели: Продолжить формирование основных общеучебных и предметных умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные отношения, выводить следствие из факта, работать с различными источниками информации, применять знания на практике: проверить уровень усвоения темы.
Задачи: Образовательные. Знать строение, особенности жизнедеятельности применения споровых.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность, умение слушать товарища, чувство коллективизма.
Развивающие. Развивать творческие способности, мышление, логику, память.
Формы обучения: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Методы обучения: Поисковый.
Вид урока:
Вид контроля: Предварительный, текущий, заключительный.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы, жетоны, проектор.
Структура урока
1. Организационное начало
2. Актуализация знаний ( графический диктант)
3. Повторение материала ( проекты, сообщения, дид. игры, био. задачи)
4. Контроль и оценка учебных достижений ( таблица)
5. Подведение итогов
Ход урока
I. Введение.
II. Графический диктант.( Отметить верные суждения «+», неверные «-«.)
1. Моховидные произошли от псилофитов
2. Мхи прикрепляются к почве корнями.
3. Споры хвощевидных используются в медицине.
4. Важное условие размножения споровых – вода
5. Плауны имеют корни
6. хвощи имеют корневище
7. Каменный уголь имеет растительное происхождение
(По окончании диктанта самопроверка)
III. Защита проектов по направлениям. ( с помощью проектора заслушиваем презентации)
Тема 1. Эволюция типов размножения споровых растений.
Тема 2. Эволюция строения вегетативных органов споровых растений.
IV. Легенды о папоротниках.( Выступления учащихся)
1-й уч-ся: Один из самых почитаемых праздников на Руси – Иван Купала (в ночь на 7 июля).
В этот день главным героем растительного мира становится папоротник. Существует легенда, что в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. С помощью него можно искать клады. Около полуночи из широких листьев внезапно появляется почка, которая вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется такой яркий цветок, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, а человеку никогда не удается сделать этого. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.
2-й уч-ся: В России бытовала такая легенда: Пастух пас быков и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в папороть, которая только расцвела. Пастух не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков.
Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь, целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак насыпалось много земли. Разувшись, пастух стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял он свое счастье. Потерял деньги и не стал узнавать будущее.
Уч-ль: Правда ли ,что в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник? Почему?
Чему учит нас вторая легенда?
Есть ли среди растений кабинета папоротники?
V. Работа в группах.
1. Головоломка « Хвощи». Найди начало и по непрерывной линии прочитай ее.( Ответ:Хвощ полевой – трудноискоренимый сорняк)
Н
Е
Р
О
К
|
И
В
Е
Л
С
|
М
О
Х
О
И
|
Ы
Й
В
П
О
|
Й
-
О
Щ
Н
|
С
Т
Р
У
Д
|
О
Р
Н
Я
К
|
2. Головоломка « Плауны». ( Ответ: Плауны нуждаются в охране) Найди начало и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество сегментов, прочитай, что здесь зашифровано.
3. Найдите в тексте биологические ошибки
1. Молодые сочные листья хвощей в Японии употребляют в пищу как салат.
2. Значение кукушкина льна в природе очень велико. Разрастаясь плотными дернинами, он вызывает заболачивание. Отмирающие части образуют торф.
3. То, что мы называем папоротником, является гаметофитом.
4. Папоротники являются семенными растениями.
5. Папоротники прикрепляются к почве ризоидами.
VI. Решение биологических задач.
1. Имеются растения индикаторы. Если на лугу растет хвощ : какая почва -кислая или щелочная?
2. На одном из двух поколений папоротника имеются ризоиды. Какое это поколение?
3. При добычи торфа находят остатки лодок, рыцарей в доспехах, животных. Почему?
За верные ответы учащиеся получают жетоны. Группа, набравшая большее количество жетонов, является победителем.
VII. Проверка знаний и умений. Каждый учащийся заполняет таблицу.( по вариантам)
№
|
Растение
|
Отдел
|
Какие
органы
|
Распространение
|
Значение
|
1
2
3
4
5
6
|
Орляк
Сфагнум
Хвощ полевой
Щитовник
Кукушкин лен
Плаун булавовидный
|
|
|
|
|
VIII. Подведение итогов.