Урок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»
(к учебнику Геометрия 7 класс, Г.П. Бевз, Киев, 2007.)
Цели урока:
-
Обобщить и систематизировать знания по теме;
-
Развивать умение рассуждать и доказывать, внимание.
-
Развивать геометрическую интуицию, газомер.
-
Воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос «Дальше, дальше…»
-
Что такое геометрия?
-
Что такое планиметрия?
-
Приведите примеры плоских и неплоских фигур.
-
Опишите понятие точка.
-
Опишите понятие прямая.
-
Опишите понятие плоскость.
-
Что означает запись А
, В
?
-
Сформулируйте основное свойство расположения точки на прямой.
-
Что такое луч?
-
Как обозначается луч?
-
Какие лучи называются дополнительными?
-
Что такое отрезок?
-
Что такое концы отрезка?
-
В каких единицах измеряется отрезок?
-
Сформулируйте основное свойство измерения отрезков.
-
Что такое середина отрезка?
-
Что такое расстояние между двумя точками?
-
какая фигура называется углом?
-
Как обозначаются углы?
-
В каких единицах измеряются углы?
-
Какой угол называется острым?
-
Какой угол называется прямым?
-
Какой угол называется тупым?
-
Какой угол называется развернутым?
-
Сформулируйте основное свойство измерения углов.
-
Что такое биссектриса угла?
-
Какие углы называются равными?
3.
Обобщение и систематизация знаний.
Решить №1, 2 и 3 варианта 3 с. 27.
Решение заданий по рисункам 3а, 3б с.26.
4. Геометрическая пауза из истории транспортира.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение(градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятиричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута( часть градуса) и секунда( часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.
Но древние ученые производили измерения не только транспортиром – ведь этот инструмент был неудобен для измерений на местности и решения задач прикладного характера. А именно прикладные задачи и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского(I в. до.н.э). Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Таким образом, можно говорить о возникновении геодезии - системы наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
Транспорти́р (фр. transporteur, от лат. transporto «переношу») — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°. В некоторых моделях — от 0 до 360°.
Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность транспортира прямо пропорциональна его размеру.
Разновидности транспортиров
Полукруговые (180 градусов) — наиболее простые и древние транспортиры.
5. Самостоятельная работа.
Выполнить тестовые задания №1 с. 28.
6 . Итоги урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
Повторить п. 1-3.
Выполнить домашнюю самостоятельную работу:
вариант 2 и 4 с. 27.